8 сентября день памяти Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.

08.09.2022

Доброго дня! Со сретением Владимирской иконы Б.М.! Господи, какие бы я не получил известия в течение этого дня, научи принять их со спокойною душою и с твердым убеждением, что на все есть Твоя святая воля, во славу Твою, а мне грешному во спасение с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Умиление" Псково-Печерская, архистратигов Михаила, Уриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., мчч. Адриана и Натальи и иже с ними 23-х мчч., блж. Марии Дивеевской и иных святых сего дня! 

 

Свт. Феофан Затворник:

"Кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек". Долго ли попасть в этот страшный грех? Очень не долго; ибо вот какие этого рода грехи: "многое и безмерное упование на благодать Божию; отчаяние или ненадеяние на Божие благоутробие; противоречие явной и утвержденной истине и отвержение православной христианской веры. Иные к этому присоединяют зависть к духовным дарам, которые получает от Бога ближний; упорство в грехе и состарение в злобе; нерадение о покаянии до отшествия от жизни сей" (Правосл. испов. ч. З, вопр. 38). Вот сколько путей! Зайди в который-нибудь из них, уж трудно будет воротиться, так и понесет тебя к пропасти поглощающей. Противление истине начинается малыми сомнениями, возбужденными словом или писанием злым. Оставь их без внимания и врачевания, они заведут к неверию и упорству в нем. До отчаяния тоже доходят незаметно: покаюсь - говорят, и грешат. Так несколько раз; потом, видя, что покаяние не приходит, говорят в себе: так тому и быть, не совладаешь с собою, и предаются греху в полную власть. Собирается бездна грехов, а при этом допускается и бездна противлений явным влечениям Божией благодати. Когда в этом виде придет человек к мысли исправиться, множество грехов подавляет его, а противление благодати отнимает смелость приступить к Господу, и решает: "вящая вина моя, еже оставитися мне". Вот и отчаяние! Берегись начатков неверия и грехолюбия и не попадешь в эту бездну.

 

2 Кор. 10, 7-18:

На личность ли смо́трите? [Зач. 190.] Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.

Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.

Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.

Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна, –

такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.

Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.

А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.

Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.

Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,

так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.

Хвалящийся хвались о Господе.

Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.

 

Мк. 3, 28-35:

Истинно говорю вам: будут прощены сынам человеческим все грехи и хуления, какими бы ни хулили;

но кто будет хулить Духа Святого, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению.

Сие сказал Он, потому что говорили: в Нем нечистый дух.

И пришли Матерь и братья Его и, стоя вне дома, послали к Нему звать Его.

Около Него сидел народ. И сказали Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои и сестры Твои, вне дома, спрашивают Тебя.

И отвечал им: кто матерь Моя и братья Мои?

И обозрев сидящих вокруг Себя, говорит: вот матерь Моя и братья Мои;

ибо кто будет исполнять волю Божию, тот Мне брат, и сестра, и матерь.

 

Из Охридского Пролога за 26 августа

Рассуждение:

Иногда даже из уст христиан можно услышать безбожную фразу: «Здесь и Бог не может помочь!» Нет ни такой опасности, в которой Бог не способен оказать помощь, ни такого врага, который бы собственными силами, без Божия дозволения, мог [нас] победить. Не спрашивай, как это Бог разобьет сильную армию наших супостатов, – для Бога это легче, чем для тебя вдохнуть и выдохнуть воздух. Прочитай, как Бог одним стуком колес и ржанием коней устрашил сирийское войско, так что разбежалось оно и Израиль был спасен (4Цар. 7:6). Прочитай и о том, как Иерусалим был избавлен от сильной вавилонской армии – без каких-либо усилий [со стороны] царя Езекии, кроме его плача пред Богом и молитвы (4Цар. 19:35). Причем такие чудеса Господь творил не только в древние времена – совершает Он их в любое время, когда верующие Ему молятся. Так, в 1395 году монгольский хан Тамерлан с несметными полчищами подходил к Москве. Русские люди перенесли чудотворный образ Пресвятой Богородицы из Владимира в Москву, и весь народ со слезами стал молиться Пресвятой Пречистой [Деве об избавлении от врага]. Внезапно, без какой-либо видимой причины, монгольские орды начали спешно отступать и обратились в бегство. Что же произошло? Тамерлану во сне было видение: предстали ему бесчисленные сонмы небесных Ангелов и святых, среди которых была Пресвятая Богородица как Царица. Она строго пригрозила Тамерлану, повелевая немедленно отойти от Русской земли, а святители прогоняли его своими жезлами. Ужаснувшись такому сновидению, Тамерлан на рассвете приказал начать спешное отступление.

Проповедь о Христовых страданиях, как предвидел их Исаия

Я предал хребет Мой биющим и ланиты

Мои поражающим; лица Моего не закрывал

от поруганий и оплевания.

Ис.50:6

Это – пророчество, братья; а теперь послушайте точное исполнение сего пророчества; Тогда [Пилат] Иисуса, бив, предал на распятие (Мф. 27:26). Не то [же] ли это самое, что предсказал пророк; Я предал хребет Мой биющим? Слушайте дальше: Один из служителей, стоявший близко, ударил Иисуса по щеке (Ин. 18:22); и еще: Люди... ругались над Ним и били Его; и, закрыв Его, ударяли Его по лицу и спрашивали Его: прореки, кто ударил Тебя? (Лк. 22:64). Не о том ли самом предвестил и пророк: Я предал... ланиты Мои поражающим? И еще дальше: И... насмехались над Ним (Мф. 27:29)... и били Его по голове тростью, и плевали на Него (Мк. 15:19). – Не то [же] ли самое предрек[ли и уста] пророк[а]: Лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания? Посмотрите, братья, как ясно [это] пророчество: оно слово в слово предвещает грядущие события. Обратите взор и ужаснитесь, как проницательный Божий муж предвидит [имеющее быть] через стены времени толщиной в несколько столетий, – и притом гораздо отчетливее, нежели обычный глаз видит дно мелкой и прозрачной реки! Это Бог Своей неодолимой силой отверз дух смертного человека, чтобы события в далеком будущем зрел он так же ясно, как телесными очами замечает совершающееся поблизости. Сколь же тогда [отчетливее] Сам Всевидящий Бог прозревает сквозь сокровенную сердцевину наших костей и густой туман наших помыслов, [глубоко проникая] во все тайны нашего сердца? Присутствует Он в наших мыслях, прежде чем они родятся, и в наших желаниях, прежде чем они возникнут. Он единственный – непогрешимый [в серб, букв.: не обманутый. – Пер.] и непрелыцаемый Свидетель всех событий, совершающихся снаружи и внутри, в высоте и в глубине, на долготе и на широте. И Он [со всей] истинно[стью] свидетельствует нашему духу о том, что́ наш дух желает знать ради доброй пользы и спасения души.

О всевидящий и пречудный Свидетель всех тайн на небе и на земле, наш благой Создатель и Промыслитель! Ты единственный видишь немощь каждого из нас. Помоги нам, и паки молим: помоги – узнать то, что́ нужно нам, для нашего вечного спасения. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ВЛАДИМИРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Празднество Владимирской иконе Божией Матери установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет-Гирея. Татарские полчища приближались к Москве, предавая огню и разрушению русские города и селения, истребляя их жителей. Великий князь Василий собирал войско против татар, а Московский митрополит Варлаам вместе с жителями Москвы усердно молился об избавлении от гибели. В это грозное время одна благочестивая слепая инокиня имела видение: из Спасских ворот Кремля выходили московские святители, покидая город и унося с собой Владимирскую икону Божией Матери - главную святыю Москвы, - в наказание Божие за грехи ее жителей. У Спасских ворот святителей встретили преподобные Сергий Радонежский и Варлаам Хутынский, слезно умоляя их не оставлять Москвы. Все они вместе принесли Господу пламенную молитву о прощении согрешивших и избавлении Москвы от врагов. После этой молитвы святители возвратились в Кремль и внесли обратно Владимирскую святую икону. Подобное же видение было и московскому святому, блаженному Василию, которому было открыто, что заступлением Божией Матери и молитвами святых Москва будет спасена. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском, устремившимся на их полки. Татары в страхе бежали, столица Русского государства была спасена.

Празднование иконе Божией Матери Владимирской совершается также 23 июня и 26 августа.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 4

Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о, пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих,// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

Перевод: Сегодня светло радуется славнейший город Москва, как сияние солнца приняв, Владычица, чудотворную Твою икону, к ней же мы сейчас приходим и молимся Тебе, взывая так: «О пречудная Владычица Богородица, молись воплощенному из Тебя Христу Богу нашему, да сохранит город этот и все города и страны христианские невредимыми от всех вражеских козней и спасет души наши, так как Он Милосердный».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых/ прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́ и обы́чно зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице воспеваем победную песнь, так как избавились от бед пришествием Твоего почитаемого образа, Владычица Богородица, и радостно празднуем встречу с Тобой и по обычаю взываем к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая».

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8

К Взбра́нней Воево́де и Засту́пнице, Де́ве и Богоро́дице,/ в чи́стей со́вести, ве́рою утверди́вшеся, ру́сстии наро́ди,/ невозвра́тно наде́жду иму́ще, притеце́м,/ к чудотво́рному Ея́ и пречи́стому о́бразу, и возопие́м Ей:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Перевод: К обороняющей нас Военачальнице и Заступнице, Деве и Богородице, с чистой совестью, утвердившись в вере, русские народы, имея неизменную надежду, придем, к чудотворному Ее и пречистому образу, и воззовем к Ней: «Радуйся Невеста, брака не познавшая».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»

О, Всеми́лостивейшая Госпоже́ Богоро́дице, Небе́сная Цари́це, Всемо́щная Засту́пнице, непосты́дное на́ше Упова́ние! Благодаря́ще Тя о всех вели́ких благодея́ниях, в ро́ды родо́в лю́дем росси́йским от тебе́ бы́вших, пред пречи́стым о́бразом Твои́м мо́лим Тя: сохрани́ град сей (или: весь сию́, или: святу́ю оби́тель сию́) и предстоя́щия рабы́ Твоя́ и всю Зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельства, земли́ трясе́ния, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Сохрани́ и спаси́, Госпоже́, Вели́кого Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́ и Господи́на на́шего (имярек), Преосвяще́ннейшего епи́скопа (или: архиепи́скопа, или: митрополи́та) (титул), и вся Преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя. Даждь им Це́рковь Росси́йскую до́бре упра́вити, ве́рныя о́вцы Христо́вы неги́блемы соблюсти́. Помяни́, Влады́чице, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, согре́й сердца́ их ре́вностию о Бо́зе и досто́йно зва́ния своего́ ходи́ти коего́ждо укрепи́. Спаси́, Госпоже́, и поми́луй и вся рабы́ Твоя́ и да́руй нам путь земна́го по́прища без поро́ка прейти́. Утверди́ нас в ве́ре Христо́вой и во усе́рдии ко Правосла́вной Це́ркви, вложи́ в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух смире́ния, в напа́стех терпе́ние нам пода́ждь, во благоде́нствии – воздержа́ние, к бли́жним любо́вь, ко враго́м всепроще́ние, в до́брых де́лех преуспе́яние. Изба́ви нас от вся́каго искуше́ния и от окамене́ннаго нечу́вствия, в стра́шный же день Суда́ сподо́би нас хода́тайством Твои́м ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.