8 ноября день памяти Святителя Феофила, архиепископа Новгородского

08.11.2022

Свт. Феофан Затворник:

Господь дал молитву общую для всех, совместив в ней все нужды наши, духовные и телесные, внутренние и внешние, вечные и временные. Но так как в одной молитве нельзя совместить всего, о чем приходится молиться Богу в жизни, то, после молитвы общей, дано правило на случай частных о чем-либо прошений: «проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдёте; стучите и отворят вам» (Лк.11:9). В церкви Божией так и делается: христиане все обще молятся об общих нуждах, но каждый частно излагает пред Господом свои нужды и потребности. Обще молимся в храмах по установленным чинопоследованиям, которые все ничто иное, как разъясненная и в разных видах изложенная молитва Господня, а частно, дома, вся­кий как умеет просит Господа о своем. И в храме можно молиться о своем, и дома можно молиться о своем, и дома можно молиться общею молитвою. Об одном только надо заботиться, чтобы, когда стоим на молитве, дома ли или в церкви, у нас на душе была действительная молитва, действительное обращение и восхождение ума и сердца вашего к Богу. Как кто сумеет пусть делает это. Не стой как статуя и не бормочи молитв, как заведенная машинка, играющая песни. Сколько ни стой так и сколько ни бормочи, нет у тебя молитвы, когда ум блуждает и сердце полно суетных чувств. Уж если стоишь на молитве, приладился к ней, что стоит тебе и ум и сердце привлечь сюда же? И влеки их, хотя бы они упорствовать стали. Тогда составится молитва настоящая и привлечет милость Божию и Божие обетование молитве: просите и дастся, исполнится. Не дается часто оттого, что прошения нет, а только просительное положение.

 

Апостола Павла послание к колоссянам

Кол. 2:20 - 3:3:

Итак, если вы со Христом умерли для стихий мира, то для чего вы, как живущие в мире, держитесь постановлений:

«не прикасайся», «не вкушай», «не дотрагивайся»

(что все истлевает от употребления), по заповедям и учению человеческому?

Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти.

 

Евангелие по Луке

Лк. 11, 1–10:

Случилось, что когда Он в одном месте молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих.

Он сказал им: когда мо́литесь, говорите: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

хлеб наш насущный подавай нам на каждый день;

и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем всякому должнику нашему; и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого.

И сказал им: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придёт к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,

ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;

а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.

Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.

[Зач. 56.] И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

 

Из Охридского Пролога за 26 октября

Рассуждение:

Чудо, совершенное святым Димитрием Солунским. Святой Димитрий, будучи при жизни солунским воеводой, остался таким и по смерти. Его присутствие в Солуни особенно ощущали в годину тяжких испытаний. [Ибо] он обороняет град, отвращает бедствия, отражает нашествия завоевателей и помогает каждому, кто призовет его имя. Вот дивный случай его необычайной помощи страждущим людям. Однажды Солунь осадили варвары, но не могли взять. Исполнившись вследствие сего гнева и ярости, они пленили множество окрестных жителей и двух красивых девушек увели в рабство, подарив их своему князю. Девушки эти были искусными вышивальщицами. Князь, увидев некоторые их ручные работы, сказал им: «Слышу я, что в вашей стране есть великий бог Димитрий, творящий дивные чудеса. Изобразите же своей вышивкой на полотне его лик». Девушки ответили ему, что Димитрий – не Бог, а Божий служитель и помощник христиан. Сначала они отказывались вышивать его лик, но когда князь пригрозил им смертью, исполнили повеление, окончив дело ко дню памяти святого Димитрия. И вот накануне [великого] праздника обе они смотрели на свое рукоделье и горько плакали, во-первых, оттого, что сей праздник придется им провести в рабстве, а во-вторых – что вышитый лик своего наиболее чтимого святого вынуждены они будут отдать варвару. И молились обе девицы святому Димитрию, чтобы простил он им это. Но вдруг явился им сам святой великомученик, взял их, как некогда Ангел пророка Аввакума, перенес в Солунь и поставил в своем храме. В церкви служили всенощное бдение, и народу было очень много. Узнав о чудесном спасении этих девушек-христианок, все прославили Бога и его великого служителя и воеводу, святого Димитрия.

Проповедь о сердце, готовом для Бога

Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое.

Пс. 56:8

Блажен тот [человек], братья, кто может так сказать Господу своему! Блажен тот, чье сердце всецело готово следовать воле Божией. В том и состоит готовность человеческого сердца, чтобы радостно повиноваться Божией воле, не смущаясь никакими собственными мыслями и желаниями. Прежде покаяния царь Давид влачился в первую очередь за своими греховными помыслами и вожделениями и походил на корабль, бедствующий в волнующемся море. Но когда увидел он, что буря его потопит, то обратился к Богу с великим покаянием и плачем и всецело передал корабль своей жизни в руки Божии. Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое! – восклицает он с безмерным душевным спокойствием, ибо знает, что вверил свое судно в руки самому искусному Кормчему. Неистовствуют ли еще штормы, налетают ли ветры и волны – он их [уже] не боится, так как уверен, что его корабль ничто не способно разбить и что безмятежно достигнет он тихой пристани. Готовое сердце – это сердце, очищенное от гордости и смирившееся пред величием Божией силы и премудрости. Готовое сердце – это сердце, отрешенное от всех мірских прихотей и грез и наполненное единым стремлением к Богу и любовью к Богу. Готовое сердце – это сердце, излеченное от всех беспокойств, забот и тревог и утешаемое и ободряемое присутствием Божией благодати. Воспою и пою Тебя во славе моей – так продолжает Псалмопевец [свою песнь]. И это в самом деле отражает всю готовность его сердца. Ведь не кичится он своей царской славой, но относит ее к Богу. Уничижил он себя пред Богом до предела, и [ныне] вся его сладость – величать и прославлять Бога. Его личная слава дает ему лишь повод к прославлению преславного Бога своего.

О братья мои, потрудимся над тем, чтобы и наши сердца оказались как можно скорее готовыми пред Богом – готовыми слышать слово Божие, готовыми следовать воле Божией и готовыми прославлять Бога живого.

О Господи Боже, Создатель наш бессмертный, помоги нам подготовить свои сердца, чтобы были они сосудами Твоей животворящей благодати. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СВЯТИТЕЛЬ ФЕОФИЛ, АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ

Святитель Феофил, архиепископ Новгородский, был избран по жребию после смерти святителя Ионы († 1471; память 5 ноября) и возведен в сан архиепископа Новгородского 15 декабря 1472 года в Москве. До возведения в сан архиепископа он подвизался ризничим в Отенской пустыни. Трудный жребий выпал на долю святителя по управлению новгородской паствой: посадница Марфа Борецкая и ее приверженцы вооружали и возмущали народ против великого Московского князя Иоанна III, а монах Пимен, сторонник Борецких, разжигал в пастве ненависть к архиепископу. Некоторые из новгородцев склонялись перейти на сторону Литвы, изменив Московскому князю, и готовы были пойти на вероотступничество. Святитель Феофил останавливал мятежных новгородцев: "Не изменяйте Православию или не буду пастырем отступников, уйду назад в смиренную келью, откуда извлекли вы меня на позорище мятежа". Сохранилась отреченная грамота святителя, написанная в 1479 году. Однако ослепленный народ не внимал словам пастыря: между Новгородом и Москвой разгорелась междоусобная война. Разбитые новгородцы вынуждены были просить пощады, и многие из них обязаны жизнью заступничеству святителя. В 1480 году святитель Феофил был отправлен Иоанном III на заточение в Московский Чудов монастырь и "сидел полтретья лето, ту и преставися". По преданию, когда святитель Феофил лежал больной в Чудовом монастыре, во сне явился к нему Новгородский святитель Нифонт (†1156; память 8 апреля), похороненный в пещерах преподобного Антония Печерского, и напомнил об обещании поклониться Печерским чудотворцам. Святой архиепископ отправился в Киев и уже приближался к Днепру, как болезнь его усилилась, и он получил откровение, что хотя не дойдет живым до пещер, но тело его упокоится в них. Это исполнилось.

Память его совершается также с Собором Дальних пещер 28 августа и во 2-ю Неделю Великого поста, с общим Собором Киево-Печерских отцов.

Тропарь преподобному Феофилу Печерскому, архиепископу Новгородскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 4

Пра́вило ве́ры, и о́браз кро́тости,/ и воздержа́ния изве́стный учи́тель Христо́ву ста́ду вои́стину был еси́,/ уча е́ вы́ну смире́нию,/ не му́дрствовати е́же высо́кая,/ сего́ ра́ди стяжа́л, я́же жела́ше,/ о́тче святи́телю Фео́филе,// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Правилом веры и образом кротостивоздержания известным учителем ты воистину был для Христова стада, уча его смирению, а не отвлеченному мудрствованию, потому и обрел то, что желал, отче святитель Феофил, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак преподобному Феофилу Печерскому, архиепископу Новгородскому, в Дальних пещерах почивающему, глас 4

Я́ко вои́стинну по и́мени своему́ ты,/ Боголюбе́зне святи́телю Фео́филе и преподо́бне, соблю́дши,/ яви́ся тебе́ Христо́с Спас,/ обеща́я ти Живо́т и Ца́рствие Свое́,// в не́мже, днесь лику́я, не забу́ди нас, рабо́в твои́х.

Перевод: Так как ты истинно соблюдал жизнь свою, согласно с именем твоим (Феофил от греч. Θεόφιλος - друг Божий), Боголюбезный преподобный святитель Феофил, явился тебе Христос Спаситель, обещая тебе жизнь вечную и Царствие Свое, в котором сегодня радуясь, не забывай нас, рабов твоих.