6 октября день памяти Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Словенской иконы Божией Матери (1635).

06.10.2021

ЗАЧАТИЕ СЛАВНОГО ПРОРОКА, ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА

Зачатие славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святой пророк Малахия предсказывал, что раньше Мессии явится Его Предтеча, который укажет на Его пришествие. Поэтому иудеи, ожидавшие Мессию, ждали и явление Его Предтечи. В городе Иудином Нагорной страны Палестины жили праведные священник Захария и жена его Елисавета, беспорочно соблюдавшие заповеди Господни. Однако супруги были несчастны: дожив до преклонных лет, они были бездетны и не переставали молиться Богу, чтобы Он даровал им дитя. Однажды, когда святой Захария был очередным священником в храме Иерусалимском, он вошел во время Богослужения в Святилище для каждения фимиамом. Войдя за завесу Святилища, он увидел Ангела Божия, стоявшего по правую сторону кадильного жертвенника. Святой Захария смутился и остановился в страхе, но Ангел сказал ему: "Не бойся, Захария, твоя молитва услышана, жена твоя, Елисавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн". Но праведный Захария не поверил словам Небесного вестника, и тогда Ангел сказал ему: "Я - Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан благовестить тебе это. И вот, ты будешь немым до дня рождения, потому что не поверил словам моим". Между тем народ ждал Захарию и удивлялся, что он так долго не выходит из Святилища. И когда он вышел, то должен был преподать народу благословение, но не смог произнести его, так как был поражен немотой. Когда Захария знаками объяснил, что не может говорить, то народ понял, что ему было видение. Пророчество Архангела исполнилось, и праведная Елисавета разрешилась от уз неплодия, родив миру Предтечу и Крестителя Господня Иоанна.

Тропарь зачатию Иоанна Предтечи, глас 4

Пе́рвее неражда́ющая непло́ды, возвесели́ся,/ се бо зачала́ еси́ Со́лнца свети́льника я́ве,/ просвеща́ти иму́ща всю вселе́нную, слепото́ю неду́гующую./ Лику́й, Заха́рие, вопия́ со дерзнове́нием:// проро́к Вы́шняго есть хотя́й роди́тися.

Кондак зачатию Иоанна Предтечи, глас 1

Весели́тся све́тло Заха́рия вели́кий/ со всесла́вною Елисаве́тию сопру́жницею,/ досто́йно зачина́юще Иоа́нна Предте́чу,/ его́же Арха́нгел благовести́, ра́дуяся,/ и челове́цы достодо́лжно почти́м,// я́ко таи́нника благода́ти.

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну 

Крести́телю Христо́в, пропове́дниче покая́ния, ка́ющагося не пре́зри мене́, но совокупля́яся с во́и Небе́сными, моли́ся ко Влады́це за мене́, недосто́йнаго, уны́лаго, немощна́го и печа́льнаго, во мно́гия бе́ды впа́дшаго, утружде́ннаго бу́рными по́мыслы ума́ моего́. Аз бо есмь верте́п злых дел, отню́дь не име́яй конца́ грехо́вному обы́чаю, пригвожде́н бо есть ум мой земны́м веще́м. Что сотворю́? Не вем. И к кому́ прибе́гну, да спасе́на бу́дет ду́ша моя́? То́кмо к тебе́, святы́й Иоа́нне, благода́ти тезоимени́те, я́ко тя пред Го́сподем по Богоро́дице вем бо́льша бы́ти рожде́нных всех, ты бо сподо́бился еси́ косну́тися верху́ Царя́ Христа́, взе́млющаго грехи́ ми́ра, А́гнца Бо́жия. Его́же моли́ за гре́шную мою́ ду́шу, да поне́ отны́не, в пе́рвый на́десять час, понесу́ тяготу́ благу́ю и прииму́ мзду с после́дними. Ей, Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний Проро́че, пе́рвый во благода́ти му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, к тебе́ прибега́ю: не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, но возста́ви мя, низве́рженнаго мно́гими грехи́. Обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием, поне́же обоего́ нача́льник еси́: креще́нием омыва́яй прароди́тельный грех, покая́нием же очища́яй коего́ждо де́ло скве́рно. Очи́сти мя, греха́ми оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

Молитва вторая Предтече и Крестителю Господню Иоанну

Крести́телю Христо́в, честны́й Предте́че, кра́йний проро́че, пе́рвый му́чениче, по́стников и пусты́нников наста́вниче, чистоты́ учи́телю и бли́жний дру́же Христо́в! Тя молю́, и тебе́ прибега́ю не отри́ни мене́ от твоего́ заступле́ния, не оста́ви мя па́дшего мно́гими грехи́; обнови́ ду́шу мою́ покая́нием, я́ко вторы́м креще́нием; очи́сти мя, грехи́ оскверне́ннаго, и пону́ди вни́ти, а́може ничто́же скве́рно вхо́дит, в Ца́рствие Небе́сное. Ами́нь.

 

Чу­до­твор­ная Сло­вен­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри бы­ла чу­дес­ным об­ра­зом об­ре­те­на 15 мая 1628 го­да неким Ти­том Гав­ри­ло­вым, жи­те­лем де­рев­ни Шерст­не­во Га­лич­ско­го уез­да Ко­стром­ской гу­бер­нии.

Пре­да­ние гла­сит о том, что явив­шись в ви­де­нии тя­же­ло бо­ля­ще­му, рас­слаб­лен­но­му (па­ра­ли­зо­ван­но­му) и ослеп­ше­му Ти­ту, Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца по­ве­ле­ла ему ид­ти к реч­ке Сло­вин­ке, про­те­кав­шей в Кус­ской во­ло­сти и в об­вет­шав­шей, за­бро­шен­ной церк­ви за пре­сто­лом, под де­ре­вом, про­рос­шим сквозь раз­ру­шен­ную кров­лю хра­ма, най­ти Ее свя­тую ико­ну.

При­дя в се­бя, со­вер­шен­но ис­це­лив­ший­ся Тит, не мед­ля ни ми­ну­ты, вме­сте с мест­ным свя­щен­ни­ком Ев­до­ки­мом от­пра­вил­ся по пу­ти, ука­зан­но­му в ви­де­нии Бо­жи­ей Ма­те­рью. В од­ной из де­ре­вень, встре­тив­ших­ся им на пу­ти, – До­ро­ни­но – жил и про­мыш­лял охо­той некий зве­ро­лов по име­ни Иа­к­инф. Он-то и при­вел стран­ни­ков к древ­ней церк­ви, ко­то­рая уже бо­лее ше­сти де­ся­ти­ле­тий сто­я­ла в за­пу­сте­нии. За пре­сто­лом вет­хо­го хра­ма сто­ял пре­крас­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, из­лу­чав­ший осле­пи­тель­ный свет. Чу­дес­ное об­ре­те­ние чу­до­твор­ной ико­ны Тит Гав­ри­лов по­чел зна­ме­ни­ем для се­бя, и, ре­шив не воз­вра­щать­ся до­мой, остал­ся на ме­сте яв­ле­ния ико­ны, а позд­нее при­нял мо­на­ше­ство. От об­ра­за Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы с той по­ры ста­ли про­ис­те­кать мно­го­чис­лен­ные чу­де­са.

По ис­сле­до­ва­нии же чу­дес, про­изо­шед­ших от чу­до­твор­ной Сло­вен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, по­ве­ле­ни­ем ца­ря Ми­ха­и­ла Фе­о­до­ро­ви­ча Ро­ма­но­ва и по бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Фила­ре­та, в 1635 го­ду на ме­сте чу­дес­но­го яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за был ос­но­ван муж­ской мо­на­стырь – Сло­вен­ская пу­стынь, про­су­ще­ство­вав­шая до 1764 го­да. Чу­до­твор­ная ико­на по­сле упразд­не­ния мо­на­сты­ря бы­ла пе­ре­не­се­на в сель­ский де­ре­вян­ный храм (ныне се­ло Сло­вин­ка Ан­тро­пов­ско­го рай­о­на Ко­стром­ской об­ла­сти).

Точ­ный спи­сок с об­ра­за на­хо­дил­ся в с. Но­воспас­ском Дмит­ров­ско­го уез­да Мос­ков­ской гу­бер­нии.

В 1806 го­ду ря­дом с де­ре­вян­ным был воз­ве­ден ка­мен­ный храм в честь чу­до­твор­ной Сло­вен­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, пе­ре­стро­ен­ный в 1892 го­ду в но­вый, с тре­мя пре­сто­ла­ми, освя­щен­ны­ми в честь Сло­вен­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, во имя свя­то­го Про­ро­ка, Пред­те­чи и Кре­сти­те­ля Гос­под­ня Иоан­на и во имя пре­по­доб­ных Зо­си­мы и Сав­ва­тия, Со­ло­вец­ких чу­до­твор­цев.

И се­го­дня чу­до­твор­ный Сло­вен­ский об­раз, пре­бы­ва­ю­щий в сте­нах это­го хра­ма, по­да­ет уте­ше­ние и ми­ло­серд­ное за­ступ­ле­ние всем ве­ру­ю­щим, об­ра­ща­ю­щим­ся с го­ря­чи­ми мо­лит­ва­ми к Ца­ри­це Небес­ной.