6 июля день памяти Владимирской иконы Божией Матери, Мученицы Агриппины Римляныны

06.07.2020

МУЧЕНИЦА АГРИППИНА РИМЛЯНЫНЯ

Свя­тая Агрип­пи­на жи­ла в III ве­ке. Она ро­ди­лась в Ри­ме и про­ис­хо­ди­ла из знат­ной се­мьи. С юно­сти де­ва по­свя­ти­ла се­бя Бо­гу. Бла­го­уха­ние ее доб­ро­де­те­лей бы­ло для хри­сти­ан по­доб­но пред­вку­ше­нию рай­ско­го бла­жен­ства, и они от­ре­ка­лись от стра­стей, чтобы вслед за свя­той Агрип­пи­ной пой­ти по пу­ти чи­сто­ты и дев­ства. Мно­гие юные де­вы и жен­щи­ны зре­ло­го воз­рас­та стре­ми­лись раз­де­лить ее об­раз жиз­ни, чтобы иметь часть в той бла­го­да­ти, ко­то­рую Гос­подь да­ро­вал свя­той Агрип­пине.

Од­на­ко у языч­ни­ков ее си­я­ю­щие доб­ро­де­те­ли по­ро­ди­ли за­вист­ли­вую нена­висть. Они вы­да­ли свя­тую Агрип­пи­ну вла­стям во вре­ме­на го­не­ний при Ва­ле­ри­ане (257). Ее об­ви­ни­ли в том, что она вос­ста­ет про­тив ин­сти­ту­та бра­ка и с по­мо­щью мо­шен­ни­че­ства об­ма­ны­ва­ет де­ву­шек. На это неве­ста Хри­сто­ва от­ве­ча­ла, что от­нюдь ни­ко­го не вво­дит в за­блуж­де­ние, но при­во­дит к Бо­гу и что про­по­ве­ду­е­мое ею дев­ство не угро­жа­ет об­ще­ствен­ным уста­нов­ле­ни­ям, а яв­ля­ет­ся пу­тем еди­не­ния со Спа­си­те­лем, Ко­то­рый при­шел в мир, ро­див­шись от Де­вы.

Из люб­ви к Небес­но­му Же­ни­ху свя­тая Агрип­пи­на с го­тов­но­стью по­шла на му­че­ни­че­ство. Ее би­ли по устам, но она хра­ни­ла мол­ча­ние, под­ры­вая этим са­ми ос­но­вы нече­стия. Ее об­на­жи­ли и би­че­ва­ли так, что кровь за­ли­ла всю зем­лю во­круг, но му­че­ни­ца пре­одо­ле­ла все ве­ро­лом­ные коз­ни вра­га ро­да че­ло­ве­че­ско­го. С ру­ка­ми и но­га­ми, за­ко­ван­ны­ми в ко­лод­ки, она раз­вен­ча­ла за­блуж­де­ния языч­ни­ков. Ан­гел Бо­жий по­се­тил му­че­ни­цу и ис­це­лил ее ра­ны, и вско­ре она сно­ва с той же ре­ши­мо­стью пред­ста­ла пе­ред су­дом. В но­вых му­че­ни­ях свя­тая Агрип­пи­на пре­да­ла Бо­гу ду­шу и унес­ла на Небе­са по­бед­ный ве­нец.

По­дру­ги и ду­хов­ные сест­ры Агрип­пи­ны, свя­тые Вас­са, Пав­ла и Ага­фо­ни­ка, при­шли на суд, невзи­рая на угро­зу их соб­ствен­ной жиз­ни. Ко­гда те­ло му­че­ни­цы бро­си­ли на съе­де­ние псам, де­вы взя­ли остан­ки и ушли. Но­чью их вел столп све­та, они пе­ре­хо­ди­ли от од­но­го го­ро­да к дру­го­му и на­ко­нец до­стиг­ли Си­ци­лии. Они по­греб­ли те­ло Агрип­пи­ны в ме­сте, на­зы­вав­шем­ся Ме­ний.

Впо­след­ствии там бы­ла воз­ве­де­на цер­ковь в честь му­че­ни­цы Хри­сто­вой. При­сут­ствие ее свя­тых мо­щей из­гна­ло бе­сов, ко­то­рым оби­та­те­ли ост­ро­ва по­кло­ня­лись как бо­гам, и спас­ло лю­дей от мра­ка за­блуж­де­ний. Са­ра­цин­ские пи­ра­ты, по­смев­шие на­пасть на храм, по­гиб­ли по­сле то­го, как в небе яви­лась зо­ло­тая го­луб­ка с кре­стом. Впо­след­ствии про­ка­жен­ные и мно­гие дру­гие боль­ные, при­хо­див­шие по­чтить мо­щи свя­той Агрип­пи­ны, по­лу­ча­ли ис­це­ле­ние от неду­гов.

Свя­тые Вас­са, Пав­ла и Ага­фо­ни­ка так­же удо­сто­и­лись му­че­ни­че­ских вен­цов.

Тропарь мученице Агриппине Римляныне, глас 4

А́гница Твоя́, Иису́се, Агрипи́на,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и Тебе́ и́щущи страда́льчествую,/ и сраспина́юся и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя,/ да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мученице Агриппине Римляныне, глас 4

Све́тлых по́двиг твои́х светоно́сный наста́ день,/ во́ньже почита́ющи сих, Боже́ственная Це́рковь/ вся созыва́ет ве́село вопи́ти тебе́:/ ра́дуйся, де́во и му́ченице,// Агрипи́но всечестна́я.

 

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 4

Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о, пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих,// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8

Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых/ прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́ и обы́чно зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8

К Взбра́нней Воево́де и Засту́пнице, Де́ве и Богоро́дице,/ в чи́стей со́вести, ве́рою утверди́вшеся, ру́сстии наро́ди,/ невозвра́тно наде́жду иму́ще, притеце́м,/ к чудотво́рному Ея́ и пречи́стому о́бразу, и возопие́м Ей:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»

О, Всеми́лостивейшая Госпоже́ Богоро́дице, Небе́сная Цари́це, Всемо́щная Засту́пнице, непосты́дное на́ше Упова́ние! Благодаря́ще Тя о всех вели́ких благодея́ниях, в ро́ды родо́в лю́дем росси́йским от тебе́ бы́вших, пред пречи́стым о́бразом Твои́м мо́лим Тя: сохрани́ град сей (или: весь сию́, или: святу́ю оби́тель сию́) и предстоя́щия рабы́ Твоя́ и всю Зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельства, земли́ трясе́ния, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Сохрани́ и спаси́, Госпоже́, Вели́кого Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́ и Господи́на на́шего (имярек), Преосвяще́ннейшего епи́скопа (или: архиепи́скопа, или: митрополи́та) (титул), и вся Преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя. Даждь им Це́рковь Росси́йскую до́бре упра́вити, ве́рныя о́вцы Христо́вы неги́блемы соблюсти́. Помяни́, Влады́чице, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, согре́й сердца́ их ре́вностию о Бо́зе и досто́йно зва́ния своего́ ходи́ти коего́ждо укрепи́. Спаси́, Госпоже́, и поми́луй и вся рабы́ Твоя́ и да́руй нам путь земна́го по́прища без поро́ка прейти́. Утверди́ нас в ве́ре Христо́вой и во усе́рдии ко Правосла́вной Це́ркви, вложи́ в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух смире́ния, в напа́стех терпе́ние нам пода́ждь, во благоде́нствии – воздержа́ние, к бли́жним любо́вь, ко враго́м всепроще́ние, в до́брых де́лех преуспе́яние. Изба́ви нас от вся́каго искуше́ния и от окамене́ннаго нечу́вствия, в стра́шный же день Суда́ сподо́би нас хода́тайством Твои́м ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.