6 февраля день памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской

06.02.2022

С Собором новомучеников и исповедников Церкви Русской!  Господи, дай нам вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи нас, благослови все наши выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой нас всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей нашей жизни во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Варахиила, Иеремиила, наших Ангелов хранителей и прочих Святых Небесных сил бесплотных, блжж. Ксении Петербургской, Валентины Минской и иных святых сего дня!  Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

1-е посл. к Тимофею св. ап. Павла Гл. 4 (9-15)

Слово сие верно и всякого принятия достойно. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи. Никто да не пренебрегает юностью твоею; но будь образцом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте. Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением. Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден.

От Луки св. благовествование Гл. 19 (1-9)

Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

Из Охридского Пролога за 24 января:

Рассуждение

В наши дни нередко слышишь от родителей такие слова: «Мы хотим обеспечить жизнь нашему ребенку!» Потому и взваливают они на себя труды премногие, копят богатство, часто неправедное, обучают своих детей тем профессиям, которые приносят больше всего телесного достатка и материального прибытка в этой жизни. Заботятся обо всем этом мнимые христиане! Делают они это потому, что их понятия о подлинной жизни и о ее действительном упрочении ошибочны. А вот как готовит своего сына к настоящей жизни истинная христианка: перед [своей] смертью блаженная Евфросиния говорила своему сыну, Клименту Анкирскому: «Окажи мне честь, о сыне мой, и мужественно стань за Христа, и исповедай Его твердо и непоколебимо! Уповаю я, о сердце мое, что вскоре процветет на тебе венец мученичества и в мою честь, и во спасение многих... Не страшись ни угроз, ни меча, ни ран, ни огня. Ничто да не отлучит тебя от Христа, но впери взор свой в небо и оттуда ожидай великого, и вечного, и богатого воздаяния от Бога. Бойся Божия величия, страшись Его Суда, трепещи пред Его всевидящим оком, ибо отрекшиеся от Него унаследуют огонь неугасимый и червя неусыпающего. Сие да будет наградой от тебя, сыне мой сладчайший, за болезни мои в рождении твоем и за труды по воспитанию твоему – да нарекусь я матерью мученика... Кровь, принятую от меня, не щади, но пролей, дабы и я от того восприняла почесть. Отдай тело на мучения – да от того возрадуюсь и я пред Господом нашим, как бы и сама я ради Него пострадала».

Проповедь о самом проницательном Пророке

Для чего вы мыслите худое

в сердцах ваших?

Мф. 9:4

Когда Господь [благо]изволил бросить укоризну фарисеям и книжникам, они в ту минуту никого не убили, не обманули, не ограбили. И не только это, но в то мгновение они даже не оскорбили никого словом. Почему же тогда Господь их упрекнул, если не сделали они никакого греха: ни делом, ни словом? – Потому они помыслили худое.

Злой помысел – это тоже грех. Это [то] великое новое, которое Христос приносит в мір. Ведь именно злой помысел – источный грех всякого порока, так как прежде греховного слова или дела человек впадает в прегрешение мысленное. Помысел – первопричина греха, все прочие грехи суть только следствия. Кто хочет истребить следствия, обязан искоренить первопричину. Кто намеревается остановить течение реки, должен иссушить ее истоки. Итак, пусть никто не оправдывается: я, дескать, не грешен, потому что никого не убил, не ограбил, не обесчестил и не оклеветал. Ведь мы исполнены помыслами убийств, грабежей, насилий и обманов! И если мы делом не учинили тот или иной грех, то это лишь плод милости Божией и внешних обстоятельств. Если бы Бог попустил и обстоятельства тому благоприятствовали, мы совершили бы все те грехи, о которых подумали. Змея ядовита не только когда укусит, но и когда не укусит, потому что носит яд в себе.

Следовательно, помысел – не только грех, но и источник греха, начало греха, семя и корень греха. Вот почему Господь, всевидящий и всеведущий, укорил помысливших злое: Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

О Господи всевидящий и всеведущий, помоги нам очистить наше сердце и ум от злых помыслов, дабы тем самым и слова, и дела наши были чистыми. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

В этот день Свя­тая Цер­ковь со­вер­ша­ет по­ми­но­ве­ние и всех усоп­ших, по­стра­дав­ших в го­ди­ну го­не­ний за ве­ру Хри­сто­ву. По­ми­но­ве­ние это со­вер­ша­ет­ся по опре­де­ле­нию Свя­щен­но­го Си­но­да Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви от 30 ян­ва­ря 1991 го­да на ос­но­ва­нии ре­ше­ния По­мест­но­го Со­бо­ра 1917–1918 го­дов.

Же­сто­кий и кро­ва­вый XX век стал осо­бен­но тра­ги­че­ским для Рос­сии, по­те­ряв­шей мил­ли­о­ны сво­их сы­нов и до­че­рей не толь­ко от ру­ки внеш­них вра­гов, но и от соб­ствен­ных го­ни­те­лей-бо­го­бор­цев. Сре­ди зло­дей­ски уби­ен­ных и за­му­чен­ных в го­ды го­не­ний бы­ло неис­чис­ли­мое мно­же­ство пра­во­слав­ных: ми­рян, мо­на­хов, свя­щен­ни­ков, ар­хи­ере­ев, един­ствен­ной ви­ной ко­то­рых ока­за­лась твер­дая ве­ра в Бо­га.

Про­слав­ле­ние в ли­ке свя­тых сон­ма но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Церк­ви Рус­ской на юби­лей­ном Ар­хи­ерей­ском Со­бо­ре 2000 го­да, на ру­бе­же ты­ся­че­ле­тий, под­ве­ло чер­ту под страш­ной эпо­хой во­ин­ству­ю­ще­го без­бо­жия. Это про­слав­ле­ние яви­ло ми­ру ве­ли­чие их по­дви­га, оза­ри­ло пу­ти Про­мыс­ла Бо­жье­го в судь­бах на­ше­го Оте­че­ства, ста­ло сви­де­тель­ством глу­бо­ко­го осо­зна­ния тра­ги­че­ских оши­бок и бо­лез­нен­ных за­блуж­де­ний на­ро­да. В ми­ро­вой ис­то­рии еще не бы­ва­ло та­ко­го, чтобы столь­ко но­вых небес­ных за­ступ­ни­ков про­сла­ви­ла Цер­ковь (к ли­ку свя­тых при­чис­ле­ны бо­лее ты­ся­чи но­вых му­че­ни­ков).

Сре­ди по­стра­дав­ших за ве­ру в ХХ ве­ке – свя­ти­тель Ти­хон, пат­ри­арх Мос­ков­ский и всея Ру­си, из­бра­ние ко­то­ро­го про­изо­шло в Хра­ме Хри­ста Спа­си­те­ля (1925); свя­тые цар­ствен­ные стра­сто­терп­цы; свя­щен­но­му­че­ник Петр, мит­ро­по­лит Кру­тиц­кий (1937); свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир, мит­ро­по­лит Ки­ев­ский и Га­лиц­кий (1918); свя­щен­но­му­че­ник Ве­ни­а­мин, мит­ро­по­лит Пет­ро­град­ский и Гдов­ский; свя­щен­но­му­че­ник мит­ро­по­лит Се­ра­фим (Чи­ча­гов) (1937); клю­чарь Хра­ма Хри­ста Спа­си­те­ля свя­щен­но­му­че­ник про­то­пре­сви­тер Алек­сандр (1937); пре­по­доб­но­му­че­ни­цы ве­ли­кая кня­ги­ня Ели­са­ве­та и ино­ки­ня Вар­ва­ра (1918) и це­лый сонм свя­тых яв­лен­ных и неяв­лен­ных.

См. "Список новомучеников и исповедников Церкви Русской".

 

Тропарь Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, глас 4

Днесь ра́достно лику́ет Це́рковь Ру́сская,/ я́ко ма́ти ча́да, прославля́ющи новому́ченики и испове́дники своя́:/ святи́тели и иере́и,/ ца́рственныя страстоте́рпцы, благове́рныя кня́зи и княги́ни,/ преподо́бныя мужи́ и же́ны и вся правосла́вныя христиа́ны,/ во дни гоне́ния безбо́жнаго/ жизнь свою́ за ве́ру во Христа́ положи́вшия/ и кровьми́ и́стину соблю́дшия./ Тех предста́тельством, Долготерпели́ве Го́споди,// страну́ на́шу в Правосла́вии сохрани́ до сконча́ния ве́ка.

Ин тропарь Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, глас 4

Цвети́ Росси́йскаго лу́га духо́внаго/ в годи́ну лю́тых гоне́ний ди́вно процве́тшии/ новому́ченицы и испове́дницы безчи́сленнии:/ святи́телие и па́стырие,/ мона́си и мирсти́и, му́жие, жены́ же и де́ти,/ до́брый плод в терпе́нии Христу́ прине́сшии,/ моли́теся Ему́, я́ко насади́телю ва́шему,/ да изба́вит лю́ди Своя́ от безбо́жных и злых,/ да утвержда́ется же Це́рковь Ру́сская/ кровьми́ и страда́нии ва́шими// во спасе́ние душ на́ших.

Кондак Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, глас 3

Днесь новому́ченицы Росси́йстии в ри́зах бе́лых предстоя́т А́нгцу Бо́жию/ и со а́нгелы песнь побе́дную воспева́ют Бо́гу:/ благослове́ние, и сла́ва, и прему́дрость,/ и хвала́, и честь, и си́ла, и кре́пость// на́шему Бо́гу во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ин кондак Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской, глас 2

Но́вии страстоте́рпцы Росси́йстии,/ испове́днически по́прище зе́мное прете́кшии,/ страда́ньми дерзнове́ние прии́мшии,/ моли́теся Христу́, вас укрепи́вшему,/ да и мы, егда́ найде́т на ны испыта́ния час,/ му́жества дар Бо́жий восприи́мем./ О́браз бо есте́ лобыза́ющим по́двиг ваш,/ я́ко ни скорбь, ни теснота́, ни смерть// от любве́ Бо́жия разлучи́ти вас не возмого́ша.

Молитва новомученикам и исповедникам Церкви Русской

О, святи́и новому́ченицы и испове́дницы Росси́йстии:/ святи́телие и па́стырие Це́ркве Христо́вы,/ ца́рственнии страстоте́рпцы,/ благове́рнии кня́зие и княги́ни,/ до́блии во́ини, мона́си и мирсти́и,/ благочести́вии му́жие и жены́,/ во вся́цем во́зрасте и сосло́вии за Христа́ пострада́вшии,/ ве́рность Ему́ да́же до сме́рти свиде́тельствовавшии/ и вене́ц жи́зни от Него́ прие́мшии!
Вы во дни гоне́ния лю́таго,/ зе́млю на́шу от безбо́жных пости́гшаго,/ на суди́щах, в заточе́ниих и про́пастех земны́х,/ в го́рьких рабо́тах и вся́ких ско́рбных обстоя́ниих/ о́браз терпе́ния и непосты́днаго упова́ния му́жественне яви́ли есте́./ Ны́не же, в раи́ сла́дости наслажда́ющеся,/ пред Престо́лом Бо́жиим во сла́ве предстои́те/ и при́сно хвалу́ и хода́тайство со А́нгелы и все́ми святы́ми Триеди́ному Бо́гу возно́сите.
Сего́ ра́ди мы, недосто́йнии,/ мо́лим вас, святи́и сро́дницы на́ши:/ не забу́дите земна́го оте́чества ва́шего,/ грехо́м Ка́инова братоуби́йства,/ поруга́нием святы́нь, безбо́жием и на́шими беззако́нии отягче́ннаго./ Умоли́те Го́спода Сил,/ да утверди́т Це́рковь Свою́ непоколеби́му в ми́ре сем многомяте́жнем и лука́вом;/ да возроди́т в Земли́ на́шей дух братолю́бия и ми́ра;/ да па́ки бу́дем мы ца́рское свяще́ние,/ род Бо́жий, избра́нный и святы́й,/ при́сно с ва́ми сла́вящий Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.