5 сентября день памяти Священномученика Иринея, епископа Лионского

05.09.2019

Священномученик Ириней Лионский

Священномученик Ириней, епископ Лионский, родился в 130 г. в городе Смирне. Там он получил блестящее образование, изучив поэзию, философию, риторику и все остальные науки, которые считались необходимыми для светского юноши. Его наставником в истинах христианского учения был ученик апостола Иоанна Богослова – святитель Поликарп Смирнский (память 23 февраля). Он же крестил юношу, рукоположил его впоследствии во пресвитера и послал в галльский город Лугдун (ныне Лион во Франции) к престарелому епископу Пофину. Вскоре святому Иринею было дано ответственное поручение: доставить святому папе Римскому Елевферию (177–190) письмо исповедников. Во время его отсутствия были брошены в тюрьмы все видные христиане. В 178 году, спустя год после мученической кончины епископа Пофина, святитель Ириней был избран епископом города Лугдуна. «В короткое время, – писал о нем святитель Григорий Турский, – он своей проповедью преобразовал весь Лугдун в город христианский!» Когда утихли гонения на христиан, святитель изложил православное вероучение в одном из основных своих творений под названием: «Обличение и опровержение лжеименного знания», или сокращенно: «Пять книг против ересей». В то время возник ряд религиозно–философских гностических учений. Гностики (от греческого слова «гнозис» – «знание») учили, что Бог не может воплотиться, так как материя несовершенна и является носительницей зла. Сын Божий – лишь истечение (эманация) Божества. Вместе с Ним из Божества исходит иерархический ряд сил (эонов),совокупность которых составляет «плирому», т.е. «полноту». Мир сотворен не самим Богом, а эонами или «демиургом», который ниже «плиромы».

В опровержение этой ереси Валентина святитель Ириней развил православное учение о спасении. «Слово Божие, Иисус Христос, Господь наш, по неизреченной благости Своей сделался тем, что и мы, дабы нас сделать тем, что есть Он..., – учил святитель Ириней, – Иисус– Христос Сын Божий по превосходной любви к Своему созданию снизошел до рождения от Девы, через Себя Самого соединяя человека с Богом». Через Боговоплощение творение становится сообразным и сотелесным Сыну Божию. Спасение состоит в обожении человека.

В опровержение учения другого еретика, Маркиона, отрицавшего Божественность Ветхого Завета, святитель развил учение о Едином Источнике Ветхого и Нового Заветов: «Один и тот же Дух Божий, Который через пророков возвещал, каково имело быть пришествие Господа, – писал святитель. – Он же через апостолов проповедовал, что пришла полнота времен усыновления и приблизилось Царство Небесное».

Истинность церковного учения святитель Ириней обосновал преемственностью епископата, а также тем, что Церковь древнее всех еретиков. «Всякий, кто желает знать истину, должен обратиться к Церкви, потому что апостолы только ей одной сообщили Божественную Истину. Она есть дверь к жизни».

Благотворное влияние оказал святитель Ириней в споре о праздновании Пасхи. В Малоазийской Церкви сохранялась традиция праздновать Святую Пасху 14 нисана, независимо от того, в какой день это придется. Святой папа Виктор (190–202) властно требовал единообразия, и его резкие требования могли вызвать раскол. От имени галльских христиан святитель Ириней писал папе, что нельзя допускать раскол из–за традиций, прежде всего необходимо дорожить церковным миром.

В царствование императора Севера (193–211) святитель Ириней был усечен мечом за исповедание веры в 202 году.

Апостол евангелист Иоанн Богослов, святитель Поликарп Смирнский и святитель Ириней Лионский – вот три звена в неразрывной цепи благодатного преемства, которое идет от Самого Пастыреначальника Господа Иисуса Христа. В глубокой старости святитель Ириней писал своему другу Флорину: «Я был отроком, когда видел тебя (Флорина) у Поликарпа. Я помню, что тогда происходило, более, нежели что ныне происходит. И я теперь могу описать тебе места, где обыкновенно сидел и беседовал блаженный Поликарп. Могу описать образ жизни его, вид тела и наставления, которые говорил он народу. Близкое обращение, какое, как говорил он, имел с Иоанном и с прочими, видевшими Господа, и все, что вспомнил он о сих словах, что слышал от них о Господе... Я слушал это тогда, по милости Божией, с ревностью и писал не на бумаге, а на сердце» («Журнал Московской Патриархии», 1957, N 9, с. 53).

Молитва святому священномученику Иринею епископу Лионскому

О великий святителю Иринее! К тебе припадаем и молим тя: призри на ны грешныя, прибегающия ко твоему заступлению: умоли Господа, да простит нам вся согрешения наша. Ты мученически душу твою за веру положил еси: даруй и нам мужество во всем подражати тебе, не отступити от правыя веры и не поддаться на погибельную сектанскую лесть. Ничтоже в жизни возможе отлучити тя от любве ко Господу, ни лестная еретическия хитросплетения, ни прещения, ниже самыя муки: ты пред мучителями на смерть лютую с радостию предстал еси, и яко ангел во обители Отца нашего небеснаго возлетел еси: и того ради молитва твоя много может пред Господем.

Буди убо нам, святый угодниче, предстатель у Господа: испроси для ны благоденственное и мирное житие, здравие и спасение и во всем благопоспешение, на враги же Господа и Церкви победу и одоление и заблудшим обращение.

Помоги и отступившим от православныя веры и погибельными ересьми ослепленным в разум Истины придти и сопричти их святой Христовой Церкви. Помогай и всем православным христианом святыми твоими молитвами ко всемогущему Богу, да избавит ны от лютых сект и гибельных ересей.

Буди нам помощник скорый во всякой скорби и во всяком искушении, наипаче же в час кончины нашея явися нам светлый защитник и ходатай, и умоли Господа сподобится всем нам, тебе ныне тепле молящимся, получити по христианстей кончине небесное царствие, идеже вси святии вкупе с тобою славят Отца и Сына и Святаго Духа.