4 января день памяти Преподобного Никифора Прокаженного (1964)

04.01.2023

Доброго дня! Господи, на всякий час этого дня вовсем наставь и поддержи меня, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Рафаила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных,  вмц. Анастасии, Узорешительницы, прп. Никифора Прокаженного и иных святых сего дня.

 

Свт. Феофан Затворник:

С какою любовью отнесся Господь к детям! Да и кто не относится к ним с любовью? Чем дольше кто живет, тем больше любит детей. Видится в них свежесть жизни, чистота и непорочность нрава, которых нельзя не любить. Иным приходит на мысль, смотря на невинность детства полагать, что первородного греха нет, что всякий падает сам, когда приходит в возраст и встречается с противонравственными стремлениями, преодолеть которые, кажется ему, он не в силах. Падает-то всякий сам, а первородный грех все-таки есть. Апостол Павел видит в нас закон греха, противовоюющий закону ума. Этот закон как семя, сначала будто не виден, а потом раскрывается и увлекает. Так рожденные от прокаженных до известного возраста не обнаруживают проказы, потом она раскрывается, и начинает снедать их так же, как и родителей. Где была проказа до времени? Внутри скрывалась. Так и первородный грех до времени скрывается, а потом выходит наружу и делает свое. Окружающая среда много значит и для подавления этого греха и для раскрытия его. Не будь кругом стихий греховных, нечем было бы питаться тому сокрытому греху и он, может быть, сам собою бы иссох: но в том-то горе наше, что кругом всегда бывает много благоприятствующего его питанию. Много греха и в каждом лице и в обществе: но все это не необходимо определяет нас на грех. Грех всегда дело свободы: борись, и не падешь. Падает только тот, кто не хочет бороться. Отчего не хотим бороться? На хотенье и нехотенье нет устава: хочу, потому что хочу; и не хочу, потому что не хочу: самовластие - вот источное начало; дальше его нельзя идти.

 

Мр. 10, 11-16:

Он сказал им: кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее;

и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует.

Приносили к Нему детей, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же не допускали приносящих.

Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие.

Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него.

И, обняв их, возложил руки на них и благословил их.

 

Гал., 208 зач., III, 23-29:

А до пришествия веры мы заключены были под стражею закона, до того времени, как надлежало открыться вере.

Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою;

по пришествии же веры, мы уже не под руководством детоводителя.

Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса;

все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись.

Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.

Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники.

 

Из Охридского Пролога за 22 декабря

Рассуждение:

Милостивый Бог нередко посылает утешение Своим угодникам и угодницам на земле через [посредство] Своих святых с того света. Прежде святой Анастасии пострадала за Христа святая Феодотия. Засим святая Анастасия была ввергнута в тесную и мрачную темницу, дабы по приговору мучителей, скончаться в ней голодной смертью. На протяжении тридцати дней пребывания в подземелье каждую ночь являлась ей с того света святая Феодотия, укрепляя ее в страданиях. Так как святая Анастасия вдоволь спрашивала и немало услышала от Феодотии, в одну из ночей задала она ей вопрос, как смогла она прийти к ней после смерти. Феодотия ей ответила, что мученическим душам Бог подает ту особую благодать, что по разлучении с этим міром могут они приходить, к кому хотят, – ради наставления и утешения. По прошествии тридцати дней мучитель вывел святую Анастасию из темницы и поразился, увидев ее живой. Затем приговорил он ее, вкупе с еще несколькими христианами, к потоплению в море. Воины поместили христиан в небольшое суденышко, а сами плыли в другой лодке. Когда подплыли они к глубоким местам, то пробили брешь в первой лодке, чтобы вода, просочившись, потопила осужденных. Но произошло некое чудесное явление, а именно: явилась на водах святая Феодотия и управила лодку к берегу. Так все приговоренные к смерти спаслись вместе со святой Анастасией. При виде такого Божия чуда 120 язычников немедленно уверовали во Христа и крестились.

Проповедь о терпеливом Иове

Господь дал, Господь и взял...

да будет имя Господне благословенно!

Иов. 1:21 

Пусть ничего не боится праведник, братья, ибо всё с ним будет хорошо. Всё Священное Писание свидетельствует нам о том, что Бог не оставляет праведника совершенно. Пример Иова показывает нам это предельно ясно (в серб, букв.: ясно, как солнце. – Пер.). Было у Иова семь сыновей и три дочери, обладал он богатством и пользовался уважением среди людей, были у него и друзья. И всё это утратил он в один день. Однако не возроптал на Бога, но пал на землю и поклонился и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвратись (Иов. 1:20–21). Тогда потерял Иов и здоровье – последнее, что имел, и всё его тело, от темени до пят, покрылось гнойными язвами. И сидел Иов на пепле и возносил хвалу Богу. Жена же подговаривала его, чтобы отрекся он от Бога своего. Но праведный Иов ей ответил: Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? (Иов. 2:10). Друзья упрекали его в том, что он грешен, надмеваясь пред ним своим умом и праведностью, тогда как Иов смиренно молился Богу, терпеливо перенося свои язвы и свое несчастье. И сегодня бывает, как и в ту пору, что, когда нагрянет на нас некая беда, наши соседи делают вид, что они умнее и честнее нас. Впрочем, Всепремудрый Бог попустил все эти скорби на Иова, чтобы искушать не только Иова, Своего раба, но и его сродников и друзей. И когда каждый из них показал себя, каков он есть на самом деле, и сдал экзамен пред Богом, тогда Бог Своей всесильной десницей возвратил Иову и здоровье, и богатство вдвое большее, нежели взял у него, и опять даровал ему семерых сыновей и троих дочерей.

Имеющий крепкую веру, братья, обладает ясным духовным зрением – так что может видеть перст Божий и в своем благоденствии, и в своих страданиях. Имеющий крепкую веру и в скорбях проявляет большое терпение. Когда Бог дает ему, он благодарит; когда Бог берет у него, он благословляет: да будет имя Господне благословенно!

Господи Боже многострадального и долготерпеливого Иова, научи и нас благословлять Твое имя в наших страданиях. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

НИКИФОР (ДЖАНАКАКИС) ПРОКАЖЕННЫЙ

Пре­по­доб­ный Ни­ки­фор (в ми­ру Ни­ко­лай Джа­на­ка­кис) ро­дил­ся в се­ле­нии Си­ри­ка­ри на ост­ро­ве Крит в 1890 го­ду в бла­го­че­сти­вой се­мье. В 13 лет ро­ди­те­ли от­да­ли его на обу­че­ние ци­рюль­ни­ку, жив­ше­му в го­ро­де Ха­нья. То­гда у него об­на­ру­жи­лись пер­вые при­зна­ки про­ка­зы.

В то вре­мя кри­тяне ссы­ла­ли про­ка­жен­ных на по­лу­ост­ров Спи­на­лон­га, по­это­му, ко­гда в 16 лет его бо­лезнь ста­ла за­мет­ной, Ни­ко­лай уехал в Алек­сан­дрию, где про­дол­жал ра­бо­тать ци­рюль­ни­ком. Ко­гда про­ка­за ста­ла рас­про­стра­нять­ся на ли­цо и ру­ки, один иерей по­со­ве­то­вал Ни­ко­лаю от­пра­вить­ся на ост­ров Хиос, где был леп­ро­зо­рий, устро­ен­ный прп. Ан­фи­мом (Вай­я­но­сом). Ни­ко­лай при­был на Хиос в 1914 го­ду в воз­расте 24 лет. Там для Ни­ко­лая от­кры­лось по­ле де­я­тель­но­сти для со­вер­шен­ство­ва­ния доб­ро­де­те­лей. Прп. Ан­фим по­стриг его в ино­ки с име­нем Ни­ки­фор. Он вы­пол­нял ра­бо­ты в са­дах и ого­ро­дах и был пер­вым пев­чим в хра­ме. Впо­след­ствии из-за бо­лез­ни Ни­ки­фор по­те­рял зре­ние.

В 1957 го­ду прак­ти­че­ски сле­пой и при­ко­ван­ный к по­сте­ли ста­рец был пе­ре­ве­ден в про­ти­во­ле­проз­ную стан­цию свя­той Вар­ва­ры в Афи­нах. Свя­той пре­ста­вил­ся ко Гос­по­ду 4 ян­ва­ря 1964 го­да в воз­расте 74 лет. Еще при жиз­ни пре­по­доб­ный, пе­ре­но­сив­ший свои стра­да­ния с край­ним сми­ре­ни­ем и в непре­стан­ной мо­лит­ве, стя­жал мно­же­ство бла­го­дат­ных да­ро­ва­ний. За без­гра­нич­ное тер­пе­ние и лю­бовь к ближ­ним Гос­подь на­де­лил Ни­ки­фо­ра да­ром про­ро­че­ства и уте­ше­ния страж­ду­щих. Ко­гда он скон­чал­ся, от его мо­щей ис­хо­ди­ло бла­го­уха­ние. Мно­го­чис­лен­ные чу­де­са, про­ис­хо­див­шие по мо­лит­ве свя­то­го, бы­ли за­пи­са­ны уче­ни­ком пре­по­доб­но­го, от­цом Евме­ни­ем.

Тропарь преподобному Никифору Прокаженному, глас 4

Пло́ти твоея́ прокаже́ние/ мужему́дренне, я́ко И́ов, претерпе́л еси́, Ники́форе,/ ри́зу же души́ твоея́ све́тле очи́стил еси́,/ соверше́нне же на ле́ствицу доброде́телей восше́д,/ по́двиги твои́ми жи́тельства А́нгельскаго дости́же,/ непреста́нно Бо́гу поя́:// Тебе́ сла́ва подоба́ет, Тро́ице Единосу́щная.

Перевод: Телесную болезнь - проказу, мужественно, как Иов, претерпел ты, Никифор, одеяние же души твоей светло очистил ты, в совершенстве же по лестнице добродетелей взойдя, подвигами твоими достиг ангельского образа жизни, непрестанно Богу воспевая: «Тебе слава подобает, Троица Единосущная».

Кондак преподобному Никифору Прокаженному, глас 2

Узким путем болезни шествовал еси, Никифоре,/ последовав всецело Господу твоему,/ яко сын достойный,/ иго легкое и бремя благое на рамех понесл еси/ и вшел еси, радуяся, в вечную славу,// и чудесы от Христа прославился еси.