4 апреля день памяти Преподобного Исаакия Далматского

04.04.2022

Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратига Михаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, прп. Исаакия Далматского и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"На всяком месте очи Господни; они видят злых и добрых" (Прит. 15, 3). О, когда бы всегда памятовала об этом разумная тварь! Не посмела бы она тогда не только бесчинствовать явно и предаваться плотским непотребствам, но и внутренне, в помышлениях ума своего и в движениях сердца, не допускала бы ничего неугодного Богу. Стояла бы она тогда как воин перед царем во фронте, со всем вниманием и строгостью к себе, чтобы не оказаться не знающею своих артикулов и не подпасть гневу цареву и наказанию. Артикулы для ней - заповеди Божии, определяющие и образ мыслей приличный ей, и то, какова она должна быть в своих чувствах и расположениях; во всем этом была бы она тогда вполне исправна.

Бытие Гл. 13: 12 - 18

Аврам стал жить на земле Ханаанской; а Лот стал жить в городах окрестности и раскинул шатры до Содома. 

Жители же Содомские были злы и весьма грешны пред Господом. 

И сказал Господь Авраму, после того как Лот отделился от него: возведи очи твои и с места, на котором ты теперь, посмотри к северу и к югу, и к востоку и к западу; 

ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дам Я и потомству твоему навеки, 

и сделаю потомство твое, как песок земной; если кто может сосчитать песок земной, то и потомство твое сочтено будет; 

встань, пройди по земле сей в долготу и в широту ее, ибо Я тебе дам ее [и потомству твоему навсегда]. 

И двинул Аврам шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне; и создал там жертвенник Господу.

Притчи Соломона Гл. 14: 27 - 35

Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти. 

Во множестве народа - величие царя, а при малолюдстве народа беда государю. 

 

У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость.

Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей. 

Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся. 

За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду.

Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе. 

Праведность возвышает народ, а беззаконие - бесчестие народов. 

Благоволение царя - к рабу разумному, а гнев его - против того, кто позорит его.

Гл. 15: 1 - 4

[Гнев губит и разумных.] Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. 

Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость. 

На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых. 

Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа.

Из Охридского Пролога за 22 марта:

Рассуждение

Даже в муках на Кресте Господь Иисус [Христос] не осудил грешников, но вынес пред Отца Своего извинение за их грех, говоря: не ведят, что творят! Да не осуждаем же и мы никого, чтобы не быть осужденными. Ведь никто не уверен, что [вплоть] до [самой] смерти не впадет он в тот же грех, за который осуждает брата своего. Преподобный Анастасий Синайский учит: «Если и видишь кого-то согрешающим, не осуждай, потому что не знаешь, как окончит он свою жизнь. Сей разбойник, распятый с Иисусом, был человекоубийцей, Иуда же был Иисусовым апостолом; и, однако же, разбойник вошел в Царство, а апостол низринулся в преисподнюю. Если и видишь кого-то согрешающим, [то ведь] не знаешь и добрых его дел. Ибо многие согрешали явно, а покаялись тайно, так что замечаем мы их грехи, а их покаяния не ведаем. Посему, братья, да не осуждаем никого, чтобы не быть и нам осужденными». 

Проповедь о величии Христа Победителя

Глава Его и волосы белы, 

как белая волна, как снег; 

и очи Его, как пламень огненный. 

Откр. 1:14

Таким видел Иисуса после Воскресения и победы Иоанн Боговидец. Созерцал он Его Сыном Человеческим, облеченным в длинную одежду, опоясанного золотым поясом, с семью звездами в правой руке, а лицо Его было, как солнце, сияющее в силе своей. В такой силе и славе явился Тот, Кто на Кресте был невзрачен и проходящим мимо казался самым немощным из сынов человеческих.

Но почему его волосы были белыми, как во́лна (белая шерсть) и как снег? Не исполнилось ли Господу, когда Его убили, едва только 34 года? Откуда у Него седина? Не означает ли седина пору старости? Действительно, у человека смертного седые волосы являются признаком заката жизни, но у Христа в славе знаменуют они собой больше, чем старость, – они означают вечность. Вечно юная старость! Старость – прошлое, молодость – будущее. Не есть ли Он одновременно то и другое? И даже больше, чем все времена прошедшие и все времена грядущие – Вечность, [превосходящая всякое] время.

Почему очи Его были, как пламень огненный? Потому что Христос – Бог Всевидящий. От солнца нечто [еще] способно укрыться, но от Его взора не может сокрыться ничего из всего того, что на небе, и на земле, и под землей. Прозирает Он во все волокна всех тварей в природе, замечает все атомы в камне, различает все капли воды в море, все частицы воздуха, все помыслы и намерения всех сотворенных душ.

Это Тот же Самый и никто иной, Кто из любви и сострадания к роду человеческому сошел на землю, облекся в смертное и подверженное страданиям тело, был поруган и оплеван грешными людьми. Это Тот же Самый, Кто неприглядно висел на Кресте среди разбойников и Кого как мертвеца погребли Иосиф и Никодим.

О братья, страшно и подумать, сколь великого и величественного Посетителя имела земля! А еще страшнее – на Кого безумные люди подняли руку!

Господи величественный, прости нам грехи наши и помяни нас в силе и славе Своей. Тебе слава и [по] хвала вовеки. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИСААКИЙ ДАЛМАТСКИЙ

Преподобный Исаакий жил в IV веке, приняв постриг, подвизался в пустыне. В годы царствования императора Валента (364 - 378), ревностного сторонника ереси Ария, начались преследования православных, закрывали и разрушали храмы. Узнав о гонении, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать и укреплять православных. В это время варвары-готы, жившие по Дунаю, пошли войной на империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, отопри храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, поросший колючим терновником. На дне оврага было болото, выйти из него было невозможно. Но преподобный помощью Божией остался жив, вышел, догнал императора и сказал: "Ты хотел погубить меня, но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня. то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору взять преподобного и держать в заключении до его возвращения.

Вскоре сбылось пророчество святого. Готы победили и начали преследовать греческие войска. Император вместе со своим военачальником-арианином укрылись в сарае с соломой и были сожжены наступавшими. После известия о гибели императора преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий (379 - 395), он по совету Сатурнина и Виктора призвал к себе старца, встретил его с великой честью, просил святых молитв и исполнил все его наставления: изгнал ариан из Константинополя и возвратил православным храмы. Преподобный Исаакий хотел возвратиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его молитвами. В предместье Константинополя они построили для святого жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата (память 3 августа), по имени которого стал называться монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, память его празднуется также 22 марта.

Тропарь преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту Далматским, глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Тропарь преподобному Исаакию Далматскому, глас 8

В тебе́, о́тче, изве́стно спасе́ся е́же по о́бразу:/ прии́м бо крест, после́довал еси́ Христу́/ и де́я учи́л еси́ презира́ти у́бо плоть, прехо́дит бо,/ прилежа́ти же о души́ ве́щи безсме́ртней.// Те́мже и со А́нгелы сра́дуется, преподо́бне Исаа́кие, дух твой.

Кондак преподобному Исаакию Далматскому, глас 8

Я́ко уго́дник Бо́жий ве́рный,/ по Христо́ве Це́ркви ре́вностию разже́гся,/ бразды́ Ва́лентовы удержа́в,/ проро́чески тому́ о затворе́нии Це́ркве па́губную смерть предре́кл еси́, преподо́бне.// Те́мже при́сно моли́ о нас, чту́щих тя, Исаа́кие преподо́бне.

Кондак преподобным Исаакию, Далмату и Фавсту Далматским, глас 2

Поще́нием возсия́вшия, я́ко свети́ла,/ и е́реси разврати́вшия ве́рою,/ пе́сньми Исаа́кия восхва́лим и с Далма́том Фа́вста,/ я́ко Христо́вы уго́дники,// Того́ моля́щия о всех нас.