31 мая день памяти Праведного Иоанна Кормянского, пресвитера

31.05.2022

Христос Воскресе! Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Гавриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил небес., прав. Иоанна Кормянского, прп. Макария Алтайского и иных святых сего дня!

 

Свт. Феофан Затворник: 

"Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода". Итак, если хочешь быть плодоносным, - умри; умри настоящим образом, чтобы в сердце носить чувство, что ты уже умер. Как мертвый ни на что окружающее не отзывается, так делай и ты: хвалят - молчи, и бранят - молчи, и прибыль получишь - молчи; сыт - молчи, и голоден - молчи. Будь таков ко всему внешнему, внутренне же держи себя там, где бывает всякий умерший, - в другой жизни, перед лицом Бога всеправедного, готовясь услышать последний приговор. Какой же, скажете, плод от этого, когда тут, все замрет? Нет, не замрет, а явится энергия да еще какая. Одна минутка осталась, скажешь себе, - сейчас приговор; дай поспешу сделать что-нибудь, - и сделаешь. Так и в каждую минуту.

Дея. 17, 19-28: 

И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? 

Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое? 

Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.

И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны. 

Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.

Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет 

и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.

От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, 

дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: 

ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род".

Ин. 12, 19-36:

Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним. 

Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины. 

Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу. 

Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому. 

Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную. 

Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой. 

Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю. 

Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему. 

Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа. 

Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе. 

Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет. 

Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. 

Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

 

Из Охридского Пролога за 18 мая: 

Рассуждение

Скрывать свою добродетель и подвиг было в обычае у подвижников и подвижниц не только в первые века христианства, но и во все времена, [вплоть] до наших дней. Евдокия, супруга славного князя Димитрия Донского, избавителя Руси от татар, в 1389 году, будучи еще довольно молодой, стала вдовой. Вся преисполняемая благочестием, эта княгиня строила храмы, раздавала милостыню, тайно изнуряя свою плоть постом и бдением. На теле носила она железные цепи. Однако на людях она всегда являлась улыбающейся, одетой в изысканные наряды, украшенной жемчугами. Мір говорил о ней всё [что ни взбредет в голову]; начали распространяться слухи о ее порочной жизни. Услышали об этом и ее сыновья. Оскорбленные и раздосадованные, они открыто сказали матери, какая ширится о ней молва. Мать распахнула свое роскошное платье, и дети с великим ужасом увидело ее тело, донельзя изможденное и иссохшее, стянутое железными цепями.

Проповедь о свидетельстве Духа Божия

Дух истины, Который от Отца исходит, 

Он будет свидетельствовать о Мне. 

Ин. 15:26

Бог Сын посылает в мір Бога Духа Святого, чтобы свидетельствовать о Нем [то есть о Боге Сыне. – Пер.] до конца времен. Он будет свидетельствовать о Мне. Как будет свидетельствовать Бог Дух о Боге Сыне? Будет Он свидетельствовать различными способами, как то:

– привлекая людские души в Христову Церковь;

– открывая им смысл Священного Писания;

– приводя им на память Христовы заповеди;

– подавая Христовым словам теплоту, свежесть, силу и притягательность;

– обращая раскаявшихся грешников в праведников;

– исполняя все Христовы обетования и пророчества на людях, на народах и на Церкви Божией;

– утверждая Христову Церковь и из века в век соблюдая ее твердой, способной противостоять всем бурям времени и всякой злобе: адской и человеческой.

Дух, действующий такими и многими подобными им способами, есть Дух Божий, Дух истины, Дух благий, животворящий, всесильный.

Ни одно Христово слово не противится Божиему Духу, равно как и Дух Божий не противоречит ни одному Христову слову. Посему когда Дух Божий благоизволит войти в сердце человека, то бывает живым и неложным свидетелем всего [того], что сказал и сделал Христос. И человек тогда верует радостно и непоколебимо. Ибо как не веровать величайшему и непреложнейшему Очевидцу и Соучастнику всех слов, всех чудес и всех дел Христовых? 

Поэтому, братья мои, будем прежде всего молиться [о том], чтобы Сей Очевидец и Соучастник, Дух Святой и всесильный, вселился в наши сердца, дабы вера наша стала живой, непоколебимой и радостнотворной.

О Боже Душе Святый, Душе истины, прииди и вселися в ны. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.    

 

СВЯТОЙ ПРАВЕДНЫЙ ИОАНН КОРМЯНСКИЙ

Свя­той Иоанн Гаш­ке­вич ро­дил­ся в 1837 го­ду в бе­ло­рус­ской де­ревне Шер­стин. Ко­гда мать но­си­ла его во чре­ве, один бла­жен­ный пред­ска­зал, что под серд­цем у нее из­бран­ный со­суд сла­вы Бо­жи­ей. С са­мо­го дет­ства Иоанн при­слу­жи­вал в ал­та­ре сво­е­му от­цу – сель­ско­му свя­щен­ни­ку, про­во­дил дол­гие ча­сы в го­ря­чей мо­лит­ве. В 18 лет он по­сту­пил в Мо­гилев­скую ду­хов­ную се­ми­на­рию, а по ее окон­ча­нии был на­прав­лен за­ко­но­учи­те­лем в цер­ков­но­при­ход­скую шко­лу. Же­нив­шись, свя­той Иоанн при­нял свя­щен­ный сан (1862) и стал слу­жить в род­ной де­ревне.

В 1876 го­ду по соб­ствен­ной прось­бе он был пе­ре­ве­ден в се­ле­ние Ого­род­ня Го­мель­ско­го уез­да. Все си­лы он це­ли­ком от­да­вал слу­же­нию Церк­ви и при­хо­жа­нам, не имел ни­ка­кой соб­ствен­но­сти.

По­сле рож­де­ния млад­ше­го сы­на, ко­гда Иоан­ну ис­пол­ни­лось 48 лет, он осу­ще­ствил свою меч­ту: по­се­тил Ки­е­во-Пе­чер­скую лав­ру. Там свя­той по­лу­чил бла­го­сло­ве­ние от стар­цев на мо­на­ше­ский об­раз жиз­ни и уже до смер­ти не вку­шал мяс­ной пи­щи, пре­да­вал­ся стро­го­му по­сту в сре­ду и пят­ни­цу, лишь по­сле ве­чер­не­го бо­го­слу­же­ния вку­шая просфо­ру и немно­го во­ды; во вре­мя дол­гих ноч­ных бде­ний он неустан­но чи­тал Иису­со­ву мо­лит­ву. Свя­той Иоанн лю­бил по­вто­рять сло­ва: «Ве­ра без дел мерт­ва» (Иак.2:20), – и сам по­да­вал при­мер люб­ви к ближ­не­му, по-оте­че­ски за­бо­тясь о вдо­вах и си­ро­тах.

Од­на­жды он от­дал бед­ной вдо­ве и ее пя­те­рым де­тям ко­ро­ву, от ко­то­рой кор­ми­лась его соб­ствен­ная се­мья. Ко­гда к нему при­во­ди­ли бес­но­ва­тых, те тут же па­да­ли ниц, как толь­ко свя­той Иоанн тво­рил над ни­ми крест­ное зна­ме­ние. Он без уста­ли при­зы­вал лю­дей к по­ка­я­нию, про­ро­че­ски пред­чув­ствуя, что бли­зит­ся мер­зость за­пу­сте­ния и вско­ре по­то­ки кро­ви оро­сят Рус­скую зем­лю. Пред­ска­зав день сво­ей кон­чи­ны, он мир­но ото­шел ко Гос­по­ду осе­нью 1917 го­да.

В 1950 го­ду ком­му­ни­сты со­жгли цер­ковь, в ко­то­рой он слу­жил, а на ее ме­сте устро­и­ли тан­це­валь­ную пло­щад­ку. Ко­гда уни­что­жа­ли фун­да­мент церк­ви, в нем об­на­ру­жи­ли гроб свя­то­го от­ца. Об­ре­те­ние его мо­щей и пе­ре­не­се­ние их в храм се­ле­ния Кор­ма со­сто­я­лись лишь 27 ав­гу­ста (9 сен­тяб­ря) 1997 го­да, по слу­чаю при­ез­да Пат­ри­ар­ха Мос­ков­ско­го Алек­сия II. То­гда бы­ло об­на­ру­же­но, что мо­щи свя­то­го угод­ни­ка нетлен­ны. С тех пор воз­ле них про­ис­хо­дит мно­же­ство чу­дес­ных ис­це­ле­ний.

Иеро­мо­нах Ма­ка­рий Си­мо­но­петр­ский. Си­нак­сарь: Жи­тия свя­тых Пра­во­слав­ной Церк­ви: В 6 т. /
Адап­тир. пер. с франц. – М.: Изд-во Сре­тен­ско­го мо­на­сты­ря, 2011

Тропарь праведному Иоанну Кормянскому, глас 4

Свя́тче Бо́жий,/ о́тче на́ш пра́ведне Иоа́нне,/ пресви́тере сла́вне ста́да Христо́ва,/ свя́то житиѐ твоѐ соверши́в,/ да́ром прозре́ния и исцеле́ния Госпо́дь тя̀ одарѝ,/ и ны́не нетле́нным телесе́м с на́ми пребыва́я,/ молѝ Христа̀ Бо́га на́шего,/ да спасе́т Госпо́дь ду́ши на́ша,// почита́ющих, блаже́нне, святу́ю па́мять твою̀.

Кондак праведному Иоанну Кормянскому, глас 6

От чре́ва ма́тере ди́вно прорече́нный,/ избра́нник Бо́жий яви́лся есѝ,/ не то́кмо в житиѝ Бо́гом просла́вленный,/ но и по сме́рти на́с не оста́вивый,/ в ди́вном явле́нии ру́це за ро́д правосла́вный ко Христу̀ простира́я,/ моли́ся Влады́це все́х царю̀// поми́ловати на́с, чту́щих святу́ю па́мять твою̀