29 июля день памяти Cвятых отцов IV Вселенского Собора (451), Чирской (Псковской) иконы Божией Матери (1420).

29.07.2022

Доброго дня! Господи, открой волю Твою святую для меня и окружающих меня, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Чирская" (Псковская), архистратигов Михаила, Селафиила,моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., сщмч. Афиногена и иных святых сего дня!   

 

Свт. Феофан Затворник:

Без внимания и в житейском порядке ничего не сделаешь как следует; в порядке же духовном - оно первое. Оно замечает худое и предает его внутреннему суду; оно же составляет стражу внутренней палаты, в которой обсуждают что и как надлежит сделать, а потом оберегает и исполнителей решения. Не удивительно потому, что духовная жизнь во всем своем объеме именуется жизнью трезвенною, и в писаниях отеческих больше всего вы встретите речей о трезвении или внимании: это одно и то же. Как дорого, потому, навыкнуть вниманию! Первоначальный труд у начавших заботиться о душе на это обычно и направляется. И дело их начинает походить немного на дело с тех только пор, как начнет собираться внимание в себя; обыкновенно оно все вне, а не внутрь. С этого же момента и внутренняя жизнь зачинается и вместе с вниманием зреет и крепнет. Что это значит? Значит то, чтобы встать умом в сердце перед Господом и перед лицем Его сознательно все обсуждать и предпринимать. Дело это, очевидно, сложное. Оно спеется вместе с молитвою и сколько укрепляется ею, столько и ее укрепляет.

 

1 Кор. 7, 35- 8, 7:

Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно служили Господу без развлечения.

Если же кто почитает неприличным для своей девицы то, чтобы она, будучи в зрелом возрасте, оставалась так, тот пусть делает, как хочет: не согрешит; пусть таковые выходят замуж.

Но кто непоколебимо тверд в сердце своем и, не будучи стесняем нуждою, но будучи властен в своей воле, решился в сердце своем соблюдать свою деву, тот хорошо поступает.

Посему выдающий замуж свою девицу поступает хорошо; а не выдающий поступает лучше.

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе.

Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия.

О идоложертвенных яствах мы знаем, потому что мы все имеем знание; но знание надмевает, а любовь назидает.

Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать.

Но кто любит Бога, тому дано знание от Него.

Итак об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.

Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, –

но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.

Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающею идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется.

 

Мф. 15, 29-31:

Перейдя оттуда, пришел Иисус к морю Галилейскому и, взойдя на гору, сел там.

И приступило к Нему множество народа, имея с собою хромых, слепых, немых, увечных и иных многих, и повергли их к ногам Иисусовым; и Он исцелил их;

так что народ дивился, видя немых говорящими, увечных здоровыми, хромых ходящими и слепых видящими; и прославлял Бога Израилева.

 

 

Из Охридского Пролога за 16 июля

Рассуждение:

Вселенские Соборы суть величайшие арены борьбы Православия с ересями. Под сей датой Церковь творит общее воспоминание первых шести Соборов. Первый Вселенский Собор состоялся в Никее в 325 году (в нем участвовало 318 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 29 мая и в седьмое воскресенье по Пасхе. Сей Собор опроверг ересь Ария против Бога Сына. Второй Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 381 году (в нем участвовало 150 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 22 мая. Сей Собор опроверг ересь Македония против Бога Духа Святого. Третий Вселенский Собор состоялся в Ефесе в 431 году (в нем участвовало 200 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 9 сентября. Сей Собор опроверг ересь Нестория против Пресвятой Богородицы. Четвертый Вселенский Собор состоялся в Халкидоне в 451 году (в нем участвовало 630 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 16 июля. Сей Собор опроверг монофизитскую ересь. Пятый Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 553 году (в нем участвовало 160 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 25 июля. Сей Собор опроверг ересь Оригена [и Феодора Мопсуестийского. – Пер.]. Шестой Вселенский Собор состоялся в Константинополе в 680–681 и в 691 годах (в нем участвовало 170 святых отцов). Отдельно сей Собор воспоминается 23 января. Сей Собор опроверг монофелитскую ересь. Седьмой же Вселенский Собор, состоявшийся в Никее в 787 году (в нем участвовало 367 святых отцов), вспоминается не в этот день, а 11 октября. Сей Собор опроверг иконоборческую ересь. На всех Вселенских Соборах действием Святого Духа осуждены все ереси и навсегда утверждена православная вера.

Проповедь об уделе верных в Божеском естестве

Дабы вы... соделались причастниками

Божеского естества.

2Пет. 1:4

Как может, братья, смертный человек иметь удел в Божией природе? Как способно вечное сочетаться с временным, и славное с бесславным, и нетленное с тленным, и чистое с нечистым? Не способно без нарочитых условий. Об этих условиях Апостол и упоминает, причем первое условие исходит с Божией стороны, а второе – со стороны человеческой. Как об условии с Божией стороны свидетельствует он о Его силах: От Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия; а условие со стороны человеческой таково: [жить подобает,] удалившись от господствующего в міре растления похотью. Бог выполнил Свое условие и даровал нам Свои силы – через познание Призвавшего нас славою и благостию. Теперь очередь за человеком: он обязан выполнить свое условие, то есть, познав Владыку Христа, удалиться от плотских вожделений міра сего. Владыка Христос сначала отверз небо и сокровищницу всех небесных благ и только после этого призвал людей приступить и принять все эти блага. Как Он их призвал? Одними ли словами? .... Этим призвал Он нас принять великие и драгоценные обетования и благодаря им иметь удел в Божеском естестве. Но дабы могли мы познать Христа и услышать Его зов, подобает нам предварительно убежать от плотских похотей міра сего. Если же мы этого не сделаем, то останемся слепыми перед Ним, перед Его славою и добродетелью и глухими к Его призыву.

О братья, сколь превелика Божия милость к нам! По сей превеликой Божией милости нам, людям, предлагается стать сынами бессмертного [Бога] и нам, грешным, быть живыми камнями в прославленном Теле Господа Иисуса. Но – только при [означенном] условии, которое не есть ни великое бремя, ни тяжкий крест.

О Господи Иисусе, исполнение всех обетований и источник всяческих благ, исцели нас от нашей слепоты и глухоты и приложи нам сил, дабы спешно удалились мы от плотских вожделений міра сего. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕЛЕНСКИЙ СОБОР

Четвертый Вселенский Собор, на котором присутствовали 630 епископов, состоялся в 451 году в городе Халкидоне при императоре Маркиане (450-457). Еще при жизни императора Феодосия II (408-450) в 448 году Евсевий, епископ Дорилейский, донес Собору, бывшему в Константинополе при святом Патриархе Флавиане (память 18 февраля), на предстоятеля одного из столичных монастырей архимандрита Евтихия, который из неумеренной ревности против душепагубной ереси Нестория впал в другую крайность и начал утверждать, что в Иисусе Христе человеческое естество при ипостасном соединении было совершенно поглощено Божеским, вследствие чего утратило все, свойственное человеческой природе, кроме лишь видимого образа, так что после соединения в Иисусе Христе осталось только одно естество (Божеское), которое в видимом телесном образе жило на земле, страдало, умерло и воскресло.

Собор осудил лжеучителя. Но ересиарх имел защиту при императорском дворе и находился в тесных связях с еретиком Диоскором, преемником святителя Кирилла (память 18 января) на патриаршей Александрийской кафедре. Евтихий обратился к императору с жалобой на несправедливость осуждения и требовал суда Вселенского Собора на своих противников, которых подозревал в несторианстве. Желая успокоить Церковь, Феодосий разрешил созвать Четвертый Вселенский Собор в 449 году в Ефесе. Этот собор в летописях Церкви заклеймен именем "разбойничьего". Диоскор, поставленный от императора председателем собора, владычествовал диктаторски, употребляя угрозы и явное насилие. Евтихий был оправдан, а святитель Флавиан осужден. В 450 году Феодосий умер. Его сестра Пульхерия возвела с собой на престол Маркиана. Умирение Церкви было делом первой необходимости. Вселенский Собор был назначен на 451 год. Патриарх Константинопольский, святой Анатолий (память 3 июля), был председателем Собора. Диоскор с первого заседания был лишен места между присутствующими, а на третьем осужден со всеми своими сторонниками. Всех заседаний Собора было 16. Святые отцы единодушно произнесли проклятие на ересь Евтихия. На основании посланий святителя Кирилла Александрийского и папы Льва Великого отцы Собора решили: "Последуя святым отцам, все согласно поучаем исповедовать одного и Того же Сына, Господа нашего Иисуса Христа, совершенного в Божестве и совершенного в человечестве, истинно Бога, истинно Человека, Того же из разумной души и тела, Единосущного Отцу по Божеству и Того же единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам, кроме греха, рожденного прежде веков от Отца по Божеству, а в последние дни ради нас и ради нашего спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству, одного и Того же Христа, Сына Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не нарушается различие двух естеств, тем более сохраняется свойство каждого естества и соединяется в одно Лицо и одну Ипостась, - не на два лица рассекаемого или разделяемого, но одного и Того же Сына, Единородного, Бога Слова, Господа Иисуса Христа, как в древности пророки учили о Нем и как Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как предал нам Символ отцов".

В двух последних заседаниях Собор изложил 30 канонов относительно церковной иерархии и дисциплины. Сверх того, Собор утвердил постановления не только трех предшествовавших Вселенских Соборов, но и поместных: Анкирского, Неокесарийского, Гангрского, Антиохийского и Лаодикийского, бывших в IV веке.

 

ЧИРСКАЯ (ПСКОВСКАЯ) ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Чир­ская (Псков­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри пер­во­на­чаль­но на­хо­ди­лась в церк­ви се­ла Чир­ски Псков­ской епар­хии и име­но­ва­лась "Чир­ской". 16 июля 1420 го­да при ве­ли­ком кня­зе Ва­си­лии Ди­мит­ри­е­ви­че, ар­хи­епи­ско­пе Нов­го­род­ском и Псков­ском Си­меоне и Псков­ском кня­зе Фе­о­до­ре Алек­сан­дро­ви­че во вре­мя мо­ро­во­го по­вет­рия, быв­ше­го во Пско­ве, от Чир­ской ико­ны Бо­го­ма­те­ри из обо­их глаз ис­тек­ли сле­зы. Об этом со­об­щи­ли вла­стям го­ро­да Пско­ва. Свя­щен­но­слу­жи­те­ли пе­ре­нес­ли чу­до­твор­ную ико­ну в Псков. На­встре­чу иконе был со­вер­шен крест­ный ход. Ико­ну по­ста­ви­ли в со­бор­ной церк­ви во Имя Свя­той Тро­и­цы.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Чирской» (Псковской), глас 4

Я́ко необори́мую сте́ну и исто́чник чуде́с,/ стяжа́вше Тя, раби́ Твои́,/ Богоро́дице Пречи́стая,/ сопроти́вных ополче́ния низлага́ем./ Те́мже мо́лим Тя:/ мир гра́ду Твоему́ да́руй// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод: Как неприступную стену и источник чудес имея Тебя, Богородица Пречистая, мы, рабы Твои, ополчения неприятелей низлагаем. Потому молим Тебя: «Мир граду Твоему даруй и душам нашим великую милость».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Чирской» (Псковской), глас 4

Честна́го о́браза Твоего́ зна́мение пра́зднующе,/ лю́дие Твои́, Богороди́тельнице,/ и́мже ди́вную побе́ду на сопроти́вныя гра́ду Твоему́ дарова́ла еси́,/ те́мже Тебе́ ве́рою взыва́ем:// ра́дуйся, Де́во, христиа́н похвало́.

Перевод: Знамение от образа Твоего священного, которым Ты дивную победу над неприятелями граду Твоему даровала, празднуем мы, люди Твои, Божия Родительница. И потому Тебе с верою взываем: «Радуйся, Дева, христиан похвала!»