26 июня Неделя всех святых, в земле Русской просиявших

26.06.2022

Доброго дня всем! С неделей Всех святых в земле Российской просиявших и всех прппп. и Богоносных отцев во Святой Горе Афонской просиявших! Господи, открой волю Твою святую для меня и окружающих меня, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Варахиила, Иеремиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил небес., прп. Александры Дивеевской и иных святых сего дня!

 

Свт. Феофан Затворник:

Позвал Господь Петра и Андрея, и они тотчас, оставя все, пошли за Ним. Позвал Он Иакова и Иоанна, и они тоже тотчас оставили все и пошли за Господом. Отчего же они так скоро и охотно пошли? Оттого, что увидели лучшее. Таков уж закон у нас в душе, что узнав и вкусив лучшее, она отвращается от худшего и бросает его. Тут совершается то же, что потом Господь изобразил в притче о сокровище, сокрытом на селе, и о бисере многоценном. Это сокровище и бисер - вера в Господа и общение с Ним по силе веры. Обладателями этого мы нарицаемся еще в крещении. Отчего же мы так мало ценим такое сокровище и, мало ценя, меняем на пустошь? Оттого, что во время воспитания не вводят нас во вкус этого сокровища, и оно становится чуждо нашему сердцу. Сердце наше не знает этого лучшего. Оно знает только, что из нехорошего меньше нехорошо и что больше, и на этом основывает свой взгляд. Тут и причина вся, отчего иных зовет Господь и они идут, а мы, и призванные, бежим от Него.

 

Рим. 2, 10-16:

Напротив, слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых, Иудею, потом и Еллину!

Ибо нет лицеприятия у Бога.

Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся

(потому что не слушатели закона праведны пред Богом, но исполнители закона оправданы будут,

ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон:

они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую)

в день, когда, по благовествованию моему, Бог будет судить тайные дела человеков через Иисуса Христа.

 

Мф. 4, 18-23:

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

 

Из Охридского Пролога за 13 июня:

Рассуждение

Кротость и незлобие украшали наших святых, вселяя в них силу и разум не воздавать злом за зло. Когда император Констанций, сын святого Константина, заболел в Антиохии, то призвал святителя Спиридона прочитать ему молитву. Святитель Спиридон в сопровождении своего диакона Трифиллия отплыл с Кипра и прибыл в Антиохию к царскому дворцу. Одет святитель был очень плохо. На голове у него была простая плетеная шапочка, в руке – пальмовый жезл, а на груди у него висел глиняный сосудик, в котором было масло от Честного Креста (обычай носить на себе это масло бытовал тогда среди иерусалимских христиан). Так худо одетый, а к тому же изнуренный от поста и долгого пути, святитель нисколько и ничем не обнаруживал своего сана и достоинства. И когда вознамерился он войти на царский двор, некто из слуг, думая, что это обыкновенный нищий, дал ему пощечину. Незлобивый и кроткий святитель обратил к нему и вторую щеку. Когда же с трудом удалось ему добраться до царя, он коснулся рукой головы монарха, и тот выздоровел.

Проповедь о пути жизни и пути смерти

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми;

но конец их – путь к смерти.

Притч. 14:12

Иногда человеку кажется, что путь нечестивых и безбожников прям, так как ведет он их к успехам и обогащению. О, если бы дано было ему видеть конец этого пути! Он ужаснулся бы и никогда не пошел бы по сей дороге.

Если конец пути завершается гибелью, разве этот путь прямой? Посему, человек, ни о каком пути не говори, что он прям, если не видишь его конца! Ты спрашиваешь: как я, немощной и близорукий человек, способен разглядеть конец долгого пути? Двумя способами: читая Священное Писание через опыт Православной Церкви и наблюдая за скончанием жизненного пути окружающих тебя людей, которые умирают раньше тебя. Но тот, первый, способ надежнее, и если держишь ты его [на вооружении, то] знай, что не сорвешься ты в ночь вечной смерти.

Только тот путь прям, о котором как о таковом засвидетельствовал Бог. А все прочие пути, представляющиеся твоему разумению правыми, но не согласующиеся с путем Божиим, – кривы и смертоносны. Вот и у зверей есть свои тропы, но неужели пойдешь ты по ним, если померещатся они тебе прямыми? Не иди [по ним], потому что в конце их попадешь ты в голодные звериные челюсти. А путь, указанный Богом, если и покажется тебе кривым, на самом деле – прям; иди по нему. За грехи наши Божий путь иногда представляется нам непрямым, окольным. Если бы не имели мы греха и если бы наш ум не был искривлен пороками, то ни на миг не могло бы нам показаться, что тот или иной путь, [лежащий] за пределами пути Божия, прям. Искаженному [же] рассудку многие кривые пути видятся прямыми, а единственный прямой путь представляется кривым.

О Господи всевидящий, Путевождь наш, исправи наш ум, чтобы не задерживался он на кривых стезях. Ты, Иисусе, – единственный путь, истина и жизнь; а то, что мудрствуем мы вне Тебя, – всё это беспутья, ложь и смерть. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СОБОР ВСЕХ СВЯТЫХ В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИХ

Идея со­бор­но­го празд­но­ва­ния па­мя­ти рус. свя­тых по­яви­лась в сер. XVI в., по­сле про­слав­ле­ния сон­ма рус. свя­тых на Мос­ков­ских Со­бо­рах 1547 и 1549 гг. Пер­вая служ­ба в честь "но­вых рос­сий­ских чу­до­твор­цев" бы­ла со­став­ле­на Гри­го­ри­ем, ино­ком суз­даль­ско­го Спа­со-Ев­фи­ми­е­ва мон-ря, и пред­на­зна­ча­лась для пе­ния 17 июля; этот день стал пер­во­на­чаль­ной да­той празд­но­ва­ния Со­бо­ра рус­ских свя­тых. Служ­ба пе­ре­пи­сы­ва­лась в ру­ко­пи­сях (Сер­гий (Спас­ский). Ме­ся­це­слов. Т. 1. С. 385), но не во­шла в пе­чат­ные мос­ков­ские из­да­ния бо­го­слу­жеб­ных книг XVI–XVII вв. С кон. XVIII в. она из­да­ва­лась ста­ро­об­ряд­че­ски­ми ти­по­гра­фи­я­ми (Кра­ков, Б. г.; Грод­но, 1786, 1789; Су­п­расль, 1786, 1787; М., 1911). По­сле XVII в. это празд­но­ва­ние со­хра­ня­ет­ся толь­ко в ста­ро­об­ряд­че­ской сре­де и со­вер­ша­ет­ся в неде­лю (т. е. в вос­кре­се­нье) по­сле па­мя­ти прор. Илии (20 июля). По­сле­до­ва­ние вклю­ча­ет тро­парь 3-го гла­са: "Пре­чест­ная вер­ста Бо­гом воз­люб­лен­ная, от­цы преб­ла­жен­нии", кондак 8-го гла­са, на по­до­бен "Яко на­чат­ки": "Яко бла­го­че­стия про­по­вед­ни­ки и нече­стия обуз­да­те­ли", ка­нон 8-го гла­са, ир­мос: "Песнь воз­слем, лю­дие", нач.: "Вси пес­нь­ми ду­хов­ны­ми, иже по­стом про­си­яв­шая". По певч. ру­ко­пи­сям с XVII в. из­вест­ны рас­пе­тые сти­хи­ры (слав­ни­ки) из этой служ­бы. На­бор из слав­ни­ков (обыч­но 6) устой­чи­во при­во­дит­ся в ру­ко­пи­сях по­мор­ской тра­ди­ции (Пев­че­ские кни­ги. 2001).

Ок. 1643 г. иером. Ме­ле­тий Си­риг, про­то­син­келл К-поль­ско­го пат­ри­ар­ха, по прось­бе митр. Пет­ра (Мо­ги­лы) на­пи­сал служ­бу "пре­по­доб­ным от­цам Ки­е­во-пе­чер­ским и всем свя­тым, в Ма­лой Рос­сии про­си­яв­шим", т. е. укр. ана­лог служ­бы в честь Всех Рус­ских свя­тых. В кон. 40-х гг. XVII в. по об­раз­цу служ­бы иером. Ме­ле­тия со­ло­вец­кий иером. Сер­гий (Ше­ло­нин) на­пи­сал служ­бу "всем свя­тым, иже в Ве­ли­цеи Ро­сии в по­сте про­си­яв­шим" (из­вест­на по един­ствен­ной ркп. XVII в. – РНБ. Сол. 877/987). Несмот­ря на на­зва­ния, служ­бы иеро­мо­на­хов Ме­ле­тия и Сер­гия по­свя­ще­ны не толь­ко пре­по­доб­ным, но и свя­тым, про­слав­лен­ным в др. ли­ках; на­зва­ния обу­слов­ле­ны тем, что обе служ­бы со­став­ле­ны по об­раз­цу служ­бы в честь Всех пре­по­доб­ных от­цов в Сы­ро­пуст­ную суб­бо­ту (Пан­чен­ко. 2004). Боль­шо­го рас­про­стра­не­ния в бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке по­сле­до­ва­ния, со­став­лен­ные иеро­мо­на­ха­ми Ме­ле­ти­ем и Сер­ги­ем, не по­лу­чи­ли.

По­ми­мо гим­но­гра­фи­че­ских про­из­ве­де­ний, для служ­бы рус. свя­тых со­зда­ва­лись че­тьи тек­сты. Так, инок Гри­го­рий Суз­даль­ский на­пи­сал "По­хваль­ное сло­во" в честь но­вых чу­до­твор­цев (Ма­ка­рий, ар­хим. 1997), иером. Сер­гий (Ше­ло­нин) – "По­хваль­ное сло­во рус­ским пре­по­доб­ным" (Пан­чен­ко. 2003).

Совр. празд­но­ва­ние Всех Свя­тых, в зем­ле Рос­сий­ской про­си­яв­ших, бы­ло уста­нов­ле­но по ре­ше­нию По­мест­но­го Со­бо­ра Рос­сий­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 1917–1918 гг. На за­се­да­нии 7 (20) авг. был за­слу­шан до­клад проф. Б.А. Ту­ра­е­ва о празд­но­ва­нии па­мя­ти всех свя­тых, но­вых чу­до­твор­цев рос­сий­ских (Де­я­ние 146 – Со­бор 1918. Де­я­ния. Т. 10. С. 146–147). В до­кла­де был сде­лан крат­кий об­зор ис­то­рии служ­бы но­вым рос­сий­ским чу­до­твор­цам, при­ве­де­ны при­ме­ры по­доб­ных служб (вет­хо­за­вет­ным пра­от­цам, пре­по­доб­ным афон­ским и др.) и пред­ло­же­но вос­ста­но­вить празд­но­ва­ние па­мя­ти рус. свя­тых в вос­крес­ный день по­сле па­мя­ти Всех свя­тых неде­ли по при­ме­ру па­мя­ти афон­ских по­движ­ни­ков, от­ме­ча­е­мой на Св. Го­ре. За­слу­шав до­клад, Со­бор опре­де­лил вос­ста­но­вить празд­но­ва­ние дня па­мя­ти всех рус. свя­тых в 1-е вос­кре­се­нье Пет­ро­ва по­ста, а со­от­вет­ству­ю­щее по­сле­до­ва­ние (ос­но­ван­ное на по­сле­до­ва­нии ино­ка Гри­го­рия, но ис­прав­лен­ное и до­пол­нен­ное Выс­шим Цер­ков­ным Управ­ле­ни­ем) на­пе­ча­тать в кон­це Цвет­ной Три­о­ди. Ста­тьи бы­ли пе­ре­да­ны в Ре­дак­ци­он­ный от­дел Со­бо­ра и при­ня­ты с неболь­ши­ми по­прав­ка­ми 13 (26) авг. (Де­я­ние 150 – Там же. С. 216-217). До­пол­не­ние и ис­прав­ле­ние служ­бы бы­ло по­ру­че­но Ту­ра­е­ву и иером. Афа­на­сию (Са­ха­ро­ву) (впосл. епи­скоп, свя­щен­но­ис­по­вед­ник). Служ­ба бы­ла по­чти пол­но­стью пе­ре­пи­са­на, из ста­рой оста­лось лишь неск. пес­но­пе­ний. Пер­во­на­чаль­ный ва­ри­ант служ­бы из­да­ли бро­шю­рой граж­дан­ской пе­ча­ти в Москве в 1918 г.; из­да­ние от­ли­ча­лось боль­шим ко­ли­че­ством опе­ча­ток. Свя­щен­но­исп. Афа­на­сий ре­дак­ти­ро­вал служ­бу в про­дол­же­ние всей жиз­ни. Сле­ду­ю­щее из­да­ние ее вы­шло в Москве в 1946 г. Окон­ча­тель­ный текст служ­бы, бо­лее пол­ный по срав­не­нию с тек­стом пер­вых из­да­ний, был вы­пу­щен в со­ста­ве Ми­ней, под­го­тов­лен­ных Мос­ков­ской пат­ри­ар­хи­ей в 1978-1989 гг. (Ми­нея. (МП). Май. Ч. 3. С. 308-387; см. так­же: Служ­ба. 1995). Служ­ба име­ет мно­го осо­бен­но­стей, обу­слов­лен­ных же­ла­ни­ем свя­щен­но­исп. Афа­на­сия вы­де­лить ее в кру­ге празд­ни­ков РПЦ; она вклю­ча­ет из­бы­точ­ный гим­но­гра­фи­че­ский ма­те­ри­ал, что поз­во­ля­ет со всей пол­но­той со­вер­шать ее как в вос­крес­ный, так и в буд­ний день. Нек-рые осо­бен­но­сти со­став­лен­ной свя­щен­но­исп. Афа­на­си­ем служ­бы не вполне тра­ди­ци­он­ны: по­имен­ное пе­ре­чис­ле­ние всех рус. свя­тых на ли­тии не име­ет ана­ло­гов в древ­них служ­бах (а по­сле про­слав­ле­ния сон­ма но­во­му­че­ни­ков на Ар­хи­ерей­ском юби­лей­ном Со­бо­ре 2000 г. ста­ло прак­ти­че­ски неосу­ще­стви­мым), со­еди­не­ние 3 ве­ли­ча­ний, об­ра­щен­ных к Бо­гу, Бо­жи­ей Ма­те­ри и ко всем рус. свя­тым, не на­хо­дит со­от­вет­ствия в Ти­пи­коне.

По­ме­щен­ное в Ми­нее по­сле­до­ва­ние вклю­ча­ет тро­па­ри 8-го гла­са: "Яко­же плод крас­ный Тво­е­го спа­си­тель­но­го се­я­ния" и 4-го гла­са: "Иеру­са­ли­ма выш­ня­го граж­да­ны"; кондак 3-го гла­са, на по­до­бен "Де­ва днесь": "Днесь лик свя­тых, в зем­ли на­шей Бо­гу уго­див­ших"; ка­нон утре­ни 8-го гла­са (ир­мос: "В черм­нем фа­ра­о­на с ко­лес­ни­ца­ми по­гру­зил еси", нач.: "Вси в пес­нех ду­хов­ных вос­по­им со­глас­но"); ма­лый мо­леб­ный ка­нон, со­став­лен­ный по по­до­бию мо­леб­но­го ка­но­на Бо­го­ро­ди­це 8-го гла­са (ир­мос: "Во­ду про­шед яко су­шу", нач.: "Мно­ги­ми со­дер­жи­ми на­пастьми, к вам при­бе­га­ем"); бо­лее 10 са­мо­глас­нов, 3 цик­ла по­доб­нов, а так­же цик­лы сти­хир на ли­тии, на ве­черне и на елео­по­ма­за­нии в кон­це утре­ни, вклю­ча­ю­щие по­доб­ны всех гла­сов. Па­ре­мии ве­чер­ни: Ис.49:8-15, Сир.44:1-14, Прем.3:1-9; Еван­ге­лие утре­ни: Мф.4:25-5:12; чте­ния ли­тур­гии: про­ки­мен из Пс.15, Кол.3:20-4:3 (или Евр.11:33-12), ал­ли­лу­и­а­рий со сти­ха­ми Пс.43, Лк.12:32-40 (или Мф.4.25-5:12), при­ча­стен Пс.149:4; по­ми­мо про­че­го, в со­став служ­бы вхо­дят осо­бые тро­па­ри на бла­жен­нах.

Служ­ба поль­зу­ет­ся боль­шой по­пуляр­но­стью (хо­тя, как пра­ви­ло, нек-рые ее ча­сти – мо­леб­ное пе­ние на­ка­нуне, ряд пес­но­пе­ний и др. – на прак­ти­ке со­кра­ща­ют­ся или опус­ка­ют­ся), нек-рые ее тек­сты (напр., сти­хи­ры по­доб­ны "Зем­ле рус­ская") во­шли в чис­ло наи­бо­лее из­вест­ных и лю­би­мых в Рус­ской Церк­ви.

Ли­те­ра­ту­ра: Спас­ский И. Пер­вая служ­ба Всем Рус­ским Свя­тым и ее ав­тор // ЖМП. 1949. № 8. С. 50–55; Служ­ба Всем Свя­тым, в зем­ле Рус­ской про­си­яв­шим. М., 1995; Ма­ка­рий (Ве­ре­тен­ни­ков), ар­хим. Эпо­ха но­вых чу­до­твор­цев: (По­хваль­ное сло­во но­вым рус. свя­тым ино­ка Гри­го­рия Суз­даль­ско­го) // АиО. 1997. № 2 (13). С. 128–144; Пев­че­ские кни­ги вы­го­лек­син­ско­го пись­ма. XVIII – 1-я пол. XIX в. / Сост. Ф. В. Пан­чен­ко. СПб., 2001. (Опи­са­ние РО Б-ки РАН; Т. 9. Вып. 1); Ка­зан­це­ва Г. Е. Осо­бен­но­сти цер­ков­но­слав. язы­ка служ­бы «Всем свя­тым, в Зем­ле Рус­ской про­си­яв­шим» свт. Афа­на­сия (Са­ха­ро­ва) // ЕжБК, 2003. С. 377–380; Пан­чен­ко О. В. Из ар­хеогр. разыс­ка­ний в об­ла­сти со­ло­вец­кой книж­но­сти: I. «По­хваль­ное сло­во рус. пре­по­доб­ным» – соч. Сер­гия Ше­ло­ни­на: Во­прос ат­ри­бу­ции, да­ти­ров­ка, ха­рак­те­ри­сти­ка авт. ре­дак­ций) // ТОДРЛ. 2003. Т. 53. С. 547–592; он же. Из ар­хеогр. разыс­ка­ний: II. «Ка­нон всем свя­тым, иже в Ве­ли­цеи Ро­сии в по­сте про­си­яв­шим» – соч. Сер­гия Ше­ло­ни­на // ТОДРЛ. 2004. Т. 56. С. 453–480.

А.А. Лу­ка­ше­вич
Ста­тья из т. 9 «Пра­во­слав­ной эн­цик­ло­пе­дии». Москва, 2005 г.

 

Тропарь Всем святым, в земле Русской просиявшим, глас 1

Я́коже плод кра́сный Твоего́ спаси́тельнаго се́яния,/ земля́ Росси́йская прино́сит Ти, Го́споди, вся святы́я, в той просия́вшия./ Тех моли́твами в ми́ре глубо́це// Це́рковь и страну́ на́шу Богоро́дицею соблюди́, Многоми́лостиве.

Перевод: Как плод прекрасный Твоего спасительного посева, земля Российская приносит Тебе, Господи, всех святых, в ней просиявших. Их мольбами и ходатайством Богородицы Церковь и страну нашу в мире глубоком сохрани, Многомилостивый.

Ин тропарь Всем святым, в земле Русской просиявшим, глас 4

Иерусали́ма Вы́шняго гра́жданы,/ от земли́ на́шея возсия́вшия/ и Бо́гу во вся́цем чину́ и вся́ким по́двигом угоди́вшия,/ прииди́те, воспои́м, ве́рнии:/ о, всеблаже́ннии земли́ Росси́йския засту́пницы,/ моли́теся ко Го́споду,/ да поми́лует сию́ от гне́ва Своего́,/ исцеля́я сокруше́ние ея́,// и ве́рныя лю́ди Своя́ уте́шит.

Перевод: Граждан Небесного Иерусалима, просиявших в земле нашей и Богу во всяком чине и всяком подвиге угодивших, придите, верующие, воспоем: о всеблаженные земли Российской заступники, молитесь ко Господу, да помилует ее от гнева Своего, исцеляя беды ее, и верующих людей Своих утешит.

Кондак Всем святым, в земле Русской просиявшим, глас 3

Днесь лик святы́х, в земли́ на́шей Бо́гу угоди́вших, предстои́т в Це́ркви/ и неви́димо за ны мо́лится Бо́гу./ А́нгели с ним славосло́вят,/ и вси святи́и Це́ркве Христо́вы ему́ спра́зднуют,/ о нас бо мо́лят вси ку́пно// Преве́чнаго Бо́га.

Перевод: В сей день сонм святых, в земле нашей Богу угодивших предстоит в храме и невидимо за нас молится Богу. Ангелы с ними славословят и все святые Церкви Христовой празднуют – ибо о нас молят все вместе Предвечного Бога.

Ин кондак Всем святым, в земле Русской просиявшим, глас 6

Предста́телие страны́ на́шей неусы́пнии,/ хода́таи о нас ко Творцу́ непреста́ннии,/ не пре́зрите моле́ний на́ших,/ но, предваря́юще на по́мощь, я́ко сро́дницы на́ши,/ ускори́те на моли́тву/ и потщи́теся на умоле́ние,// предста́тельствующе при́сно о чту́щих вас.

Перевод: Предстатели страны нашей неутомимые, ходатаи о нас ко Творцу постоянные, не забудьте о молениях наших, но, приходя на помощь, как родственники наши, поспешите на молитву и побеспокойтесь об умилостивлении, ходатайствуя всегда о почитающих вас.

Молитва Всем святым, в земле Русской просиявшим

О, всеблаже́ннии и богому́дрии уго́дницы Бо́жии, по́двиги свои́ми зе́млю Ру́сскую освяти́вшии и телеса́ своя́, я́ко се́мя ве́ры, в ней оста́вльшии, душа́ми же свои́ми Престо́лу Бо́жию предстоя́щии и непреста́нно о ней моля́щиися! Се ны́не, в день о́бщаго ва́шего торжества́, мы, гре́шнии, ме́ньшии бра́тия ва́ши, дерза́ем приноси́ти вам сие́ хвале́бное пе́ние. Велича́ем ва́ша вели́кия по́двиги, духо́внии во́ини Христо́ви, терпе́нием и му́жеством до конца́ врага́ низложи́вшии и нас от пре́лести и ко́зней его́ избавля́ющии. Ублажа́ем ва́ше свято́е житие́, свети́льницы Боже́ственнии, све́том ве́ры и доброде́телей светя́щиися и на́ша умы́ и сердца́ богому́дренно озаря́ющии. Прославля́ем ва́ша вели́кая чудеса́, цве́ти ра́йстии, в стране́ на́шей се́верней прекра́сне процве́тшии и арома́ты дарова́ний и чуде́с повсю́ду благоуха́ющии. Восхваля́ем ва́шу богоподража́тельную любо́вь, предста́телие на́ши и покрови́телие, и, упова́юще на по́мощь ва́шу, припа́даем к вам и вопие́м: вси святи́и сро́дницы на́ши, от лет дре́вних просия́вшии и в после́дния дни подвиза́вшиися, явле́ннии и неявле́ннии, ве́домии и неве́домии! Помяни́те на́шу не́мощь и уничиже́ние и моли́твами ва́шими испроси́те у Христа́ Бо́га на́шего, да и мы, безбе́дно преплы́вше жите́йскую пучи́ну и невреди́мо соблю́дше сокро́вище ве́ры, в приста́нище ве́чнаго спасе́ния дости́гнем и в блаже́нных оби́телех Го́рняго оте́чества вку́пе с ва́ми и со все́ми угоди́вшими Ему́ от ве́ка святы́ми водвори́мся благода́тию и человеколю́бием Спаси́теля на́шего Го́спода Иису́са Христа́, Ему́же со Преве́чным Отце́м и со Пресвяты́м Ду́хом подоба́ет непреста́нное славосло́вие и поклоне́ние от всех тва́рей во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Величание Всем святым, в земле Русской просиявшим

Ублажа́ем вас,/ чудотво́рцы на́ши сла́внии,/ зе́млю Ру́сскую доброде́тельми ва́шими озари́вшии/ и о́браз спасе́ния нам// светоявле́нно показа́вшии.