25 июня день памяти Собора Белорусских святых

25.06.2023

С 3-й неделей по Пятидесятнице, с Петровым постом! С Собором Белорусских святых! Доброго дня! Господи, во всех непредвиденных случаях не дай нам забыть, что все ниспослано Тобой, во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Варахиила, Иеремиила, моего ангела хранителя и проч св. Неб. сил беспл., прп. Онуфрия Великого, прп. Петра Афонскогои иных святых сего дня.

 

Свт. Феофан Затворник:

"Если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно". Оком называется здесь ум, а телом весь состав души. Таким образом, когда ум прост, тогда в душе светло; когда же ум лукав, тогда в душе темно. Что такое ум простой и ум лукавый? Ум простой тот, который принимает все, как написано в слове Божием, и несомненно убежден, что все так и есть, как написано: никакого хитроумия, никаких колебаний и раздумья нет в нем. Ум лукавый тот, который приступает к слову Божию с лукавством, хитрым совопросничеством и подъискиваниями. Он не может прямо верить, но подводит слово Божие под свои умствования. Он приступает к нему не как ученик, а как судия и критик, чтоб попытать, что-то оно говорит, и потом или поглумиться, или свысока сказать: "да, это не худо". У такого ума нет твердых положений, потому что слову Божию, очевидно, он не верит, а свои умствования всегда неустойчивы: ныне так, завтра иначе. Оттого у него одни колебания, недоумения, вопросы без ответов; все вещи у него не на своем месте, и ходит он впотьмах, ощупью. Простой же ум все ясно видит: всякая вещь у него имеет свой определенный характер, словом Божиим определенный, потому всякой вещи у него свое место, и он точно знает как себя в отношении к чему держать, ходит, значит, по дорогам открытым, видным, с полною уверенностью, что они ведут к настоящей цели.

 

Рим. 5, 1-10:

Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,

через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,

от терпения опытность, от опытности надежда,

а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

 

Мф. 6, 22-33:

Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;

если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?

Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.

Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?

Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!

Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?

потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.

 

Из Дневника православного священника за 25 июня:

Дух Господень.

«Дух Господень на Мне» (Лк. 4:18).

Христос Спаситель так определяет цель Своего пришествия: Он несет людям не дух научный, философский или социально-политический, Он несет миру Дух Господень, Дух Божией правды и Божией любви, несет Бога в жизнь людей – пробуждает Божии чувства в сердцах человеческих. Дело Божие никакими руками человеческими разрушить нельзя. Оно свое возьмет, над злобой человеческой восторжествует. Дух Божий даром получить нельзя. Его получает только тот, кто томится, жаждет Бога, как измученный зноем пустынник жаждет воды в пустыне. В сердце каждого человека, как в глубоком роднике, сокрыт образ Божий – непробужденными спят чувства Божеские. Прислушайтесь к Божию роднику в глубине вашего сердца, дайте свободу светлым Божиим струям, внесите в жизнь хоть каплю Божией любви и Божией правды и не потеряете награды своей (Мф. 10:42).

 

СОБОР БЕЛОРУССКИХ СВЯТЫХ

Установлен 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева). За двадцать с лишним лет Собор Белорусских святых возрос от 14 до 79 угодников Божиих.

В 1999 году было канонизировано 23 новомученика Минской епархии, пострадавших в период 1930–1950-х годов, а в 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе к лику новомучеников и исповедников Российских были причислены священномученики Иоанн, архиепископ Рижский, Митрофан, архиепископ Астраханский, Иоасаф, епископ Могилевский, Павлин, архиепископ Могилевский, Иоанн, епископ Рыльский, а также святитель Гавриил, архиепископ Рязанский. Деятельность этих подвижников была также связана с Белорусской землёй, поэтому и они включаются в Собор.

Наконец, постановлением Святого Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году к лику местночтимых святых был причислен священномученик архидиакон Никифор (Кантакузен), а в Собор Белорусских святых этим же постановлением были включены ранее уже прославленные священномученик Макарий, митрополит Киевский, благоверные князь Борис Туровский и княгиня Евпраксия Полоцкая, преподобные Феодор, князь Острожский, Харитина, княжна Литовская и Геннадий Могилевский.

15 декабря 2009 года на заседании Священного Синода БПЦ было принято решение присоединить к Собору Белорусских святых 14 святых, канонизированных другими епархиями Русской Православной Церкви, но которые родились, жили, несли служение на территории Беларуси.

 

Список Святых

Священномученик Иоаса́ф (Жевахов), Могилевский, епископ
Исповедник Михаи́л Новицкий, пресвитер
Священномученик Иоа́нн (Поммер), Рижский, архиепископ
Священномученик Леонид Бирюкович, пресвитер
Священномученик Порфи́рий Рубанович, пресвитер
Преподобномученик Серафи́м (Шахмуть), Жировицкий, архимандрит
Преподобный Ма́ртин Туровский
Священномученик Михаил Плышевский, пресвитер
Священномученик Макарий Киевский, митрополит
Священномученик Алекса́ндр Шалай, пресвитер
Священномученик Николай Мацкевич, пресвитер
Священномученик Иоа́нн Вечорко, пресвитер
Священномученик Николай Васюкович, диакон
Священномученик Влади́мир Пастернацкий, пресвитер
Мученик Гаврии́л Белостокский, Слуцкий, младенец
Священномученик Дими́трий Павский, пресвитер
Святитель Кирилл Ту́ровский, епископ
Священномученик Павли́н (Крошечкин), Могилевский, архиепископ
Преподобномученик Афана́сий Брестский, игумен
Священномученик Митрофа́н (Краснопольский), Астраханский, архиепископ
Праведная Иулиани́я Ольшанская, Печерская, княжна, дева
Праведная Софи́я Слуцкая, княжна
Преподобная Евфроси́ния Полоцкая (до крещения княжна Предисла́ва), игумения
Священномученик Ники́фор (Кантакузен), архидиакон
Благоверный князь Бори́с Туровский
Святитель Гаврии́л (Городков), Рязанский, архиепископ
Блаженная Валенти́на Минская (Сулковская)
Святитель Диони́сий Полоцкий, епископ
Мученик Иоа́нн Виленский (Литовский)
Священномученик Влади́мир Хрищенович, пресвитер
Преподобный Елисе́й Лавришевский
Преподобный Фео́дор Васильевич Острожский, Печерский, князь, инок
Благоверный князь Ростисла́в (в Крещении Михаи́л) Мстиславич Киевский, Смоленский
Священномученик Влади́мир Талюш, пресвитер
Мученик Анто́ний Виленский (Литовский)
Святитель Симео́н Полоцкий, Тверской, епископ
Преподобномученик Макарий Ка́невский, Пинский, О́вручский, Переяславский, игумен
Святитель Ми́на Полоцкий, епископ
Преподобный Генна́дий Костромской, Любимоградский
Священномученик Иоа́нн Воронец, пресвитер
Священномученик Влади́мир Зубкович, пресвитер
Святитель Гео́ргий (Конисский), Могилевский, архиепископ
Праведный Иоа́нн Кормянский, пресвитер
Святитель Лавре́нтий Печерский, Туровский, затворник, епископ
Священномученик Иоа́нн Панкратович, пресвитер
Священномученик Петр Грудинский, пресвитер
Священномученик Се́ргий Родаковский, пресвитер
Священномученик Васи́лий Измайлов, пресвитер
Исповедник Влади́мир Хираско, пресвитер
Мученик Евста́фий Виленский (Литовский)
Священномученик Матфе́й Крицук, пресвитер
Священномученик Валериа́н Новицкий, пресвитер
Священномученик Дими́трий Плышевский, пресвитер

Тропарь Собору Белорусских святых

глас 5

Почти Господь Белорусский край/ святыми, Ему благоугодившими:/ святители, мученики, преподобными и праведными,/ верно Господеви послужившими/ и мзду трудов приявшими./ К тем же ныне и мы вопием:/ о нас молитеся ко Господу,/ да в вере и делех плод добр принесем.

 

Кондак Собору Белорусских святых

глас 3

Божии угодницы Белорусский земли/ ныне со дерзновением предстоят Престолу Святыя Троицы/ и невидимо за ны молятся Богу,/ о крае нашем,/ прося нам мир и велию милость.