24 ноября день памяти Святого мученика короля Стефана Дечанского

24.11.2022

Доброго дня! Господи, какие бы я не получил известия в течение этого дня, научи принять их со спокойною душою и с твердым убеждением, что на все есть Твоя святая воля, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Уриила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, вмч. Мины, мч. Виктора и мц. Стефаниды, прп. Феодора Студита, исп., блж. Максима, Христа ради юрод., Московского чуд. и иных святых сего дня.  

 

Свт. Феофан Затворник:

Смесил Пилат кровь галилеян с жертвами их, - Господь сказал: "если не покаетесь, все так же погибнете"; упал столп силоамский и убил 18 человек, - Господь тоже сказал: "если не покаетесь, все так же погибнете". Этим дается разуметь, что когда какая беда постигает других, нам надо рассуждать не о том, отчего и за что это случилось, а поскорее обратиться к себе и посмотреть, нет ли за нами каких грехов, достойных временного наказания во вразумление других, и поспешить изгладить их покаянием. Покаяние очищает грех и отстраняет причину, привлекающую беду. Пока во грехе человек, секира лежит при корне древа жизни его, готовая посечь его. Не сечет же потому, что ожидается покаяние. Покайся, и отнята будет секира, и жизнь твоя потечет к концу естественным порядком; не покаешься - жди посечения. Кто знает, доживешь ли до будущего года. Притча о безплодной смоковнице показывает, что Спаситель умаливает правду Божию щадить каждого грешника, в надежде, не покается ли он и не принесет ли плодов добрых. Но бывает, что правда Божия уже не слушает ходатайства, и разве кого-кого соглашается оставить еще на один год в живых. А ты знаешь ли, грешник, что проживаешь не последний год, не последний месяц, день и час?

 

2 Фес. 2, 13-3, 5:

Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братия, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению,

к которому и призвал вас благовествованием нашим, для достижения славы Господа нашего Иисуса Христа.

Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим.

Сам же Господь наш Иисус Христос и Бог и Отец наш, возлюбивший нас и давший утешение вечное и надежду благую во благодати,

да утешит ваши сердца и да утвердит вас во всяком слове и деле благом.

Итак молитесь за нас, братия, чтобы слово Господне распространялось и прославлялось, как и у вас,

и чтобы нам избавиться от беспорядочных и лукавых людей, ибо не во всех вера.

Но верен Господь, Который утвердит вас и сохранит от лукавого.

Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем.

Господь же да управит сердца ваши в любовь Божию и в терпение Христово.

 

Лк. 13, 1-9:

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.

Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?

Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете.

Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме?

Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все та́к же погибнете.

И сказал сию притчу: некто имел в винограднике своем посаженную смоковницу, и пришел искать плода на ней, и не нашел;

и сказал виноградарю: вот, я третий год прихожу искать плода на этой смоковнице и не нахожу; сруби ее: на что она и землю занимает?

Но он сказал ему в ответ: господин! оставь ее и на этот год, пока я окопаю ее и обложу навозом, –

не принесет ли плода; если же нет, то в следующий год срубишь ее.

 

Из Охридского Пролога за 11 ноября

Рассуждение:

Если когда и восседал на престоле земного царства святой царь, то [это] был благоверный сербский король Стефан Дечанский. Греки, обычно считавшие славян варварами, дивились красоте души святого Стефана как редчайшему чуду той эпохи. Когда император Кантакузин послал к королю Милутину игумена монастыря Пантократора по неким государственным делам, король Милутин помимо прочего спросил и о своем сыне Стефане. «Ты спрашиваешь меня, король, о втором Иове, – ответил ему игумен, – будь уверен, что его убогость стои́т выше твоего королевского величия». Византийский император на первых порах относился к слепому Стефану весьма сурово: сначала заключил его в одном из покоев дворца, запретив всякий к нему доступ, а затем передал его в монастырь Пантократора – с тем чтобы там, неся тяжкие монашеские подвиги, ослабел он и погиб. Однако Бог хранил блаженного Стефана, и тот переносил подвиги поста и молитвы как самый лучший монах. О его мудрости [и рассудительности] стали говорить во всем Царьграде. И царь стал его уважать, всё чаще испрашивая у него совета. Так, например, святой Стефан посодействовал развенчанию и ниспровержению известной ереси Варлаама, с которой боролся святитель Григорий Палама (см. Синаксарь второй недели Великого поста). Варлаам в то время находился в Царьграде и ловкими интригами склонил к своему мнению многих вельмож и сановников в Церкви и при дворе. Пребывая в недоумении, царь вызвал Стефана и спросил его, что ему делать с Варлаамом. Мудрый Стефан ответил ему словами Псалмопевца: Не ненавидящий ли Тя, Господи, возненавидех? И еще добавил: «Опасных людей следует изгонять из общества». Выслушав сие, император Кантакузин немедленно с бесчестьем прогнал Варлаама из столицы.

Проповедь о Создателе нового человека

Дабы из двух создать в Себе Самом

одного нового человека, устрояя мир.

Еф. 2:15

Снизойдя на землю, человеколюбивый Господь пришел ко всем людям, а не только к некоторым. Иудеи ожидали Мессию – Он пришел как Мессия. Язычники чаяли Искупителя – Он пришел как Искупитель. Пришел Он с равной любовью и к иудеям, и к язычникам. Кроме иудеев и язычников, никого третьего на земле и не было. Иудеи единственные в міре веровали в истинного Бога, язычники поклонялись идолам. Впрочем, иудеи также омрачили свою веру собственными беззакониями и не знали ничего – так по своему неразумию и невежеству сделались они под стать язычникам. А тем более – по греховному проклятию, которое от Адама тяготело над черной землей. Как ветхий Адам принадлежал не только иудеям, но и язычникам, ибо и те и другие произошли от него, так и Новый Адам принадлежал не только одним из них, но обоим, ведь спас Он тех и других. Господь Иисус [Христос] не мог одобрительно относиться ни к царству иудейскому, то есть царству пустого законнического формализма, ни к царству эллинскому (и вообще – языческому), то есть царству натуралистических басен и демонического колдовства и ворожбы. Но взял Он обоих больных и обоих исцелил. Уврачевав же их обоих, устроил Он из них нового человека. Это – Церковь Божия. Так Господь упразднил и отверг как иудейство, так и эллинство и создал Свою Святую Церковь.

О Господи Иисусе, всеблагий и всемудрый, всё благо и всё премудро паче всякого слова, что́ Ты совершил. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

СВЯТОЙ МУЧЕНИК КОРОЛЬ СТЕФАН ДЕЧАНСКИЙ

Святой Стефан был старшим сыном короля Милутина. Мученической была его земная жизнь, мученической была и кончина. Его отец, по наущению мачехи Стефана, отослал сына в монастырь Пантократор в Константинополе, приказав ослепить его в дороге. Святитель Николай Чудотворец явился святому Стефану и сказал: «Не бойся, Стефан, твои очи поручены мне и в надлежащее время я верну их тебе». Стефан провел пять лет в строжайшей аскезе, которую совершал, как совершенный монах. Он прославился своею мудростью; по его совету Император выслал из столицы еретика Варлаама. С чудесно возвращенным зрением Стефан вернулся в родную Сербию, где правил в течении десяти лет. Он построил Дечанский монастырь, один из прекраснейших памятников сербского благочестия, в котором его нетленные мощи почитаются даже местными мусульманами.

Тропарь мученику Стефану Урошу III, Дечанскому, царю Сербскому, глас 4

В терпе́нии добрострада́льных по́двиг твои́х/ многообра́зныя ра́ны претерпе́л еси́,/ и по кончи́не свое́й/ вене́ц от Бо́га с му́ченическими ли́ки восприе́млеши,/ и в земли́ кро́тких досто́йно водворя́ешися, блаже́нне,/ о нас Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Ин тропарь мученику Стефану Урошу III, Дечанскому, царю Сербскому, на перенесение мощей, глас 8

Ца́рскую диади́му обагри́л еси́ кро́вию твое́ю, Богому́дре великому́чениче,/ за скиптр крест в ру́ку прии́м,/ яви́лся еси́ победоно́сец/ и я́ко же́ртву непоро́чну прине́сл еси́ себе́ Бо́гу./ От роди́телей твои́х о́чию зе́ницы лише́н был еси́,/ и в заточе́нии пребы́л еси́,/ и от свои́х уда́влен еси́./ И ны́не, ра́дуяся, предстои́ши Святе́й Тро́ице./ Тем пра́зднуем днесь пренесе́ние честны́х моще́й твои́х/ и обновле́ние честна́го киво́та,/ блаже́нне Стефа́не, моли́ся о держа́ве сро́дник твои́х,/ благоуго́дней бы́ти ей// и сыново́м се́рбским спасти́ся.

Ин тропарь мученику Стефану Урошу III, Дечанскому, царю Сербскому, глас 4

Ца́рство, е́же на земли́ до́бре окормля́я, страда́льче,/ и, багряни́цу нося́, смире́нно стяжа́л еси́ мудрова́ние,/ ни́щих посеща́я и сим хлеб раздробля́я,/ тем Пребоже́ственная Тро́ица// Ца́рствия ку́пно и му́ченичества венце́м увязе́ тя.

Кондак мученику Стефану Урошу III, Дечанскому, царю Сербскому, глас 3

В царе́х благоче́стно пожи́в/ и страда́ния путь проше́д, веледу́шне,/ и страда́льцем равноче́стен вене́чник яви́лся еси́,/ и це́рковь твоя́ прославля́ет тя сла́вно,/ святы́ми благоуха́нными мощми́ твои́ми освяща́ема,/ те́мже почита́ем и та́йно вопие́м ти:// от бед изба́ви нас моли́твами твои́ми, свя́те.

Ин кондак мученику Стефану Урошу III, Дечанскому, царю Сербскому, на перенесение мощей, глас 8

Я́ко звезду́ тя пресве́тлу, Це́рковь похваля́ет и почита́ет,/ от восто́ка возсия́вшую/ и на за́пад прише́дшую,/ всю бо страну́ Се́рбскую чудесы́ и добро́тою обогаща́вши и просвеща́вши,/ и ве́рою чту́щия пренесе́ние моще́й и обновле́ние честна́го киво́та,/ великому́чениче, царю́ Се́рбский Стефа́не,/ моли́ спасти́ оте́чество твое́ и вся правосла́вныя христиа́ны,/ притека́ющия к ра́це моще́й твои́х и ве́рно вопию́щия ти:// ра́дуйся, Стефа́не, му́чеников украше́ние.

Ин кондак мученику Стефану Урошу III, Дечанскому, царю Сербскому, глас 4

Друга́го Константи́на стяжа́ тя Це́рковь благоче́стием, блаже́нне,/ и кро́тостию, пра́вдою и ми́лостынями,/ но и великому́ченика и страда́льца и́стинна./ Те́мже и, тобо́ю кра́сящися, вопие́т:// Стефа́н мне похвала́ и утвержде́ние.