23 сентября день памяти Святых девиц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры

23.09.2021

Доброго дня Вам и Вашим родным, здоровья, радости, настроения в пути, работе, учебе, лечении и иных делах во славу Божию, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Уриила, ангелов хранителей наших и проч. святых Небесных Сил, прп. Павла Послушливого Печерского и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Легион имя мне, потому что нас много". Духи не телесны, потому места собою не наполняют и не занимают, подобно телам. Этим объясняется физическая возможность пребывания многих духов в одном человеке. Возможность нравственная со стороны духов понятна из их безнравственности или отсутствия всяких нравственных начал, а со стороны человека - из многостороннего соприкосновения душевным строем своим к мрачной области нечистых сил. Но этим объясняется только возможность; действительность же вселения бесов подлежит условиям, которых определить не имеем возможности. Можем только сказать, что вселение духов не всегда бывает видимым, не всегда обнаруживается известными действиями бесноватых. Есть вселение духов необнаруживаемое, скрытное; есть также власть духов над умами, помимо тела, когда они водят их, как хотят, через страсти, в них действующие; люди же думают, что они все сами действуют, будучи посмешищем нечистых сил. Как же быть? Будь настоящим христианином, и никакая вражеская сила не одолеет тебя.

От Марка св. Благовествование Гл. 5 (1-20):

И пришли на другой берег моря, в страну Гадаринскую. И когда вышел Он из лодки, тотчас встретил Его вышедший из гробов человек, одержимый нечистым духом, он имел жилище в гробах, и никто не мог его связать даже цепями, потому что многократно был он скован оковами и цепями, но разрывал цепи и разбивал оковы, и никто не в силах был укротить его; всегда, ночью и днем, в горах и гробах, кричал он и бился о камни; увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня! Ибо Иисус сказал ему: выйди, дух нечистый, из сего человека. И спросил его: как тебе имя? И он сказал в ответ: легион имя мне, потому что нас много. И много просили Его, чтобы не высылал их вон из страны той. Паслось же там при горе большое стадо свиней. И просили Его все бесы, говоря: пошли нас в свиней, чтобы нам войти в них. Иисус тотчас позволил им. И нечистые духи, выйдя, вошли в свиней; и устремилось стадо с крутизны в море, а их было около двух тысяч; и потонули в море. Пасущие же свиней побежали и рассказали в городе и в деревнях. И жители вышли посмотреть, что случилось. Приходят к Иисусу и видят, что бесновавшийся, в котором был легион, сидит и одет, и в здравом уме; и устрашились. Видевшие рассказали им о том, как это произошло с бесноватым, и о свиньях. И начали просить Его, чтобы отошел от пределов их. И когда Он вошел в лодку, бесновавшийся просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус не дозволил ему, а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя. И пошел и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус; и все дивились.

Из Пролога: сентябрь 10 день:

Неправда, будто Святые, жившие в пустынях, не причащались Св. Таин. Некоторый путешественник пришел в один из монастырей на Востоке. Беседуя раз с игуменом и братиею под сенью плодовитых деревьев, на дворе монастырском, он заметил, что несколько птиц сламывали с деревьев ветки с плодами и улетали. На вопрос, сделанный игумену, почему птицы не едят на месте сорванных плодов, а отлетают с ними, он получил ответ, что явление это замечается уже более десяти лет. Движимый как бы предчувствием, путник сказал: «Нет ли где у вас в горах Святых Божьих, к которым плоды сии птицы носят по повелению Божию?» В это время прилетевший ворон сломил одну из ветвей с плодом. Путник продолжал: «Пойдемте, будем следить за ним». Пошли и увидали, что ворон прилетает на один из холмов, сначала сел на нем, а затем спустился в расщелину и, там оставив ветвь, вылетал оттуда уже без неё. Наблюдавшие за ним подошли к расщелине и бросили в оную камень. Вдруг оттуда послышался голос: «Если вы христиане, не убивайте нас». «Кто вы?» – спросили пришедшие. «Мы женщины, нас три, – отвечали им. – Если хотите нас видеть, бросьте нам три одежды, так как мы наги, и, сойдя вниз горы, пройдите тесною тропинкою, которая ведет к нам». Иноки поступили, как было сказано, и нашли трех жен, из которых одна была госпожа, а другие две – рабыни ее. «Кто ты и как пришла сюда?» – спросил игумен первую из них. «Я из Царьграда, жена сановника царского, – отвечала она. – Оставшись после мужа бездетною вдовою, я была понуждаема ко греху одним вельможею и, желая сохранить себя в чистоте, решилась оставить мир и, поручив раздать имение мое нищим, ночью села с этими двумя рабынями моими в корабль, с которого и высадились мы на это место, в котором вы нашли нас, и вот уже одиннадцатое лето, как мы не видали лица человеческого». «Откуда вы, госпожа моя, имели здесь пищу себе?» – спросил игумен. «Господь, – отвечала она, – прокормивший народ Свой в пустыне в продолжение сорока лет, посылал и нам пищу. Птицы приносили нам всякие плоды, и Господь всегда покрывал и согревал нас, так что мы ни зимою не боялись стужи, ни летом зноя солнечного. Жили мы здесь как в раю, непрестанно прославляя Пресвятую Троицу». «Не желаешь ли, – сказал игумен, – разделить трапезу с нами»? «Если хочешь сделать так, – отвечала св. отшельница, – прикажи, пусть сначала придет пресвитер и совершит Божественную службу, да причастимся Св. Христовых Таин; ибо с тех пор, как мы оставили Царьград, мы не сподоблялись св. Причащения». Игумен исполнил её желание, и пришедший пресвитер, по совершении Божественной службы, причастил св. отшельниц. И в тот же день первая из них (бывшая госпожа) после усердной молитвы отошла ко Господу. На другой день последовала за ней и одна из подруг ее, а на третий и последняя из них также мирно почила сном смертным. Рассказав сие происшествие, прошу вас, братие обратить внимание на то, для чего Господь перед смертью открыл пребывание св. отшельниц. Не ясно ли, что Он благоволил сделать это для того, чтобы чрез Причащение Св. Таин св. жены теснейшим образом могли соединиться с Ним и чрез Него сделаться причастницами жизни вечной? Господу неугодно было, чтобы они отошли в жизнь вечную не напутствованные Святыми Таинами...

СВЯТЫЕ ДЕВИЦЫ МИНОДОРА, МИТРОДОРА И НИМФОДОРА

Святые девицы Минодора, Митродора и Нимфодора (305 - 311), родные сестры, происходили из Вифинии (Малая Азия). Отличаясь особым благочестием, сестры-христианки пожелали хранить девственную жизнь и не соприкасаться с миром. Они избрали себе уединенное место в пустыне и проводили свою жизнь в подвигах поста и молитвы. Слава о святой жизни девиц скоро распространилась, так как по их молитвам стали совершаться исцеления больных. Вифинской областью управлял в то время правитель по имени Фронтон, который приказал схватить сестер и привести к нему. Сначала он пытался убедить их отречься от Христа, обещая большие почести и награды. Однако святые сестры твердо исповедали пред ним свою веру, отвергнув все предложения правителя, объяснив ему, что они не дорожат временными земными благами и готовы умереть за своего Небесного Жениха. Придя в ярость, правитель обрушил свой гнев на старшую из них - святую Минодору. Святая мужественно терпела муки и, наконец, воскликнула: "Господи Иисусе Христе, веселие сердца моего, надежда моя, приими с миром душу мою!" и с этими словами предала дух свой Богу.

Через четыре дня привели на суд младших сестер Митродору и Нимфодору. Перед ними положили для устрашения израненное тело старшей сестры. Девицы плакали о ней, но были также непреклонны. Тогда подвергли истязаниям святую Митродору. Она скончалась, призывая до последнего вздоха возлюбленного ею Господа Иисуса Христа. Затем подвели третью сестру Нимфодору. Перед ней лежали тела замученных старших сестер. Фронтон надеялся, что это зрелище устрашит юную девицу. Делая вид, что он сожалеет о ее молодости и красоте, он стал ласково убеждать ее поклониться языческим богам, обещая высокие награды и почести. Святая Нимфодора, отвергнув его речи, разделила участь своих старших сестер. Она была замучена до смерти ударами железных прутьев.

Тела святых мучениц хотели сжечь на костре, но сильный дождь угасил разведенный огонь, а молния опалила Фронтона и его слуг. Христиане взяли тела сестер и погребли с почестью около так называемых Теплых вод в Пифиях (Вифиния). Часть мощей святых мучениц хранится на Афоне в Покровском соборе Русского Пантелеимонова монастыря, а рука святой Митродоры находится на Святой Горе в монастыре Пантократор.

Кондак мученицам Минодоре, Митродоре и Нимфодоре, глас 4

За Тро́ицу терпели́вно страда́льчествовавшия,/ многоко́зненнаго врага́ победи́сте,/ бра́тски обле́кшеся Ду́хом;/ те́мже водвори́стеся с пятьми́ де́вами/ в Небе́сном, страстоте́рпицы, черто́зе,/ и со А́нгелы Всецарю́// в весе́лии непреста́нно предстоите́.