21 января день памяти Священномученика Исидора пресвитер и с ним 72, в Юрьеве Лифляндском пострадавших

21.01.2021

СВЯЩЕННОМУЧЕНИК ИСИДОР ПРЕСВИТЕР И С НИМ 72, В ЮРЬЕВЕ ЛИФЛЯНДСКОМ ПОСТРАДАВШИЕ

Бла­го­вер­ный ве­ли­кий князь Яро­слав, во Свя­том Кре­ще­нии на­ре­чен­ный Ге­ор­ги­ем, сын свя­то­го рав­ноап­о­столь­но­го ве­ли­ко­го кня­зя Вла­ди­ми­ра, в 1030 го­ду по­ко­рил сво­ей вла­сти чуд­ское пле­мя, жив­шее в пре­де­лах Нов­го­род­ских и Псков­ских, по­том на ре­ке Омо­в­же (или Эм­ба­хе) ос­но­вал го­род и вы­стро­ил в нем цер­ковь во имя свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. И бы­ло на­ре­че­но имя го­ро­ду Юрьев. С по­ло­ви­ны XII ве­ка ста­ли про­ни­кать в эту зем­лю мо­рем ка­то­ли­ки нем­цы, на­ча­ли там се­лить­ся и, укре­пив­шись, овла­де­ли ею, так как в Рус­ской зем­ле бы­ли то­гда меж­до­усо­бия и нестро­е­ния. По­ра­бо­тив­ши мест­ных жи­те­лей-языч­ни­ков, нем­цы бо­лее си­лою, неже­ли во­лею, об­ра­ти­ли их в ла­тин­скую ве­ру, ко­то­рую са­ми со­дер­жа­ли, и вме­сте с тем на­ча­ли при­тес­нять жив­ших сре­ди них пра­во­слав­ных хри­сти­ан.

Во дни ве­ли­ко­го кня­зя Мос­ков­ско­го Иоан­на III Ва­си­лье­ви­ча пра­во­слав­ные хри­сти­ане, быв­шие под вла­стью нем­цев, име­ли в го­ро­де Юрье­ве Ли­вон­ском в рус­ском кон­це две церк­ви: свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца и свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия. Слу­жи­ли в тех церк­вах два пре­сви­те­ра: один – име­нем Иоанн, по про­зва­нию Шест­ник (то есть при­шлец), из Мос­ков­ской зем­ли, а дру­гой – Ис­и­дор. Ко­гда же нем­цы то лас­ка­ми, то угро­за­ми на­ча­ли увле­кать в ла­тин­ство жи­ву­щих в го­ро­де пра­во­слав­ных, то­гда свя­щен­ник Иоанн, про­слу­жив­ший в Юрье­ве все­го два с по­ло­ви­ной го­да, ушел от­ту­да в Псков и вско­ре по­сле это­го, при­няв ино­че­ство с име­нем Ио­ны, ос­но­вал в Псков­ской зем­ле, на гра­ни­це с Ли­во­ни­ей, Пско­во-Пе­чер­скую оби­тель, где про­жил свя­то, спо­до­бил­ся бла­жен­ной кон­чи­ны о Гос­по­де. Ис­и­дор же остал­ся в Юрье­ве и имел с нем­ца­ми боль­шие пре­ния о пра­во­слав­ной ве­ре. Неред­ко уко­рял он ино­вер­цев, вну­шая им от­сту­пить от ве­ры ла­тин­ской, или рим­ско-ка­то­ли­че­ской, и при­со­еди­нить­ся к пра­во­сла­вию.

В 1472 го­ду во­ору­жи­лись ла­ти­ны на пра­во­слав­ных – ре­ши­ли воз­двиг­нуть го­не­ние на бо­го­спа­са­е­мый град Псков и под­власт­ное ему пра­во­слав­ное на­се­ле­ние, чтобы на­са­дить сре­ди него ла­тин­скую ве­ру, утвер­жда­ясь глав­ным об­ра­зом на пра­ви­лах Фло­рен­тий­ско­го со­бо­ра, по­ло­жив­ше­го на­силь­ствен­но вос­ста­но­вить еди­не­ние Церк­вей. Меж­ду тем уже мно­гие го­ды пре­сви­тер Ис­и­дор бес­по­роч­но слу­жил при хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца, как звез­да, сияя меж­ду хри­сти­а­на­ми сво­ей паст­вы. И вот ста­рей­ши­на го­ро­да Юрье­ва, немец по име­ни Юрий, про­зва­ни­ем Тря­си­го­лов, вос­став на Ис­и­до­ра и на хри­сти­ан пра­во­слав­ных, кле­ве­тал на них бис­ку­пу Ан­дрею и го­род­ским на­чаль­ни­кам ла­тин­ской ве­ры и всем по­сад­ским лю­дям Ли­вон­ской зем­ли, го­во­ря, буд­то слы­шал он от иерея рус­ско­го и всей его паст­вы ху­лу на ве­ру ла­тин­скую и слу­же­ние на опрес­но­ках и по­хва­лу од­ной толь­ко гре­че­ской ве­ре. Та­ким об­ра­зом он воз­бу­дил ярость в бис­ку­пе и вель­мо­жах, и ла­ти­ны с то­го вре­ме­ни ис­ка­ли, как бы ис­тя­зать пра­во­слав­ных хри­сти­ан го­ро­да Юрье­ва.

На­стал празд­ник Бо­го­яв­ле­ния Гос­под­ня – 6 ян­ва­ря 1472 го­да. Пре­сви­тер Ис­и­дор вы­шел со все­ми пра­во­слав­ны­ми на ре­ку Омо­в­жу с чест­ны­ми кре­ста­ми освя­тить во­ду. Там, на во­дах Бо­го­яв­лен­ских, нем­цы, по­слан­ные от бис­ку­па и от ста­рей­шин, за­хва­ти­ли Ис­и­до­ра, учи­те­ля хри­сти­ан­ско­го, и быв­ших с ним му­жей и жен и, как вол­ки лю­тые, по­влек­ли их к бис­ку­пу и су­дьям го­род­ским. Ве­ли­кое бы­ло ис­тя­за­ние на су­ди­ли­ще доб­рым во­и­нам Хри­сто­вым о ве­ре их, от ко­то­рой их при­нуж­да­ли от­речь­ся. Но Ис­и­дор и все пра­во­слав­ные с ним ис­по­вед­ни­ки как бы еди­ны­ми уста­ми ска­за­ли, об­ра­ща­ясь сна­ча­ла к бис­ку­пу, по­том ко всем су­дьям сво­им: «Не бу­ди то, враг ис­ти­ны, чтобы нам, пра­во­слав­ным, от­речь­ся от Хри­ста ис­тин­но­го и ве­ры пра­во­слав­ной; не по­ща­дим те­лес на­ших за Хри­ста Бо­га, сколь­ко бы ты нас ни му­чил; но вас, нече­сти­вые, умо­ля­ем: по­ща­ди­те ду­ши свои Гос­по­да ра­ди, ибо и вы со­зда­ние Бо­жие».

То­гда с ве­ли­ким дерз­но­ве­ни­ем об­ли­чал Ис­и­дор ла­тин­ские лже­муд­ро­ва­ния и от­ступ­ле­ния от ис­ти­ны хри­сти­ан­ской. Раз­гне­ван­ный бис­куп вверг­нул пра­во­слав­ных в тем­ни­цу, а всех дер­жав­цев мест­ных при­гла­сил из окрест­ных зам­ков, яко­бы для су­да над пра­во­слав­ны­ми. По­ка они со­би­ра­лись, свя­той Ис­и­дор по­учал в тем­ни­це дру­жи­ну свою.

«Бра­тия и ча­да, – го­во­рил он, – Гос­подь со­брал вас со мною на по­двиг сей ду­хов­ный, же­лая увен­чать вас от все­дер­жи­тель­ной ру­ки Сво­ей неувя­да­е­мы­ми вен­ца­ми; вы же, бра­тия, доб­ре по­стра­дай­те от без­за­кон­ных, без вся­ко­го со­мне­ния, и не убой­тесь горь­ких сих мук, ни­же осла­бе­вай­те, зане су­по­стат ваш диа­вол, яко лев, ры­кая, хо­дит, ис­кий ко­го по­гло­ти­ти (1Пет.5:8), то есть уло­вить от ве­ры пра­во­слав­ной. Ста­нем в ней непо­движ­но, как доб­рые во­и­ны, про­тив его коз­ней, ибо Сам Гос­подь ска­зал: Аще Мене из­гна­ша, и вас из­же­нут: аще сло­во мое со­блю­до­ша, и ва­ша со­блю­дут. Но сия вся тво­рят вам за имя Мое, яко не ве­дят По­слав­ша­го Мя. Егда же при­и­дет Уте­ши­тель, Его­же Аз по­слю вам от От­ца, Дух ис­ти­ны, Иже от От­ца ис­хо­дит, той сви­де­тель­ству­ет о Мне. И вы сви­де­тель­ству­е­те, яко ис­ко­ни со Мною есте (Ин.15:20-21, 26-27). Так, бра­тия, го­во­рил Хри­стос уче­ни­кам Сво­им, так же го­во­рит Он и нам, ес­ли кто име­ни Его ра­ди по­ст­раж­дет до кро­ви, то есть до смер­ти. И вы, бра­тия мои воз­люб­лен­ные, не остав­ляй­те ме­ня, но по­стра­дай­те вме­сте со мною и не пре­льщай­тесь во­жде­ле­ни­я­ми ми­ра се­го, но будь­те ве­ли­ки­ми му­че­ни­ка­ми Хри­сто­вы­ми в ро­де сем».

По­том свя­той Ис­и­дор с дру­жи­ной сво­ей, став в тем­ни­це ли­цом к во­сто­ку, на­чал петь и мо­лить­ся со сле­за­ми и с воз­ды­ха­ни­ем сер­деч­ным; при­ча­стил­ся сам за­пас­ны­ми Да­ра­ми Свя­тых Жи­во­тво­ря­щих Та­ин и при­ча­стил всех быв­ших с ним му­жей, жен и де­тей. Все ис­пол­ни­лись ду­хов­ной ра­до­сти, и бла­го­го­вей­ный пре­сви­тер по­учал их еще о воз­да­я­нии благ веч­ных за бла­гие де­ла и о веч­ных му­ках за де­ла тьмы. «Ни один из вас, – ска­зал он дру­жине сво­ей, – от ма­ла до ве­ли­ка да не стра­шит­ся угроз и са­мых мук да не убо­ит­ся, но доб­ре по­ст­раж­дет за Сы­на Бо­жия, Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, и при­и­мем по­честь стра­да­ния на­ше­го в день суд­ный».

По­том все еди­но­душ­но гром­ким го­ло­сом вос­пе­ли цер­ков­ную песнь в честь му­че­ни­ков: «Свя­тии му­че­ни­цы, иже доб­ре стра­даль­че­ство­вав­шии и вен­чав­ши­и­ся, мо­ли­те­ся ко Гос­по­ду спа­сти­ся ду­шам на­шим».

По­слан­ные от бис­ку­па и су­дей го­род­ских при­шли в тем­ни­цу и, из­влек­ши их от­ту­да, по­ста­ви­ли на су­ди­ли­ще, на ме­сто, на­зы­ва­е­мое у них ра­ту­ша, для ско­ро­го ис­пы­та­ния пе­ред бис­ку­пом и все­ми ла­ти­на­ми, ко­то­рые со­бра­лись на это зре­ли­ще. Как солн­це со звез­да­ми, сто­ял пред ни­ми ис­по­вед­ник Ис­и­дор со сво­ей дру­жи­ной. Спер­ва лас­ка­тель­ны­ми сло­ва­ми ста­рал­ся бис­куп при­к­ло­нить ис­по­вед­ни­ков пра­во­сла­вия к сво­ей ве­ре. Об­ра­ща­ясь к Ис­и­до­ру, как к на­став­ни­ку и ру­ко­во­ди­те­лю паст­вы, а за­тем ко всем его па­со­мым, бис­куп го­во­рил: «Толь­ко по­слу­шай ме­ня и по­сад­ни­ков гра­да се­го пе­ред мно­ги­ми нем­ца­ми, ко­то­рые со­шлись из окрест­ных зам­ков мо­ей дер­жа­вы; при­и­ми­те чест­ную ве­ру на­шу, ко­то­рая од­на с ва­шей, и опрес­ноч­ное слу­же­ние и не гу­би­те се­бя; будь­те прис­ны­ми бра­тья­ми нам и участ­ни­ки на­ше­го бо­гат­ства. Ес­ли хо­ти­те, дер­жи­те опять свою ве­ру; толь­ко те­перь по­ви­ни­тесь пре­до мною и пред су­дья­ми и пред нем­ца­ми».

Но му­же­ствен­ные ис­по­вед­ни­ки от­ве­ча­ли бис­ку­пу: «Что ищешь уло­вить нас льсти­вы­ми ре­ча­ми? Не мо­жешь ты от­кло­нить нас от ис­тин­ной ве­ры хри­сти­ан­ской; тво­ри над на­ми, что хо­чешь; вот мы пред то­бою и по­вто­ря­ем те­бе то же, что го­во­ри­ли преж­де».

То­гда су­ро­вый бис­куп вме­сте с дру­ги­ми су­дья­ми, как змеи, рас­па­лив­шись яро­стью на пра­во­слав­ных, ве­лел их в той одеж­де, в ка­кой они бы­ли, вверг­нуть в ре­ку Омо­в­жу, а са­мо­го Ис­и­до­ра, об­лек­ши в иерей­ские свя­щен­ные одеж­ды, бро­сил в са­мую Иор­дань, где освя­щал он во­ду в день Бо­го­яв­ле­ния. Так по­сту­пи­ли с ним, как со зло­де­ем, каз­ни­ли лю­той смер­тью за пра­во­слав­ную ве­ру Хри­сто­ву. Всех стра­даль­цев, счи­тая учи­те­ля их Ис­и­до­ра, бы­ло 73. Они пре­да­ли свои чи­стые ду­ши в ру­ки Бо­га Жи­ва­го и увен­ча­лись нетлен­ны­ми вен­ца­ми.

Бы­ло же при стра­да­нии их и та­ко­вое див­ное зре­ли­ще. В чис­ле пра­во­слав­ных ве­де­на бы­ла юная мать с трех­лет­ним мла­ден­цем на ру­ках, ко­то­рый был пре­кра­сен ли­цом. Нече­сти­вые нем­цы взя­ли мла­ден­ца из рук ма­те­ри, ее же бро­си­ли в ре­ку. Ви­дя свою мать по­топ­ля­е­мую с бла­жен­ны­ми му­че­ни­ка­ми, мла­де­нец на­чал пла­кать на ру­ках му­чи­те­лей, и сколь­ко ни ста­ра­лись они успо­ко­ить его, рвал­ся из рук их, тер­зая их ли­ца. То­гда же­сто­кие му­чи­те­ли бро­си­ли его под­ле про­ру­би. Мла­де­нец же, под­полз­ши к са­мой про­ру­би, три­жды пе­ре­кре­стил­ся и, воз­зрев на пред­сто­я­щий на­род, ска­зал: «И я хри­сти­а­нин, ве­рую в Гос­по­да и хо­чу уме­реть, как и учи­тель наш Ис­и­дор и моя мать».

Ска­зав это, он бро­сил­ся под лед. Так по­стра­дал за ис­ти­ну мла­де­нец, как неко­гда му­че­ник Хри­стов мла­де­нец Ки­рик, ис­по­ве­до­вав­ший Гос­по­да на ко­ле­нях му­чи­те­ля при ви­де стра­да­ний сво­ей ма­те­ри Иулит­ты и вме­сте с нею вос­при­яв­ший му­че­ни­че­ский ве­нец.

На­ста­ла вес­на. Раз­ли­вав­ша­я­ся ре­ка Омо­в­жа вы­сту­пи­ла из бе­ре­гов сво­их; то­гда яви­лись и те­ле­са всех ис­по­вед­ни­ков Хри­сто­вых за три по­при­ща от го­ро­да Юрье­ва, вверх по ре­ке, под де­ре­вом у го­ры, ни­чем не по­вре­жден­ные, как бы по­ло­жен­ные людь­ми на во­сток ли­цом; пре­сви­тер же Ис­и­дор ле­жал по­сре­ди них во всем об­ла­че­нии свя­щен­ни­че­ском. Так про­сла­вил Гос­подь свя­тых Сво­их угод­ни­ков. То­гда пра­во­слав­ные го­сти (куп­цы) го­ро­да Юрье­ва взя­ли мо­щи стра­даль­цев и чест­но по­греб­ли их в го­ро­де, око­ло церк­ви чу­до­твор­ца Ни­ко­лая, где бу­дут по­чи­вать они до вто­ро­го при­ше­ствия Хри­сто­ва.

Чтить па­мять свя­щен­но­му­че­ни­ка Ис­и­до­ра и его со­му­че­ни­ков на­ча­ли ра­но, не поз­же по­ло­ви­ны XVI сто­ле­тия. Но при­чис­ле­ны они Цер­ко­вью к ли­ку свя­тых лишь в 1897 го­ду. То­гда же по­ста­нов­ле­но по бла­го­сло­ве­нию Свя­тей­ше­го Си­но­да празд­но­вать их па­мять мест­но; и пер­вое празд­но­ва­ние свя­тым му­че­ни­кам тор­же­ствен­но со­вер­ше­но бы­ло 8 ян­ва­ря 1898 го­да.

Тропарь священномученику Исидору пресвитеру и с ним 72-м, в Юрьеве Лифляндском пострадавшим, глас 2

Страстоте́рпцы Госпо́дни блаже́ннии,/ Правосла́вную ве́ру Христо́ву со дерзнове́нием пропове́дасте,/ и на суди́щи уче́ния враго́в непра́вая обличи́сте,/ того́ ра́ди и вве́ржени бы́сте, святи́и,/ во глубину́ ре́чную,/ ду́ши же ва́ши всели́шася в Небе́сныя кро́вы,/ иде́же со святы́ми предстоя́ще Престо́лу Царя́ всех Бо́га,/ моли́теся Ему́ за вся правосла́вныя лю́ди,// по́двиги ва́ша че́стно почита́ющия.

Кондак священномученику Исидору пресвитеру и с ним 72-м, в Юрьеве Лифляндском пострадавшим, глас 4

Му́ченик Христо́вых лик пе́сньми почти́м,/ пострада́вших кре́пко Христо́вы ра́ди ве́ры и́стинныя/ и вра́жию горды́ню до конца́ низложи́вших./ Озари́вшеся бо благода́тию Несозда́нныя Тро́ицы, сла́внии,/ со священному́чеником Иси́дором пострада́вшии,/ я́ко зве́зды, сия́ете во всем ми́ре,/ и ны́не моли́теся Христу́ непреста́нно,/ и нас защища́ете от вражде́бных язы́к наше́ствия,// неусы́пнии моли́твенницы о душа́х на́ших.