21 сентября праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

21.09.2022

С Рождеством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! Доброго дня! Господи, на всякий час этогодня во всем наставь и поддержи меня, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью икон Б.М. "София - Премудрость Божия", "Знамение", "Почаевская", "Домницкая", "Холмская", "Леснинская", архистратигов Михаила, Рафаила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., прпп. Иоанна и Георгия и иных святых сего дня!

 

Флп., 2, 5-11:

Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:

Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;

но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;

смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.

Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,

дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,

и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.

 

Лк. 10:38-42, 11:27-28

В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой;

у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его.

Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне.

Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом,

а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.

 

Из Охридского Пролога за 8 сентября

Рассуждение:

Святой Дионисий Ареопагит описывает безмерную радость, и сияние снаружи и изнутри, и некое невыразимое благоухание, которое ощутил он в присутствии Пресвятой Богородицы, посетив Ее в Иерусалиме. В своем воодушевлении он говорит, что если бы не ведал единого истинного Бога, то признал бы Богом Ее, Пресвятую Деву Марию. Такое сильное и необычайное воздействие оказывала Пресвятая Дева на людей во время Своей жизни в теле на земле. Несравнимо большую силу и славу приобрела Она после Своей телесной смерти, когда волей Божией возвысилась над ангельскими Силами. Сила Ее проистекает от Ее непрестанной молитвы Богу за верующих, за всех тех, кто обращается к Ней за помощью. Святитель Иоанн Новгородский, вместе с народом молившийся Ей об избавлении от неприятельского войска, познал, что Она в тот час со слезами молилась о них Господу. И Новгород был чудесным образом спасен. Как сострадала Пресвятая Богородица Своему распятому Сыну, так сострадает Она и всем находящимся в беде и скорби, если взывают они к Ней о помощи. Можно сказать, что вся земля покрыта чудесами Ее милости. В Белграде и по сей день живет содержатель кофейни Ц. Й. родом из села Лабунище, что за Стругой, которого [в детстве] мать привела в Калиштский монастырь слепым и после молитвы, прочитанной над ним священником перед иконой Пресвятой Богородицы, [он чудесным образом] обрел зрение. Первый инок в Почаеве видел огненный столп от земли до небес, в котором лицезрел Пречистую Богоматерь. Она стояла на камне, где после этого [отпечаталась Ее стопа и] забил источник целебной воды, которая и доселе помогает многим больным.

Проповедь о единодушии Сына и Отца

Сын ничего не может творить Сам от Себя,

если не увидит Отца творящего.

Ин. 5:19

Как следует понимать эти слова, братья? Так ли, как разумели это некоторые еретики, утверждая, в частности, что Сын меньше Отца и немощнее Его? Нет, ни в коем случае. Уста, толковавшие подобным образом слова Господни, вещали бесчестье. Глаголы сии надлежит понимать так, как мыслили о них наши Святые Отцы, а именно: что Сын равен Отцу во всем и, по причине равенства их хотения, любви и премудрости, Сын не может ничего творить наперекор воле Отчей, а также вопреки Отчей любви и Отчей премудрости. Равно как ни Отец не может ничего делать в противовес Сыну, ни Дух Святой в противовес Отцу и Сыну. Всё, что́ хочет, и изволяет, и о чем мыслит Отец, то́ и Сын, и Дух Святой хотят, и изволяют, и о том же мыслят. Гармония [ни с чем] не сравнимая, единство нараздельное, бытие несказанное! Итак, ясно, что Сын и не может, и не хочет ничего творить Сам от Себя, по собственному изволению, без сообразности и единства с силой Отчей и волей Отчей. А о том, что это изъяснение точно, свидетельствует Сам Господь Своими последующими словами: Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет (Ин. 5:21). Усматриваете ли равенство воли и силы? Того, чего хочет Отец, хочет и Сын; то, что́ может Отец, может и Сын. Итак, никто да не разделяет Божество и [да] не навлекает на себя проклятие. Бог не может разделиться, и тот, кто покушается делить Божество, умаляя одно Лицо и возвышая другое, не может спастись.

Пресвятая Троица, Боже наш, тройственный по Ипостасям и единый по существу, Жизнь, Свет и Любовь, призри на нас и помилуй нас. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ

Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

Тропарь Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4

Рождество́ Твое́, Богоро́дице Де́во,/ ра́дость возвести́ всей вселе́нней:/ из Тебе́ бо возсия́ Со́лнце пра́вды Христо́с Бог наш,/ и, разруши́в кля́тву, даде́ благослове́ние,// и, упраздни́в сме́рть, дарова́ нам живо́т ве́чный.

Перевод: Рождество Твое, Богородица Дева, радость возвестило всей вселенной, ибо из Тебя воссияло Солнце правды, Христос Бог наш; и, отменив проклятие, Он дал благословение и, упразднив смерть, даровал нам жизнь вечную.

Кондак Рождества Пресвятой Богородицы, глас 4

Иоаки́м и А́нна поноше́ния безча́дства,/ и Ада́м и Е́ва от тли сме́ртныя свободи́стася, Пречи́стая,/ во святе́м рождестве́ Твое́м./ То пра́зднуют и лю́дие Твои́,/ вины́ прегреше́ний изба́вльшеся,/ внегда́ зва́ти Ти:// непло́ды ражда́ет Богоро́дицу и пита́тельницу Жи́зни на́шея.

Перевод: Иоаким и Анна от поношения за бездетность и Адам и Ева от тления смертного освободились святым Твоим рождеством, Пречистая. Его празднуют и люди Твои, от осуждения за грехи избавленные, восклицая Тебе: «Неплодная рождает Богородицу и Питательницу Жизни нашей!»