21 июня День Святого Духа, Ярославской (XIII) и Урюпинской (1821) икон Божией Матери. Тупичевской и Кипрской икон Божией Матери.

21.06.2021

ДЕНЬ СВЯТОГО ДУХА

В следующий за Пятидесятницей понедельник совершается праздник в честь Святого Духа. Этот праздник был установлен Церковью «ради величия Пресвятаго и Животворящего Духа, яко един есть (от) Святыя и Живоначальныя Троицы», в противодействие учению еретиков, отвергавших Божество Святого Духа и единосущность Его с Богом Отцом и Сыном Божиим.

Святой Дух един с Отцом и Сыном во всем, посему Он и совершает с Ними все, будучи самовластным, всесильным и благим. Через Него подается всякая мудрость, жизнь, движение, Он — источник всякой жизни. Он имеет все, что имеют Отец и Сын, «кроме нерождения и рождения», исходя от единого Отца. Святой Афанасий говорит: «Дух Святый от Отца не создан, не сотворен, не рожден, но исходит». Но в чем состоит исхождение Святого Духа от Отца для нас непостижимо, как непостижимо и рождение Сына. Поэтому Святая Православная Церковь никогда не решалась подвергать эту тайну Божества человеческому рассуждению, но всегда исповедовала ее, согласно с учением Спасителя нашего Иисуса Христа (Ин.15:26). Господь открывает человеку только то, что необходимо для его спасения, и многие тайны остаются для нас за непроницаемой завесой.

Обогащая человека духовными дарами и растя в нем плоды духовные, Дух Святой украшает человека и многообразными добродетелями, делает его, по слову Писания, древом добрым, творящим и плоды добрые (Мф.7:17). Жизнь по Духу Святому ясно обнаруживается в плодах Духа, к которым относятся, по словам апостола Павла, «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22-23).

Молитва Святому Духу

Царю Небесный,/ Утешителю, Душе истины,/ Иже везде сый/ и вся исполняяй,/ Сокровище благих/ и жизни Подателю,/ прииди и вселися в ны,/ и очисти ны от всякия скверны,// и спаси, Блаже, души наша.

Молитва ко Пресвятому Духу

Приими́, Влады́ко, Преблаги́й Паракли́те, Еди́н Сый Святы́я и Покланя́емыя Единосу́щныя же и Нераздели́мыя Тро́ицы, худо́е сие́ моле́ние, ему́же благоволи́л еси́ приноси́му быва́ти Тебе́ от челове́ка гре́шнаго и осужде́ннаго, и прости́ ми согреше́ния моя́, во́льныя и нево́льная, от та́йных мои́х очи́сти мя и от чужди́х пощади́ раба́ Твоего́. Благоволи́ о мне, гре́шнем и непотре́бнем, и не́мощи души́ моея́ посети́ благода́тию Твое́ю и исцели́ сокруше́ние ея́.

Поми́луй мя, Влады́ко, Паракли́те, Бо́же, поми́луй мя, освяти́ мою́ ду́шу и те́ло, просвети́ ми ум и ра́зум, очи́сти со́весть душе́вную от вся́кия скве́рны, нечи́стых по́мыслов, умышле́ний лука́вых и разуме́ний ху́льных и от вся́каго превозноше́ния, го́рдости же и киче́ния, высокоу́мия же и де́рзости, и сатани́нскаго шата́ния, и от вся́каго фарисе́йскаго лицеме́рия и презо́рства, и от вся́каго сту́днаго и лука́ваго обы́чая моего́ изба́ви мя до конца́, сла́вы ра́ди и́мене Твоего́, и да́руй ми и́скреннее покая́ние, сокруше́ние се́рдца моего́ и смиренному́дрие, кро́тость же и ти́хость и вся́кое христиа́нское благогове́инство, ра́зум же и худо́жество духо́вное, со вся́ким благоразу́мием, благодаре́нием и терпе́нием соверше́нным.

Ей, Бо́же, сла́вы ра́ди и́мене Твоего́ услы́ши мя, гре́шнаго, моля́щагося Тебе́, и сподо́би мя в про́чее вре́мя окая́нныя жи́зни моея́ ка́ятися и́скренне мои́х беззако́ний, со вся́ким смиренному́дрием, целому́дрием же и воздержа́нием и́стинным, отступи́вшу мне вся́каго сомне́ния, двоеду́шия и нечу́вствия, и соблюди́ мя, Влады́ко, во вся́ком благочести́вом и правосла́вном испове́дании ве́ры христиа́нския, да сподо́блюся во вся дни живота́ моего́ без сомне́ния пе́ти Тя, благослови́ти, славосло́вити и глаго́лати: Святы́й Бо́же, О́тче Безнача́льный; Святы́й Кре́пкий, Сы́не Его́ Собезнача́льный; Святы́й Безсме́ртный, Ду́ше Святы́й, от Отца́ исходя́й и в Сы́не пребыва́яй и почива́яй; Тро́ице Всесвята́я, сла́ва Тебе́. Сла́ва Тебе́, Свята́я Тро́ице Единосу́щная, Животворя́щая и Нераздели́мая, всех ра́ди сла́ва Тебе́.

Сла́ва Тебе́, Ма́ти Бо́жия, ве́рных прибе́жище, и избавле́ние в лю́тых содержи́мым, и души́ моея́ Боже́ственное утеше́ние; всеокая́нную ду́шу мою́, о Богоблагода́тная, уя́звленную стреля́нии ра́тника, Твоему́ всеси́льному предста́тельству поруча́ю, ю́же соблюда́й, покрыва́й и спаса́й от бесо́вских ко́зней невреди́му, да вопию́ Ти: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

 

Яро­слав­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри ста­ла пер­вой чу­до­твор­ной ико­ной, яв­лен­ной Пре­чи­стой Бо­го­ро­ди­цей во вре­мя та­та­ро-мон­голь­ско­го ига. Она бы­ла при­не­се­на на Русь (ве­ро­ят­но, из Ки­е­ва) по­чти сра­зу по­сле на­ше­ствия Ба­тыя. Этим об­ра­зом Бо­го­ма­терь по­се­ти­ла рус­скую зем­лю и уте­ши­ла пра­во­слав­ных в скор­би. Зна­ме­на­тель­но, что это был об­раз «Уми­ле­ние», ис­пол­нен­ный ма­те­рин­ской за­бо­ты и по­пе­че­ния. (По­доб­ным об­ра­зом в ли­хо­ле­тье 1917 го­да в день от­ре­че­ния Ни­ко­лая II – бу­ду­ще­го цар­ствен­но­го стра­сто­терп­ца – яви­лась Дер­жав­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри). Яро­слав­ская ико­на бы­ла при­не­се­на в Яро­славль свя­ты­ми бла­го­вер­ны­ми кня­зья­ми Ва­си­ли­ем и Кон­стан­ти­ном (па­мять 3 июля). В честь чу­до­твор­ной ико­ны был освя­щен ниж­ний храм Ильин­ской церк­ви го­ро­да Яро­слав­ля.

 

Урю­пин­ский об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­дил­ся в ста­ни­це Урю­пин­ской, рас­по­ло­жен­ной на ре­ке Хо­пре. Он хра­нил­ся в мест­ном хра­ме в честь По­кро­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Яв­ле­ние чу­до­твор­ной ико­ны про­изо­шло 8-го июня 1827 го­да, по­сле че­го она несколь­ко лет хра­ни­лась в ке­лье од­ной хри­сти­ан­ской по­движ­ни­цы – Ири­ны Ла­за­ре­вой, а по­том бы­ла пе­ре­не­се­на в ста­ни­цу Урю­пин­скую сна­ча­ла на цер­ков­ную пло­щадь на­про­тив По­кров­ской церк­ви, а в 1854 го­ду – в сам храм. В По­кров­ской церк­ви она хра­ни­лась в рез­ном по­зо­ло­чен­ном ки­о­те.

Об об­сто­я­тель­ствах яв­ле­ния свя­той ико­ны по­вест­ву­ет сле­ду­ю­щее до­не­се­ние Ла­за­ре­вой:

«В 8 день июня 1827 го­да мы вне­зап­но усмот­ре­ли на де­ре­ве, рас­ту­щем на на­гор­ной сто­роне на­ше­го Урю­пин­ско­го юр­та, ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри без вся­кой над­пи­си ее на­име­но­ва­ния. Мы то­гда же до­ве­ли о сем до све­де­ния мест­ных свя­щен­ни­ков и ста­нич­ных пра­ви­те­лей и пе­ре­нес­ли ее в свое жи­ли­ще, где и мо­ли­лись. Со­жи­тель­ство­вав­шая со мной де­ви­ца одер­жи­ма бы­ла до то­го 24 го­да неду­гом, и я са­ма бо­ле­ла бо­лее 24 лет, стра­дая от ран в обе­их но­гах. Од­на­жды мы дол­го мо­ли­лись об из­бав­ле­нии от одер­жа­щих нас бо­лез­ней... и через неде­лю по­лу­чи­ли про­си­мое. Этот са­мый об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­лял­ся в сно­ви­де­нии неко­то­рым боль­ным, и те с ве­рой при­бе­га­ли к нему и по­лу­ча­ли ско­рое в бо­лез­нях сво­их ис­це­ле­ние. Слух о чу­де­сах сих стал рас­про­стра­нять­ся в на­ро­де, по­сле че­го свя­щен­но­слу­жи­те­ли Урю­пин­ской ста­ни­цы пе­ре­нес­ли ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри в при­ход­скую По­кров­скую цер­ковь».

С 1854 го­да и до на­сто­я­ще­го вре­ме­ни чу­до­твор­ная ико­на на­хо­дит­ся в хра­ме По­кро­ва Бо­го­ро­ди­цы г. Урю­пин­ска – един­ствен­ном го­род­ском хра­ме, ко­то­рый не по­стра­дал в со­вет­ское вре­мя. За эти го­ды она не раз спа­са­ла го­род от «мо­ро­вой яз­вы», ис­це­ля­ла страж­ду­щих. На ме­сте, где явил­ся об­раз, за­бил ис­точ­ник с це­леб­ной во­дой. В го­ды бо­го­бор­че­ства его два­жды пы­та­лись за­ко­пать, но тщет­но.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Урюпинской», глас 3

Яви́лася еси́ на дре́ве в Донско́й земли́,/ благода́тная Твоя́ ико́на, Богоро́дице,/ больны́я исцеля́ти, заблу́ждшия обраща́ти;/ те́мже уми́льно мо́лимся Тебе́:/ изба́ви град наш от вся́каго зла// и спаси́ лю́ди, к Тебе́ притека́ющия.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Урюпинской», глас 5

Всеблага́я Чи́стая Богоро́дице,/ к Тебе́ прибега́ем, ве́рнии,/ Тобо́ю бо позна́хом ми́лость Бо́жию,/ чу́дную ико́ну Твою́,// от нея́ же вси здра́вие и спасе́ние прие́млем.

 

Ту­пи­чев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри на­хо­ди­лась в Ту­пи­чев­ском Свя­то-Ду­хо­вом мо­на­сты­ре Мо­гилев­ской гу­бер­нии, близ го­ро­да Мсти­слав­ля. Ино­гда эта ико­на на­зы­ва­лась еще «Се­ми­го­род­ною». Празд­но­ва­ние ей, кро­ме 15-го ав­гу­ста, со­вер­ша­ет­ся еще в день Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха. В 1847 го­ду бы­ли уста­нов­ле­ны три крест­ных хо­да с Ту­пи­чев­ской ико­ной Бо­го­ма­те­ри. Пер­вый из них со­вер­шал­ся в Мо­гилев­ский Ни­коль­ский мо­на­стырь на­ка­нуне празд­ни­ка свт. Ни­ко­лая. Вто­рой – из Ни­коль­ско­го мо­на­сты­ря в Мо­зо­лов­ский в день от­да­ния празд­ни­ка Пас­хи. На­ко­нец, тре­тий крест­ный ход со­вер­шал­ся из Мо­зо­лов­ско­го мо­на­сты­ря в Мсти­слав­скую оби­тель, из ко­то­рой 14 ав­гу­ста ико­на об­рат­но пе­ре­но­си­лась в Ту­пи­чев­ский мо­на­стырь.

Монастырь, основанный в 1641 году, включал четыре церкви, жилые и хозяйственные постройки. Сожжён монастырь в годы Великой Отечественной войны. Окончательно разрушен в конце 1950-х – начале 1960-х годов при строительстве маслосырзавода. В настоящее время на месте бывшего оплота Православия на юго-западных рубежах Российской империи сохранились лишь фрагменты кирпичной ограды.

Оригинал образа утерян, самый старый чтимый список (копия) находится в Свято-Александро-Невском кафедральном соборе Мстиславля (Беларусь).

 

Кипр­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри яви­лась в 392 го­ду на ост­ро­ве Ки­п­ре на ме­сте, где был по­гре­бен пра­вед­ный Ла­зарь, и бы­ла по­ме­ще­на в мо­на­сты­ре Ставру­ни, устро­ен­ном на ме­сте ее чу­дес­но­го об­ре­те­ния.

В IX ве­ке для ико­ны бы­ла вы­стро­е­на цер­ковь Па­на­гии Ан­ге­лок­ти­сты, что в пе­ре­во­де озна­ча­ет «цер­ковь Бо­го­ро­ди­цы, по­стро­ен­ная ан­ге­ла­ми». По пре­да­нию, стро­и­тель­ство хра­ма на­ча­лось не со­всем на том ме­сте, где он рас­по­ло­жен в на­сто­я­щее вре­мя, а немно­го в сто­роне. На сле­ду­ю­щий день по­сле за­клад­ки фун­да­мен­та неожи­дан­но об­на­ру­жи­лось, что он непо­нят­ным об­ра­зом пе­ре­ме­стил­ся в то ме­сто, где сей­час и сто­ит цер­ковь Бо­жи­ей Ма­те­ри. Имен­но от­сю­да и пошло ее на­зва­ние.

В ска­за­нии, по­ме­щен­ном в гре­че­ском си­нак­са­ре на неде­лю Пра­во­сла­вия, го­во­рит­ся о том, что свя­той об­раз был по­став­лен на во­ро­тах, ве­ду­щих к церк­ви. Од­на­жды про­ез­жав­ший ми­мо хра­ма ара­ви­тя­нин на­ме­рен­но пу­стил стре­лу и по­пал в ко­ле­но изо­бра­жен­ной на иконе Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. Ра­на тот­час же обиль­но за­кро­во­то­чи­ла, обиль­но обаг­рив зем­лю. Обе­зу­мев­ший ара­ви­тя­нин бро­сил­ся ска­кать до­мой, но вско­ре упал за­мерт­во на зем­лю.

В Рос­сии из­вест­ны спис­ки Кипр­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, про­сла­вив­ши­е­ся чу­до­тво­ре­ни­я­ми и на­хо­див­ши­е­ся в Успен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля и хра­ме свя­ти­те­ля Ни­ко­лая в Го­лутвине.

Свя­ты­ней упразд­нен­но­го ныне Стро­мын­ско­го мо­на­сты­ря был спи­сок с древ­ней чу­до­твор­ной ико­ны. Ныне он пре­бы­ва­ет в Успен­ском хра­ме се­ла Стро­мынь (см. Кипр­ская (Стро­мын­ская) ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри).

На этой древ­ней по­чи­та­е­мой иконе Пре­свя­тую Бо­го­ро­ди­цу окру­жа­ют Ан­ге­лы с паль­мо­вы­ми вет­вя­ми в ру­ках, а на по­лях изо­бра­же­ны свя­щен­но­му­че­ник Ан­ти­па и му­че­ни­ца Фо­ти­ния.