19 мая день памяти Преподобного Михея Радонежского (1385)

19.05.2022

Христос Воскресе! Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила и Уриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, прав. Иова Многострадального, прп. Михея Радонежского, прп. Иова Почаевского и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник

"Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни", говорит Господь. Следовательно, кто отклоняет от Господа, тот отклоняет от света и ведет во тьму, и есть потому настоящий обскурант. Знаешь, чего требует учение Христово и смотри: коль скоро кто проводит мысли противные этому учению, не бойся называть того обскурантом, это прямое ему имя. Учит Господь, что Бог един по существу и троичен в лицах, это есть луч преестественного света истины; кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму от света, и он обскурант. Учит Господь, что Бог Триипостасный, сотворив мир словом Своим, промышляет о нем - это Божественный свет, освещающий не земно-утешительным светом мрачные тропы жизни нашей: кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму безотрадную - это обскурант. Учит Господь, что Бог, создав человека, по образу Своему и подобию, положил ему жить в раю; когда же он согрешил, праведно изгнал его из рая жить на этой земле, полной скорбей и нужд. Не до конца, однакоже, прогневался на него, но благоволил устроить ему спасение через крестную смерть воплотившегося Единородного Сына Божия - и это духовный свет, освещающий нравственный мрак, облежащий души наши; кто проповедует противное этому, тот ведет во тьму и есть обскурант. Учит Господь: веруй и, приняв силу благодати в Божественных таинствах, живи по Моим заповедям и спасешься, - это единственный способ к тому, чтобы свет Божий вошел в нас и сделал нас просвещенными; кто учит противному, тот хочет удержать нас в омрачении и потому обскурант. Господь учит: входите узкими вратами строгой, самоотверженной жизни, и это единственный путь к свету; кто же ведет на широкий путь самоугодия, тот ведет во тьму и это обскурант. Господь учит: помни последняя - смерть, суд, ад, рай, - и это свет, освещающий наше будущее; кто учит, что смерть всему конец, тот наводит тьму на нашу участь, и потому обскурант. Любители света, научитесь по сему различать, где тьма и уклонитесь от нее.

Дея. 10, 34-43:

Петр отверз уста и сказал: истинно познаю', что Бог нелицеприятен, 

но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему. 

Он послал сынам Израилевым слово, благовествуя мир чрез Иисуса Христа; Сей есть Господь всех.

Вы знаете происходившее по всей Иудее, начиная от Галилеи, после крещения, проповеданного Иоанном: 

как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним. 

И мы свидетели всего, что сделал Он в стране Иудейской и в Иерусалиме, и что наконец Его убили, повесив на древе.

Сего Бог воскресил в третий день, и дал Ему являться 

не всему народу, но свидетелям, предъизбранным от Бога, нам, которые с Ним ели и пили, по воскресении Его из мертвых. 

И Он повелел нам проповедовать людям и свидетельствовать, что Он есть определенный от Бога Судия живых и мертвых. 

О Нем все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его.

Ин. 8, 12-20:

Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. 

Тогда фарисеи сказали Ему: Ты Сам о Себе свидетельствуешь, свидетельство Твое не истинно. 

Иисус сказал им в ответ: если Я и Сам о Себе свидетельствую, свидетельство Мое истинно; потому что Я знаю, откуда пришел и куда иду; а вы не знаете, откуда Я и куда иду.

Вы судите по плоти; Я не сужу никого. 

А если и сужу Я, то суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и Отец, пославший Меня. 

А и в законе вашем написано, что двух человек свидетельство истинно.

Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня. 

Тогда сказали Ему: где Твой Отец? Иисус отвечал: вы не знаете ни Меня, ни Отца Моего; если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. 

Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.

Из Охридского Пролога за 6 мая: 

Рассуждение

Авва Исаия сказал о себе: «Вижу я себя подобным коню, блуждающему без наездника. Любой, кто его найдет, садится на него и ездит на нем сколько душе угодно. Когда один наездник оставляет коня, на него садится другой, поступая с ним точно так же, затем третий и т.д.». Сей великий подвижник, о котором говорили, что достиг он совершенства, сказал это о себе либо по смирению, либо приводя на память пору своего несовершенства. Главное [то,] что слово это истинно в отношении любого христианина, который ходит духовно распоясанным и необузданным. Как только слезает с него одна страсть, тотчас на него взбирается другая. Не успеет одна утомить его и покинуть в отчаянии, как другая садится на него, [прельщая] обманчивой надеждой на призрачное счастье. У такого человека нет наездника, который управил бы его прямым путем без поворота влево или вправо. Единственный же дружественный всадник, которого подобает тепло встретить и поприветствовать, – это святой и могучий дух христианский.

Проповедь о силе, подаваемой Богом словам пророческим

Вот Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, 

а этот народ – дровами, и этот огонь пожрет их

Иер. 5:14

Видите, братья, что действие слова Божия различно к одним и к другим! Слово Божие подобно огню, которому радуется праведник, озябший на холоде в міре сем, и [слово Божие подобно огню,] попаляющему грешника, которого этот материальный мір слишком накалил. Опытные духовники оставили свидетельство, что одно имя Иисус, приносящее верующим силу, радость и освежение, – это [же самое] имя, как яростный огонь, пожигает духов зла. Так [обстоит дело] и с каждым Божиим словом. В одних оно вселяет утешение, у других вызывает раздражение; у одних укрощает гнев, у других его еще более воспаляет...Но почему народу быть дровами, которые сожжет огонь? Разве виноват народ, если безбожные старейшины и лжепророки увлекают его на беспутья? Не виновен народ в той же степени, как и его предводители и лжепророки, однако в известной мере и на нем лежит вина. Ведь и народу Бог открыл прямой путь и через совесть, и через проповедь Божия слова, так что народ не должен был бы слепо следовать [за] своим[и] незрячим[и] вождям[и], когда ведут они его по путям превратным, удаляя от Бога и Божиего закона. Бог, братья, праведен; знает Он меру вины каждого и не даст малому и неученому пострадать [столько же], сколько великому и начитанному.Господи Всевидящий, избавь нас, чтобы не были мы ни слепыми вождями, ни слепо ведомыми. Укрепи наши сердца, чтобы и как вожди, и как ведомые мы всегда были рабами Твоими, и только Твоими. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ МИХЕЙ РАДОНЕЖСКИЙ

Преподобный Михей Радонежский был одним из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, жил с ним в одной келлии и под его руководством достиг духовного совершенства. За кротость души и чистоту сердца преподобный Михей при жизни удостоился быть свидетелем явления Божией Матери своему великому наставнику. Однажды преподобный Сергий, совершив молитвенное правило, сел немного отдохнуть, но вдруг сказал ученику: "Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение". Едва произнес он эти слова, как был услышан голос: "Пречистая грядет". Внезапно засиял свет ярче солнечного, преподобный Михей пал ниц на землю и от страха он лежал как бы мертвый. Когда преподобный Сергий поднял своего ученика, тот спросил: "Скажи мне, отче, что это за чудное видение? От ужаса душа моя едва не разлучилась от тела". Тогда преподобный Сергий рассказал своему ученику о явлении Пресвятой Богородицы. Святой Михей преставился к Богу в 1385 году. Празднование памяти преподобного Михея совершается 6 мая, мощи его почивают под спудом в Троице-Сергиевой Лавре. 10 декабря 1734 года над местом погребения преподобного Михея освящена церковь в честь явления Пресвятой Богородицы со святыми Апостолами Петром и Иоанном Богословом преподобному Сергию Радонежскому.

Тропарь преподобному Михею Радонежскому, глас 4

И́го Госпо́дне на ра́мо взем,/ после́довал еси́ Христо́ви со учи́телем свои́м преподо́бным Се́ргием,/ с ни́мже и сподо́бился еси́ ви́дети Пресвяту́ю Богоро́дицу./ И слы́шал еси́ пресла́дкий глас Ея́,/ я́ко обеща́ся неотсту́пна бы́ти ме́ста сего́,/ но, о, преподо́бне Михе́е,// моли́ся о чту́щих святу́ю па́мять твою́.

Перевод: Иго Господа подняв на плечи (Мф.11:29-30), ты последовал за Христом с учителем своим преподобным Сергием, с ним же и удостоился видеть Пресвятую Богородицу. И слышал пресладкий голос Ее, обещавший не отступать от места этого, потому, преподобный Михей, молись о почитающих святую память твою.

Кондак преподобному Михею Радонежскому, глас 8

Прииди́те, мона́шествующих собо́ри и по́стников ли́цы,/ соше́дшеся, похва́лим блаже́ннаго Михе́я,/ спо́стника преподо́бнаго Се́ргия,/ с ни́мже предстои́т Святе́й Тро́ице// и мо́лится спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Придите собрания монашествующих и постников, сойдясь, вместе прославим блаженного Михея, постника вместе с преподобным Сергием, с ним же предстоит Святой Троице и молится о спасении наших душ.

Молитва преподобному Михею Радонежскому

О, преблаже́нне и Богому́дре о́тче Михе́е! Ты и́стиннаго Па́стыря Христа́ за́поведи исполня́я, вся́ко весе́лие, е́же в ми́ре, возненави́дел еси́ и житие́ твое́ в слеза́х препровожда́л еси́, теле́сныя стра́сти до конца́ умерщвля́я и во всем после́дуя житию́ учи́теля твоего́ преподо́бнаго Се́ргия, с ни́мже и сподо́бился еси́ ви́дети Небе́сную Цари́цу, Пресвяту́ю Богоро́дицу, посеща́ющую вас и благода́тне обещава́ющую, я́ко неотсту́пна бу́дет от ме́ста сего́. О такове́й, да́нней тебе́ благода́ти, ве́дуще мы, я́ко и ны́не ку́пно с Богоно́сным а́ввою твои́м во оби́телях све́та обита́еши и Го́споду предстои́ши, смире́нно мо́лим тя, к честне́й ра́це твое́й припа́дающе: не преста́ни вку́пе с ним моля́ся о нас ко Го́споду на́шему Иису́су Христу́ и Пречи́стей Его́ Ма́тери, о е́же сохрани́ти страну́ на́шу в ми́ре и благопребыва́нии, побе́ду на враги́ дарова́ти, всем же нам во благоче́стии и чистоте́ и взаи́мной любви́ ти́хое и безмо́лвное житие́ устро́ити, от гла́да, губи́тельства, огня́, меча́, междоусо́бныя бра́ни и от вся́кия беды́ и ну́жды нас изба́вити, да, спасе́ни душе́ю же и те́лом, единоду́шно сла́вим в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́, и Сы́на, и Свята́го Ду́ха, ны́не, и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.