19 марта день памяти Мучеников 42-х во Амморее Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними, Икон Божией Матери: Ченстоховской , "Благодатное Небо" и Шестоковской

19.03.2018

42 мученика в Амморее

Во вре­мя вой­ны меж­ду гре­че­ским им­пе­ра­то­ром Фе­о­фи­лом (829–842) и са­ра­ци­на­ми по­след­ним уда­лось оса­дить го­род Ам­мо­рею (Га­ла­тия). В ре­зуль­та­те из­ме­ны во­е­на­чаль­ни­ка Ва­дит­зи­са Ам­мо­рея па­ла, а со­рок два ее за­щит­ни­ка – во­и­на бы­ли за­хва­че­ны в плен и от­прав­ле­ны в Си­рию. В те­че­ние се­ми лет то­ми­тель­но­го за­клю­че­ния плен­ни­ков тщет­но убеж­да­ли от­ка­зать­ся от хри­сти­ан­ской ве­ры и при­нять му­суль­ман­ство. Они упор­но от­верг­ли все лест­ные пред­ло­же­ния и му­же­ствен­но вы­дер­жа­ли страш­ные угро­зы. По­сле мно­гих пы­ток, так и не сло­мив дух во­и­нов-хри­сти­ан, их осу­ди­ли на смерть. Стой­кость свя­тых на­де­я­лись по­ко­ле­бать и пе­ред са­мой каз­нью. Во­и­ну Фе­о­до­ру го­во­ри­ли: «Нам из­вест­но, что ты, оста­вив свя­щен­ный сан, стал во­и­ном и про­ли­вал кровь. Ты не мо­жешь на­де­ять­ся на Хри­ста, – при­знай Ма­го­ме­та». Но му­че­ник уве­рен­но от­ве­чал: «Я не от­рек­ся от Хри­ста, а за то, что оста­вил свя­щен­ный сан, дол­жен про­лить свою кровь».

При­го­во­рен­ные спо­кой­но и бес­страш­но под­хо­ди­ли к па­ла­чам. Их обез­гла­ви­ли, а те­ла бро­си­ли в ре­ку Ев­фрат. В служ­бе про­слав­ля­ют­ся свя­тые стра­сто­терп­цы: «все­б­ла­жен­ный» Фе­о­дор, «непо­бе­ди­мый» Кал­лист, «доб­лий» Кон­стан­тин, «чуд­ный» Фе­о­фил и «креп­чай­ший» Ва­сой.

Пре­да­тель же Ва­дит­зис не из­бе­жал по­зор­ной уча­сти: вра­ги зна­ли, что нель­зя до­ве­рять из­мен­ни­ку, и умерт­ви­ли его.

 

Тропарь мучеников 42-х во Амморее   глас 4

Мученицы Твои, Господи,/ во страданиих своих венцы прията нетленный от Тебе, Бога нашего,/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощный дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Кондак мучеников 42-х во Амморее   глас 4

На земли Христа ради страдальчествовавше,/ явлынеся, благочестивии венечницы,/ Небеса прилете жити в радости:/ всякую бо кознь вражию низложивше болезньми и кровьми ваших язв,/ хвалящим свыше присно грехов разрешение подаваете.

Кондак мучеников

глас 2

Новоявленныя звезды веры,/ за Христа усердно пострадавшия,/ похвальными венцы достойне вси венчаем,/ о нас молящияся Христу,// яко суще столпы и забрала христианского начальства.

 

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Благодатное небо   глас 6

Что Тя наречем, о Благодатная?/ Небо - яко возсияла еси Солнце Правды;/ рай - яко прозябла еси Цвет нетления;/ Деву - яко пребыла еси нетленна;/ Чистую Матерь - яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога./ Того моли спастися душам нашим.

Кондак Божией Матери

глас 6

Не имамы иныя помощи,/ не имамы иныя надежды,/ разве Тебе, Владычице,/ Ты нам помози,/ на Тебе надеемся/ и Тобою хвалимся,/ Твой бо есмы раби,/ да не постыдимся.

Молитва Божией Матери

Что Тя наречем, о Благодатная Богомати Богоотроковице, Пренепорочная Марие? Киими песнопении возвеличим Тя, возвеличенную Небом и землею, Ангелами и человеки? Явися бо на Тебе неслышанное от века на земли и несведомое Ангелами на Небеси таинство, паче ума и слова, вочеловечения Бога Слова, рожденнаго съискони от Безначальнаго Отца без матери и воплощеннаго в Твоей утробе и с нетленною печатию девства Твоего родившагося. О, чудо всех древних и новых чудес! Непреложное слово Самаго Бога о победоносном семени жены исполнися и совершися в Безмужней Деве. О, неизмеримая глубина премудрости и величия Божия! Киими имены наречем Тя, о Невеста Неневестная? Зарею ли наречем Тя восходящаго на небе солнца? Но Ты - самое Небо, из Тебе бо воз сия Солнце Правды - Христос Бог наш, Спаситель грешных. Именуем ли Тя вратами, вводящими в потерянный прародителями рай, обиловавший всеми благами? Но Ты Сама еси благодатный рай, произрастившая Цвет нетления, врачующий и отгоняющий смердение греха и зловоние прародительскаго тления. Наречем ли Тя юною Непорочною Девою, не познавшей брака? Но Ты и до старости пребыла Неискусобрачною и девственною до рождения, и в рождении, и по рождении Сына пребыла еси. Наименуем ли Тя Чистою и Святою Мариею, превозшедшею Своею чистотою всех матерей и праматерей? Но Ты не токмо родила Того Младенца Христа, но и носила Его при Своих персех и питала Твоим матеро девственным млеком, Того, Иже питает всякое создание, Емуже со страхом и трепетом предстоят Небесныя силы и Его же хвалит всякое дыхание и тварь. О, воистинну Ты дивная еси в женах, чудная в девах, неподражаемая в матерех! К Тебе пред Твоим Божественным ликом припадаем и пред Твоими святыми стопами повергаем и слагаем все наши мысли, желания, намерения и чувства. Освяти их Твоим Богоматерним призрением и вознеси их, яко жертву нашего смиреннаго сердца, яко малоценную лепту нашей духовной нищеты, к Престолу Сына Твоего, Спасителя нашего, да имиже весть судьбами управит наш путь ко спасению и наследию Царствия Его, не имущаго конца во веки веков. Аминь.