18 октября день памяти Преподобной Харитины Литовской, Новгородской, княжны игумении

18.10.2021

Доброго дня Вам и Вашим родным, здоровья, радости, настроения в пути, работе, учебе, лечении и иных делах во славу Божию, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратига Михаила, ангелов хранителей наших и проч. святых Небесных Сил, свтт. Московских Петра, Феогноста, Алексия, Киприана, Фотия, Ионы, Геронтия,  Иоасафа, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, ТИхона, Петра, Филарета, Иннокентия, Макария, блгв. кн. Харитины и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Горе богатым, насыщенным, смеющимся, хвалимым; напротив, благо тем, которые терпят всякую напраслину, побои, ограбления, насильные утруждения, - совсем наперекор тому, как обычно судят и чувствуют люди! Мысли Божии отстоят от помышлений человеческих, как небо от земли. Да и как же иначе. Мы в изгнании, а изгнанникам не дивны обиды и оскорбления. Мы под эпитимиею , а эпитимия и состоит в лишениях и трудах. Мы больны: а больным полезнее горькие лекарства. И Сам Спаситель вовсю жизнь Свою не имел где главу подклонить и кончил ее на кресте - с какой же стати иметь лучшую участь последователям Его? Дух Христов - дух готовности все терпеть и благодушно нести все скорбное. Утешность, гонор, пышность, довольство, чужды его исканий и вкусов. Путь его лежит по безплодной, безотрадной пустыне. Образец - сорокалетнее странствование израильтян по пустыне. Кто же следует этим путем? Всякий, кто за пустынею зрит Ханаан, кипящий медом и млеком. Во время странствования своего и он получает манну, но не от земли, а с неба, не телесно, а духовно. Вся слава - внутрь.

Посл. к Ефесянам св. ап. Павла Гл. 4 (25-32):

Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.

От Луки св. благовествование Гл. 6 (24-30):

Напротив, горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо! ибо так поступали с лжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку. Всякому, просящему у тебя, давай, и от взявшего твое не требуй назад.

Из Пролога, 5 октября:

О загробной жизни (Повесть о видении Космы игумена страшна и очень полезна): Тем из святых, которые, удостоясь при жизни видеть загробный мир, оставили нам об оном сказания, мы должны быть благодарны особенно. Ибо подобные сказания решают много для нас весьма затруднительных вопросов, рассевают много неосновательных наших суждений и утверждают нашу веру в истину Евангельскую. В доказательство сего вот вам нечто из сказания одного благочестивого мужа, который удостоился видеть жилища святых. «Поставлен я был, – говорит он, – на некотором ровном месте, где все было хорошо, весело и приятно, а в стороне от него было еще лучшее место, злачное и прекрасное, всей прелести которого словами передать невозможно. Посреди этого последнего сидел старец многочестный, а около него были дети, число которых превосходило число песка морского. Желая узнать, кто сей старец, я спросил о нем сопутствовавших мне Апостолов Андрея и Иоанна, и они сказали, что это Авраам, а место, где были дети, называется лоном его. Поклонившись величайшему из патриархов, я приведен был своими путеводителями на место, называемое Елеон, где росло бесчисленное множество деревьев и под каждым была сень. Тут было также множество людей, и многие были известны мне. Одни из них воспитывались при дворе царском, другие были простыми гражданами, некоторые земледельцами, а иные иноками. Все эти, известные мне, были уже умершие. Когда я хотел расспросить подробно о видимом мною месте, Апостолы предварили меня и сказали: «Ты желаешь знать, что есть сей ведший и прекрасный Елеон и что все, что ты видишь в нем? Знай, что он есть дом Отца Небесного, в котором обители многие суть. И эти обители всем разделяются, смотря по их благочестию и по мере добродетелей». Какой же из затрудняющих нас вопросов решает это сказание? Тот, где наши дети, умирающие в младенчестве. «Что с ними? Где, души их?» – часто думаем мы и, по своему маловерию, предаемся иногда неумеренной скорби о разлуке с ними. Но вот ясно, что они на лоне Авраама, что, следовательно, об их участи беспокоиться нечего и что справедливо слово Господне: таковых есть царство небесное (Мф. 19, 14). Какое неосновательное суждение наше рассеивает это сказание? То, будто «в мире никак нельзя спастись, а можно только в монастыре или в пустыни какой». На деле, как видите, выходит не так. Есть в Царстве Небесном, как слышали в сказании, вместе с монахами и воспитывавшиеся при дворе царском, и граждане, и земледельцы. Значит, ясно, что не место спасает или губит человека, а спасают или губят одни дела. Будем же помнить, что «Господь, – как говорит преподобный Нифонт, – равно приемлет в Свои объятия праведную душу с престола и от сохи, из алтаря и с поля брани», и каждый пусть в своем звании пребывает. Итак, братие, справедливо, что мы должны быть особенно благодарны святым, которые, удостоясь видений, оставили нам о них свои сказания. Благодарность же свою выразим им тогда, когда будем внимательны к их сказаниям и когда будем пользоваться заключающимися в них уроками на спасение души своей. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНАЯ ХАРИТИНА, КНЯЖНА ЛИТОВСКАЯ

 

Пре­по­доб­ная Ха­ри­ти­на про­ис­хо­ди­ла из кня­же­ско­го ро­да и вы­нуж­де­на бы­ла с дру­ги­ми знат­ны­ми ли­тов­ца­ми оста­вить оте­че­ство свое из-за быв­ших там смут. Пе­ре­се­лив­шись на Русь, она с юно­сти ре­ши­ла по­свя­тить се­бя Бо­гу и при­ня­ла по­стриг в Нов­го­род­ском жен­ском мо­на­сты­ре в честь свя­тых апо­сто­лов Пет­ра и Пав­ла на Си­ни­чьей го­ре. По­сле мно­гих лет по­движ­ни­че­ской жиз­ни она ста­ла игу­ме­ни­ей это­го мо­на­сты­ря, яв­ляя об­раз сми­ре­ния, чи­сто­ты и стро­го­го воз­дер­жа­ния, скры­вая от всех свои ду­хов­ные по­дви­ги. Скон­ча­лась пре­по­доб­ная Ха­ри­ти­на 5 ок­тяб­ря 1281 г. Свя­тые мо­щи ее на­хо­ди­лись под спу­дом в мо­на­стыр­ской церк­ви, став­шей впо­след­ствии клад­би­щен­ской. Вот и все, что из­вест­но о пре­по­доб­ной Ха­ри­тине.

В тру­дах ее яв­ле­на од­на из глав­ных осо­бен­но­стей жен­ской свя­то­сти на Ру­си: при­кро­вен­ность де­ла­ния, со­кры­тость. Мо­на­ше­ское имя пре­по­доб­ной (Ха­ри­ти­на – «Ми­лу­ю­щая», тво­ря­щая ми­ло­сер­дие), от­ра­жа­ет ее ду­хов­ное де­ла­ние. Ос­нов­ное ка­че­ство ее – от­зыв­чи­вость, так ха­рак­тер­ная для рус­ских жен­щин во все вре­ме­на. Это от­зыв­чи­вость на чу­жое го­ре, со­стра­да­ние и по­мощь страж­ду­щим; при­ня­тие на се­бя чу­жой бе­ды и труд­но­сти как сво­ей соб­ствен­ной. Это – от­зыв­чи­вость, бла­го­да­ря ко­то­рой она смог­ла стать сво­ей, род­ной в дру­гой стране. Она ста­ла ча­дом дру­го­го на­ро­да и при­ня­ла в «игу­мен­стве» чад это­го на­ро­да. А игу­ме­нья – мать и отец в од­ном ли­це.

В жиз­ни ду­хов­ной мо­жет быть толь­ко мать и отец и не долж­но быть ма­че­хи или от­чи­ма – не долж­но быть чув­ства си­рот­ства. Мо­лит­вен­ное пред­ста­тель­ство свя­тых жен под бла­го­дат­ным дей­стви­ем Са­мой Бо­жи­ей Ма­те­ри по­мо­га­ет всем лю­дям ста­но­вить­ся ис­тин­ны­ми детьми От­ца Небес­но­го и воз­вра­тить­ся в свой Небес­ный Дом.

Пре­по­доб­ная Ха­ри­ти­на яв­ля­ет­ся так­же небес­ной по­кро­ви­тель­ни­цей Лит­вы и ли­тов­ско­го на­ро­да.

Тропарь преподобной Харитине Литовской, Новгородской , глас 2

От ю́ности твоея́ Бо́га все́м се́рдцем возлюби́ла еси́, Харити́но преподо́бная, по́двиги в ве́ре положи́ла еси́ за Христа́. Жениха́ твоего́, и в но́вое твое́ Оте́чество, зе́млю ру́сскую вселилась еси́, к Небе́сному Оте́честву на́с призыва́еши, моля́щи Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобной Харитине Литовской, Новгородской , глас 4

Оте́чество твое́ и ро́д оста́вив, Вели́каго Нова́града дости́гла еси́, во оби́тели и́ноческой многотру́дный по́двиг преподо́бнический подъя́ла еси́, а́нгельски на земле́ пожи́вше, мно́гим жена́м русским пу́ть ко спасе́нию показа́. Те́мже вси́ притека́юще к тебе́, зове́м: ра́дуйся, преподо́бная ма́ти на́ша Харити́но.

Величание преподобной Харитине Литовской, Новгородской

Ублажа́ем тя́, преподо́бная ма́ти Харити́но, и чти́м святу́ю па́мять твою́, наста́внице и́нокиням и собесе́днице а́нгелом.

Молитва преподобной Харитине Литовской, Новгородской

О, преподо́бная и пресла́вная ма́ти Харити́но, неве́сто Жениха́ твоего́ Христа́, предста́тельница и храни́тельница Вели́каго Нова́града и земли́ Ру́сской. Услы́ши ны́, моля́щиися к тебе́, и я́коже попече́ние име́ла еси́ о оби́тели твое́й и и́ночествующих в не́й и мно́жество же́н ру́сских на пу́ть спасе́ния направила еси́, та́ко и ны́не помози́ на́м, просвети́ омраче́ние умо́в на́ших и к све́ту и́стинный ве́ры наста́ви наро́д росси́йский, наде́жду на Бо́га в душа́х на́ших укрепи́, любо́вь в сердца́х на́ших утверди́ и испроси́ на́м вре́мя на покая́ние.
Во дни́ вели́ких бе́д и скорбе́й страны́ на́шея бу́ди о на́с засту́пница, умоли́ Пречи́стую Ма́терь Го́спода, да спасе́т зе́млю ру́сскую от гла́да, от наше́ствия враго́в и междоусо́бныя бра́ни, от смертоно́сных я́зв и боле́зней, да укрепи́т ны́ в Правосла́вии, единомы́слии, братолю́бии и непоколеби́мем да́же до сме́рти испове́дании ве́ры Христо́вы, да научи́т ны́ послуша́нию Це́ркви Его́ Святе́й. О, приснопа́мятная ма́ти на́ша Харити́но, принеси́ за на́с гре́шных моли́твы твоя́ и разсе́янных ча́д Бо́жиих собери́ любо́вию твое́й, возжзи́ пла́мень моли́твы в сердца́х на́ших, да сла́вяще па́мять твою́, просла́вим Го́спода на́шего Иису́са Христа́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.