18 ноября день памяти Апостолов от 70-ти Патрова, Ерма, Лина, Гаия, Филолога (I)

18.11.2020

Апостолы  от 70-ти Патров, Ерм, Лин, Гай, Филолог (I)

Св. апо­стол Па­тров упо­ми­на­ет­ся в По­сла­нии к Рим­ля­нам: "Це­луй­те Асин­кри­та, Фле­гон­та, Ер­ма, Па­тро­ва, Ер­мию и су­щую с ни­ми бра­тию" (Рим.16:14). "Не на то смот­ри здесь, – пи­шет св. Иоанн Зла­то­уст, – что апо­стол пе­ре­чис­лил их, не при­пи­сав им ни­ка­кой осо­бой по­хва­лы, но на то, что хо­тя они бы­ли го­раз­до ни­же дру­гих, од­на­ко удо­сто­и­лись его при­вет­ствия. Луч­ше же ска­зать, что нема­лая по­хва­ла, что на­зы­ва­ет их бра­тья­ми, рав­но и дру­гих с ни­ми свя­тых"[1]. Кро­ме име­ни, о св. Па­тро­ве в но­во­за­вет­ных кни­гах ни­че­го неиз­вест­но. Ве­ро­ят­но, он был од­ним из вы­да­ю­щих­ся чле­нов Рим­ской церк­ви. В Че­тьи Ми­не­ях Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го, на ос­но­ва­нии ска­за­ний До­ро­феяСи­мео­на Ме­та­ф­ра­с­та, он был епи­скоп в Неа­по­ле и Пу­те­о­лах[2]. В биб­лей­ском Сло­ва­ре про­то­и­е­рея Ф. Со­ляр­ско­го[3], биб­лей­ской эн­цик­ло­пе­дии ар­хи­манд­ри­та Ни­ки­фо­ра[4] ска­за­но: "Па­тров (Πατροβας – от­цу по­сле­ду­ю­щий) Рим.16:14 – один из 70 апо­сто­лов и рев­ност­ней­ший из спут­ни­ков и со­труд­ни­ков ап. Пав­ла. Пре­да­ние го­во­рит, что он был епи­ско­пом Неа­по­ля и Пу­те­ол и при­нял му­че­ни­че­ский ве­нец за имя Хри­сто­во". Неа­поль – глав­ный го­род в сред­ней Ита­лии, а Пу­те­о­лы (Пуц­цо­ло) – там же при­мор­ский го­род. Па­мять св. ап. Па­тро­ва в пра­во­слав­ной церк­ви 5 но­яб­ря, а так­же в со­бо­ре св. 70 апо­сто­лов 4 ян­ва­ря; у ка­то­ли­ков – 4 но­яб­ря. Это­му св. апо­сто­лу, рав­но как и дру­гим (Ер­му, Га­ию, Фило­ло­гу, Ли­ну и дру­гим) нет осо­бой служ­бы, а в служ­бе 4 ян­ва­ря Па­тров упо­ми­на­ет­ся без вся­ких о нем ис­то­ри­че­ских све­де­ний. В служ­бе 70 апо­сто­лов, от­дель­ною книж­кою из­дан­ной (Ки­ев 1899), св. Па­тро­ву по­свя­щен 3-й стих 7-й пес­ни: "Твой апо­стол Па­тров, бла­же, плот­ское твое к че­ло­ве­ком при­ше­ствие про­по­ве­да, за­блуд­шия к по­зна­нию на­став­ляя и про­све­щая за­рею ве­ры".

 

Рим­ский граж­да­нин, но по про­ис­хож­де­нию грек. Жил в кон­це I ве­ка. Был епи­ско­пом в Филип­по­по­ле Фра­кий­ском. О Ер­ме упо­ми­на­ет­ся апо­сто­лом Пав­лом в По­сла­нии к Рим­ля­нам: при­вет­ствуй­те Асин­кри­та, Фле­гон­та, Ер­ма (Рим.16:14).

Ерм – ав­тор кни­ги «Пас­тырь», на­пи­сать ко­то­рую его по­бу­ди­ли от­кро­ве­ния свы­ше. В са­мом «Пас­ты­ре» о его ав­то­ре со­об­ща­ет­ся, что он жил в Ри­ме во вре­мя па­пы Кли­мен­та, был сна­ча­ла бо­гат, за­ни­мал­ся мир­ски­ми де­ла­ми, имел зло­языч­ную же­ну и по­роч­ных сы­но­вей, к ко­то­рым не был до­ста­точ­но строг и за это на­ка­зан от Бо­га по­те­рей бо­гат­ства. Недо­уме­вая о при­чи­нах по­стиг­ше­го его бед­ствия, Ерм был вра­зум­лен об этом в ря­де быв­ших ему ви­де­ний. Эти ви­де­ния и на­став­ле­ния и со­став­ля­ют со­дер­жа­ние кни­ги. По фор­ме из­ло­же­ния «Пас­тырь» при­над­ле­жит к чис­лу апо­ка­лип­ти­че­ских про­из­ве­де­ний. Кни­га име­ла та­кое вли­я­ние, что вре­мен­но вно­си­лась, как со­став­ная часть, в Биб­лию, но не во­шла в окон­ча­тель­ный ка­нон Свя­щен­но­го Пи­са­ния.

Свя­той апо­стол от 70 Ерм был епи­ско­пом в Филип­по­по­ле, му­че­ни­че­ски скон­чал­ся в I ве­ке. В По­сла­нии к Рим­ля­нам свя­той апо­стол Па­вел при­зы­вал рим­лян при­вет­ство­вать апо­сто­ла Ер­ма (Рим.16:14).

 

Упо­ми­на­ет­ся во 2-м по­сла­нии ап. Пав­ла к Ти­мо­фею (2Тим.4:21). Это по­сла­ние пи­са­но бы­ло в Ри­ме ап. Пав­лом во вре­мя вто­рых уз, неза­дол­го до кон­чи­ны (66–67); из это­го мож­но за­клю­чать, что св. Лин жил в Ри­ме и, по цер­ков­но­му пре­да­нию, был Рим­ским епи­ско­пом.

Ев­се­вий Ке­са­рий­ский пи­шет, что "по­сле му­че­ни­че­ской кон­чи­ны Пет­ра и Пав­ла (67) пер­вый, по­лу­чив­ший жре­бий епи­скоп­ства Рим­ской Церк­ви, был Лин. О нем упо­ми­на­ет Па­вел".

По мне­нию од­них (Ири­ней Ли­он­ский и др., см. Си­нак­сарь Ни­ко­ди­ма), св. Лин во епи­ско­па был по­став­лен св. Пав­лом, а по дру­гим (Тер­тул­ли­ан, Ру­фин Ак­ви­лей­ский, св. Епи­фа­ний и др.) ап. Пет­ром, ко­то­рый буд­то бы раз­де­лил Рим­скую Цер­ковь на две по­ло­ви­ны, од­ну по­ру­чил Ли­ну, а дру­гую Кли­мен­ту. Св. Епи­фа­ний сви­де­тель­ству­ет, что св. Кли­мент пред­се­да­тель­ство Рим­ской Церк­ви имел по­сле Ли­на и Ана­кле­та. Св. Иоанн Зла­то­уст пи­шет в тол­ко­ва­нии на 2 По­сла­ние к Ти­мо­фею: "об этом Лине неко­то­рые го­во­рят, что он был вто­рым по­сле Пет­ра епи­ско­пом Рим­ской Церк­ви".

 

Цер­ков­ное пре­да­ние не со­хра­ни­ло по­дроб­ных све­де­ний о жиз­ни апо­сто­ла Га­ия. В апо­столь­ских спис­ках Псев­до-Ип­по­ли­та, Псев­до-Епи­фа­ния (VI–VII вв.) и Псев­до-До­ро­фея (VIII–IX вв.) он упо­мя­нут сре­ди 70 апо­сто­лов как епи­скоп Эфе­са, пре­ем­ник апо­сто­ла Ти­мо­фея на этой ка­фед­ре. По дру­гой вер­сии, от­ра­жен­ной у Ори­ге­на, апо­стол Га­ий был пер­вым епи­ско­пом Фес­са­ло­ни­ки[1]. Эту вер­сию под­дер­жал Л. Пе­ти, но ее от­верг­ли бол­лан­ди­сты, а так­же С. Тиль­мон и Г. Бар­ди, счи­тав­шие, что здесь име­ет­ся в ви­ду Га­ий Ма­ке­до­ня­нин.

В Рим­ском Мар­ти­ро­ло­ге па­мять апо­сто­ла Га­ия празд­ну­ет­ся 4 ок­тяб­ря вме­сте с Кри­спом, на­чаль­ни­ком ко­ринф­ской си­на­го­ги.

 

Апо­сто­ла Фило­ло­га при­вет­ству­ет ап. Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам: «Це­луй­те Фило­ло­га и Юлию, Ни­рея и сест­ру его (Рим.16:15)…» Бо­лее ни­ка­ких све­де­ний о сем апо­сто­ле нет в кни­гах Но­во­го За­ве­та. Кто бы­ла Юлия, упо­ми­на­е­мая вме­сте с Фило­ло­гом, труд­но ска­зать, так как ап. Па­вел, кро­ме ее име­ни, ни­че­го о ней не ска­зал. Неко­то­рые счи­та­ют ее за сест­ру св. Фило­ло­га, а дру­гие (Ори­ген) за его су­пру­гу. В неко­то­рых ко­дек­сах Но­во­го За­ве­та в 15 сти­хе XVI гла­вы По­сла­ния к Рим­ля­нам по­став­ле­но: «Це­луй­те Фило­ло­га и Юлия» (а не Юлию) и по­то­му счи­та­ют муж­чи­ною, а не жен­щи­ною, и по­ла­га­ют, что это был один из пред­ста­ви­те­лей церк­ви Рим­ской (Migne. Dictionnaire de la Bible., II tom). Цер­ков­ное пре­да­ние св. Фило­ло­га при­чис­ля­ет к 70 апо­сто­лам и счи­та­ет его уче­ни­ком св. ап. Пав­ла. До­ро­фей, Епи­фа­ний и др. счи­та­ют св. Фило­ло­га уче­ни­ком и спут­ни­ком ап. Ан­дрея. В гре­че­ском Си­нак­са­ре о св. Фило­ло­ге ска­за­но: "Ап. Па­вел в сво­ем по­сла­нии к Рим­ля­нам (Рим.16:15) пи­шет: Це­луй­те Фило­ло­га и Юлию" (греч. ασπασασθε Φιλολογον και Ιυλιαν). Был по­став­лен от ап. Ан­дрея Пер­во­зван­но­го во епи­ско­па в г. Си­но­пе.

В сла­вян­ской Че­тьи Ми­нее св. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го о нем ска­за­но: «Фило­лог свя­тый, его же в рим­стей епи­сто­лии вос­по­ми­на­ет Па­вел свя­тый, гла­го­ля: Це­луй­те Фило­ло­га (Рим.16:15): по­став­лен бысть св. Ан­дре­ем во епи­ско­па в Си­ноп». В Про­ло­ге к Че­тьи Ми­ней­но­му ска­за­нию при­бав­ле­но: «Фило­лог пре­тер­пел мно­го несча­стий и скор­бей, мно­гих на­учил и при­вел ко Хри­сту». В «Де­я­ни­ях (или ска­за­ни­ях) ап. Ан­дрея» упо­ми­на­ет­ся в чис­ле его спут­ни­ков Фило­лог (И.И. Ма­лы­шев­ско­го в Тру­дах Ки­ев. Ака­де­мии, де­кабрь 1889. «Спут­ни­ки св. ап. Ан­дрея»).

Па­мять св. Фило­ло­га в пра­во­слав­ной церк­ви со­вер­ша­ет­ся 5 (18) но­яб­ря вме­сте с апп. Па­тро­вом, Ер­мом, Га­и­ем и Ли­ном, а так­же 4 (17) ян­ва­ря в со­бо­ре св. 70 апо­сто­лов. Ка­то­ли­ки от­ме­ча­ют его па­мять 4 но­яб­ря, вме­сте с Кри­спом и Га­и­ем.

Тропарь апостолов                                                                                             глас 3

Апостоли святии,/ молите милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостолов                                                                                                глас 2

Божественным светом ум озаривше,/ витийская плетения мудре разористе,/ и языки вся уловивше, апостоли славнии,/ Владыце приведосте,// Троицу Божественную славити научающе.

Кондак апостолов                                                                                           глас 4

Явися днесь/ апостол честное торжество,/ подающее яве всем/ прегрешений оставление,// совершающим их память.