16 мая день памяти Преподобных Иулиании, игуменьи и Евпраксии, монахини, Московских, Иконы Божией Матери Печерской

16.05.2020

Преподобные Иулиания, игумения и Евпраксия, монахиня, Московские

Преподобная Иулиания была игуменией Московского Алексеевского монастыря, Евпраксия была насельницей этой обители. Некролог Иулиании содержался в Троицкой летописи нач. XV в., он известен по выписке Н. М. Карамзина [1]. Согласно летописи, в 1393 г., «по Велице дни на четвертои недели, в субботу на ночь преставися игуменья алексиевская Ульяна от града Ярославля, дщи некоего богата родителя и славна сама». Святая была «зело благобоязлива, чернечьствовавши лет боле 30, и игуменья бывши 90 черницам, и общему житью женскому начальница сущи, и многим девицам учительница бывши». Иулиания в Москве «за премногую добродетель любима бысть от всех, и почтена всюду, и положена подле церковь» [2].

Сведения об Иулиании и Евпраксии сохранились также в синодиках, включающих поминание рода митр. Киевского и всея Руси св. Алексия. В синодиках преподобные могут называться сестрами свт. Алексия. Однако Троицкая летопись свидетельствует, что Иулиания происходила из «славного» боярского или купеческого ярославского рода, в то время как свт. Алексий род. в семье выходцев из Чернигова - боярина Федора Бяконта и его жены Марии. Сообщений о родстве святителя с алексеевскими инокинями нет в ранних редакциях Жития митр. Алексия. Возможно, сообщение синодиков свидетельствует о том, что Иулиания и Евпраксия были родственницами московских бояр Бяконтовых и Плещеевых.

Иулиания приняла монашеский постриг в конце 1350-х годов, возможно оставшись вдовой во время эпидемии бубонной чумы в первой половине 1350-х годов. Во второй половине 1370-х, по всей видимости по благословению митр. Алексия, Иулиания ввела общежительный устав в Алексеевском монастыре - одной из первых жен. обителей в Москве, возникшей около 1358 г. или, возможно, вскоре после основания Чудова монастыря (1365). Эта ответственное поручение преподобной Иулиании дает основание видеть в святой духовную дочь и, вероятно, близкую родственницу митр. Алексия. Присутствие в обители при ней 90 насельниц предполагает наличие у Алексеевского монастыря в эти годы значительных средств и владений, а также покровительство монастырю со стороны предстоятеля Церкви.

Преподобная Евпраксия упоминается только в позднейших редакциях синодика рода свт. Алексия. Ни Иулиания, ни Евпраксия не названы в ранней редакции помянника рода «чюдотворца Алексия митрополита» [3] и в синодике Московского Новинского Введенского монастыря [4]. В поздней пространной редакции помянника, представленной, в частности, в синодике Авраамиева Ростовского Богоявленского монастыря, появляются поминания «иноки-схимницы игумении Оульянеи, иноки Оулеи, иноки Еоупраксеи» [5]. В синодиках Переяславль-Залесского Горицкого Успенского монастыря второй половины XVII в., Нижегородского Благовещенского монастыря кон. XVII в., Коломенского Старо-Голутвина Богоявленского монастыря 1708 г. и других имя Иулиании опущено, приведены поминания «игумении Улеи» и «иноки Евпраксии» [6]. Возможно, имя Иулиании было исключено из-за мнимого повтора имен: Иулиания, Иулия. В некоторых списках поздней редакции помянника рода митр. Алексия, напр. в синодике Возмицкого Богородице-Рождественского муж. монастыря 1660 г., упоминается только инокиня и схимонахиня «Иулия» или «Улия» [7].

В Троицкой летописи сообщается, что Иулиания была погребена «подле церковь», по всей видимости, в Алексеевском монастыре. Л. А. Беляев считает, что Алексеевский монастырь был создан на месте, где в настоящее время находится Московский Зачатьевский монастырь (близ Остоженки), основанный в первой половине 1580-х годов [8].

Со времени основания Зачатьевского монастыря (1580-е годы) в нем чтилась память преподобных Иулиании и Евпраксии. В начале 1590-х годов, вероятно в 1592 г., над местом погребения преподобных в юго-западной части обители возвели каменную поминальную палатку (ее фундамент был обнаружен в ходе археологических работ в 2002). Древняя каменная палатка над погребениями преподобных Иулиании и Евпраксии упоминается в офицерской описи Зачатьевского монастыря 1763 г. [9]. В 1766-1768 гг. вместо палатки на средства А. М. Аничковой была построена церковь в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» с трапезной. 22 июля 1765 г. Аничкова писала в прошении, что над погребениями Иулиании и Евпраксии «ни демественного пения, ни поминовения не бывает; она желает палатку разобрать и построить церковь «Неопалимой Купины» для поминовения, каменную…» [10]. В надписи на надгробии преподобных в храме, зафиксированной в 1781 г., сообщалось: «…в 7100-м [1592] году на сем месте погребено тело бывшей первой игумении Улеянеи, сестра родная старица Евпраксия, а по роду сестра родная чудотворцу Алексию…» [11]. На надгробных плитах лежали изображения Иулиании и Евпраксии «на полотне» [12]. В 1887 г. храм в честь иконы «Неопалимая Купина» разобрали, престол перенесли в придел новопостроенной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери, надгробия Иулиании и Евпраксии оказались внутри нового храма. В 1864-1909 гг. в Зачатьевском монастыре велась запись чудес по молитвам к святым Иулиании и Евпраксии (зафиксировано 70 случаев), была составлена молитва к преподобным.

В 1925 г. Зачатьевский монастырь был закрыт, большая часть насельниц осталась в Москве, некоторые были арестованы в 1926 г., аресты продолжились в 1930-1931 гг. Монастырское предание рассказывает о том, что мон. Маргарите в начале гонений на Церковь явилась св. Иулиания и велела оставаться в обители. В 1995 г. Зачатьевский монастырь был возвращен Церкви. 16 мая 2001 г. в нем прошли торжества, посвященные прославлению преподобных Иулиании и Евпраксии как местночтимых святых Московской епархии. 24 июня 2008 г. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви принял решение прославить преподобных Иулианию и Евпраксию в лике общецерковных святых, установив днем их памяти 3 мая. На заседании Священного Синода 31 мая 2010 г. была утверждена служба преподобным Иулиании и Евпраксии.

Молитвословия

Тропарь, глас 1

Христу́ Жениху́ уневе́ститися возжела́вшыя/ и по́двиги и́ноческия Того́ ра́ди поне́сшыя,/ доброде́тельным житие́м и любо́вию ко все́м/ себе́ украси́вшыя, преподо́бныя Иулиани́е и Евпракси́е,/ во гра́де Москве́ пе́рвыя оби́тели деви́ческия устрои́тельницы яви́стеся/ и трудо́в и по́двигов бра́та ва́шего святи́теля Алекси́я ревни́тельницы показа́стеся./ Сего́ ра́ди, ны́не на Небесе́х вку́пе с ни́м торжеству́юще,/ моли́те гра́ду Москве́ в Правосла́вии утверди́тися,/ оби́тели ва́шей сохрани́тися// и спасти́ся душа́м на́шым.

Ин тропарь, глас тот же

Христу́ Жениху́ уневе́ститися возжела́вшыя,/ преподо́бныя Иулиани́е и Евпракси́е,/ во гра́де Москве́ оби́тели деви́ческия устрои́тельницы яви́стеся/ и бра́ту ва́шему, святи́телю Алекси́ю, в по́двизех подража́сте./ Сего́ ра́ди, ны́не на Небесе́х вку́пе с ни́м торжеству́юще,/ моли́те оби́тели ва́шей сохрани́тися,/ гра́ду Москве́ в Правосла́вии утверди́тися// и спасти́ся душа́м на́шым.

Кондак, глас 2

Что́ ва́с нарече́м, богому́дрыя Иулиани́е и Евпракси́е?/ Немощны́я сосу́ды естество́м,/ но по́двиги и труды́ му́жески понесо́сте;/ смире́нныя жены́, но сла́вы отце́в вои́стинну сподо́бистеся;/ ро́да честна́го от земны́х,/ но умале́нием себе́ Небе́снаго оте́чества достиго́сте./ Моли́те усе́рдно Влады́ку Христа́// спасти́ся душа́м на́шым.

 

Тропарь Божией Матери пред иконой Ее Печерской  глас 4

Днесь светло торжествует Печерская обитель/ и радуется явлением образа Богоматере/ безмерный лик Печерских отцев,/ с нимиже и мы непрестанно вопием:/ радуйся, Благодатная, Печерская похвало.

Кондак Божией Матери пред иконой Ее Печерской   глас 3

Дева днесь невидимо предстоит в церкви/ и с лики Печерских отцев молится о нас,/ благоговейно величающих Ей безмерную милость к роду нашему,/ явльшуюся в чудном образе Ея,/ обитель Печерскую украшающем.

Молитва Божией Матери пред иконой Ее Печерской

О, Пресвятая и Пренепорочная Дево Богородице, наша Печерская похвало и украшение, державный покрове святаго места сего, истинная Владычице избраннаго удела Своего. Приим и нас, недостойных рабов Твоих, убогое моление, с верою и любовию приносящих пред чудным образом Твоим, да посетиши милостивно греховное житие наше, просвещающи его светом покаяния, осени нас, обремененных скорбьми многими, Твоею Небесною радостию, сподоби нас присно славити Тя в мире и благочестии на месте святем сем, да, без порока прешедше путь жития нашего, помощию Твоею достигнем вечнаго веселия во светлости святых и Богоносных отец наших Антония и Феодосия и всех преподобных Печерских и едиными усты и сердцы воспоим Тя с Предвечным Сыном Твоим и Безначальным Его Отцем и Пресвятым, Животворящим, Всеблагим и Единосущным Его Духом во веки веков. Аминь.