12 марта день памяти Собора всех преподобных отцов Киево-Печерских

12.03.2023

С Великим постом! Доброго дня! Господи, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя, ибо Ты благословен еси во веки веков, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Варахиила, Иеремиила, моего ангела хранителя и проч Св. Неб. сил беспл., свт. Григория Паламы, архиеп. Солунского, всех прпп. отцев Киево-Печерских и иных святых сего дня.

 

Свт. Феофан Затворник:

"Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется" (Ин. 10, 9). Это то же, что в другом месте говорит Господь: "никто не приходит к Отцу, как только через Меня" (Ин. 14, 6). И еще ближе подтвердил Он то же, когда сказал: "без Меня не можете делать ничего" (Ин. 15, 5). Тот и христианин, кто весь во Христе, и кто, что ни имеет в себе ценного, все то от Христа имеет. Оправдание у него Христово, и тело его тоже Христово. Спасающийся потому спасается, что облечен во Христа. В этом только положении он имеет доступ к Отцу. Мы - отпадшие от Бога и за то подгневные. Только тогда правда Божия отступает и милость Его простирается к нам и нас приближающихся принимает, когда мы приближаемся во Христе и о Христе. Печать Христова отпечатлевается на всем естестве христианина, и носящий ее пойдет посреди сени смертной и не убоится зла. Для того, чтобы быть такими, мы имеем таинства - крещение и причащение, посредствуемое у грешащих по крещении покаянием. Но это от лица Господа; с нашей же стороны, для принятия их, должны образоваться в духе приимательные расположения - вера, которая исповедует: я погибший и спасаюсь только Господом Иисусом Христом; любовь, которая ревнует все посвящать Господу Спасителю, ничего не щадя; упование, которое, ничего от себя не чая, уверено, что не будет оставлено Господом, но всякую будет иметь от Него помощь - и внутреннюю, и внешнюю - во всю жизнь, пока взято будет туда, где Он Сам.

 

Евр., 304 зач., I, 10 - II, 3:

И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих;

они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза,

и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся.

Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?

Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?...

Посему мы должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть.

Ибо, если через Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние,

то как мы избежим, вознерадев о толиком спасении, которое, быв сначала проповедано Господом, в нас утвердилось слышавшими от Него

 

Мк., 7 зач., II, 1-12:

Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи,- говорит расслабленному:

тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

 

Из Дневника православного священника за 12 марта:

Вглядись в дары Божии.

«Ибо всю землю, которую ты видишь, тебе дал Я... Встань, пройди по земле сей в долготу и широту ее» (Быт. 13:15–17).

Господь дал Аврааму обетованную землю в собственность. И тебе Господь дает то же в духовном смысле. Усвой же себе, на этой духовной почве, то, что тебе даруется непоколебимым обетованием. Это твое достояние, благая часть, которая может вполне насытить твою душу. Встань и пройдись верой по твоей собственной земле, войди в пользование ею. Встань, пройдись во всю широту и долготу даруемой тебе любви, вглядись в нее, усвой ее, начни ходить в силе этой любви. Быть может, тебя встретит испытание или тайное горе. Взыщи тогда глубину любви Иисуса Христа! Она ведь – твое достояние. Она проникнет до дна твоей скорби, твоей заботы. Тревожишься ли о дорогом тебе существе? Жаждешь ли ему помочь? Встань, встань и пройдись в ширину наследия, тебе дарованного. Пусть охватит тебя широта любви Христовой, обнимающая все души, тебя заботящие, и тебя самого, готовая излить благословение и покой на них и на тебя. Взыщи ее, широту ее, все богатство ее сочувствия, погрузись в это изобилие и ходи в нем.

Заботит ли тебя разлука с близкими, удаление от того, за которым ты хотел бы следить, шаг за шагом, и не можешь, потому что ты далеко? Подумай тогда о долготе любви Христовой, которая всюду и всех достигает, которая простирается туда, где твои руки достать не могут. Предай все этой любви и успокойся.

Горюешь ли о любимом существе, которого уже нет на земле, жаждешь ли соединиться с ним в вожделенном отечестве и ускорить час свидания – ухватись тогда за высоту любви Христовой, которая, пребывая с небесными, утешает земных и соединяет всех. Эта любовь нисходит к тебе свыше и возносит тебя туда, где Сам Бог отирает всякую слезу с очей. Держись крепко за эту любовь, дай ей охватить тебя вместе с твоими любимыми и утешься.

 

Молитва Ефрема Сирина:

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (земной поклон).

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (земной поклон).

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь (земнойпоклон).

Боже, очисти мя грешнаго (12 поясных поклонов).

(Молитва читается полностью ещё раз с одним земным поклоном в конце).

 

СОБОР ВСЕХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦЕВ КИЕВО-ПЕЧЕРСКИХ

Во 2-ю неделю Великого поста празднуется Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних (преподобного Антония) и Дальних (преподобного Феодосия) пещерах. Канон, вошедший в службу этого праздника, составлен иеромонахом Мелетием Сиригом во второй половине XVII века.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Ближних пещерах, празднуется отдельно 28 сентября/11 октября. Ранее эта общая память совершалась в первую субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста, т. е. после 21 сентября/4 октября. Установление празднования общей памяти преподобных, почивающих в Антониевой пещере, в субботу по отдании праздника Воздвижения Честного Креста относится к 1670 году. При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Животворящего Креста.

В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Животворящего Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября/11 октября в соответствии с совершаемым 28 августа/10 сентября празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2/15 сентября.

В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят:

  • прп. Антоний Первоначальник († 1073; память 10/23 июля и 2/15 сентября),
  • прп. Прохор Чудотворец, называемый Лебедником († 1107; память 10/23 февраля),
  • прп. Иоанн Постник (XII в.; память 7/20 декабря),
  • прп. Иулиания дева, княжна Ольшанская († ок. 1550; память 6/19 июля),
  • прмчч. Феодор и Василий († 1098; память 11/24 августа),
  • прп. Поликарп, архимандрит Печерский († 1182; память 24 июля/6 августа),
  • прп. Варлаам, игумен Печерский († 1065; память 19 ноября/2 декабря),
  • прп. Дамиан пресвитер, целебник († 1071; память 5/18 октября),
  • прп. Никодим просфорник (XII в.; память 31 октября),
  • прп. Лаврентий затворник, епископ Туровский († 1194; память 29 января/11 февраля),
  • прп. Афанасий затворник († ок. 1176; память 2/15 декабря),
  • прп. Еразм черноризец (XII в.; память 24 февраля/8 марта),
  • прп. Лука, эконом Печерский (XIII в.; память 6/19 ноября),
  • прп. Агапит, врач безмездный († ок. 1095; память 1/14 июня),
  • прпп. Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII в.; память 29 декабря/11 января),
  • прп. Нектарий Послушливый (XII в.; память 29 ноября/12 декабря),
  • прп. Григорий иконописец (XII в.; память 8/21 августа),
  • сщмч. Кукша, просветитель вятичей (XII в.; память 27 августа/9 сентября),
  • прп. Алексий Затворник (XIII в.; память 24 апреля/7 мая),
  • прп. Савва Богоугодник (XIII в.; память 24 апреля/7 мая),
  • прп. Сергий Послушливый (XIII в.; память 7/20 октября),
  • прп. Меркурий, епископ Смоленский († 1239; память 7/20 августа),
  • прп. Пимен Многоболезненный († 1110; память 7/20 августа),
  • прп. Нестор Летописец († 1114; память 27 октября/9 ноября),
  • прмч. Евстратий († 1097; память 28 марта/10 апреля),
  • прп. Елладий Затворник (XII–ХIII вв.; память 4/17 октября),
  • прп. Иеремия Прозорливый († ок. 1070; память 5/18 октября),
  • прмч. Моисей Угрин († ок. 1043, память 26 июля/8 августа),
  • прп. Иоанн Многострадальный († 1160; память 18/31 июля),
  • прп. Марк Гробокопатель (XII в.; память 29 декабря/11 января),
  • прп. Никола Святоша, князь Черниговский († 1143; память 14/27 октября),
  • прмч. Григорий чудотворец († 1093; память 8/21 января),
  • прп. Онисим затворник (ХII–ХIII вв.; память 4/17 октября и 21 июля/3 августа),
  • прп. Матфей Прозорливый († ок. 1085; память 5/18 октября),
  • прп. Исаия чудотворец († 1115; память 15/28 мая),
  • прп. Аврамий Трудолюбивый (ХII–ХIII; память 21 августа/3 сентября),
  • прп. Нифонт, епископ Новгородский († 1156; память 8/21 апреля),
  • прп. Сильвестр чудотворец (XII в.; память 2/15 января),
  • прп. Пимен постник (XII в.; память 27 августа/9 сентября),
  • прп. Онуфрий Молчаливый (XII в.; память 21 июля/3 августа),
  • прп. Анатолий затворник (XII в.; память 3/16 июля),
  • прп. Алипий иконописец († 1114; память 17/30 августа),
  • прп. Сисой затворник (ХII–ХIII вв.; память 24 октября/6 ноября),
  • прп. Феофил затворник (ХII–ХIII вв.; память 24 октября/6 ноября),
  • прп. Арефа затворник († ок. 1195; память 24 октября/6 ноября),
  • прп. Спиридон просфорник (XII в.; память 31 октября/13 ноября),
  • прп. Онисифор исповедник († 1148; память 9/22 ноября),
  • прп. Симон, епископ Суздальский († 1226; память 10/23 мая),
  • прп. Никон, игумен Печерский († 1088; память 23 марта/5 апреля),
  • прп. Феофан постник (ХII в., память 11/24 октября),
  • прп. Макарий (XII в.; память 19 января/1 марта),
  • прмч. Анастасий диакон (XII в.; память 22 января/4 марта),
  • 12 мастеров греческих, зодчих Киево-Печерской великой церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы (XI в.; память 14/27 февраля),
  • прп. Авраамий затворник (ХII–ХIII; память 29 октября/11 ноября),
  • прп. Исаакий затворник († ок. 1090; память 14/27 февраля),
  • мученик Иоанн младенец (общая память с 14 тыс. младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, 29 декабря/11 января),
  • прп. Илия Муромец († ок. 1188; память 19 декабря/1 января),
  • прп. Никон Сухой (XII в.; память 11/24 декабря),
  • прп. Ефрем, епископ Переяславский († ок. 1098; память 28 января/10 февраля),
  • прп. Тит иеромонах († 1190; память 27 февраля/11 марта).

Кроме перечисленных святых, среди Печерских преподобных известно 30 угодников Божиих, от которых сохранились мироточивые главы. В службе преподобным отцам Ближних пещер на 28 сентября/11 октября упоминаются также преподобный Ефрем священник (песнь 9-я, тропарь 4-й), о котором иеромонах Афанасий Кальнофойский в 1638 году писал, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит напротив святых мощей прп. Илии Муромца; прп. Евстафий, бывший в миру златарем (песнь 7-я, тропарь 3-й).

В «Описании иеромонаха Афанасия Кальпофийского» 1638 года указывались еще святые, чьи мощи почивали открыто: прп. Иероним, затворник и чудотворец, прп. Меладий, святой старец и чудотворец, прп. Пергий, святой старец, прп. Павел, инок чудесно-послушливый. В древних рукописных святцах сохранились имена иереев: прп. Мелетия, прп. Серапиона, прп. Филарета, прп. Петра. В одном из ответвлений Ближних пещер 24 мая 1853 года на сводах были найдены надписи XI века: «Господи, помози рабу Своему Феодосию и Феофилови, аминь, многа лета»; «Иванов гроб пещерника – Иван грешный се де жил и есть»; на дубовой дощечке: «Иван пещерник». Так открылись новые имена Печерских отцов: Феофил, Феодосий и Иоанн.

Собор преподобных отцов Киево-Печерских, почивающих в Дальних пещерах, празднует угодников Божиих, подвизавшихся в основном в XIII–ХV веках. Помимо общей памяти 28 августа/10 сентября, каждый преподобный имеет свою память:

  • прп. Феодосий великоименитый († 1074; память 3/16 мая, 14/27 августа и 2/15 сентября),
  • прп. Моисей чудотворец (ХIII–ХIV вв.; память 28 июля/10 августа),
  • прп. Лаврентий затворник (ХIII–XIV вв.; память 20 января/2 февраля),
  • прп. Иларион схимник († 1066; память 21 октября/3 ноября),
  • прп. Пафнутий затворник (XIII в.; память 15/28 февраля),
  • прп. Мартирий диакон (XIII–XIV вв.; память 25 октября/7 ноября),
  • прп. Феодор, князь Острожский († ок. 1438; память 11/24 августа),
  • прп. Афанасий затворник (XIII в.; память 2/15 декабря),
  • прп. Дионисий иеромонах, затворник (XV в.; память 3/16 октября),
  • прп. Феофил, архиепископ Новгородский († ок. 1482; память 26 октября/8 ноября),
  • прп. Зинон постник (XIV в.; память 30 января/12 февраля),
  • прп. Григорий чудотворец (XIV в.; память 8/21 января),
  • прп. Ипатий целебник (XIV в.; память 31 марта/13 апреля),
  • сщмч. Лукиан († 1243; память 15/28 октября),
  • прп. Иосиф Многоболезненный (XIV в.; память 4/17 апреля),
  • прп. Павел Послушливый (XIII в.; память 10/23 сентября),
  • прп. Сисой схимник (XIII в.; память 6/19 июля),
  • прп. Нестор Некнижный (XIV в.; память 27 октября/9 ноября),
  • прп. Памва затворник († 1241; память 18/31 июля),
  • прп. Феодор Молчаливый (XIII в.; память 17 февраля/1 марта),
  • прп. Софроний затворник (XIII в.; память 11/24 марта),
  • прп. Панкратий затворник (XIII в.; память 9/22 февраля),
  • прп. Анатолий затворник (XIII в.; память 3/16 июля),
  • прп. Аммон затворник (XIII в.; память 4/17 октября),
  • прп. Мардарий затворник (XIII в.; память 13/27 декабря),
  • прп. Пиор затворник (XIII в.; память 4/17 октября),
  • прп. Мартирий затворник (XIII в.; память 25 октября/7 ноября),
  • прп. Руф затворник (XIV в.; память 8/21 апреля),
  • прп. Вениамин затворник (XIV в.; память 13/26 октября),
  • прп. Кассиан затворник (ХIII–ХIV; память 28 августа/10 сентября),
  • прп. Арсений Трудолюбивый (XIV в.; память 8/21 мая),
  • прп. Евфимий схимник (XIV в.; память 20 января/2 февраля),
  • прп. Тит воин (XIV в.; память 27 февраля/11 марта),
  • прп. Ахила диакон (ХIV в.; память 4/17 января),
  • прп. Паисий богоугодник (XIV в.; память 19 июля/1 августа),
  • прп. Меркурий постник (XIV в.; память 24 ноября/7 декабря),
  • прп. Макарий диакон (ХIII–ХIV вв.; память 19 января/1 февраля),
  • прп. Пимен постник (XII в.; память 8/21 мая),
  • прп. Леонтий канонарх (XIV в.; память 18 июня/1 июля),
  • прп. Геронтий канонарх (XIV в.; память 1/14 апреля),
  • прп. Захарий постник (ХIII–ХIV вв.; память 24 марта/6 апреля),
  • прп. Силуан схимник (XIII–XIV вв.; память 10/23 июня),
  • прп. Агафон чудотворец (ХIII–ХIV вв.; память 20 февраля/4 марта),
  • прп. Игнатий архимандрит († 1435; память 20 декабря/2 января),
  • прп. Лонгин вратарь (ХIII–ХIV вв.; память 16/29 октября).

В каноне иеромонаха Мелетия Сирига службы во 2-ю неделю Великого поста упоминаются и многие другие святые. Это первосвятители Русской земли: Михаил, первый митрополит Киевский († 992; память 30 сентября/13 октября); Иларион, митрополит Киевский, первый из русских удостоенный первосвятительского сана († ок. 1053; память 21 октября/3 ноября); Петр, митрополит Московский (Киевский) и всея России († 1326; память 21 декабря/3 января); Алексий, митрополит Московский (Киевский) († 1378; память 12/25 февраля); Иона, митрополит Московский († 1461; память 31 марта/13 апреля), Филипп, митрополит Московский († 1569; память 9/22 января); Фотий, митрополит Московский († 1431; память 2/15 июля); Киприан, митрополит Московский († 1406; память 16/29 сентября); Ефрем, по всей вероятности, Переяславский епископ († 1098; память 28 января/10 февраля); Николай (в Древней России с именем Николай известно было три святителя: первый – Николай Грек, митрополит Киевский (1098–1101); второй – Николай, епископ Переяславский, бывший в XI веке (см. П. Строев. «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». СПб. 1877) и третий Николай – епископ Тмутараканский. Думают, что упоминаемый в каноне преподобным Печерским есть Николай, епископ Тмутараканский); Никита, епископ Новгородский († 1108; память 31 января/13 февраля); Исаия, епископ Ростовский († 1090; память 15/28 мая); Мина, неизвестно какой епархии епископ; Лука, или Новгородский († 1060; память 15/28 октября), или Белгородский епископ († 1088); Феоктист, епископ Черниговский; он был избран на святительскую кафедру из Киево-Печерских игуменов († 1123; память 6/19 августа). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига эти святители воспеваются в 1-м тропаре 9-й песни.

Во 2-м тропаре 9-й песни канона иеромонаха Мелетия Сирига упоминаются святители: Леонтий, епископ Ростовский (обретение мощей в 1164 г.; память 23 мая/5 июня); Стефан, епископ Волынский († 1094; память 27 апреля/10 мая); Герман, епископ Новгородский (1078–1096, память 10/23 февраля); Нифонт, епископ Новгородский († 1156; память 8/21 апреля); Марин, вероятно, епископ Юрьевский (1091–1095); Евфимий и Лаврентий – неизвестно какие епископы; Симон, или Симеон (в светильне службы на 28 сентября/11 октября между иерархами упоминаются Симеон, а не Симон), не Суздальский епископ, а епископ Переяславский, окончивший свою жизнь мученической смертью, как видно из канона иеромонаха Мелетия Сирига (песнь 9-я, тропарь 3-й).

На старинной иконе Печерских святых изображен в святительском одеянии «святый Симеон, епископ Переяславский». По летописям, святитель Симон окончил свои дни страдальчески при нападении татар на Переяславль в 1339 году; Дионисий, архиепископ Суздальский († 1385; память 26 июня/9 июля).

Священномученик Макарий, митрополит Киевский († 1497; память 1/14 мая) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 9-я, тропарь 4-й). Мощи его почивают в соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Святые мученики Антоний, Иоанн, Евстафий, Виленские мученики († 1347; память 14/27 апреля) (канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 7-я, славник).

Святая равноапостольная Ольга (в Святом Крещении Елена) († 969; память 11/24 июля); святой равноапостольный Владимир (в святом крещении Василий) († 1015; память 15/28 июля) и чада его святые благоверные Борис (в святом крещении Роман), князь Ростовский († 1015; память 24 июля/6 августа), и Глеб (в Святом Крещении Давид), князь Муромский († 1015; память 5/18 сентября). (Канон иеромонаха Мелетия Сирига, песнь 1-я, славник). В каноне на 28 сентября/11 октября они также упоминаются (песнь 9-я, тропарь 6-й). В служебниках и других церковных книгах, печатанных в Киево-Печерской лаврской типографии, вместе со святыми Борисом и Глебом воспоминается святой благоверный великий князь Игорь Киевский и Черниговский († 19 сентября 1147 года; перенесение мощей 5 июня 1150 г.), но в обоих канонах Печерским святым имя его не находится.

Святая великомученица Варвара († ок. 306; память 4/17 декабря), честные мощи которой почивают в Киевском соборе в честь святого равноапостольного князя Владимира, прославляется в службе на 28 сентября/11 октября вместе с прп. Евфросинией Полоцкой († 1173; память 23 мая/5 июня) и праведной девой Иулианией Ольшанской (обретение мощей в XVI в., память 6/19 июля) (песнь 9-я, слава).

Нет сомнения, что известны далеко не все имена преподобных отцов Киево-Печерских. В икосе службы на 28 сентября/11 октября об этом сказано так: «Восхвалити по единому, кто возможет святыя Твоя, Блаже, изочту их и паче песка умножатся. Но Сам, Владыко Христе, исчитаяй множество звезд и всем имена нарицаяй, яви им мольбы наша».

Тропарь Собору преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах

Мы́сленное со́лнце и све́тлую луну́,/ первонача́льных Пече́рских,/ со всем собо́ром преподо́бных днесь почти́м,/ ти́и бо, церко́вную твердь озаря́юще,/ просвеща́ют во тьме страсте́й бе́дствующих,/ и подаю́т от Христа́ Бо́га моли́твами свои́ми по́мощь во всех ско́рбех,// и душа́м на́шим про́сят избавле́ния.

Перевод: Духовное солнце и славную луну, первоначальников Печерских, со всем собранием преподобных сегодня почтим, ибо они, озаряя небо церковное, просвещают бедствующих во тьме страстей и подают от Христа Бога молитвами своими помощь во всех скорбях и душам нашим просят искупления.

Тропарь Собору преподобных отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах, глас 4

Столп огнезра́чный и светоно́сное со́лнце,/ возсия́вшее на горе́ Пече́рстей,/ вели́каго Анто́ния со всем собо́ром Богоно́сных оте́ц/ приво́дим Тебе́, Христе́, в моли́тву,/ и́хже ра́ди мо́лим,/ пода́ждь оби́тели на́шей благода́ть// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Перевод:

Столп огненный и светоносное солнце, воссиявшее на горе Печерской, великого Антония со всем собранием Богоносных отцов представляем Тебе, Христос, на молитву, их же ради молим, подай обители нашей благодать и душам нашим великую милость.

Тропарь Собору преподобных отцев Киево-Печерских, глас 2

Егда́ снидо́сте во гро́бы/ и саме́х себе́ заключи́сте,/ тогда́, стра́сти умертви́вше плотски́я,/ спогребо́стеся Христу́, Богоно́снии,/ и диа́вольския в подзе́мных разруши́сте огра́ды.// Сего́ ра́ди А́нгели венцы́ с Небе́с вам подаю́т.

Перевод: Когда собрались вы в пещерах и самих себя затворили, тогда, умертвив страсти телесные, погребли себя со Христом, Богоносные, и разрушили там, в пещерах, диавольские сети. Потому ангелы венцы с Небес вам подают.

Кондак Собору преподобных отцев Киево-Печерских, глас 2

Лик по́стнический собра́ся у́мне,/ мы́сленныма зря́ще очи́ма,/ прииди́те, лю́дие, хвала́ми почти́м,/ и, покланя́ющеся моще́м их,/ любо́вныя принесе́м да́ры,/ ти́и бо суть к Бо́гу хода́таи// и моли́твенницы о душа́х на́ших.

Перевод: Собрание постников явившееся нам духовно, созерцая мысленным зрением, придите, люди, хвалами почтим и, поклоняясь мощам их, с любовью принесем дары, ибо они ходатаи к Богу и молитвенники о душах наших.

Ин кондак Собору преподобных отцев Киево-Печерских, глас 8

Отцы́ всечестни́и, ли́че Богокра́сный,/ чуде́с мно́гих исто́чницы, ми́ро источа́ющии,/ сокро́вища краснобога́тная Госпо́дня, в земли́ сокрове́нная,/ не преста́йте, мо́лим вы, о нас моли́тися ко Го́споду, да зове́м вам:// ра́дуйтеся, всему́ ми́ру свети́льницы.

Перевод: Отцы всеми почитаемые, собрание Богом украшенное, чудес многих источники, миро источающие, сокровища богатые Господни, в земле сокрытые, не переставайте, молим вас, о нас молиться ко Господу, да взываем к вам: «Радуйтесь, всему миру светильники».

Молитва всем преподобным отцам Киево-Печерским

О, уго́дницы Христо́вы, преподо́бнии отцы́ на́ши Анто́ние и Феодо́сие и вси́ святи́и Ки́ево-Пече́рстии, свети́льницы пресве́тлые, свя́тостию и́ноческаго жития́ пе́рвые просия́вшии на земле́ Росси́йстей, покрови́тели гра́да Ки́ева и всего́ оте́чества на́шего! К ва́м, моли́твенникам те́плым и предста́телям непосты́дным, усе́рдно притека́ем, в ну́ждах и ско́рбях на́ших утеше́ния и по́мощи прося́ще. Помози́те на́м, раба́м Бо́жиим (имена́), засту́пницы на́ши! Утверди́те на́с в ве́ре святе́й, сохрани́те Це́рковь Бо́жию от па́губных ересе́й и раско́лов, научи́те на́с всегда́ твори́ти за́поведи Бо́жия и вся́ преда́ния церко́вная, от оте́ц на́м запове́данная, бу́дите на́м благосе́рдые отцы́ и те́плые моли́твенницы, я́ко да просла́вим и́мя Живонача́льныя Тро́ицы, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки. Ами́нь.

Перевод: (имена́)

Величание Собору преподобных отцев Киево-Печерских

Велича́ем вас,/ преподо́бнии отцы́ на́ши Пече́рстии,/ и чтим святу́ю па́мять ва́шу,/ вы бо мо́лите о нас// Христа́, Бо́га на́шего.