1 июля день памяти Мучеников Леонтия, Ипатия и Феодула, иконы Божией Матери, в Боголюбове, Владимирской обл (1155).

01.07.2021

МУЧЕНИКИ ЛЕОНТИЙ, ИПАТИЙ И ФЕОДУЛ

Святые мученики Леонтий, Ипатий и Феодул были римскими воинами. Святой мученик Леонтий, грек по происхождению, в правление Веспасиана (70 - 79) служил военачальником в императорских войсках в финикийском городе Триполи. Христианин Леонтий отличался храбростью и благоразумием, к нему с глубоким уважением относились воины и граждане Триполи за его добродетели.

Император назначил римского сенатора Адриана правителем Финикийской области, с полномочиями преследовать христиан и в случае отказа принести жертвы римским божествам предавать их мучению и смерти. По дороге в Финикию Адриану донесли, что святой Леонтий отвратил многих от поклонения языческим богам. Правитель послал трибуна Ипатия с отрядом воинов в Триполи, чтобы найти и задержать христианина Леонтия. По дороге трибун Ипатий сильно заболел и, находясь при смерти, увидел во сне Ангела, который сказал: "Если хочешь быть здоровым, воззови трижды вместе со своими воинами: "Бог Леонтия, помоги мне"". Открыв глаза, Ипатий увидел Ангела и сказал: "Я послан задержать Леонтия, как же я призову его Бога?" В это время Ангел Стал невидим. Ипатий рассказал воинам, в числе которых был и его друг Феодул, о своем сне, все они вместе трижды призвали на помощь Бога, Имя Которого исповедал святой Леонтий. Ипатий сразу исцелился ко всеобщей радости воинов, и только Феодул сидел в стороне, размышляя о чуде. Душа его прониклась любовью к Богу, и он уговорил Ипатия немедленно пойти вдвоем в город на поиски святого Леонтия.

При входе в город их встретил неизвестный человек и пригласил к себе в дом, где щедро угостил путников. Узнав, что гостеприимный хозяин и есть святой Леонтий, они упали на колени и просили его просветить их верой в Истинного Бога. Здесь же совершилось Крещение, а когда святой Леонтий произнес над ними молитвенное призывание во Имя Пресвятой Троицы, новокрещенных осенило светлое облако и пролился благодатный дождь. Остальные воины в поисках своего начальника пришли в Триполи, куда прибыл и правитель Адриан. Узнав о происшедшем, он приказал привести к себе святого Леонтия, трибуна Ипатия и Феодула и, угрожая им мучениями и смертью, потребовал отречения от Христа и жертвоприношения римским богам. Все мученики твердо исповедали веру во Христа. Святого Ипатия подвесили на столпе и строгали железными когтями, а святого Феодула беспощадно били палками. Видя непоколебимость мучеников, им отрубили головы мечом. Святого Леонтия после истязаний отправили в темницу. Утром он предстал перед правителем. Адриан пытался прельстить святого исповедника почестями и наградами и, ничего не достигнув, предал истязаниям: святой мученик целый день висел вниз головой на столпе с тяжелым камнем на шее, но ничто не могло заставить его отречься от Христа. Правитель приказал бить палками страдальца до тех пор, пока он не умрет. Тело святого мученика Леонтия выбросили за город, но христиане с честью предали его погребению вблизи Триполи. Кончина святых мучеников последовала около 70 - 79 гг.

Допрос святого Леонтия, его страдания и смерть записал на оловянных дощечках присутствовавший на суде писец (комментарисий). Эти дощечки были положены в гроб святого мученика.

Тропарь мученику Леонтию Триполийскому, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Лео́нтий,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Кондак мученику Леонтию Триполийскому, глас 3

Мучи́телей посрами́л еси́ лука́вая кова́рства/ и е́ллинов обличи́л еси́ безбо́жное служе́ние,/ возсия́л еси́ богоразу́мие всем челове́ком уче́ньми благоче́стия,/ Богому́дре му́чениче./ Сего́ ра́ди твою́ па́мять почита́ем любо́вию,// прему́дре Лео́нтие.

Бо­го­люб­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, од­на из древ­ней­ших чу­до­твор­ных икон Рос­сии, на­пи­са­на в XII ве­ке по прось­бе бла­го­вер­но­го кня­зя Ан­дрея Бо­го­люб­ско­го (па­мять 4 июля) в па­мять о яв­ле­нии ему Бо­жи­ей Ма­те­ри.

В 1155 го­ду бла­го­вер­ный князь Ан­дрей, пе­ре­се­ля­ясь из Вы­ш­го­ро­да в Суз­даль­скую зем­лю, взял с со­бой чу­до­твор­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­пи­сан­ный еван­ге­ли­стом Лу­кою (впо­след­ствии эта ико­на по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Вла­ди­мир­ской). В се­ми вер­стах от Вла­ди­ми­ра ло­ша­ди, вез­шие ки­от с чу­до­твор­ной ико­ной, оста­но­ви­лись и не мог­ли тро­нуть­ся с ме­ста. Бла­го­вер­ный князь Ан­дрей про­сил со­про­вож­дав­ше­го его свя­щен­ни­ка Ни­ко­лая со­вер­шить мо­ле­бен пе­ред ико­ной Бо­жи­ей Ма­те­ри и дол­го со сле­за­ми мо­лил­ся пе­ред чти­мым об­ра­зом. За­тем он пе­ре­шел в по­ход­ный ша­тер, но не пре­кра­щал усерд­ной мо­лит­вы. В это вре­мя ему яви­лась Пре­свя­тая Бо­го­ро­ди­ца со свит­ком в пра­вой ру­ке и по­ве­ле­ла бла­го­че­сти­во­му кня­зю об­раз Ее, при­не­сен­ный из Вы­ш­го­ро­да, по­ста­вить во Вла­ди­ми­ре, а на ме­сте Ее чу­дес­но­го яв­ле­ния по­стро­ить храм и свя­тую оби­тель. По­том Она мо­лит­вен­но под­ня­ла ру­ки к небу, при­ни­мая бла­го­сло­ве­ние Хри­ста Спа­си­те­ля, Ко­то­рый явил­ся в это вре­мя над зем­лей, бла­го­сло­вил Ее, и ви­де­ние ис­чез­ло.

Ис­пол­няя по­ве­ле­ние, бла­го­вер­ный князь Ан­дрей за­ло­жил на ука­зан­ном ме­сте ка­мен­ную цер­ковь в честь Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где об­ра­зо­вал­ся и мо­на­стырь. За­тем свя­той князь при­звал ис­кус­ных ико­но­пис­цев и про­сил изо­бра­зить Бо­жию Ма­терь так, как ви­дел Ее в яв­ле­нии: во весь рост со свит­ком в пра­вой ру­ке и ли­ком, об­ра­щен­ным к Спа­си­те­лю. Ко­гда стро­и­тель­ство церк­ви бы­ло за­вер­ше­но, бла­го­вер­ный князь Ан­дрей пе­ре­нес в нее на­пи­сан­ный об­раз и уста­но­вил еже­год­ное празд­но­ва­ние в честь яв­ле­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри 18 июня, ко­то­рое утвер­ди­лось в Рус­ской Церк­ви. Мо­на­стырь и го­род, об­ра­зо­вав­ший­ся во­круг оби­те­ли, бла­го­вер­ный князь Ан­дрей на­звал Бо­го­лю­бо­вом, по­то­му что, по его сло­вам, "Бо­жия Ма­терь воз­лю­би­ла это ме­сто", а сам князь с тех пор стал име­но­вать­ся Бо­го­лю­би­вым или Бо­го­люб­ским. Чу­до­твор­ная ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, при­не­сен­ная из Вы­ш­го­ро­да, впо­след­ствии бы­ла пе­ре­не­се­на из Бо­го­лю­бо­ва мо­на­сты­ря во Вла­ди­мир, в Успен­ский со­бор, а яв­лен­ная ико­на остав­ле­на в Бо­го­лю­бо­ве и на­зва­на Бо­го­люб­ской.

Об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри Бо­го­люб­ской про­слав­лен неис­чис­ли­мы­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми, на про­тя­же­нии мно­гих ве­ков яв­ляя бла­го­дат­ную по­мощь ве­ру­ю­ще­му рус­ско­му на­ро­ду. Сла­ва о чу­де­сах и зна­ме­ни­ях, со­вер­шен­ных от ико­ны, по­буж­да­ла ве­ру­ю­щих лю­дей во мно­гих ме­стах Рос­сии об­ра­щать­ся к на­пи­са­нию ко­пий с чти­мо­го об­ра­за, ко­то­рые со вре­ме­нем по­лу­чи­ли ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние и вос­при­ня­ли бла­го­дат­ную си­лу чу­до­тво­ре­ний.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Боголюбской», глас 1

Боголюби́вая Цари́це,/ Неискусому́жная Де́во Богоро́дице Мари́е,/ моли́ за ны Тебе́ Возлюби́вшаго/ и ро́ждшагося от Тебе́ Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ пода́ти нам оставле́ние прегреше́ний,/ ми́рови мир, земли́ плодо́в изоби́лие,/ па́стырем святы́ню/ и всему́ челове́чу ро́ду спасе́ние./ Гра́ды на́ша и страны́ Росси́йския от нахожде́ния иноплеме́нных заступи́/ и от междоусо́бныя бра́ни сохрани́./ О, Ма́ти Боголюби́вая Де́во!/ О, Цари́це Всепе́тая!/ Ри́зою Твое́ю покры́й нас от вся́каго зла,/ от ви́димых и неви́димых враг защити́,// и спаси́ ду́ши на́ша.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Боголюбской», глас 1

Всепе́тая и Всесла́вная Цари́це Богоро́дице,/ Ма́ти всея́ тва́ри Соде́теля,/ христиа́нская Наде́ждо и Засту́пнице,/ печа́льных утеше́ние, ненаде́ющихся и отча́явшихся ско́рое наде́яние,/ мо́лим Тя: ми́лостива бу́ди нам гре́шным,/ и не оста́ви раб Свои́х,/ и не отри́ни моле́ния ве́рных,/ в ско́рбях и беда́х пред честны́м о́бразом Твои́м избавле́ния тре́бующих./ О Влады́чице, Блага́я Помо́щнице!/ Ри́зою Твое́ю честно́ю нас защити́ и от всех зол изба́ви,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего,// да спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.