27 мая день памяти Прп. Никиты, затворника Печерского, еп. Новгородского (1108), Теребенской (1654) , Ярославской (Печерской) (1823) икон Божией Матери.

27.05.2025

Со вторником 6-й седмицы по Пасхе! Христос воскресе! Доброго дня! Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, икон Б.М. "Теребенская" и "Ярославская" (Печерская), архистратига Михаила, Гавриила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. Сил беспл., мч. Исидора, блж. Исидора Твердислова, Христа ради юрод., Ростовского, чуд., прп. Никиты, затв. Печерского, еп. Новгородского и иных святых сего дня.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

"Если пшеничное зерно, падши на землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода". Итак, если хочешь быть плодоносным, - умри; умри настоящим образом, чтобы в сердце носить чувство, что ты уже умер. Как мертвый ни на что окружающее не отзывается, так делай и ты: хвалят - молчи, и бранят - молчи, и прибыль получишь - молчи; сыт - молчи, и голоден - молчи. Будь таков ко всему внешнему, внутренне же держи себя там, где бывает всякий умерший, - в другой жизни, перед лицом Бога всеправедного, готовясь услышать последний приговор. Какой же, скажете, плод от этого, когда тут, все замрет? Нет, не замрет, а явится энергия да еще какая. Одна минутка осталась, скажешь себе, - сейчас приговор; дай поспешу сделать что-нибудь, - и сделаешь. Так и в каждую минуту.

Дея. 17, 19-28; 

19И, взяв его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою?

20Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что' это такое?

21Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое.

22И, став Павел среди ареопага, сказал: Афиняне! по всему вижу я, что вы как бы особенно набожны.

23Ибо, проходя и осматривая ваши святыни, я нашел и жертвенник, на котором написано "неведомому Богу". Сего-то, Которого вы, не зная, чтите, я проповедую вам.

24Бог, сотворивший мир и всё, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет 25и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и всё.

26От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, 27дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас: 28ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: "мы Его и род".

Ин. 12, 19-36.

19Фарисеи же говорили между собою: видите ли, что не успеваете ничего? весь мир идет за Ним.

20Из пришедших на поклонение в праздник были некоторые Еллины.

21Они подошли к Филиппу, который был из Вифсаиды Галилейской, и просили его, говоря: господин! нам хочется видеть Иисуса.

22Филипп идет и говорит о том Андрею; и потом Андрей и Филипп сказывают о том Иисусу.

23Иисус же сказал им в ответ: пришел час прославиться Сыну Человеческому.

24Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.

25Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную.

26Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет. И кто Мне служит, того почтит Отец Мой.

27Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел.

28Отче! прославь имя Твое. Тогда пришел с неба глас: и прославил и еще прославлю.

29Народ, стоявший и слышавший то, говорил: это гром; а другие говорили: Ангел говорил Ему.

30Иисус на это сказал: не для Меня был глас сей, но для народа.

31Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон.

32И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе.

33Сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет.

34Народ отвечал Ему: мы слышали из закона, что Христос пребывает вовек; как же Ты говоришь, что должно вознесену быть Сыну Человеческому? кто Этот Сын Человеческий?

35Тогда Иисус сказал им: еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет.

36Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них.

Святый Архангеле Михаиле, победи всякаго врага и супостата.

Святый Архангеле Гаврииле, вестник Божиих тайн, моли Бога обо мне, грешном, и укрепи меня от лености расслабления.

Вси святии Небесные бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.

Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.

Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.

Святии Бесплотные Престолы, удостойте меня различать истину от неправды.

Из Собрания писем свт. Феофана Затворника.

Письмо 113. О средствах борьбы с духом охлаждения и ответы на разные вопросы по благочестию

Милость Божия буди с вами! Все собирался отвечать вам на ваше письмо от 19 августа и не собрался до прихода второго письма от 28 сентября. И на это готов был отвечать тотчас, но день ото дня час сей протянулся на целый месяц. Прошу извинения. Я охотно готов отвечать и помогать вам словом, сколько разума достанет. Не умею понять, чего ради я отсрочил вам поступление в монастырь: ибо и я так же думаю, как и вы, что монастырь лучшее место для содевания спасения, кто с разумом поступит в монастырь и разумно жить будет в нем. – Вы порешили побыть до нового года так, как было и есть. Бог благословит. Потерпите в сей службе Богу во славу Его, как положили, а потом да поможет вам Бог исполнить и то, что преднамереваетесь оставить мир и монашествовать. Теперь скажу слово другое о том, что желаете знать. Главное – охлаждение. Это горькое и опасное состояние. У Господа оно стоит в числе руководительных, вразумительных и исправительных средств. Но бывает оно и вроде наказания. Причина сего – явный грех, но как у вас его не видно, то причины надо искать во внутренних чувствах и расположениях. Не вкралось ли самомнение, что вы не то что другие? Не загадываете ли сами шагать по пути спасительном и восходить горе одними своими средствами? Не успокаиваетесь ли на том порядке жизни, какой заведен, и расположились спать в мысли, что больше заботиться не о чем? Такие и подобные мысли приводят в беспечность, а беспечность есть первый шаг к охлаждению. Потому потрудитесь собрать мыслей поболее, что вы еще не начинали дела, что казалось прежде духовным, то имело значение только призвания к труду, а не плода. Приложите убеждение, что хотя бы вы достигли высоких степеней, – все не безопасны от падений, путь к которым врагу пролагает беспечность и нерадение – спутницы охлаждения. Собирая же таковые возбудительные помышления, не думайте, что сами себя согреете. Согреет Господь, когда время придет. Ваше же дело труд и труд. К сему труду мысленному прилагайте молитву к Господу именно об избавлении от сей язвы. Все другие предметы оставьте, держите одну эту молитву против охлаждения. Стоите ли на молитве, читаете ли, в церкви ли стоите, дело ли какое справляете, – все одно имейте в уме: Господи, избави меня от сего охлаждения. И не давайте себе покоя, пока не согреетесь. Согреянность есть Господа прикосновение к сердцу, а непрестанная теплота есть Господа вселение в сердце. Даруй вам Господи сие благо! Не нерадите и рук не опускайте! – Теперь ваши вопросы. Замечу вам, что вы слишком многого ожидаете от монастыря. Монастырь точно есть место спасения и обитель спасающихся, но то и другое невидимо; видимое же все представляется житейским. Там идут два порядка жизни: один внутренний, а другой внешний. Послушания, какие налагаются в монастыре, все касаются сей внешней жизни. Незнающий, что эти послушания необходимы только потому, что мы приносим в монастырь с собою и тело, и что дело спасения души должно идти среди сих послушаний своим чередом, с первых шагов может отворотиться от монастыря, почитая их несоответствующими своим целям и своему настроению, – или оставаясь в монастыре, все дело монашества ограничивать только сими послушаниями, и потрудиться напрасно, ни шагу не сделав в очищении и усовершенствовании своей души (окончание последует).

 

Святитель Никита, епископ Новгородский

Святитель Никита, епископ Новгородский, в молодые годы поступил в Киево-Печерский монастырь и вскоре пожелал уйти в затвор. Игумен предупреждал его о преждевременности такого подвига для молодого инока, но он, понадеявшись на свои силы, не послушался. В затворе святой Никита впал в искушение. Диавол явился ему в виде Ангела, и неопытный подвижник поклонился ему. Бес дал ему совет, как уже достигшему совершенства: "Ты не молись, а только читай и учи других, а я буду молиться вместо тебя", - и стал около затворника, делая вид, что молится за него. Прельщенный инок Никита превзошел всех в знании книг Ветхого Завета, а о Евангелии ни говорить, ни слушать не хотел. Киево-Печерские старцы пришли к прельщенному и, помолившись, отогнали от него беса. После этого преподобный Никита, оставив по благословению старцев затвор, жил в строгом посте и молитве, более всего упражняясь в послушании и смирении. Милосердный Господь, по молитвам святых старцев, возвел его из глубины падения на высокую степень духовного совершенства. Впоследствии он был поставлен епископом в Новгород и за свою святую жизнь был награжден от Бога даром чудотворений. Однажды во время засухи он молитвой низвел дождь с неба, в другой раз по его молитве прекратился в городе пожар. 13 лет управлял святитель Никита новгородской паствой и мирно скончался в 1109 году. В 1558 году, при царе Иоанне Васильевиче, состоялось прославление святителя. Мощи его покоятся ныне в церкви святого апостола Филиппа в Новгороде.

Тропарьглас 4

Наслади́вся, Богому́дре, воздержа́ния/ и жела́ние пло́ти твоея́ обузда́в,/ на престо́ле святи́тельства сел еси́,/ и я́ко звезда́ многосве́тлая, просвеща́я ве́рных сердца́/ заря́ми чуде́с твои́х,/ о́тче наш, святи́телю Ники́то,/ и ны́не моли́ Христа́ Бо́га,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Перевод: Насладившись, Богомудрый, воздержанием и желания плоти укротив, ты воссел на святительский престол, и как яркая звезда, просвещая сердца верующих сиянием чудес твоих, отче наш, святитель Никита, и сейчас моли Христа Бога о спасении наших душ.

Ин тропарьглас 2

Небе́снаго простра́нства жела́я,/ от ю́ности в те́сне ме́сте затвори́лся еси́,/ в не́мже прельще́н быв от врага́,/ па́ки смире́нием и послуша́нием победи́л еси́ преле́стника кре́пце, Ники́то,/ и ны́не, предстоя́ Христо́ви,// моли́ спасти́ся всем нам.

Перевод: Желая небесной свободы, с юности ты затворился в тесном месте, в нем же был искушен врагом (диаволом), снова силой смирения и послушания ты победил диавола, Никита, и сейчас, предстоя Христу, моли о спасении всех нас.

Кондакглас 6

Архиере́йства са́ном почти́вся/ и чи́сте Чисте́йшему предстоя́,/ приле́жно моле́ние за лю́ди твоя́ приноси́л еси́,/ я́ко и дождь моли́твою све́л еси́,/ овогда́ же и гра́да запале́ния угаси́л еси́./ И ны́не, святи́телю Ники́то,/ моли́ Христа́ Бо́га,/ спасти́ лю́ди твоя́ моля́щияся,/ да вси́ вопие́м ти́:// ра́дуйся, святи́телю, о́тче преди́вный.

Перевод: Ты был почтен архиерейским саном и непорочно Пренепорочному предстоя (1Тим.3:2), настойчиво молитвы за людей твоих приносил, так и дождь низвел с неба молитвой, в другой раз прекратил пожар в городе. И сейчас, святитель Никита, моли Христа Бога, спасти людей твоих молящихся, да все взываем к тебе: «Радуйся, святитель, отче преудивительный».

Ин кондакглас 1

Победи́в вра́жия ле́сти до́бле/ и све́тло доброде́тельми просия́в,/ святи́тельства оде́ждою обле́клся еси́, пресла́вне Ники́то,/ в не́мже све́том жития́ твоего́ и чудесы́ сия́я па́че со́лнца,/ мно́гих просвети́в, приве́л еси́ Христо́ви,// Его́же моли́ о нас, пою́щих тя.

Перевод: Доблестно победив вражеское коварство и ярко добродетелями просияв, ты облекся одеждой святительства (стал епископом), преславный Никита, в нем же светом жизни твоей и чудес сияя больше солнца, ты многих просветил и привел ко Христу. Его же моли о нас, прославляющих тебя.

Молитва

О, архиере́ю Бо́жий, святи́телю Ники́то! Услы́ши нас гре́шных, днесь во свяще́нный храм сей сте́кшихся, и честно́му о́бразу твоему́ поклоня́ющихся, и ко свяще́нней твое́й ра́це припа́дающих, и умиле́нно вопию́щих: я́коже си́дя на престо́ле святи́тельства в Вели́ком Но́вегра́де сем, и еди́ною належа́щу бездо́ждию, дождь моли́твами свел еси́, и па́ки гра́ду сему́ о́гненным пла́менем обстои́му, моли́твою пла́мень о́гненный угаси́л еси́. И ны́не мо́лим тя, о святи́телю Христо́в Ники́то: моли́ся ко Го́споду, е́же изба́вити Вели́кий Но́вград сей и вся гра́ды и страны́ христиа́нские от тру́са, пото́па, гла́да, огня́, гра́да, меча́ и от всех враго́в ви́димых и неви́димых, я́ко да изря́дных ра́ди моли́тв твои́х спаса́еми, сла́вим Пресвяту́ю Тро́ицу, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ ми́лостивное предста́тельство, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Икона Богородицы Теребенская (Теребинская)

Время прославления сей чудотворной иконы относится к 1654 году. В 1654 году в Тверской губернии свирепствовала моровая язва. Отчаявшиеся люди искали помощи и заступничества в молитвах святителю Николаю и Божией Матери пред Ее иконой Теребенская. И Пресвятая Богородица, как и во все времена, явила Свое заступничество. После совершенных молебнов пред святым образом и крестного хода с иконой по близлежащим селам, болезнь, косившая тысячи людских жизней, волею Божией и по предстательству Пресвятой Богородицы, стала утихать и прекратилась вовсе.

Подлинный Теребинский образ Богоматери не сохранился до настоящего времени, а известная с таким именем икона Богородицы, находящаяся в Теребинском монастыре Тверской епархии, является только списком с подлинной иконы. Относительно последней предание говорит, что она была взята в новгородский собор св. Софии. На Теребенской иконе Божия Матерь изображена с воздетыми в молитве руками, как на иконе «Знамение», а Предвечный Младенец стоящим на сфере с распростертыми руками. Иконографический тип — Оранта, Молящаяся. Более подробных сведений о чудотворной иконе Теребинской не имеется.

 

Ярославская (Печерская) икона Божией Матери

Прославилась икона в конце XIX века в Ярославле. Жительница города мещанка Александра Дмитриевна Добычкина стала страдать ломотой в руках и во всех суставах. К тому же её начала преследовать сильная душевная тоска. Семнадцать лет она мучилась этими болезнями и за это время не раз усердно молилась Божией Матери, прося у Неё исцеления. И вот однажды она услышала голос во сне, повелевающий ей отыскать икону Богородицы в храме, чтобы получить там исцеление. При этом ей представился в видении и храм с изображением в нём иконы.

Следуя указаниям таинственного голоса, Александра отправилась на поиски. Храм она нашла в архиерейском доме города Ярославля. Храм был посвящён Происхождению Честных древ Животворящего Креста Господня. Когда Александра вошла в эту церковь и увидела на стене икону под названием Печерская, явившуюся ей во сне, то неожиданно упала на пол и стала биться в страшных судорогах и корчах. Это было 1 мая 1823 года.

2 мая Александра опять отправилась в архиерейскую церковь. Усердно и горячо молилась она перед иконой Богородицы. Когда же она подошла приложиться к святой иконе, то сразу же почувствовала облегчение от своей мучительной болезни. Через некоторое время она совершенно выздоровела. С тех пор от Печерской Ярославской иконы стали совершаться многочисленные исцеления.

В 1860 году при архиепископе Ярославском и Ростовском Ниле (Исаковиче) был изготовлен киот и драгоценная риза, которые были приложены к фреске. Также был написан список с чудотворной фрески с 20 житийными клеймами, повествующими о чудотворениях.

В 30-е годы прошлого века, во время гонений на Церковь, фреска с чудотворным образом была полностью утрачена – икону скололи со стены. Восстановили чудотворный образ специалисты ЯХМ «Реставратор» в 2023 году, к 200-летнему юбилею обретения иконы. Фреска была воссоздана благодаря рекомендациям методического совета Министерства культуры. Церковь в честь Происхождения Честных древ Животворящего Креста Господня сохранилась, но службы в ней не совершаются.

Существуют два старинных чудотворных списка иконы. Один хранится в Череповце в Воскресенском соборе, один – в действующему надвратном храме в Спасо-Преображенском монастыре, там же, где и фреска.