22 октября день памяти Прав. Авраама праотца и племянника его Лота (2000 до Р.Х.).

22.10.2025

С постной средой 20-й седмицы по Пятидесятнице! Господи, руководи Сам Ты моею волею и научи меня молиться, надеяться, верить, любить, терпеть и прощать, во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью, иконы Б.М. «Корсунская», архистратига Михаила, Рафаила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил беспл., ап. Иакова Алфеева, прпп. Андроника и супруги его Афанасии, прав. Авраама праотца и племянника его Лота, прп. Севастиана Карагандинского исп., и иных святых сего дня.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Садясь в лодку, чтоб переплыть на другую сторону озера, думали ли апостолы, что встретят бурю и подвергнут жизнь свою опасности? Между тем, вдруг поднялась буря и они не чаяли уже остаться живыми. Таков путь жизни нашей! Не знаешь, как и откуда налетит беда, могущая уничтожить нас. То воздух, то вода, то огонь, то зверь, то человек, то птица, то дом, словом, все окружающее вдруг может превратиться в орудие смерти нашей. Отсюда закон: живи так, чтоб каждую минуту быть готовым встретиться со смертью и небоязненно вступить в ее область. Сию минуту жив ты, а кто знает, будешь ли жив в следующую? По этой мысли и держи себя. Делать все делай, что следует по порядкам жизни твоей, но никак не забывай, что можешь тотчас переселиться в страну, откуда нет возврата. Непамятование о сем не отдалит определенного часа, и намеренное изгнание из мысли этого решительного переворота не умалит вечного значения того, что будет с нами после него. Предав жизнь свою и все в руки Божии, час за часом проводи с мыслью, что каждый из них час последний. В жизни от этого умалится число пустых утех, а в смерти неисчетно будет вознаграждено это лишение радостью, которой ничего нет равного в радостях жизни.

Лк. 8, 22-25.

22В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились.

23Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности.

24И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина.

25Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

 Святый Архангеле Михаиле, победи всякаго врага и супостата.

Святый Архангеле Гаврииле, вестник Божиих тайн, моли Бога обо мне, грешном, и укрепи меня от лености расслабления.

Святый Архангеле Рафаиле, врачуй недуги души и тела моего.

Вси святии Небесные бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.

Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.

Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.

Святии Бесплотные Престолы, удостойте меня различать истину от неправды.

Святии Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.

Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.

Из Собрания писем свт. Феофана Затворника. Письмо

266. Пасхальное поздравление. Знамения силы Воскресения Христова. Наука и научники. Материя и сила. Рассуждение о явлениях и силах природы, приводящее к вере в Бога Вседержителя. Вечно ли зло. Мудрования лжеименного разума о вечных мучениях

Милость Божия буди с вами!

Приветствую и вас с Светлым Праздником: «Христос Воскресе!»

Праздник ныне и с явными показаниями силы Воскресения Христова: там у вас исцеление больной, а в Задонске слухи об обретении мощей. Мощи – тень будущего воскресения. То и другое бывает в силу Воскресения Господа. Слава Богу!

Что Пашкова не видали так и быть. Буду ждать пока кто подслушает поболее и скажет. Учуяли, что есть наука? Одна по себе она есть душевное дело; душевное же не понимает духовного и теснит его. Наоборот, и духовное теснит душевность. Чтобы этого не было, надо душевное одухотворить, – пропустить сквозь него элементы духовные и сделать его слугою духовных интересов. И извольте это сделать с наукою, которая в ваших руках. Наука не самостоятельная госпожа. В моду вошло выставлять науку, как царственную некую особу. Особа эта – мечта. Ни одной у нас науки нет, которая установилась бы прочно в своих началах. Кое-что добыто по всем наукам. Но все это не таково, чтоб давать право ссылаться на науку, как на авторитет решающий. Науки нет, а есть научники, которые вертят наукою как хотят. Есть следовательно только догадки и наведения научников. Это тоже, что прежде говорилось: разум того требует. Как разум плохо себя зарекомендовал в истории человеческих мудрований, то бросили так выражаться, а стали ставить вместо его науку – нечто безличное. Пред женщинами ныне преклоняются. И науку выставили как какую красавицу, делают перед нею книксен. Из сего можете вывести, что и ваша наука тоже ваши соображения. И вы можете господственно относиться к ней и выдрессировать ее, как вашей душе угодно. Есть в ней кое-что установившееся; но то – внешние формы, суть же дела не дается. Тут ваша свобода и вместе сторона, куда может быть введен религиозный элемент, и законно и в интересах самой науки. Извольте так настроить свою науку и будет добре. Тогда и за наукою будете молиться.

Вы предлагаете мне просмотреть, что построите вы относительно решения занимающего вас вопроса об единстве материи и сил на основании химических законов, с целью объяснить все посредством движения. Очень рад просмотреть. Хоть я и не силен в естественных науках, в особенности в химии, но общее можно увидеть, – идет ли оно, или нет с точки зрения христианской. И наперед можно сказать, что коль скоро у вас дело пойдет на самообразование мира (тяп-ляп, вышел корабль), то конечно это не законно. Даже и то не законно, если вы ограничитесь только силами и законами, не показав откуда взялись силы и кто приемник и блюститель законов. Ибо и это есть молчаливая теория самообразования мира. Я где-то встречал толки о единстве материи и сил и о выводе или объяснении всего из движения. Мне показалось там все мечтательным и произвольным. Что есть материя? – мы не знаем. Знаем только элементы или стихии неразложимые. Они слагаются и разлагаются, вследствие чего являются вещи разные. Сложение и разложение – химический процесс. Видимая сторона процесса – движение. Материя – inners – недвижима. Для ее движения совершенно законное требование силы. Таким образом вы забираете все, что неизбежно представляется в вещественном мире.

Но смотрите, что может повесть вас к сути дела. Движение совершенно внешнее дело. Оно ни к чему не может привесть. И я не понимаю как выставляют его, как деятеля, когда оно есть действие? Спрашивал некто: «объясни мне, как мы ходим?» И получил в ответ: сам не знает! Переступаем с ноги на ногу и ходим. Тут вся суть движения выражена, то есть, что оно не дает ничего, кроме видимой стороны производства вещей. Не в движении сила, а в движущем. Направление движения – сложение и разложение – химический процесс. Это и в минеральном, и в растительном, и в животном царстве. Но сложение и разложение тоже внешняя форма. Скажите: кто слагает и разлагает? И как? И почему так? Это даст настоящее знание формы сложения и разложения. Химия подвела под законы и величается: знай де нас; вот до чего мы дошли! На деле же ни до чего не дошли. Это тоже: переступаем с ноги на ногу и ходим. То, что говорят: вот это с этим сродно и соединяется, а это с этим не сродно и не соединяется, тоже есть только в другой форме выражение. Итак химическое разложение и сложение само тоже ничего не объясняет, а требует объяснения. Сверх того, кроме составления материальных вещей вся начальная часть физических явлений выходит из владений химии. То объясняется другими поговорками, больше всего законами тяготения. Но и это не все. Есть еще часть невесомых, для коей другое требуется (продолжение следует).

 

Праведный Авраам и племянник его Лот

После смешения Богом языков в Вавилоне люди, разделившись на многие народы, забыли истинного Бога и стали поклоняться идолам. Тогда Господь повелел Авраму: «Выйди из земли твоей. Я произведу из тебя великий народ, благословлю тебя и возвеличу имя твое». С верою и покорностью приняв повеление Божие, Аврам вышел из Ура Халдейского и со своей женой Сарой и племянником Лотом поселился в земле Ханаанской. Вскоре Лот отделился от Аврама, но город, где он поселился, был захвачен врагами, и Лот попал в плен. Аврам вооружил своих рабов, разбил неприятелей и освободил Лота. Когда Аврам возвращался с победой, навстречу ему вышли цари. Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Всевышняго, вынес хлеб и вино и благословил Аврама. Сам Господь был с Аврамом и заключил с ним завет, сказав: «Посмотри на небо и сочти звезды, если только можешь, столько у тебя будет потомков». (Под потомками его подразумевается Церковь Господня). Когда Авраму исполнилось 99 лет, Господь явился ему и сказал: «Я — Бог Всемогущий; ходи пред Лицем Моим и будь непорочен: и Я поставлю завет Мой с тобою и дам тебе многочисленное потомство. Теперь ты не будешь называться Аврамом, но да буде тебе имя Авраам; ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. (Имя Авраам означает «отец множества»). Жене же твоей да будет имя Сарра. И родит тебе сына, и имя ему буде Исаак».

У дубравы Мамре, где поселился Авраам, ему явился Господь под видом трех странников (прообраз Пресвятой Троицы). Приняв с почестями и щедро угостив гостей, Авраам обрел благоволение Божие. Один из гостей сказал: «На следующий год, когда я опять в это время буду у тебя, у жены твоей будет сын». Было открыто Аврааму и о намерении Господа погубить жителей городов Содома и Гоморры, погрязших в грехе. Авраам испросил избавления от кары своего племянника Лота, который жил праведной жизнью в Содоме. В дом Лота пришли два Ангела в виде странников. Содомляне стали требовать выдачи их. Тогда Ангелы поразили содомлян слепотой, а Лоту и его родственникам повелели уходить из города в горы. «Спасай душу свою и не оглядывайся назад», — сказали они. После их ухода Содом и Гоморра были поражены ниспавшим с неба огнем с серой, и вся страна та обратилась в соленое озеро (ныне Мертвое море). Жена Лота не исполнила повеления Ангела. Обернувшись назад, она превратилась в соляной столб.

Когда Аврааму исполнилось сто лет, Сарра родила ему сына Исаака. Тогда Авраам повелел своей служанке Агарь, от которой у него был сын Исмаил, покинуть дом. Любя Авраама, Господь произвел от Исмаила многочисленные аравийские народы. И вот после многих лет жизни Господь посылает Аврааму последнее испытание, превосходящее силы обыкновенного человека. Испытывая веру Авраама, Бог воззвал к нему: «Возьми сына твоего единственного, которого ты любишь, Исаака, пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, которую Я тебе укажу». Несмотря на великую скорбь, Авраам повиновался воле Господней. Пришед с сыном на гору Мориа (в центре нынешнего Иерусалима), он разложил костер. И сказал Исаак Аврааму: «Отец мой! Вот огнь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца, сын мой». Связав Исаака, Авраам положил его на жертвенник и, взяв нож, простер свою руку, чтобы заколоть его. Но в этот момент он услышал глас Божий: «Авраам! Не поднимай руки своей на отрока, ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня». Авраам развязал Исаака и, увидев овна, запутавшегося в кустах, принес его во всесожжение. И сказал Господь: «Мною клянусь, что так как ты сделал сие дело и не пожалел сына твоего единственного для Меня, то Я благословлю тебя, и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».

Спустя несколько лет скончалась Сарра, и Авраам вступил в новое супружество с Хеттурою, от которой имел еще шестерых сыновей. Прожив сто семьдесят пять лет, Авраам мирно предал дух свой Господу Богу. От него, как родоначальника народа Иудейского, произошел по плоти Сам Христос, и все истинно верующие во Христа называются сынами Авраама.

Тропарьглас 4

Стра́нен чужде́й земли́ яви́выйся,/ тезоимени́тый Отцу́ Высо́кому,/ вели́кий Авраа́ме, ку́пно с честно́ю Са́ррою,/ и возлюби́вый странноприя́тие стяжа́ти;/ тем и Бо́гу в Тро́ице обра́зно собесе́дницы бы́вше/ и прии́мше на земли́ зача́тие Исаа́ка еди́наго,/ в вы́шних же сподо́бивыйся чужестра́нных язы́к/ от восто́к со́лнца до за́пад всем ве́рующим во Святу́ю Тро́ицу оте́ц бы́ти,/ о богода́нный о́тче наш Авраа́ме,/ умоли́те ку́пно с Са́ррою Святу́ю Тро́ицу о ве́рующих в Ню,// да обря́щемся в све́тлостех ва́ших.

Кондакглас 4

Ве́лию ве́ру показа́вый к Бо́гу, Авраа́ме, пре́жде обре́зания,/ на со́лнечно ме́сто под дуб всели́лся еси́ странноприи́мствовати/ ку́пно с честно́ю ти Са́ррою./ Те́мже и трисо́лнечное вели́чество всея́ Боже́ственыя Тро́ицы обра́зно зре́ти сподо́билися есте́,/ и богода́нное ча́до прия́ли есте́./ И во странноприи́мства ме́сто во све́те немерца́ющем нам, необре́занным всех стран язы́ком,/ ве́рующим во Святу́ю Тро́ицу, прии́мник/ и ве́рою оте́ц от Бо́га наре́клся еси́, Авраа́ме./ Моли́те ку́пно Святу́ю Тро́ицу о нас, ве́рующих в Ню,// да обря́щемся в све́тлостех ва́ших.