21 июня день памяти Вмч. Феодора Стратилата (319), Ярославской (XIII) и Урюпинской (1821) икон Божией Матери.

21.06.2025

С субботой 2-й седмицей по Пятидесятнице, с Петровым постом! Доброго дня! Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой, во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью, икон Б.М. "Ярославская" и "Урюпинская"архистратига Михаила, Иегудиила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. Сил беспл., вмч. Феодора Стратилата, свт. Феодора, еп. Суздальского, блгг. Князей Василия и Константина Ярославских, и иных святых сего дня.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

"Не судите, да не судимы будете". Что за болезнь - пересуды и осуждение! Все знают, что это грех, а между тем ничего нет обычнее в речах наших, как осуждение. Иной скажет: "не поставь Господи в осуждение", а все-таки осуждение свое доведет до конца. Иной оправдывает себя тем, что разумному человеку надо же иметь свой взгляд на текущее, и в пересудах пытается быть хладнокровно рассуждающим; но и простое ухо не может не различать в речах его высящегося и злорадствующего осуждения. Между тем, приговор Господа за этот грех строг и решителен. Кто осуждает других, тому нет оправдания. Как же быть? Как миновать беды? Решительное средство против осуждения состоит вот в чем: считать самого себя осужденным. Кто возчувствует себя таким, тому некогда будет судить других. Только и речей у него будет: "Господи, помилуй! Господи, прости мои согрешения!"

Рим. З, 19-26

19Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом, 20потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.

21Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки, 22правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия, 23потому что все согрешили и лишены славы Божией, 24получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, 25которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде, 26во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.

Мф. 7, 1-8.

1Не судите, да не судимы будете, 2ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно?

5Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего.

6Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.

7Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Святый Архангеле Михаиле, победи всякаго врага и супостата.

Святый Архангеле Гаврииле, вестник Божиих тайн, моли Бога обо мне, грешном, и укрепи меня от лености расслабления.

Святый Архангеле Рафаиле, врачуй недуги души и тела моего.

Святый Архангеле Урииле, сиянием огня Божия просвети меня потемненного.

Святый Архангеле Селафииле, моли Бога обо мне и меня к молитве возведи.

Святый Архангеле Иегудииле, утверди меня грешного труждатися и ходатайствуй мне воздаяния.

Вси святии Небесные бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.

Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.

Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.

Святии Бесплотные Престолы, удостойте меня различать истину от неправды.

Святии Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.

Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.

Святии Бесплотные Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.

Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.

Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнить волю Господа нашего Иисуса Христа.

Из Собрания писем свт. Феофана Затворника.

Письмо 138. О состояниях благодатного озарения

Милость Божия буди с вами!

Состояние хорошее, которое испытали вы, есть плод осенившей вас благодати Божией. Оно дается всякому, кто искренно обращается к Господу. Так говорить о сем св. Макарий Египетский. И дается в начале, – а потом скрывается. Господь дает только сим разуметь, что есть из чего трудиться и гнать в след Его.

Состояние это не может равняться никакому естественному восторгу. Оно исключительное, – и только прикосновением Господа к душе испытывается.

Заметили ль вы место, где чувствовалось. Это надо хорошо заметить, чтобы потом быть в том месте вниманием. Потрудитесь припомнить, и все там быть вниманием. Это в сердце. Продлить сие состояние не в нашей власти; но некое подобие ему производить трезвением – можно.

Благослови вас Господи!

Как не благодарить вам Господа, такую милость вам явившего. – И Матерь Божию благодарите, – и св. Ангела-Хранителя. Мне тут ничего не принадлежит, – кроме сорадования вам и благодарения вместе с вами Господа, всех спасающего.

Смущающие помышления, какие будут приходить, гоните прочь без разговоров с ними. Теперь уже можете видеть осязательно, что все это вражии внушения. А с врагом какая стать длить время. – Без замедления надо гнать его.

Житейские помыслы – трудитесь улаживать. Ищите такого настроения, чтобы телом делать обычные дела, а духом всегда быть с Господом. Милостивый Господь дает безпопечение, – по которому все делается во свое время, но ничто не озабочивает и не томит. Ищите, просите, – и дастся.

Побыть еще здесь хорошо. Но сами смотрите, как лучше.

Благослови вас Господи!

 

Великомученик Феодор Стратилат

Великомученик Феодор Стратилат происходил из города Евхаит. Он был наделен многими дарованиями и прекрасной внешностью. За милосердие Бог просветил его совершенным познанием христианской истины. Храбрость святого воина стала известна многим после того, как он с помощью Божией убил громадного змея, жившего в пропасти в окрестностях города Евхаита. Змей пожирал множество людей и животных, держа в страхе всю округу. Святой Феодор, вооружившись мечом и молитвой ко Господу, победил его, прославив среди людей Имя Христово. За отвагу святой Феодор был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где нес как бы двойное послушание, сочетая свое ответственное воинское служение с апостольской проповедью Евангелия среди подчиненных ему язычников. Его горячая убежденность, подкрепленная личным примером христианской жизни, отвращала многих от пагубной "лжи безбожия". Вскоре почти вся Гераклея приняла христианство. В это время император Ликиний (307–324) начал жестокое гонение на христиан. Желая обезглавить новую веру, он обрушил преследования на просвещенных поборников христианства, в которых не без основания видел основную угрозу для умирающего язычества. В их числе оказался и святой Феодор. Святой сам пригласил Ликиния в Гераклею, пообещав ему принести жертву языческим богам. Для совершения этой пышной церемонии он пожелал собрать в своем доме все золотые и серебряные изваяния богов, которые имелись в Гераклее.

Ослепленный ненавистью к христианству, Ликиний поверил словам святого. Однако его ожидания были обмануты: завладев истуканами, святой Феодор разбил их на куски и раздал нищим. Так он посрамил суетную веру в бездушных идолов и буквально на обломках язычества утвердил законы христианского милосердия. Святой Феодор был схвачен и подвергнут жестоким и изощренным пыткам. Их свидетелем был раб святого Феодора, святой Уар, который едва находил в себе силы описывать неимоверные мучения своего господина. Предчувствуя близкую смерть, святой Феодор уже обращал к Богу последние молитвы, говоря: "Господи, рекл ми еси первее, Аз есмь с тобою, ныне же почто оставил мя еси? Виждь, Господи, яко зверие дивии растерзаша мя Тебе ради, избодены суть зеницы очес моих, плоть моя ранами раздробляется, уязвляется лице, сокрушаются зубы, едины точию нагие кости на кресте висят: помяни мя, Господи, претерпевающего крест Тебе ради, железо, и огнь, и гвоздие подъях за Тя: прочее же приими дух мой, уже бо отхожду от жизни сей". Однако Бог, по великой Своей милости, пожелал, чтобы кончина святого Феодора была так же плодотворна для его ближних, как и вся его жизнь: Он исцелил истерзанное тело святого и свел его с креста, на котором тот был оставлен на всю ночь. Утром царские воины застали святого Феодора живым и невредимым; убежденные воочию в беспредельном могуществе христианского Бога, они тут же, недалеко от места несостоявшейся казни, приняли святое Крещение. Так святой Феодор явился, "яко день светозарен", для пребывавших во тьме идолопоклонства язычников и просветил их души "светлыми своего страдания лучами". Не желая избежать мученической смерти за Христа, святой Феодор добровольно предал себя в руки Ликиния, остановив восставший против мучителей народ, уверовавший во Христа, словами: "Перестаньте, возлюбленные! Господь мой Иисус Христос, вися на Кресте, удерживал Ангелов, дабы они не сотворили отмщение роду человеческому". Идя на казнь, святой мученик одним словом отворял темничные двери и освобождал заключенных от уз. Люди, прикасающиеся к его ризам и чудом Божиим обновленному телу, мгновенно исцелялись от болезней и освобождались от бесов. По приказу царя святой Феодор был усечен мечом. Перед смертной казнью он сказал Уару: "Не ленись записать день кончины моей, а тело мое положи в Евхаитах". Этими словами он просил ежегодного поминовения. Затем, сказав "аминь", он преклонил голову под меч. Это совершилось 8 февраля 319 года, в субботу, в третий час дня.

Тропарьглас 4

Воинствосло́вием и́стинным, страстоте́рпче,/ Небе́снаго Царя́ воево́да предо́брый был еси́, Фео́доре:/ ору́жиями бо ве́ры ополчи́лся еси́ му́дренно/ и победи́л еси́ де́монов полки́,/ и победоно́сный яви́лся еси́ страда́лец./ Те́мже тя ве́рою// при́сно ублажа́ем.

Перевод: Воинской службой истинной ты сделался полководцем прекрасным Царя Небесного, страстотерпец Феодор: ибо оружием веры вооружился ты премудро, и истребил демонов полки, и явился победоносным страдальцем. Потому тебя с верою всегда прославляем.

Кондакглас 2

Му́жеством души́ в ве́ру оболки́йся/, и глаго́л Бо́жий а́ки копие́ в ру́ку взем, врага́ победи́л еси́,/ му́чеников преве́лий Фео́доре,// с ни́ми Христу́ Бо́гу моля́ся не преста́й о всех нас.

Перевод: Мужеством душевным верою вооружившись и слово Божие, как копье, в руку взяв, ты победил врага, Феодор, слава мучеников; с ними не переставай молиться Христу Богу о всех нас.

Молитва

О, святы́й, сла́вный и всехва́льный великому́чениче Фео́доре Стратила́те! Мо́лим тя пред ико́ною твое́ю свято́ю: моли́ с на́ми и о нас, раб Бо́жиих (имена), умоля́емаго от Своего́ благосе́рдия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, благосты́ни у Него́ прося́щих, и вся на́ша ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния да испо́лнит. Еще́ же мо́лим тя, святы́й победоно́сче Фео́доре Стратила́те, разруши́ си́лы возстаю́щих на ны враго́в, ви́димых и неви́димых. Умоли́ же Го́спода Бо́га, всея́ тва́ри Созда́теля, изба́вити нас от ве́чнаго муче́ния, да всегда́ прославля́ем Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха и твое́ испове́дуем предста́тельство, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Ярославская икона Божией Матери

Ярославская икона Божией Матери стала первой чудотворной иконой, явленной Пречистой Богородицей во время татаро-монгольского ига. Она была принесена на Русь (вероятно, из Киева) почти сразу после нашествия Батыя. Этим образом Богоматерь посетила русскую землю и утешила православных в скорби. Знаменательно, что это был образ «Умиление», исполненный материнской заботы и попечения. (Подобным образом в лихолетье 1917 года в день отречения Николая II – будущего царственного страстотерпца – явилась Державная икона Божией Матери). Ярославская икона была принесена в Ярославль святыми благоверными князьями Василием и Константином (память 3 июля). В честь чудотворной иконы был освящен нижний храм Ильинской церкви города Ярославля.

Ярославская икона Божией Матери известна на Руси по многочисленным спискам. В собрании Третьяковской галереи находится самый ранний список чудотворной иконы первой половины XV века, здесь же находится другой список, отличающийся выдающимися художественными достоинствами, сделанный во второй половине XV века.

В Троице-Сергиевой Лавре хранится список 1500 года, переданный в монастырь вдовой последнего ярославского князя. Ярославская икона Божией Матери тесно связана с историей государства Русского. Пред ликом Богоматери проходили важнейшие события Ярославской земли, да и Руси в целом.

В Смутное время, когда Москва оказалась под властью польских захватчиков, Ярославль стал столицей государства, а Ярославская икона Божией Матери главной моленной иконой Руси. Летом 1612 года в Ярославле продолжилось формирование народного ополчения под предводительством Козьмы Минина и князя Димитрия Пожарского, который прибыл из Новгорода.

В Успенском соборе, пред ликом Ярославской иконы, князь Димитрий Михайлович Пожарский принял благословение от Ростовского митрополита Кирилла и во главе народного ополчения двинулся на Москву. Освобождение первопрестольной положило начало новой страницы истории Российского государства.

С Ярославской иконой связано и начало правления царского дома Романовых. Ярославль стал первым градом, встретившим 21 марта 1613 года юного, только что избранного на престол князя Михаила Федоровича Романова на его пути из Костромы в Москву. Отсюда он послал грамоту в Земскую Думу, извещая о своем согласии принять царский венец.

Пресвятая Богородица не оставила Ярославль без Своего покровительства. Благодаря «неслучайным случайностям» и милости Божией, был обретен древний список Ярославской иконы Божией Матери. Второе обретение святой иконы произошло спустя семь с половиной веков.

Сергей Маймур, иконописец и реставратор из Мурманска, в 1998 году обнаружил в сарае своих знакомых в селе Покровское близ Ростова Великого старую большую доску, которая оказалась иконой. Сергей признал в ней, несмотря на её ветхое состояние, Ярославскую икону Божией Матери.

Реставрация иконы продолжалась полтора года и к 2000 году была закончена. Ярославская икона Божией Матери побывала в Леушинском подворье в Санкт-Петербурге. Торжественное перенесение святого образа из Питера в Ярославль было совершено на Покров Божией Матери в 2003 году. Передача древнего списка состоялась в Феодоровском соборе Ярославля.

В кафедральном соборе, у мощей святых благоверных князей Василия и Константина, некогда принесших чудотворный образ в Ярославль, город принял свою святыню. Обретение Ярославлем этой святыни стало историческим событием и внушило надежду на возрождение многих святых мест православия на Ярославской земле.

Иконографический тип образа — Умиление. Богомладенец сидит на левой руке Богоматери, но Его фигура расположена справа от Нее — это отличительный признак данного извода "Умиление". Изображение поясное. Пресвятая Богородица наклонила голову к Сыну и Они соприкасаются ланитами. Образ преисполнен материнской заботой и попечением.

Младенец ласково держится рукой за подбородок Матери, нежно прильнул к Ней, ступни Его ножек сдвинуты. Левой рукой Он держится за кайму мафория. Эти прелестные жесты подчеркивают сердечность во взаимоотношениях Матери и Сына. Богоматерь изображена в традиционном коричневом мафории. Богомладенец в белых одеждах.

Фигура Младенца не развернута к предстоящим перед иконой, а обращена к Богородице. Обнаженные стопы символизируют такое понятие, как «кенозис» — умаление Божества, нисхождение Бога в плоть. Положение рук Пресвятой Богородицы — не поддерживающее, а притягивающее хрупкое младенческое тельце к Себе.

Край мафория перекинут через левую руку Марии и как бы укрывает и защищает дитя. Ярославская икона Божией Матери — это один из самых трогательных, подкупающих нежностью и глубиной переживаний, трепетностью проявления материнских чувств, образов Пресвятой Богородицы.

 

Икона Богородицы Урюпинская

Урюпинский образ Божией Матери находился в станице Урюпинской, расположенной на реке Хопре. Он хранился в местном храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Явление чудотворной иконы произошло 8-го июня 1827 года, после чего она несколько лет хранилась в келье одной христианской подвижницы – Ирины Лазаревой, а потом была перенесена в станицу Урюпинскую сначала на церковную площадь напротив Покровской церкви, а в 1854 году – в сам храм. В Покровской церкви она хранилась в резном позолоченном киоте.

Об обстоятельствах явления святой иконы повествует следующее донесение Лазаревой:

«В 8 день июня 1827 года мы внезапно усмотрели на дереве, растущем на нагорной стороне нашего Урюпинского юрта, икону Божией Матери без всякой надписи ее наименования. Мы тогда же довели о сем до сведения местных священников и станичных правителей и перенесли ее в свое жилище, где и молились. Сожительствовавшая со мной девица одержима была до того 24 года недугом, и я сама болела более 24 лет, страдая от ран в обеих ногах. Однажды мы долго молились об избавлении от одержащих нас болезней... и через неделю получили просимое. Этот самый образ Божией Матери являлся в сновидении некоторым больным, и те с верой прибегали к нему и получали скорое в болезнях своих исцеление. Слух о чудесах сих стал распространяться в народе, после чего священнослужители Урюпинской станицы перенесли икону Божией Матери в приходскую Покровскую церковь».

С 1854 года и до настоящего времени чудотворная икона находится в храме Покрова Богородицы г. Урюпинска – единственном городском храме, который не пострадал в советское время. За эти годы она не раз спасала город от «моровой язвы», исцеляла страждущих. На месте, где явился образ, забил источник с целебной водой. В годы богоборчества его дважды пытались закопать, но тщетно.

Тропарьглас 3

Яви́лася еси́ на дре́ве в Донско́й земли́,/ благода́тная Твоя́ ико́на, Богоро́дице,/ больны́я исцеля́ти, заблу́ждшия обраща́ти;/ те́мже уми́льно мо́лимся Тебе́:/ изба́ви град наш от вся́каго зла// и спаси́ лю́ди, к Тебе́ притека́ющия.

Перевод: Явилась на дереве в Донской земле благодатная Твоя икона, Богородица, исцеляющая больных и обращающая заблуждших, потому в сердечном сокрушении молимся Тебе: «Избавь город наш от всякого зла и спаси людей, к Тебе приходящих».

Кондакглас 5

Всеблага́я Чи́стая Богоро́дице,/ к Тебе́ прибега́ем, ве́рнии,/ Тобо́ю бо позна́хом ми́лость Бо́жию,/ чу́дную ико́ну Твою́,// от нея́ же вси здра́вие и спасе́ние прие́млем.

Перевод: Всеблагая Пречистая Богородица, к Тебе прибегаем, верующие, ибо в Тебе мы познали милость Божию, чудесную икону Твою, от нее же все получаем здоровье и спасение.