С 1-й неделей по Пятидесятнице, Всех святых, с заговеньем на Петров пост! Доброго дня! Господи, 111не дай нас на произвол врагам нашим, но ради имени Твоего святого Сам води и управляй нами, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, икон Б.М. "Киево-Братская", «Умягчение злых сердец», «Нерушимая стена», архистратига Михаила, Варахиила, Иеремиила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. Сил беспл., свт. Никифора исп., патр. Константинопольского, вмч. Иоанна Нового, Сочавского, прав. Иулиании, кн. Вяземской, Новоторжской и иных святых сего дня.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.
Святая Церковь всякий день творит память святых. Но так как были угодники Божии, безвестно подвизавшиеся, не явленные Церкви, то, чтобы не оставить и их без чествования, св. Церковь установила день, в который прославляет всех от века угодивших Богу, чтобы не осталось никого не прославляемого ею. Творить же это тотчас после сошествия Святого Духа узаконила она потому, что все святые соделались и соделываются святыми благодатью Святого Духа: благодать Святого Духа приносит покаяние и оставление грехов, она же вводит в борьбу со страстями и похотями и венчает этот подвиг чистотою и бесстрастием. И таким образом является новая тварь, годная для нового неба и новой земли. Поревнуем же и мы идти вслед святых Божиих. Как это делать - учит нынешнее Евангелие: оно требует небоязненного исповедания веры в Господа, преимущественной любви к Нему, поднятия креста самоотвержения и сердечного от всего отрешения. Положим же начало по этому указанию.
Евр. 11, 33-12, 2;
3которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов,
34угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих;
35жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение;
36другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу,
37были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в ми'лотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления;
38те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли.
39И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 40потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства…
1Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 2взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.
Мф. 10, 32-33, 37-38; 19, 27-30.
27Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
28Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
29И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
30Многие же будут первые последними, и последние первыми…
27Что говорю вам в темноте, говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях.
28И не бойтесь убивающих тело, души' же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
29Не две ли малые птицы продаются за ассарий -? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего;
30у вас же и волосы на голове все сочтены;
31не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц.
32Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч,
35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее.
36И враги человеку - домашние его.
37Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Святый Архангеле Михаиле, победи всякаго врага и супостата.
Святый Архангеле Гаврииле, вестник Божиих тайн, моли Бога обо мне, грешном, и укрепи меня от лености расслабления.
Святый Архангеле Рафаиле, врачуй недуги души и тела моего.
Святый Архангеле Урииле, сиянием огня Божия просвети меня потемненного.
Святый Архангеле Селафииле, моли Бога обо мне и меня к молитве возведи.
Святый Архангеле Иегудииле, утверди меня грешного труждатися и ходатайствуй мне воздаяния.
Святый Архангеле Варахииле, благословения Божия подателю, исходатайствуй мне Божиих благодеяний.
Святый Архангеле Иеремииле, из-за скудости добрых дел, положи на весы правосудия Божия слезы моего покаяния.
Вси святии Небесные бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.
Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.
Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.
Святии Бесплотные Престолы, удостойте меня различать истину от неправды.
Святии Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.
Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.
Святии Бесплотные Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.
Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.
Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнить волю Господа нашего Иисуса Христа.
Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвещении их в истине.
Из Собрания писем свт. Феофана Затворника.
Письмо 132. После замечания о характере своего руководства, дается подробное наставление и разъяснение о жизни по Богу и о печатных пособиях для духовной жизни. Письмо к рясоф. монахине Тамбовской губ. Кадомского Милостиво-Богородицкого монастыря Софии Николаевой Булатовой
Милость Божия буди с вами!
По тому поводу, что я сказал вам – пишите, не слишком расширяйте свои загадки. Это не значит, что берусь вас руководить: ибо никому руководителем быть не берусь. А так поговорить о духовных вещах в виде совещаний, отчего не поговорить! – Руководитель у вас есть – ваш духовный отец. Его Бог вам дал; к нему и обращайтесь, и его во всем слушайтесь. Рад вашего ему послушания, Бог по вере вашей будет внушать ему, что для вас наиболее пригодно. И я не отказываюсь сказать вам слово другое; но мое слово не то, что его. Его слово – заповедь, а мое совет.
Вы сказали, что любите читать мои книжки, – и отец ваш разрешает ими пользоваться. И пользуйтесь. Вы одну только книжку облюбили, и пусть. Но она не главная. – Главная – Путь ко спасению. Тут представлена история всякого спасающегося христианина, от начала зарождения хр. жизни до конца. Извольте и ее прочитать со вниманием, чтоб увидеть, где вы стоите, что сделано, и что осталось сделать, и куда направляться. – Не дивно, что по прочтении ее, иные из порядков вашей жизни надо усилить, а иные поослабить, те изменить. Другая подходящая к сей книга есть – Что есть духовная жизнь. И тут картина жизни спасающегося изображена полно. – Письма к разным лицам только до 30 – таковы, а потом пошли все к одной особе, образованной, энергичной, мудрой и верующей от всего сердца. Может быть вы схожи с нею в характерах, – и от того письма к ней и к вам подходят.
Вы хорошо описали порядки вашей жизни, – и порядки сии хороши. – Помоги вам Господи продолжать не слабеть. Не нахожу ничего, что бы следовало поправить, разве после, либо сами о чем особо спросите. – Но вот чего не вижу, все, что вы делаете, сами вы для себя придумали, или наложил то отец ваш духовный? – Пункт этот по виду малозначителен, по делу же очень значителен. Если сами, то у вас – своя воля, – и живя по сим порядкам вы себе угождаете. Чрез это от дел ваших вероятно отдается не совсем приятный запах, ощутимый Ангелом вашим и святыми. Я не утверждаю, но это очень вероятно, и пишу о сем только для того, чтобы вы получше вникли в себя, и с помощью отца своего духовного определили себя точнее. Давайте пересмотрим, что вы говорите о себе хорошего и нехорошего.
– Признаюсь, что обидчива. – Обидчивость от самоцена, по коему признают и чувствуют себя стоющими не мало; почему когда кто дерзает не воздать нам должного, кипятимся и замышляем отмщение.
– Вы хорошо делаете, что не пропущаете этих чувств даром, но нехорошо что оставляете иногда долго им в себе замедлять. Несколько дней враг воздымает у вас бурю отмщений. Постарайтесь так делать, чтобы и минуты не пропуская взяться за себя и разорить свой самоцен. Не смотрите на обидчика и обиду; тут вы найдете больше опору обидчивости и мести; но выбросите это из головы и себя саму облеките во вретище ничтожности. Апостол говорит, что льстит себе, кто думает, что он есть что-нибудь. Вот это что-нибудь и надо разорить и выбросить за окно. Придет чувство ничтожества, считайте себя достойным всякого унижения и оскорбления, и тогда обидчивость и мщение сами собой испарятся. Над уничтожением самоцена надо только однажды потрудиться, а потом уж с ним легко будет справляться, да он скоро и совсем замрет. – Тогда и образуется в душе какая-то опора внутреннего мира! – Самоцен когда есть, то не отношение только к людям возмущает, но помучает и отношения к Богу, – и лукав он, как бесы, – и ловко прикрывается смиренными словами, заседая в сердце. Займитесь этим. – Вы хорошо делаете, что сокрушаетесь об этих чувствах и открываете их духовному отцу. Но кажется это вы делаете, когда сорвете на ком сердце чем-либо; но и одни чувства, если и не прорвутся наружу, открывать надо. Это в числе средств разорения самоцена. – А самоцен всю жизнь губит; потому стоит потрудиться над уничтожением его. Затем я так много и пишу о нем.
– Жалуетесь за сим на самомнение и самовозвышение. Это первородные деточки самоцена, розовые его дожди, или не розовые, а семицветные, радужные. Дивитесь, зачем такие мысли идут. Но как им не идти, когда есть самоцен? – Вы молите Господа избавить вас от них. Молитесь избавить от самоцена и сами трудитесь над уничтожением его. Тогда эта статья будет у вас решенною.
– Поминаете, что во время молитвы мысли от Бога уходят и бывает холод, и что вы тогда начинаете просить Господа возвратить теплоту, и возвращается. Се – добре. Всегда так делайте. Прибавьте к сему – всякий раз, как предстоит молитвословие дома, или стояние на молитве во храме, немного поготовиться к сему действию – 1) живейшим представлением того, Кто Тот, к кому обратиться имеете в молитве, и кто вы, и что предлежит вам изречь Ему в молитве. 2) – Начинайте молитвословие, высказывая своим словом, что вам потребно, в духовном и житейском отношении. 3) Сие же высказывание предваряйте славословием Богу. Затем совершайте свое молитвословие, как положено, соединяя с вашим словом молитвенные мысли и чувства. – Чтобы это последнее удобнее исполнялось, потрудитесь передумать и перечувствовать молитвы вами читаемые, в свободное время, и затвердить их. Тогда они на правиле сами собою приходить будут. Труд навыкновения молитве считайте первым трудом, важнейшим всякого другого.
Потому восприимите труд сей и не жалея себя трудитесь, пока молитва станет неотступною.
– Борьба со страстями – обща всем, и длится всю жизнь. Самая жаркая борьба занимает средину жизни духовной. Начинается вместе с обращением души к Богу и разгорается. Потом стихает. Порядок, как всякий раз подходит искушение и как противостоять сему – вы найдете в полюбившейся вам моей книге писем к разным лицам. Извольте смекнуть, и действовать по указанному там.
– Что у вас тишина такая, что вы целый день можете быть с Господом – это великая милость Божия. – Вы целый день с Господом. Это ведь и есть главное, что искать должно, чтобы можно было говорить – живу не ктому аз, но живет во мне Христос. Сего разные есть степени; но хоть и не в силе есть, все слава Богу! Любите сей дар и возгревайте его.
– Вы себя трудите. Утруждайте, послабляйте паче плоть, и ничего не делайте потому только, что то доставляет покой и удовлетворение плоти. – Вы это хорошо сделали, что у вас порядок дел дня не самоугодливый. Все сами, – добре.
– Потерею дорогих лиц Господь хотел отрезать вас от всех. Вы поняли сие не ложно. Со многими так делал и делает Господь.
– И держитесь отрешенно. Отрешившись от всего, вы питаете душу священными книгами, богомыслием и молитвою. Добре! – Назначьте время всему.
Отеческих книг соберите побольше. Ефрема Сир., Исаака Сир, Авву Дорофея, – св. Варсонуфия и Иоанна, Лествицу, Макария Егип. – Лавсаик, Лимонарь, историю Боголюбцев, Достопамятные сказания, – Патерик – из «Душеполезного Чтения», и Добротолюбие, Симеона Нового Богослова, Кассиана Рим., Иноческие древние уставы, Василия Великого аскетические писания, Марка подвижника, Исаии подвижника, не все вдруг, а понемногу.
– Порядок дел дня идет. – В церкви плакать не ловко! Блюдите там дух сокрушен, а дома и слезам давайте свободу. Дух сокрушен – надлежащий дух. Чем постояннее он держится, тем лучше.
– Благодарение Богу, что вам открылись сокровища псалтири. Есть толкование псалтири Пр. Палладия. Имейте его под руками для просмотра в случае нужды получше уразуметь какой-либо стих.
– Болячка в сердце – не то, что вы сказали. Что вы сказали, то приходит и проходит, а болячка непрерывна. Это чувство к Господу, приковывающее внимание к Нему. – Когда оно придет – рай растворенный! – Когда будете трудиться, себя озлоблять, смирение стяжете глубокое, тогда оно придет и вселится в сердце.
– Как вы читали псалмы, когда в первый раз открылись они вам, так старайтесь читать их и всегда и молите о том Господа.
– Заменять вечерние и утренние молитвы чем-либо не надо. Вникните в них и доведите до чувства все, что там говорится. Лучше прибавить к ним из псалтири или по кафизме, или по 3–4 псалма. Акафистов поменьше. – Собирайте побольше коротких молитовок и ими молитесь.
– Кажется мы с вами пересмотрели все. Добре! – Но самоцен. Сего врага преследуйте.
Благоверная Иулиания, княгиня Вяземская и Новоторжская, дочь боярина Максима Данилова, прославилась высоким супружеским целомудрием. Супруг ее, Вяземский князь Симеон Мстиславич, вместе со Смоленским князем Юрием Святославичем вынужден был бежать из родных земель, которые захватил литовский князь Витовт. Тогда московский князь Василий Димитриевич дал изгнанным князьям тверской город Торжок. Князь Юрий Святославич пленился красотой Иулиании и всячески старался склонить ее к прелюбодеянию, но Иулиания строго хранила супружескую верность. Однажды во время пира князь Юрий убил мужа Иулиании, в надежде насилием овладеть ею. Святая Иулиания воспротивилась насильнику. Разъяренный князь Юрий приказал отрубить ей ноги и руки, а тело её бросить в реку Тверцу. Мученичество святой Иулиании совершилось зимой 1406 года. От угрызений совести князь Юрий бежал к татарам, но и там не нашел покоя. Тогда он удалился в Рязанскую пустынь (где и умер в 1408 году). Весной 1406 года тело блаженной княгини увидели плывущим против течения. Некий расслабленный услышал Голос свыше, повелевавший похоронить тело святой Иулиании у южных врат собора в Торжке. Гроб с телом впоследствии поставлен в Спасо-Преображенском соборе, где многие получали от него исцеления. В связи с прославлением святой Иулиании 2 июня 1819 года был устроен правый придел, посвященный ее имени. У собора Преображения Господня, где раньше была часовня над гробом святой, устроена церковь и также освящена во имя святой Иулиании, в 1906 году.
Тропарь, глас 2
Благоче́стно в зако́не пожи́вши/ и благи́ми де́лы украси́вшися,/ я́ко кре́пкий адама́нт, яви́ся,/ целому́дренная свята́я благове́рная княги́не Иулиани́е,/ тле́нную сла́ву и добро́тство теле́сное презре́вши,/ злоко́зненнаго врага́ победи́ла еси́,/ целому́дрия ра́ди му́ченическую смерть прия́ла еси́./ Сего́ ра́ди от Христа́ Бо́га нетле́нным и ве́чным венце́м венча́вшися,/ ны́не с ли́ки му́ченик лику́еши/ и нам ве́лия чудеса́, приходя́щим ко гро́бу твоему́,/ оби́льно источа́еши./ Те́мже ти вопие́м:/ моли́ся Христу́ Бо́гу о всех нас,// ве́рою и любо́вию страда́ния твоя́ почита́ющих.
Перевод: Благочестиво прожив в законе и украсившись благими делами, как крепкий алмаз ты явилась, целомудренная святая благоверная княгиня Иулиания, презрев тленную славу и телесную красоту, ты победила коварного врага и ради целомудрия приняла мученическую смерть. Потому от Христа Бога нетленным и вечным венцом увенчавшись, сейчас ты радуешься в собрании мучеников. Поэтому взываем к тебе: «Молись Христу Богу обо всех нас, с верой и любовью страдания твои почитающих».
Тропарь, глас 5
Целомудренная святая двоице,/ благовернии князие Симеоне и Иулиание,/ во дни земнаго жития образ верности явивше,/ друг ко другу любовь в союзе мира сохранили есте/ и, от рук беззаконника смерть приимше,/ благословенное супружество прославили есте./ Ныне же, Престолу Божию предстояще,/ помозите нам во благочестии пребывати// и молите спастися душам нашим.
Кондак, глас 2
Воспое́м днесь Благоде́теля всех Бо́га,/ просла́вльшаго в Росси́и Иулиани́ю Богому́друю,/ да моли́твами ея́ пода́ст душа́м на́шим// грехо́в оставле́ние и ве́лию ми́лость.
Перевод: Воспоем сегодня Благодетеля всех Бога, прославившего в России Иулианию Богомудрую, да по молитвам ее подаст Он душам нашим прощение грехов и великую милость.
Кондак, глас 4
Днесь воспоим, людие,/ благоверныя страстотерпцы и мученики,/ достоблаженныя Симеона и Иулианию,/ многими труды и благонравным житием себе украсившия,/ и даже до смерти верность соблюдшия./ Тех молитвами, Христе Боже,/ Отечество наше в мире и благочестии утверди// до скончания века.
Молитва
О, блаже́нная госпоже́, пресла́вная Христо́ва му́ченице, Небе́сных А́нгелов сожи́тельнице, благове́рная княги́не Иулиани́е, до́бре за чистоту́ подвиза́вшаяся, ея́ же ра́ди и Боже́ственными дара́ми обогати́вшаяся, во вре́менней жи́зни лю́те от злоко́зненнаго врага́ пострада́вшая, утеше́ние же неконча́емое от Христа́ Бо́га получи́вшая, благи́ми де́лы и кро́тостию украси́вшаяся и кро́тких зе́млю насле́довавшая, благоче́стно в зако́не пожи́вшая и вельми́ ны́не чудесы́ просия́вшая! Ты, я́же чистоты́ ра́ди твоея́ серде́чныя, прия́ла в тя свет Свята́го Ду́ха и была́ еси́ всех благи́х дел сокро́вище на земле́ и, сего́ ра́ди благи́й коне́ц му́ченичества улучи́вши, неизрече́ннаго све́та сподо́блена еси́ в ве́чных кро́вех Небе́снаго селе́ния. Ты, я́же со святы́ми собо́рами водворя́ешися и с му́ченик ли́ки весели́шися, помяни́ и нас, доброде́тельное твое́ житие́, и страда́ния твоя́ му́ченическая похваля́ющих, и с духо́вною ра́достию почита́ющих твою́ па́мять. При́зри на ны, волна́ми жите́йскими обурева́емыя, да твои́ми моли́твами, до́бре пожи́вше, диа́вольских избежи́м сете́й и с тобо́ю ве́чных благ сподо́блены бу́дем. О, всеблаже́нная страстоте́рпице, всех Влады́це и Бо́гу блага́я и ве́рная рабо́ яви́вшаяся! Днесь со́браннии в хра́ме твое́м, к моще́м твои́м припа́дающе, умиле́нно вопие́м и мо́лим тя: моли́ с на́ми и о нас умоля́емого от Своего́ благоутро́бия Бо́га, да ми́лостивно услы́шит нас, прося́щих Его́ благосты́ню, и пода́ст нам вся, я́же ко спасе́нию и житию́ ну́жная проше́ния, и всем, на вся́ком ме́сте, во вся́кой ско́рби и обстоя́нии тре́бующим Его́ человеколю́бия и по́мощи, вели́кую Свою́ ми́лость. Да благода́тию Бо́жиею и твои́м те́плым хода́тайством здра́ви всегда́ душе́ю и те́лом пребыва́юще, сла́вим ди́вного во святы́х Свои́х Бо́га Изра́илева, не удаля́ющаго по́мощи Своея́ от нас, всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.