С субботой 14-й седмицы по Пятидесятнице! С днем Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы! Доброго дня! Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой, во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратига Михаила, Иегудиила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил беспл., сщмч. Киприана, еп. Карфагенского, свт. Геннадия, Патриарха Константинопольского, Собора новомучеников Ясеновацких и иных святых сего дня.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.
"Больший из вас да будет вам слуга". Большество измеряется, по слову Господа, не родом, не властью, не мерою способностей и способов, а умением устраивать благо для других. Кто неутомимее и шире действует в этом роде, тот и больший. Как в семье набольший, становясь набольшим, берет к сердцу заботу о всем семействе и в том честь и преимущество свое поставляет, чтоб всех упокоить, сделать так, чтоб всем было хорошо: так и в обществе христианском, хотящий быть набольшим должен принять на себя полное попечение о христианском удобстве всех в том круге, в котором находится, и в том роде деятельности, какую он себе избрал. Лучше же: брось всякую мысль о большестве, а прими сердечную заботу о том, чтобы сколько можно более послужить во благо окружающих тебя, и будешь больший перед очами Божиими, а может быть, и в сознании людей. Когда бы все набольшие сделали этот закон Христов законом своей совести, какое пошло бы тотчас благоденствие и довольство среди нас! Но то горе, что большество скоро у нас обращается на служение себе и своим интересам и сопровождается всегда почти требованием услуг себе, вместо служения другим; совесть же успокаивается исправностью ведения официальных дел. Оттого много набольших, а благо не спеется среди нас, и все добрые учреждения не приносят того добра, какое от них ожидается.
1 Кор. 4, 1-5;
1Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Мф. 23, 1-12.
1Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
4связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их;
5все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища* свои и увеличивают воскрилия одежд своих;
6также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах 7и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: учитель! учитель!
8А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос, все же вы - братья;
9и отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах;
10и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник - Христос.
11Больший из вас да будет вам слуга:
12ибо, кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, тот возвысится.
Святый Архангеле Михаиле, победи всякаго врага и супостата.
Святый Архангеле Гаврииле, вестник Божиих тайн, моли Бога обо мне, грешном, и укрепи меня от лености расслабления.
Святый Архангеле Рафаиле, врачуй недуги души и тела моего.
Святый Архангеле Урииле, сиянием огня Божия просвети меня потемненного.
Святый Архангеле Селафииле, моли Бога обо мне и меня к молитве возведи.
Святый Архангеле Иегудииле, утверди меня грешного труждатися и ходатайствуй мне воздаяния.
Вси святии Небесные бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.
Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.
Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.
Святии Бесплотные Престолы, удостойте меня различать истину от неправды.
Святии Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.
Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.
Святии Бесплотные Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.
Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.
Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнить волю Господа нашего Иисуса Христа.
Из Собрания писем свт. Феофана Затворника.
Письмо 218. О своем больном глазе, посылаемых книгах, о сокращении приходов и оскудении веры
Милость Божия буди с вами! Достопочтеннейший отец протоиерей!
Из Москвы я воротился с нерадостными определениями докторскими. Порешено, что глаз должен ослепнуть, а я – остаться слепым. Только в утешение уверяли, что ослепнет не скоро. Между тем он делает на сем пути исправные успехи. За то левый глаз очень исправен. Не соберется ли в него одного зрительная сила обоих глаз?
Посылаю вам толкование Послания к Ефесеям. Прилагаю по две одинаковых книжки (путь ко спасению и о духовной жизни) великим старцам: Лаврентию и Николаевским – Макарию, Никону, Илариону и Иерониму. Прошу св. молитв их о моей многогрешности. Приложу такие же книжки и о. Антонию, духовнику лаврскому, который заезжал некогда ко мне на Вышу. Прилагаю еще о. Димитрию Афанасьевичу Послание к Ефес., о. Даниилу и Семену Афанасьевичу – о молитве. Прошу раздать.
Вы справедливо скорбите о сокращении приходов и закрытии церквей. Что делать? Будем Богу молиться, да пощадит Господь св. Церковь Свою. А поделать ничего не поделаем.
Слабеет вера. В иных местах, не шутя, берутся поджигать ее. Что-то с этою целью состроилось в Саратове. Заводится общество и во Владимире. Но лиц действующих нет, как нет. Соберут деньжонок, накупят книжек и станут раздавать даром, или продавать по дешевой цене. Вот и все. Мертво. Живых действователей нет. И общества не принесут ожидаемой пользы. Поджигатели должны сами гореть. Горя, ходить всюду, – и в устной беседе зажигать сердца. Вот что потребно! А где это возьмем? Опять только молиться остается к Подателю всяких даров.
Благослови вас, Господи, всяким благословением! Спасайтесь и о мне Бога молите!
Ваш богомолец, Епископ Феофан.
Пояс Пресвятой Богородицы был одной из трех главных святынь Константинополя, связанных с земной жизнью Божией Матери; кроме Пояса, в Царьграде хранились Риза (точнее, мафорий) Девы Марии и икона Божией Матери Одигитрии, написанная, по преданию, евангелистом Лукой.
Именно обладание этими тремя святынями и было одним из главных оснований для того, чтобы считать Константинополь городом Божией Матери — выражение «Град Твой, Богородице», встречающееся во многих и многих византийских песнопениях (и, в том числе, и в песнопениях праздника Положения Пояса Пресвятой Богородицы), для византийцев было синонимом слова Константинополь.
Согласно преданию, отраженному в Менологии Василия II (X в.; см.: PG. 117. Col. 613), Пояс и Риза Божией Матери незадолго до Ее Успения были отданы двум благочестивым иерусалимским вдовам и затем передавались из поколения в поколение. При императоре Восточной Римской империи Аркадии (император с 395 г.; ум. в 408 г.) Пояс Пресвятой Богородицы был доставлен в Константинополь и помещен в прекрасный ларец, который обрел свое место в одном из трех главных Богородичных храмов Царьграда — Халкопратийскую церковь (некоторые источники говорят о нахождении Пояса не в этом, а во Влахернском храме — вероятно, это следствие путаницы — Влахернский храм был местом хранения Ризы Богоматери; вполне возможно, однако, что святыни могли быть перемещаемы из одного храма в другой).
Историк Никифор Каллист Ксанфопул пишет, что св. императрица Пульхерия в Халкопратии в честь Богородицы «установила ночные молитвы и процессию каждую среду, ее она возглавляла, идя пешком с горящей лампой, которую сама заправляла». Патр. Тимофей I Константинопольский (511 – 518) постановил совершать в похвалу Богоматери процессию каждую пятницу из Влахернской церкви в Халкопратийский храм. Эти особые богослужения были учреждены в подобие процессии от Св. Сиона в Гефсиманию на праздник Успения в Иерусалиме.
Хотя праздник в честь Положения Пояса Богоматери в Халкопратии существовал с древности, в IX в., и известный византийский гимнограф св. Иосиф Студит написал для него прекрасный канон с акростихом: «Крепостию мя Твоею опояши, Чистая Дево», ковчег с Поясом Богоматери не открывали на протяжении столетий.
Спустя пять веков после Положения Пояса в Халкопратийском храме, при императоре Льве VI Мудром, его жене Зое Карбонопсине было видение, что она избавится от своего недуга (как повествует Менологий, императрицу мучил нечистый дух), если на нее возложат Пояс Пресвятой Богородицы. Император открыл ларец и обрел Пояс в целости и сохранности; Пояс был запечатан золотым хрисовулом императора Аркадия, на котором были указаны год и индикт Положения Пояса в Царьграде, а также точная дата этого события — 31 августа. По повелению императора Пояс Пресвятой Девы был возложен на голову страждущей императрицы (это было поручено Евфимию, будущему Патриарху Константинопольскому, который составил и Слово в честь торжества нового обретения Пояса), и та исцелилась. После этих событий Пояс Пресвятой Богородицы был возвращен на свое место, а праздник Положения Пояса получил еще большую торжественность, чем прежде.
В результате двух падений Константинополя — сначала в 1204 году, затем, окончательно, в 1453 году, — Пояс, как и почти все другие святыни Царьграда, покинул город, но не исчез бесследно. Частицы святого Пояса Богоматери находятся в Афонском Ватопедском монастыре, в Трирском монастыре и в Грузии, в Санкт-Петербургском Воскресенском Новодевичьем монастыре и в Казанском кафедральном соборе – 21 сентября 2011 года частица пояса Богородицы подарена собору на вечное хранение.
Мозаика в арочном проеме колокольни Новодевичьего женского монастыря изображает событие 2011 года – принесение пояса (Αγία Ζώνη) Пресвятой Богородицы игуменом Ефремом (Кутцу) из афонского монастыря Ватопед в Воскресенский Новодевичий монастырь. Надвратный храм в честь Положения Честного Пояса Пресвятой Богородицы (395-408), расположенный в колокольне, освящен 13 сентября 2021 г.
Тропарь, глас 8
Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.
Перевод: Богородица Приснодева, людям покров, одежду и пояс с пречистого тела Твоего, как крепкую ограду, даровала городу Твоему, в бессеменном рождении Твоем оставаясь целомудренной, ибо в Тебе и природа обновляется, и время. Потому молим Тебя мир народу Твоему даровать и душам нашим великую милость.
Тропарь, глас 4
Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.
Перевод: Почитаемого пояса Твоего положение празднует ныне Твой, Воспеваемая, храм и настойчиво взывает к Тебе: радуйся Дева, христиан слава.
Ин кондак, глас 2
Богоприя́тное Твое́ чре́во, Богоро́дице,/ объе́мший по́яс Твой честны́й,/ держа́ва гра́ду Твоему́ необори́ма/ и сокро́вище есть благи́х неоску́дно,// еди́на ро́ждшая, Присноде́во.
Перевод: Принявшее Бога чрево Твое, Богородица, объявший пояс Твой почитаемый есть сила городу Твоему непобедимая и неоскудеваемое сокровище благ, единственная родившая Непорочная Дева.