С понедельником 4-й седмицы по Пасхе! Христос воскресе! Доброго дня! Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу, во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратига Михаила, моего ангела хранителя и проч. Св. Небесных Сил, 9-ти мчч. Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона, прп. Нектария Оптинского, свт. Василия Острожского, прп. Амфилохия Почаевского, и иных святых сего дня.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.
Когда Господь предложил учение о таинстве Тела и Крови, полагая в нем необходимое условие общения с Собою и источник жизни истинной, тогда "многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним". Слишком чудесным показалось им такое дело безпредельной к нам милости Божией, и нерасположение к чудесному отторгло их от Господа. Господь видел это и, однакоже, готовый быть распятым за спасение всякого, не находил возможным умалить или отменить чудесное. Так оно необходимо в экономии нашего спасения! Хотя, конечно, с сожалением, но оставил Он их идти от Себя во тьму неверия и пагубу, и не им только, но и избранным двенадцати сказал по этому случаю: "не хотите ли и вы отойти?", изъявляя готовность и их отпустить, если не склонятся перед чудесностью. Отсюда выходит, что бегать чудесного - то же, что бегать Господа Спасителя, и отвращающийся от чудесного - то же, что погибающий. Да внемлют этому те, которые приходят в ужас при одном напоминании о чудесном! Встретят и они чудо, которому не возмогут уже перечить: это смерть и по смерти суд. Но послужит ли это неперечение им во спасение, один Бог знает.
Дея. 10, 1-16;
1В Кесарии был некоторый муж, именем Корнилий, сотник из полка, называемого Италийским, 2благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, творивший много милостыни народу и всегда молившийся Богу.
3Он в видении ясно видел около девятого часа дня Ангела Божия, который вошел к нему и сказал ему: Корнилий!
4Он же, взглянув на него и испугавшись, сказал: что', Господи? Ангел отвечал ему: молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом.
5Итак пошли людей в Иоппию и призови Симона, называемого Петром.
6Он гостит у некоего Симона кожевника, которого дом находится при море; он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой.
7Когда Ангел, говоривший с Корнилием, отошел, то он, призвав двоих из своих слуг и благочестивого воина из находившихся при нем 8и, рассказав им все, послал их в Иоппию.
9На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться.
10И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление 11и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; 12в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные.
13И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь.
14Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого.
15Тогда в другой раз был глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым.
16Это было трижды; и сосуд опять поднялся на небо.
Ин. 6, 56-69.
56Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем.
57Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною.
58Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек.
59Сие говорил Он в синагоге, уча в Капернауме.
60Многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! кто может это слушать?
61Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?
62Что ж, если увидите Сына Человеческого восходящего туда, где был прежде?
63Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь.
64Но есть из вас некоторые неверующие. Ибо Иисус от начала знал, кто суть неверующие и кто предаст Его.
65И сказал: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если то не дано будет ему от Отца Моего.
66С этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним.
67Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти?
68Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: 69и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.
Святый Архангеле Михаиле, победи всякаго врага и супостата.
Вси святии Небесные бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.
Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.
Из Собрания писем свт. Феофана Затворника.
Письмо 99. О втором томе Добротолюбия и частных делах
Милость Божия буди с вами!
Насилу добрались вы до Москвы! Поздравляю.
Печатанием Добротолюбия можете спешить. Скоро будет готов второй том. Во вторую часть я положил собрать уставы. Но их в одну книгу поместить нельзя. Надо разделить эту часть на два тома или выпуска. Первый выпуск составят уставы – Пахомия Великого, Василия Великого, св. Венедикта и других некиих небольшие уставцы. Все это в совокупности займет тетрадей с 30 – в четверть дести. – Нет больше. 30-ть возьмут два первых устава: ибо св. Пахомий взял 14-ть. Василий Великий уже 12-ть имеет, а конец не совсем скоро. Стало, все сказанные займут более, чем первая часть, которая у вас уже. – Второй выпуск второй части займет один св. Кассиан. Большая будет книга. 36 таких статей, как в Добротолюбии – статья о рассуждении. Иные гораздо ее более. – Первый выпуск второго тома скоро кончу. И печатать будете в след за тем, что есть у вас. Кассиан возьмет порядочно времени. Трудно переводится. – Но я буду поспешать.
Третья часть составит свод из всех отечников по особому плану, – такому, какой у меня в аскетике, или в пути ко спасению. – На то потребуется выпуска три – больших. – Это все будет идти без перерыва. – Что дальше, дело покажет. Но и это уже достаточно. К ним придется прибавить еще тома три-четыре. Все Добротолюбие дойдет до 10 книг.
Аскоченский предлагал вам печатать – мысли на каждый день. Почему не отпечатать? Надо книжкою небольшого формата. – В 12-ю долю. – Прибавлять ничего к тому не нужно. Как есть, так следует и печатать.
За деньги благодарствую. У меня ни полушки не было. – Лежачие деньги мне нейдут. И я уже променял ваш билет в монастыре. – Промотал все деньги – и до Рождества ничего не имею.
Пресса, – и что при нем еще не получил. Когда получу, извещу, гож он мне или нет. Благодарствую, впрочем, за все.
Княгине на один предмет нужно бы мне послать денег. Послал бы вами присланные, – да пришло на мысль вас попросить – дайте ей пожалуйста такую же сумму. Это крайне ей нужно.
Что дело ваше афонское тянется, – жаль. – Буди воля Божия.
Благослови вас. Господи! Машинку для делания винтов получил. Благодарю; хороша.
Последним соборно избранным Оптинским старцем был преподобный Нектарий, ученик скитоначальника преподобного Анатолия (Зерцалова) и преподобного старца Амвросия.
Преподобный Нектарий (в миру Николай Васильевич Тихонов) родился в 1853 году в городе Ельце Орловской губернии в бедной семье. Отец его был рабочим на мельнице и рано умер. С матерью у Николая были самые теплые и сердечные отношения. Она была строга с ним, больше действовала кротостью и умела тронуть, его сердце. Но и мать его умерла рано. Остался Николай круглым сиротой. Несколько лет работал он в лавке богатого купца, в свободное время ходил в храм и читал церковные книги.
В 1873 году пришел он в Оптину пустынь, неся в котомке за спиной одно лишь Евангелие. Здесь Промыслом Божиим он обрел свое истинное назначение. Ибо во власти Господа, а не во власти идущего давать направление стопам своим (Иер. 10, 23). Принял Николая преподобный старец Амвросий. О чем была их беседа, преподобный Нектарий никому не открывал, но после нее навсегда остался в скиту. Стал он духовным сыном преподобного Анатолия (Зерцалова), а на совет ходил к преподобному старцу Амвросию.
Первым послушанием его в Оптикой было ухаживать за цветами, потом его назначили на пономарское послушание. У преподобного Нектария была келия, выходившая дверью в церковь, в ней он прожил двадцать лет, не разговаривая ни с кем из монахов: только сходит к старцу или духовнику и обратно. Сам он любил повторять, что для монаха есть только два выхода из келии — в храм да в могилу. На этом послушании он часто опаздывал в церковь и ходил с заспанными глазами. Братия жаловались на него старцу Амвросию, на что он отвечал: «Подождите, Николка проспится, всем пригодится». Под руководством своих великих наставников преподобный Нектарий быстро возрастал духовно. 14 марта 1887 года он был пострижен в мантию, а 19 января 1894 года был посвящен в иеродиакона, и еще через четыре года был рукоположен Калужским архиереем в иеромонаха.
Уже в эти годы он исцелял больных, обладал даром прозорливости, чудотворения и рассуждения. Но по своему смирению эти высокие духовные дарования он скрывал под внешним юродством.
В 1912 году оптинская братия избрала его в старцы. Но преподобный Нектарий отказывался, говоря: «Нет, отцы и братия! Я скудоумен и такой тяготы понести не могу». И только по послушанию он согласился принять на себя старчество. Принимал преподобный старец Нектарий посетителей в «хибарке» прежних старцев, иногда он оставлял на столе в приемной книги, и посетители в ожидании приема смотрели эти книги и, листая их, находили ответы на свои вопросы, а преподобный Нектарий по своему смирению говорил, что они приходят к преподобному старцу Амвросию и сама келия говорит за него. Для каждого человека у старца был свой подход, «своя мера», порой он оставлял посетителя одного в тишине «хибарки» побыть наедине со своими мыслями, иногда долго и оживленно беседовал, удивляя собеседника своими познаниями, и люди спрашивали: «Где же старец окончил университет?» И не могли поверить, что он нигде не учился. «Вся наша образованность от Писания», — говорил о себе старец.
После закрытия монастыря в 1923 году преподобного Нектария арестовали. По выходе из тюрьмы старец жил в селе Холмищи у одного крестьянина, но и туда, невзирая на трудности, добирались духовные чада в поисках утешения и совета. Старец Нектарий, будучи провидцем, предсказывал в 1917 году: «Россия воспрянет и будет материально не богата, но духом будет богата, и в Оптиной будет еще семь светильников, семь столпов».
Скончался преподобный Нектарий в глубокой старости 29 апреля/12 мая 1928 года и был похоронен на местном кладбище. После возрождения Оптиной пустыни, 3/16 июля 1989 года, в день памяти митрополита Московского Филиппа, состоялось обретение мощей преподобного Нектария. Когда торжественная процессия двигалась по обители, от мощей исходило чудное благоухание: мантия старца оказалась нетленной, мощи были янтарного цвета. В настоящее время рака с мощами старца Нектария находится в западной части Амвросиевского придела Введенского собора обители.
Как при жизни старца, так и после его блаженной кончины каждый, кто обращается к нему с истинной верой, получает благодатную помощь. По молитвам преподобного Нектария люди выходят из трудных жизненных ситуаций, совершаются чудеса духовного и телесного исцеления.
Тропарь, глас 3
Чу́днаго Некта́рия в пе́снех духо́вных восхва́лим/ и благоче́стное житие́ того́ ублажи́м,/ я́ко мирско́е мудрова́ние посрами́/ и христолюби́вым лю́дем путь покая́ния показа́./ Сего́ ра́ди ны́не вопие́м:// ра́дуйся, о́тче богому́дре, ве́рным утвержде́ние.
Ин тропарь, глас 1
Твои́х моще́й обре́тение пра́зднующе,/ глас хвале́ния тебе́ прино́сим,/ моли́твенниче наш те́плый и ско́рый помо́щниче,/ богоблаже́нне ста́рче Некта́рие,/ боле́зни исцели́ и ско́рби потреби́,/ ве́лие бо и́маши ко Христу́ дерзнове́ние,/ уго́дниче Того́ изря́дный// и предста́телю за ны ми́лостивый.
Перевод: Твоих мощей обретение празднуя, слова похвалы тебе приносим, молитвенник наш горячий и скорый помощник, богоблаженный старец Нектарий, болезни исцели и скорби истреби, потому что великое у тебя есть право обращаться ко Христу, угодник Того превосходный и заступник за нас милостивый.
Кондак, глас 8
От ста́рцев смире́нных и богому́дрых, Амвро́сия и Анато́лия,/ от сея́ лучеза́рныя дво́ицы,/ восприя́л еси́ благода́ть окормле́ния ста́рческаго, благоуха́нне о́тче Некта́рие:/ сый свобо́ден от всех, всем себе́ порабо́тил еси́,/ тяготы́ мона́хов и миря́н поне́сл еси́,/ до конца́ испо́лнивый зако́н Христо́в,// от Него́же прия́л еси́ вене́ц нетле́нный.
Перевод: От старцев смиренных и богомудрых, Амвросия и Анатолия, от этой лучезарной двоицы, принял дар окормления старческого, благоуханный отец Нектарий: будучи свободен от всех, всем поработил себя, тяготы монахов и мирян понес, до конца исполнивший закон Христов, от Которого же и принял венец нетленный.
Ин кондак, глас 4
Обре́тение святы́х моще́й твои́х пра́зднуем днесь,/ богоблаже́нне ста́рче Некта́рие:/ утоли́ боле́зни на́ша, мо́лим тя,/ и печа́ли мглу грехо́вную разве́й,/ благомо́щными твои́ми моли́твами,/ у Христа́ Бо́га испроси́в нам мир// и ве́лию ми́лость.
Перевод: Обретение святых мощей твоих празднуем сегодня, богоблаженный старец Нектарий: уйми немощи наши, молим тебя, и скорбей мглу греховную развей, сильными твоими молитвами, у Христа Бога испросив нам мир и великую милость.