10 августа день памяти Смоленской иконы Божией Матери, именуемой Одигитрия, Свт. Питирима, еп. Тамбовского (1698).

10.08.2025

С 9-й неделей по Пятидесятнице! С днем Смоленской иконы Б.М. «Одигитрия»! Доброго дня! Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой, во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью, икон Б.М. «Гребневская», «Костромская», «Умиление» (Серафимо-Дивеевская), архистратига Михаила, Варахиила, Иеремиила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. Сил беспл., апп. от 70-ти ПрохораНиканораТимона и Пармена диаконов, свт. Питирима, еп. Тамбовского, Собора Тамбовских святых, прп. Моисея Печерского, и иных святых сего дня.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

 Св. апостол Петр, с позволения Господня, сходит с корабля и идет по воде; потом уступает движению страха и начинает тонуть. То, что он решился на такое необычайное дело, уповая на Господа, не представляет ничего укорительного, ибо иначе Господь не позволил бы ему того; укорительно то, что он не выдержал первого строя душевного. Его исполнило воодушевленное упование на Господа, что Он все может, и это дало ему дерзновение ввериться волнам. Сделано уже несколько шагов по этому новому пути: надлежало только крепче стать в уповании, взирая на Господа, Который близ, и на опыт хождения Его силою, а он вдался в человеческие помышления: "силен ветер, велики волны, вода не тверда"; это и расшатало и ослабило в нем крепость веры и упования. Оторвался он по этой причине от руки Господа и, оставшись преданным действию законов естества, начал тонуть. Господь укорил его: "маловерный! зачем ты усомнился?", показывая, что в этом вся причина беды. Вот урок всем, которые предпринимают что-либо, великое или малое, в видах угождения Господу! Хранить первый строй веры и упования, от которых рождается великая добродетель - терпение в доброделании, служащее основой жизни богоугодной. Пока хранятся эти расположения, до тех пор воодушевление на труды в начатом пути не отходят, и препятствия, как бы велики они ни были, не замечаются. Когда же они ослабеют, тотчас наполнят душу человеческие соображения о человеческих способах к сохранению жизни и ведению начатых дел. А так как эти последние всегда оказываются бессильными, то в душу входит страх, как быть; отсюда колебания продолжать ли, а наконец и совсем возвращение вспять. Надо так: начал - держись; мысли смущающие гони, а дерзай о Господе, Который близ.

1 Кор. З, 9-17

9Ибо мы соработники у Бога, а вы Божия нива, Божие строение.

10Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем; но каждый смотри, ка'к строит.

11Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос.

12Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы,- 

13каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть.

14У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду.

15А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но та'к, как бы из огня.

16Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?

17Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм - вы.

Мф. 14, 22-34.

22И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.

23И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.

24А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.

25В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.

26И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.

27Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.

28Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде.

29Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, 30но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.

31Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?

32И, когда вошли они в лодку, ветер утих.

33Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.

34И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

Святый Архангеле Михаиле, победи всякаго врага и супостата.

Святый Архангеле Гаврииле, вестник Божиих тайн, моли Бога обо мне, грешном, и укрепи меня от лености расслабления.

Святый Архангеле Рафаиле, врачуй недуги души и тела моего.

Святый Архангеле Урииле, сиянием огня Божия просвети меня потемненного.

Святый Архангеле Селафииле, моли Бога обо мне и меня к молитве возведи.

Святый Архангеле Иегудииле, утверди меня грешного труждатися и ходатайствуй мне воздаяния.

Святый Архангеле Варахииле, благословения Божия подателю, исходатайствуй мне Божиих благодеяний.

Святый Архангеле Иеремииле, из-за скудости добрых дел, положи на весы правосудия Божия слезы моего покаяния.                    

Вси святии Небесные бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.

Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.

Святии Бесплотные Херувимы, удостойте меня иметь премудрость для славы Божией.

Святии Бесплотные Престолы, удостойте меня различать истину от неправды.

Святии Бесплотные Господства, удостойте меня господствовать над страстями, чтобы дух поработил плоть.

Святии Бесплотные Силы, удостойте меня иметь мужество в исполнении воли Божией.

Святии Бесплотные Власти, удостойте меня иметь силу победы над злом.

Святии Бесплотные Начала, удостойте меня служить Господу Богу в непорочности сердца и дел рук моих.

Святии Бесплотные Архангелы, удостойте меня исполнить волю Господа нашего Иисуса Христа.

Святии Бесплотные Ангелы, удостойте меня руководствоваться над немощными в просвещении их в истине.

 

Из Собрания писем свт. Феофана Затворника.

Письмо 186. Узкий путь. Отзыв о происхождении и современных проповедниках пессимизма

Милость Божия буди с вами!

Гнев и милость над вами! Гнев в болезни, посланной, очевидно, за нарушение обета, а милость – в прекращении сей болезни, в силу раскаяния и полного восстановления обета. Да поможет вам Бог быть всегда исправным в сем отношении. Как утешительно видеть, какой благодатный строй водворился во внутренней вашей жизни, когда вы всем сердцем предали себя и все свое в волю Божию, в Его отеческие о нас промыслительные распоряжения. Да даст вам Господь сохранить сие во все дни жизни вашей. Обычно узкий путь нам не нравится. Подавай нам широту и простор. Не слышит разве Господь воплей сих? Слышит, но переменить домостроительства жизни нашей не хочет, потому что это было бы не к добру нам. Так устроилось положение наше, что только теснота держит нас в настоящем строе. Как только вступим в широту, расплываемся и гибнем. Вот и царит на земле теснота, как наилучшая для нас обстановка. Апостольский ум видит вообще в тесноте и в особых стеснительных случаях отеческую к нам любовь Божию, – и о тех, кои в тесноте, судит, как о близких к Богу сынах. Нынешние умники не вмещают словесе сего, – и тем погружают себя в непроглядный мрак, простертый будто над жизнью нашею земною. Отсюда туга, уныние, нечаяние, томление и самоубийство. Исходная точка их омрачения та, что наша последняя цель будто на земле. Но она не на земле. На земле начало жизни – приготовительный ее период, – а настоящая жизнь начнется по смерти. И особенный исключительный способ приготовления – благодушное терпение теснот, лишений и скорбей. – Кто взглянет, или будет смотреть на земную жизнь такими глазами, тот не станет убиваться, не видя в своей жизни широты и простора, а возревнует об одном, как сделать, чтобы теснота принесла наилучший плод, вкушение которого отсрочивается до будущей жизни. Изобретатели мрачного смотрения на жизнь настоящую суть буддисты. От будды. У нас распространяет его в настоящее время белогорячешный Л. Толстой, – безумец из безумцев. А у немцев – какой-то философ (не помню фамилии). Это настоящий конец, в который упираются, опирающиеся на одном своем личном постижении истины. Истина Божия о жизни пребывает на земле во всех верах и у всех народов. Неверующие – выродки, несчастнейшие из несчастных!

Благослови вас Господи. Спасайтесь! 

 

Святитель Питирим, епископ Тамбовский

Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме. С юных лет Господь готовил Прокопия к высокому духовному служению, которое ему предстояло выполнить. Еще в детстве его обучили грамоте. Любимым занятием Прокопия было чтение святоотеческой литературы и житий святых. Это способствовало формированию духовного облика будущего Святителя. Мальчик удивлял окружающих трудолюбием, обширными знаниями и зрелостью суждений. Он был наделен художественным талантом, успешно занимался писанием икон и был глубоким знатоком церковного пения. Высокая духовная настроенность рано вывела Прокопия на путь иноческих подвигов. Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземскую Предтеченскую обитель, известную строгостью своего устава. На 21 году жизни он был пострижен в монашество с именем Питирим.

Своей подвижнической жизнью молодой инок заслужил уважение монастырской братии и был избран во игумена. В 1684 году его возвели в сан архимандрита. 15 февраля 1685 года Патриарх Иоаким (1674-1690) вызвал его в Москву и рукоположил во епископа Тамбовского.

Созданная в 1682 году Тамбовская епархия страдала от крайней нищеты и грубой непросвещенности ее обитателей. Едва ли не большую часть населения составляли язычники: мордва, черемисы, мещера. На территории епархии проживало также много татар, ожесточенных противников христианства. Среди христиан, населявших епархию, насчитывалось много раскольников и беглых или ссыльных преступников.

Святитель горячо взялся за разрешение встававших перед ним задач. На месте ветхого деревянного храма в Тамбове он начал строить двухэтажный каменный кафедральный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая. Святитель Питирим не только внимательно следил за постройкой храма, но даже сам участвовал в строительных работах. Большое внимание Святитель уделял духовному просвещению. Он устроил для священнослужителей специальную школу, где под его руководством воспитывались достойные пастыри Церкви. При архиерейском доме трудами Святителя собиралась библиотека духовной литературы (в описи Московского Успенского собора значатся "две книги Дионисия Ареопагита, оболочены кожами, одна в красной, а другая в черной, по обрезу золочены", принадлежавшие святителю Питириму). Святитель неустанно поучал свою паству, проповедуя Слово Божие. Он часто совершал поездки по епархии, чтобы иметь возможность на месте вникать в нужды общин.

Святой архипастырь постоянно заботился о примирении с Православной Церковью отпавших от нее раскольников, о присоединении к ней иноверцев. Глубокое благочестие, деятельное сострадание к ближним и мудрое терпение Святителя в беседах с раскольниками и иноверцами располагали их к полному доверию его словам. Личным примером святой жизни и силой благодатного слова Святитель многих привел к истинной вере. Родная сестра Святителя Екатерина стала первой настоятельницей основанного им в 1690 году Вознесенского женского монастыря.

Будучи дерзновенным молитвенником и ходатаем пред Богом, святитель Питирим никогда не забывал о христианском смирении. Не полагаясь на собственные человеческие силы, архипастырь осенил вверенный ему Богом город Тамбов иконами Спасителя и Казанской Божией Матери, поместив их на двух главных воротах.

Святитель Питирим много молился и учил молитве своих пасомых. Он ежедневно присутствовал на Богослужении и часто сам совершал священнодействия. В тех же случаях, когда Святитель не служил, он пел на клиросе, научая клириков правильному церковному пению и чтению. В своей келлии Святитель особенно часто молился перед иконами Девпетерувской Божией Матери и святителя Николая.

Святитель Питирим тонко ощущал красоту родной природы, которая возбуждала в нем чувство молитвенной благодарности к Творцу видимого мира. Любимым местом его прогулок и благочестивых размышлений был построенный в глухом лесу Трегуляев монастырь Иоанна Предтечи, основанный им вместе с духовным другом, святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября и 7 августа). Святитель поставил большой деревянный крест с изображением Спасителя.

Подобно великим подвижникам, святитель Питирим много времени уделял физическому труду, об этом свидетельствуют колодцы, выкопанные руками Святителя на месте своих молитвенных подвигов.

Преставился святитель Питирим в 1698 году в возрасте 53 лет.

Тело Святителя было погребено в нижнем этаже Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стороны правого придела во имя святителя Николая. После блаженной кончины святителя Питирима его духовная связь с паствой не прервалась. Место его упокоения стало вскоре благоговейно почитаться. С каждым годом все более возрастало число богомольцев, собиравшихся в день кончины Святителя, 28 июля, на богослужение в Тамбовский собор. Каждое новое знамение милости Божией, являемое по молитвам к святителю Питириму, внушало народу уверенность в том, что почитаемый ими епископ - воистину избранник Божий. С 1819 года при соборе стала вестись запись засвидетельствованных у гроба благодатных проявлений; почитание святителя Питирима вышло далеко за пределы Тамбовской епархии. В 1914 году 28 июля святитель Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.

Тропарьглас 4

Ве́ры и благоче́стия наста́вниче,/ Це́ркве свети́льниче, мона́шествующих о́бразе,/ святи́телю Питири́ме прему́дре,/ ста́до твое́ благоче́стно упа́сл еси́/ и ко Христу́ приве́л еси́,/ те́мже в Вы́шних венце́м сла́вы украше́н,/ с на́ми на земли́ ду́хом пребыва́еши, сия́я чудесы́./ Моли́ Христа́ Бо́га,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Веры и благочестия учитель, Церкви светильник, монашествующим образец, святитель Питирим премудрый, стадо твое благочестиво упас ты и ко Христу привел, потому украшенный венцом славы на Небесах, с нами на земле пребываешь духовно, сияя чудесами. Моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондакглас 8

Мона́хов наста́вника изря́дна и святи́теля все́м лю́дем ми́лостива,/ чудотво́рца преди́вна и моли́твенника о нас неусы́пна,// соше́дшеся воспои́м Питири́ма, Тамбо́вския земли́ похвалу́.

Перевод: Монахов учителя превосходного и святителя ко всем людям милостивого, чудотворца удивительного и молитвенника о нас неутомимого, собравшись, прославим Питирима, славу Тамбовского края.

Молитва

Благослове́н и препросла́влен Госпо́дь Бог, призва́вый тя, святи́телю о́тче наш Питири́ме, от пе́рваго часа́ де́лателя в виногра́д Свой, яви́вый в тебе́ послуша́ние во́ли Его́ неукло́нное, ре́вность Предте́чеву и любо́вь Па́влову, та́же и на све́щник Це́ркве Тамбо́вския тя поста́вивый и архиере́а вели́ка тя показа́вый. Благода́тию святи́тельства укрепля́ем и огне́м любве́ Христо́вы распаля́ем, не дал еси́, па́стырю наш до́брый, сна очи́ма твои́ма, ниже́ ве́ждома дрема́ния, на всяк день тружда́яся, моля́ся и благовеству́я, неве́рныя просве­ща́я, заблу́дшия вразумля́я, па́дшия восставля́я, немощны́я укреп­ля́я, пла́чущия утеша́я, всем быв вся, я́ко же святы́й Па́вел, да вся́ко не́кия спасе́ши. Егда́ же вре́мя де́лания твоего́ в вертогра́де во́лю Влады́ки Христа́ испо́лнися и отше́л еси́ от земны́х в селе́ния го́рняя прия́ти мзду трудо́в твои́х, даде́ся ти, уго́дниче Бо́жий, Престо́лу Царя́ сла́вы с ли́ки святы́х предстоя́ти и отту́ду па́ству твою́ назира́ти, за ны гре́шныя моли́тися, не́мощи немощны́х носи́ти, неду́ги цели́ти, ско́рби утоля́ти. Сего́ ра́ди от дне блаже́ннаго успе́ния твоего́ ве́рнии не преста́ша притека́ти к тебе́ в ско́рбех и боле́знех, и о́нии прикоснове́ннем ри́зы твоя́, о́нии от воды́ из кла́дезя твоего́ избавле́ние улуча́ху. Те́мже и ны́не, к цельбоно́сному гро́бу твоему́ соше́дшеся, сла́вим Бо́га, ди́внаго во святы́х Свои́х, и тебе́, о́тче свяще́ннейший, велича́ем и мо́лим: не отступа́й от нас любо́вию твое́ю, сохраня́й моли́твами твои́ми Це́рковь Правосла́вную незы́блему от неве́рия и раско́ла, страну́ же Росси́йскую от бед и напа́стей защити́, мир и безмяте́жие той да́руя, от вся́ких враго́в огради́, па́стырем Це́ркве Святы́я благопоспеши́, дела́ рук их испра́ви и ре́вностию о спасе́нии вруче́ннаго им слове́снаго ста́да сердца́ их распали́, вся же ны в послуша́нии спаси́тельному благове́стию Хри­сто́ву соблюди́ и де́ло спасе́ния, я́ко еди́но на потре́бу вменя́ти помози́, да ку́пно с тобо́ю еди́ными усты́ и еди́ным се́рдцем вся на всяк день и час пое́м и сла́вим Спа́са Христа́ со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

2-я Молитва

О, вели́кий уго́дниче Бо́жий и пресла́вный чудотво́рче, святи́телю Питири́ме! К тебе́ смире́нно припа́даем и усе́рдно мо́лимся: яви́ нам, гре́шным, любо́вь твою́ оте́ческую и многомо́щное твое́ заступле́ние. Ве́руем бо, я́ко ве́лие дерзнове́ние и́маши ко Го́споду и я́ко мно́го мо́жет предста́тельство твое́ пред Престо́лом бла́гости Его́. Сохрани́ моли́твами твои́ми Це́рковь Святу́ю от ересе́й и раско́лов, от суеве́рия и неве́рия, испроси́ нам ве́ру пра́ву, наде́жду несомне́нну, любо́вь нелицеме́рну, в до́брых де́лех преспе́яние, во искуше́ниих му́жество, в злострада́ниих терпе́ние, в моли́твах постоя́нство, мир и благоустрое́ние стране́ на́шей, здра́вие же и спасе́ние лю́дем ея́. При́зри ми́лостиво на предстоя́щия и моля́щияся пред свято́ю ико́ною твое́ю, и вся проше́ния их во бла́го испо́лни, и всем вся в жи́зни вре́менней и ве́чней потре́бная да́руй, во сла́ву ди́внаго во святы́х свои́х Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго и покланя́емаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

 

Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия"

Смоленская икона Божией Матери, именуемая "Одигитрия", что значит "Путеводительница", по Церковному преданию, была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе антиохийского правителя Феофила. Из Антиохии святыня была перенесена в Иерусалим, а оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополь Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.

Греческий император Константин IХ Мономах (1042-1054), выдавая в 1046 году свою дочь Анну за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в путь этой иконой. После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который перенес ее в начале ХII века в Смоленскую соборную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. С того времени икона получила название Одигитрия Смоленская.

В 1238 году по гласу от иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил множество врагов, в том числе и их сильнейшего воина. Приняв в битве мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).

В ХIV веке Смоленск находился во владении Литовских князей. Дочь князя Витовта София была выдана замуж за великого князя Московского Василия Димитриевича (1398-1425). В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери. Святой образ установили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска во главе с епископом Мисаилом, икона была торжественно с крестным ходом возвращена в Смоленск, а в Москве остались две ее копии. Одна была поставлена в Благовещенском соборе, а другая - "мера в меру" - в 1524 году в Новодевичьем монастыре, основанном в память возвращения Смоленска России. Монастырь был устроен на Девичьем поле, где "со многими слезами" москвичи отпускали святую икону в Смоленск. В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой новый список возили в Москву для поновления), который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена деревянная церковь, а в 1802 - каменная.

Новый список воспринял благодатную силу древнего образа, и, когда русские войска 5 августа 1812 года оставляли Смоленск, икону взяли с собой для охранения от неприятеля. Накануне Бородинской битвы этот образ носили по лагерю, чтобы укрепить и ободрить воинов к великому подвигу. Древний образ Смоленской Одигитрии, взятый временно в Успенский собор, в день Бородинской битвы вместе с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери обносили вокруг Белого города, Китай-города и кремлевских стен, а затем отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец. Перед оставлением Москвы икона была взята в Ярославль.

Так благоговейно хранили наши предки эти иконы-сестры, и Матерь Божия через Свои образы охраняла нашу Родину. После победы над неприятелем икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.

Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.

Существует много чтимых списков со Смоленской Одигитрии, которым положено празднование в этот же день. Есть и день празднования Смоленской иконе, прославившейся в ХIХ веке, - 5 ноября, когда этот образ по распоряжению главнокомандующего русской армией М. И. Кутузова был возвращен в Смоленск. В память изгнания врагов из Отечества в Смоленске было установлено праздновать этот день ежегодно.

Святая икона Божией Матери Одигитрии - одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. Матерь Божия через Свой святой образ заступает и подкрепляет нас, путеводствуя ко спасению, и мы взываем к Ней: "Ты верным людям - Всеблагая Одигитрия, Ты - Смоленская Похвала и всея земли Российския - утверждение! Радуйся, Одигитрие, христианом спасение!"

Тропарьглас 4

К Богоро́дице приле́жно ны́не притеце́м,/ гре́шнии и смире́ннии, и припаде́м,/ в покая́нии зову́ще из глубины́ души́:/ Влады́чице, помози́, на ны милосе́рдовавши,/ потщи́ся, погиба́ем от мно́жества прегреше́ний,/ не отврати́ Твоя́ рабы́ тщи,// Тя бо и еди́ну наде́жду и́мамы.

Перевод: К Богородице ныне усердно прибегнем мы, грешные и смиренные, и к Ней припадем, в покаянии взывая из глубины души: «Владычица, помоги, над нами сжалившись, поспеши, мы погибаем от множества согрешений! Не отпусти Твоих рабов ни с чем: ибо в Тебе имеем мы единственную надежду!»

Кондакглас 6

Предста́тельство христиа́н непосты́дное,/ хода́тайство ко Творцу́ непрело́жное,/ не пре́зри гре́шных моле́ний гла́сы,/ но предвари́, я́ко Блага́я, на по́мощь нас,/ ве́рно зову́щих Ти:/ ускори́ на моли́тву и потщи́ся на умоле́ние,// предста́тельствующи при́сно, Богоро́дице, чту́щих Тя.

Перевод: Защита христиан надежная, Ходатайство ко Творцу неизменное! Молитвенных голосов грешников не презри, но скоро приди, как Благая, на помощь нам, с верою взывающим Тебе: «Поспеши с заступлением и ускорь моление, Богородица, всегда защищая чтущих Тебя!»

Ин кондакглас 6

Не и́мамы ины́я по́мощи,/ не и́мамы ины́я наде́жды,/ ра́зве Тебе́, Влады́чице,/ Ты нам помози́,/ на Тебе́ наде́емся/ и Тобо́ю хва́лимся,/ Твои́ бо есмы́ раби́,// да не постыди́мся.

Перевод: Не имеем иной помощи, не имеем иной надежды, кроме Тебя, Владычица. Ты нам помоги: на Тебя надеемся и Тобою хвалимся, ибо мы – Твои рабы; да не постыдимся!

Молитва

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Цари́це Небе́сная? Кто плач мой услы́шит и воздыха́ние прии́мет, а́ще не Ты, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище нам, гре́шным? Кто па́че Тебе́ в несча́стиих защити́т? Услы́ши стена́ние мое́ и приклони́ у́хо Твое́ ко мне, Влады́чице и Ма́ти Бо́га моего́. Не пре́зри и́щущаго Твоея́ по́мощи и не отри́ни мене́ гре́шнаго, Цари́це Небе́сная! Научи́ мене́ исполня́ти во́лю Сы́на Твоего́ и да́руй жела́ние всегда́ сле́довати Его́ святы́м за́поведем. За мой ро́пот в боле́знях, труда́х и несча́стиях не отступи́ от мене́, но бу́ди Ма́терию и Покрови́тельницею мене́ малоду́шнаго, Цари́це моя́ Преблага́я, Засту́пнице Усе́рдная! Твои́м хода́тайством прегреше́ния моя́ покры́й, от ви́димых и неви́димых враго́в защити́, сердца́ вражду́ющих про́тив мене́ смягчи́ и Христо́вою любо́вию согре́й их. Мне же немощно́му да́руй Твою́ всеси́льную по́мощь победи́ти моя́ грехо́вныя привы́чки, да́бы, очи́щенный покая́нием и после́дующею доброде́тельною жи́знию, в обще́нии со Свято́ю Це́рковью прове́л остальны́я дни земна́го стра́нствия. Предста́ни мне, Наде́ждо всех христиа́н, в час кончи́ны моея́ и подкрепи́ мою́ ве́ру в сме́ртный тя́жкий час. Вознеси́ за мене́, многопрегреша́ющаго в жи́зни сей, Твоя́ всеси́льныя моли́твы по отше́ствии мое́м, да оправда́ет мене́ Госпо́дь и соде́лает прича́стником Его́ бесконе́чных ра́достей. Ами́нь.

2-я Молитва

К кому́ возопию́, Влады́чице? К кому́ прибе́гну в го́рести мое́й, а́ще не к Тебе́, Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице, Цари́це Небе́сная? Кто́ пла́ч мо́й и воздыха́ние мое́ прии́мет, а́ще не Ты́, о, Пренепоро́чная, Наде́ждо христиа́н и Прибе́жище гре́шным? Приклони́, о, Пречи́стая Влады́чице, ушеса́ Твоя́ к моле́нию моему́, Ма́ти Бо́га моего́, не пре́зри мя́, тре́бующа Твоея́ по́мощи, услы́ши стена́ние мое́ и во́пль се́рдца моего́ внуши́, о, Госпоже́ Богоро́дице Цари́це. И пода́ждь ми́ ра́дость душе́вную, подкрепи́ мя́ нетерпели́ваго, уны́лаго и неради́ваго к Твоему́ хвале́нию. Вразуми́ и научи́ мя́, ка́ко Тебе́ моли́тися подоба́ет, и не отступи́ от мене́, Ма́ти Бо́га моего́, за ропта́ние и нетерпе́ние мое́, но бу́ди ми́ покро́в и заступле́ние в жи́зни мое́й и приведи́ мя́ к ти́хому приста́нищу блаже́ннаго о́наго поко́я, и сопричти́ мя́ к ли́ку избра́ннаго Твоего́ ста́да и та́мо удосто́й мя́ воспева́ти и сла́вити Тя́ во ве́ки. Ами́нь.

3-я Молитва

О, Пречу́дная и Превы́шшая все́х тва́рей Цари́це Богоро́дице, Небе́снаго Царя́ Христа́ Бо́га на́шего Ма́ти, Пречи́стая Одиги́трие Мари́е! Услы́ши на́с гре́шных и недосто́йных в ча́с се́й моля́щихся и припа́дающих к Твоему́ Пречи́стому О́бразу со слеза́ми и умиле́нно глаго́лющих: изведи́ на́с от ро́ва страсте́й, Влады́чице Преблага́я, изба́ви на́с от вся́кия ско́рби и печа́ли, огради́ от вся́кия напа́сти и злы́я клеветы́, и от непра́веднаго и лю́таго наве́та вра́жия. Мо́жеши бо, о, Благода́тная Ма́ти на́ша, от вся́каго зла́ сохрани́ти лю́ди Твоя́ и вся́ким благодея́нием снабди́ти и спасти́; ра́зве Тебе́ ины́я Предста́тельницы в беда́х и обстоя́ниях, и те́плыя Хода́таицы о на́с, гре́шных, не и́мамы. Умоли́, Госпоже́ Пресвята́я, Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего, да удосто́ит на́с Ца́рствия Небе́снаго; сего́ ра́ди всегда́ сла́вим Тя́, я́ко Вино́вницу спасе́ния на́шего, и превозно́сим свято́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, в Тро́ице сла́вимаго и поклоня́емаго Бо́га, во ве́ки веко́в. Ами́нь.