1 декабря день памяти Мч. Платона (302 или 306).

01.12.2025

С понедельником 26-й неделей по Пятидесятнице! С Рождественским постом! Доброго дня! Господи, научи правильно, просто, разумно обращаться со всеми домашними и окружающими меня, старшими, равными и младшими, чтобы мне никого не огорчить, но всем содействовать ко благу, во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратига Михаила, моего ангела хранителя и проч. Неб. Сил беспл., мчПлатона, мчч. Романа диакона и отрока Варула, собора святых Эстонской земли, и иных святых сего дня.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года.

Сказав, что Сын Человеческий явится в день свой, как молния, мгновенно освещающая всю поднебесную, Господь прибавил: "Прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим". По связи речи видно, что это "надлежит пострадать" должно предшествовать явлению Господа во славе. Следовательно, все время до того дня - время страданий Господа. В Своем лице Он пострадал в одно известное время, после же того, страдания Его продолжаются в лице верующих, - страдания рождения верующих, их воспитание в духе и охранения от вражеских действий, внутренних и внешних; ибо союз у Господа с своими не мысленный только и нравственный, а живой, ради которого все касающееся их воспринимается и Им, как главою. Исходя из этой мысли, нельзя не видеть, что Господь точно много страдает. Самые чувствительные скорби, это - падения верующих; еще более чувствительны для Него отпадения от веры. Но это - заключительные уязвления; постоянные же стрелы - скорби и соблазны и колебания веры неверием. Речи и писания, дышащие неверием, - разженные стрелы лукавого. В нынешнее время много кузниц завел лукавый для кования таких стрел. Сердца верующих болят, бывая поражаемы ими и видя поражения других; с ними и Господь болит. Но явится день славы Господа - тогда откроются тайная тьмы, и страдавшие возрадуются с Господом. До того же времени надо терпеть и молиться.

1 Тим. 5, 1-10

1Старца не укоряй, но увещевай, как отца; младших, как братьев; 

2стариц, как матерей; молодых, как сестер, со всякою чистотою.

3Вдовиц почитай, истинных вдовиц.

4Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу.

5Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; 

6а сластолюбивая заживо умерла.

7И сие внушай им, чтобы были беспорочны.

8Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.

9Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя, бывшая женою одного мужа, 

10известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.

Лк. 17, 20-25.

20Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, 

21и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; 

23и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь, 

24ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

Толкование: Лопухин А.П.: На вопрос фарисеев, когда, по мнению Христа, придет Царство Божие, т. е. что может сказать Христос о знамениях и условиях наступления этого Царства, Господь отвечает, что оно не придет «приметным образом», т. е. так, чтобы пришествие его можно было определить по бросающимся в глаза приметам Этим Господь обозначает духовный характер основанного Им Царства, пришествие которого поэтому не поддается человеческому наблюдению и, следовательно, не может быть отнесено к определенному моменту.

«И не скажут…» т.е. невозможно доказать наступление этого Царства по отдельным явлениям…

«Внутрь вас есть», т. е. между вами, в вашем кругу оно уже есть, а вы, — мысленно прибавляет Господь, — его и не замечаете. Говоря это, Господь мог иметь в виду совершаемые Им чудеса и особенно изгнание бесов, которое свидетельствовало, как Он говорил и раньше, о том, что Царство Божие уже достигло до иудеев (см. Мф 12:28). Некоторые толкователи (из древних — свт. Иоанн Златоуст и блж. Феофилакт) давали этому изречению другой смысл. По их мнению, Христос говорил здесь о том, что Царство Божие находится «в душах ваших». Но против такого толкования решительно говорит то, что речь Христа обращена к фарисеям, в душах которых Господь менее всего мог найти признаков наступления и результатов действия этого нового порядка жизни, которое Он обозначил именем Царства Божия.

Святый Архангеле Михаиле, победи всякаго врага и супостата.

Вси святии Небесные бесплотные Силы, удостойте меня вашей силы сокрушать все зло и страсти под ноги мои.

Святии Бесплотные Серафимы, удостойте меня иметь пламенеющее сердце к Богу.

Из Собрания писем свт. Феофана Затворника.

Письмо 308. Освободившемуся от занятий наставление о жизни во Христе. Товарищ по катаракту. Неодобрение затеи устроить уездное благотворительное общество. Письма благочинному монастырей

Милость Божия буди с вами!

– Вы чувствуете себя вольною птичкою, в чувстве свободы располагать своим временем. Даруй теперь вам Господи свободу, располагать всем в своем внутреннем мире.

Припоминаю одного старца из древних, который однажды возгласил в своем кругу: радуйтесь со мною, я ныне царь! Как так? Воцарился над страстями. Хоть так смело не всякий может возгласить, но такое состояние в христианстве в порядке вещей. Та и цель жизни во Христе. Почему и пишется: аще Сын вы свободит, во истину свободни будете. Он это и совершает всякий раз, как увидит кого подготовленным. В сей подготовке хоть Сам Он главный действователь, но властно действует только там, где встречает всецелое Ему предание себя в рабы скоропослушливые. То радость наша, что Он не презирает самых малых начатков такого предания, а как только подвигнется на то душа, тут и Он.

Вы жалуетесь, чувствуя, что ослабели духом, нет достаточного трезвения, самообладания и самопринуждения. Вы слишком требовательны. Только что вырвались из омута П. и хотите, чтоб душа ваша обладала такими сильными орудиями жизни по Богу. Понемножку все восстановится. Заметили? Теперь начинайте понемногу восстановлять падшее. Язык?! Нет зловреднее вещи под небесем. Желательно бы так устроить, чтоб за каждую с его стороны непозволительность что-нибудь его укалывало (хоть бы булавка). Тогда бы он посмирнее был, а то как машинка, что песенки поет, как завели и пустили, и пошла тилиликать.

Покойный митрополит Исидор обладал даром, – ныне такой приобрел навык, что язык у него всегда был на привязи.

Жалуетесь на катаракты. Если веселей будет с товарищем, то он готов вам во мне. Мои катаракты сильнее ваших. У вас левый, а у меня правый глаз уж отказался от службы; но у вашего только сливаются буквы, а у моего ничего не видно, в комнате сплошной серый вид; особенно – окна, которые кажутся овальным пятном слабого коричневого цвета. А левый мой глаз еще работает, и пишу и читаю, но даль все более и более заслоняется. Вы показывали окулистам свои очи? Что они сказали? Я показывал г. Крюкову. Он порешил: операции делать нельзя, – мой катаракт, не допускающий сего. А есть допускающие и бывают удачные операции. А может быть у вас допускающий. Сего ради вам, благодаря Бога, можно быть уверенным, что до конца дней будете зрячим, и избежите скорбного состояния ничего не видеть, и томиться от того тяжелою скукою. Бросили лабораторию на время. Бросьте навсегда. Катаракты от нее, и ею поддерживаются, и до конца отнимают зрение. Агрономические труды – здоровые труды. Помоги вам Бог!

Благотворительное общество. Приятное слово! Супруга ваша – председательница. И вы прибавили: радуюсь! Потом еще прописали: но боюсь, и указали резоны, по коим боитесь. Резоны – резонные! Они не устранены, и трудами председательства не ослабнут, а усилятся. Видя или предвидя сие, вам следует от боязни подняться до ужасания. Где же тут место радости? Супруга ваша конечно с радостью готова принесть себя в жертву общему благу. Но вы сбоку – сберегатель. Целый уезд? Ужас! Сколько надо иметь всегда при поясе чтоб удовлетворить всякого, предъявляющего свою нужду? А учредители общества какой фонд положили в основу? Надо, по крайней мере, пятьсот тысяч, и затем дополнительный, обязательный для учредителей каждогодный взнос, и, к нему, произвольные приношения. Тогда председательство весело будет действовать в просторном кругу своих обязанностей. А если в основе ничего нет и все на авось, то прескучно будет, и общество не будет прочно. И главное, как распределять благотворения, чтоб шли на действительно нуждающихся и по мере, хоть сколько-нибудь, нужды?! Пошли протекции, ухищрения, а у нуждающихся по губам текло, и в рот не попало. Ничего не будет от этого общества, кроме имени, и председательница именная. Такое общество в городе идет и в приходе – селе. Тут все на лицо. В волости уже не так удачно; а далее, лучше и не начинать. Кто это у вас там придумал? Его и посадить председателем, а супругу вашу избавьте от тяготы сей. Вы сказали: радуюсь, а я как прочитал, сказал: Боже упаси!

Да устроит Господь все дела ваши наилучшим образом!

Супруге вашей полные благожелания. А главное: да избавит ее Господь от председательства такого непрочного и тяжелого.

Ваш доброхот Еп. Феофан.

 

Мученик Платон

Святой мученик Платон, брат святого мученика Антиоха врача (память 16 июля), родился в городе Анкире в Галатии в благочестивой семье. Еще юношей он оставил дом и ходил по городам, вдохновенно проповедуя Слово Божие язычникам, удивляя слушателей убедительностью и красотой своих речей, глубоким знанием эллинской учености. За свою проповедь он был схвачен и приведен в храм Зевса на суд к правителю Агриппину. Судья вначале пытался лестью склонить святого к отречению от Христа. Он уверял юношу, что тот мог бы сравниться по уму с самим великим философом Платоном, если бы поклонялся языческим богам. На это святой Платон ответил, что мудрость философа, хотя и велика, но преходяща и ограниченна, а истинная, вечная и безграничная мудрость заключена в Евангельском учении. Тогда судья обещал в награду за отречение отдать ему в жены красавицу дочь, а в случае отказа угрожал мучением и смертью. Святой Платон ответил, что выбирает смерть временную ради жизни вечной. Терпение правителя иссякло, и он приказал нещадно бить мученика, а затем отправить в темницу.

Когда святого Платона вели в заточение, он обратился к народу, собравшемуся возле храма, призывая всех не отступать от христианской веры. Через семь дней мученика Платона вновь привели на суд Агриппина в храм Зевса, где уже были заготовлены орудия пыток: кипящие котлы, раскаленное железо, острые крючья. Судья предложил мученику выбор: принести жертву богам или испытать на себе действие этих орудий. Святой вновь твердо отказался поклониться идолам, и после истязаний его бросили в темницу и держали там без пищи и воды 18 дней. Но видя, что и это не поколебало мученика, ему предложили в обмен на жизнь и свободу лишь произнести "велик бог Аполлон". "Не хочу согрешить и словом", - отвечал мученик. По приказу Агриппина святого мученика Платона обезглавили (+ 302 или 306).

ропарьглас 4

Му́ченицы Твои́, Го́споди,/ во страда́ниих свои́х венцы́ прия́ша нетле́нныя от Тебе́, Бо́га на́шего:/ иму́ще бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́ша,/ сокруши́ша и де́монов немощны́я де́рзости./ Тех моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученики Твои, Господи, подвигом своим венцы нетленные получили от Тебя, Бога нашего; ибо они, имея силу Твою, мучителей низложили, сокрушили и демонов немощные дерзости. По молитвам их, Христе Боже, спаси души наши.

Кондакглас 3

Свята́я твоя́ па́мять вселе́нную весели́т,/ созыва́ющи ве́рныя вся в пречестны́й храм твой,/ иде́же ны́не, ра́достию совоку́пльшеся,/ пое́м в пе́снех и све́тлостех./ Сего́ ра́ди, Плато́не, вопие́м ти:// язы́ческаго наше́ствия изба́ви град твой, свя́те.

Перевод: Святая твоя память радует вселенную, собирая верующих всех в почитаемый храм твой, где сейчас, соединившись в торжестве, тебя воспеваем и прославляем в молитвенных песнопениях. Потому, Платон, взываем к тебе: избавь город твой от языческого нападения, святой.