Православное Братство во имя Архистратига Божия Михаила: 1992-2017

20.03.2017

Православное Братство во имя Архистратига Божия Михаила: 1992-2017

Времена, когда впервые на белорусской земле появились православные братства, не были безоблачными и простыми. Конец XVI и весь XVII век прошли в изнурительной борьбе нашего народа за праотеческую православную веру.
Бороться было с кем. Поддержанные всею государственною мощью Речи Посполитой иезуиты и униаты путем насилия и клеветы настойчиво пытались окатоличить, олатинить белорусов (а также украинцев). Для противодействия этим попыткам и создавались православные братства, которые защищали православные церкви, открывали свои типографии и школы, выпускали литературу апологетического и полемического характера, составляли и издавали церковные буквари, словари, учебники. Именно в этом и состоит их историческая заслуга.
 
Можно утверждать, что в какой мере орден иезуитов являлся активнейшим орудием экспансии католицизма на белорусских и украинских землях, в той же мере создание православных братств было естественной защитной реакцией православного населения на эту экспансию. Архиепископ Афанасий Мартос только в одном Минске насчитывает к концу XVI – началу XVII века восемь православных братств, среди которых упоминает и Свято-Михайловское. Наиболее заметную историческую роль сыграли Львовское, Виленское, Могилевское, Луцкое, Киевское православные братства. Некоторые из них (Львовское, Виленское) получили от Константинопольского Патриарха права патриаршей ставропигии. На их примере можно проследить конкретный механизм создания братств. Сообщество верующих, группирующееся около определенного храма, добровольно принимает на себя обязательства материальной и духовной помощи его причту, сохранения православных устоев в своей среде и для этой цели учреждает братский союз, составляя тем самым братство этого храма. Основой братства обычно являлись средние слои населения: православные мещане и ремесленники, хотя каждое братство имело в своем составе и лиц знатного происхождения, которые оказывали братствам мощную материальную поддержку.
Братство своими средствами и трудом поддерживало церковь, доставляло восковые свечи, обеспечивало содержание причту. Оно устраивало и содержало богадельню, строило братский дом «для сходок», обзаводилось вольной русской школой «для науки детей их мещанских, так и иных посполитых людей, хто бы з народу хрестьянского в науку языка русского до тое школы их дати хотел…».
Школы, устроенные «великим старанием, иждивением и заботою мещан русского рода на пожертвования всех православных христиан, как духовного сословия, так и особ княжеских, господских и дворянских и всего простого народа, даже и до убогих вдовиц», пользовались постоянным братским надзором и попечением. Заводили братства и библиотеки: известна большая Львовская библиотека, состоявшая из греческих, латинских, славянских и польских книг.
Огромное внимание уделялось и братским типографиям. У архиепископа Афанасия Мартоса об этом читаем: «Богослужебные книги нужны были для церквей, ибо запас их истощался. Без этих книг нельзя было совершать богослужения. Полемическая или религиозная литература нужна была для укрепления православной веры в народе и отражения униатского наступления. Братства печатали эти книги и рассылали их среди народа. Грамотные люди их читали, познавали глубину Православия и заблуждения латинской и униатской веры».
Помимо этого, каждое братство подавало по праздникам милостыню нищим на улицах, заключенным в тюрьмах и убогим в «шпиталях» (богадельнях). По отношению к своим членам братство обязывалось давать помощь из братской казны в случае болезни брата, а также во всех иных затруднительных обстоятельствах. Особое внимание обращало братство на погребение своих братьев: для бедных издержки целиком относились на общий счет.
 
Источниками пополнения братской казны были вступительные взносы братьев, обязательные периодические взносы, штрафы за нарушение братского устава и пожертвования на братство, особенно посмертные. Еще одним характерным источником дохода являлись так называемые медовые склады (складчины): на большие праздники, раза два в год, братству дозволялось беспошлинно варить собранный мед и продавать его в братском доме в течение нескольких дней. Вырученные деньги шли в братскую казну, а воск — в церковь. В связи с этим устраивались и братские пиры, так как часть меда шла на общее братское угощение. Пиры эти (братчины) устраивались обычно в день патронального праздника и имели сугубо религиозный характер, так что даже совершались в помещении храма.
Исследовательница истории православных братств Южной Руси А. Ефименко отмечала следующие особенности устава Львовского братства, ставшего определенным ориентиром для других братств: «Доступ в братство совершенно свободный для лиц всех званий… под условием определенного взноса при поступлении — в шесть грошей. Ежегодный братский взнос в братскую кружку тоже шесть грошей… В общем годовом собрании братство выбирает из себя четырех старших братьев, которым поручает управление делами братства: кружка братства хранится старшим, а ключ от нее — младшим братом… Отказ от старейшинства без уважительных причин наказывается штрафом… Штрафом же и сидением на колокольне наказывается тот, кто обидит словом брата в братстве, а также тот, кто скажет в братстве неприличное «корчемное» слово, строго наказывался еще тот, кто выносил за порог братского дома тайну братских совещаний. Старшие братья «чести ради» обязаны были нести за тот же проступок наказания вдвое и втрое большие, чем простые братчики… Непослушание братскому суду наказывается отлучением от Церкви». Столь серьезные требования к братчикам в той сложной исторической ситуации вполне объяснимы, ведь, еще раз повторим, речь шла о защите праотеческой православной веры.
 
Нынешнее время также не дает оснований для беспечности. Мутным потоком изливаются на наши головы «откровения» бесчисленных лжеучителей, сектантов, колдунов, экстрасенсов. Активизировались и явные ненавистники Православия.
В такой обстановке вполне естественным событием стало создание при Минском Епархиальном Управлении Православного Братства во имя Архистратига Божия Михаила. Благословение на это было дано митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом 30 октября 1992 г. Спустя несколько дней Братство было зарегистрировано (11 ноября 1992г.) как религиозное общество, получив права юридического лица. Копии Устава Братства по просьбам вновь организующихся Братств были отправлены в Вильнюс, Харьков, Слуцк и другие места.
Развернулась конкретная работа. Братство занялось восстановлением храма, ранее разрушенного и располагавшегося в нынешнем Минском микрорайоне «Веснянка».
 
 «Издревле славная»
 
В неожиданно возвышенном стиле начинается в архивном деле XIX века повествование о переустройстве церкви деревни Крупцы: «В 5 верстах от города Минска стоит деревня Крупцы помещика Вериги, издревле славная чудотворной иконой Божией Матери. Сюда по воскресениям из города от мала до велика, особенно летом в так называемую по-здешнему обычаю молодиковую неделю (первую неделю новолуния) спешат, как бы для успокоения души от сует городских, поставляя за священную обязанность пред образом Богоматери излить религиозные свои чувства, утешить себя в скорбях, неразлучных с каждым в этой жизни и утолить жажду души и тела струями живоносного источника, истекающего из-под самого алтаря храма, стоящего на горе. Воде этой чистой, пресной приписывают целительную силу, особенно от болезней глаз, для приемлющих ее с верою. Самое положение Крупцов соответствует святости места, ибо расположены они на возвышении между рощами и текущей внизу рекою Свислочью, на коей стоит сам город Минск, и дорога сюда пролегает по берегу речки, окаймленной с обеих сторон лесом, и таким образом чрез путешествие в Крупцы удовлетворяется кроме религиозного чувства и чувство изящного»…
Жители микрорайона Веснянка считали бы эту церковь своей, ведь после 1972 года Крупцы попали в черту города, дав название улице. Но к тому времени церкви в Крупцах уже не было. Еще в 1936 году ее, как и многие другие, разрушили; одним словом – «не сохранилась»… Сохранилось старое архивное дело, в котором написано:
«По преданиям местной церкви, год явления иконы обозначен на иконе (икона была явлена непосредственно на источнике): «1612г. 1 октября, писана на кипарисной доске вышиной 1, шириной ¾ аршина. Церковь сооружена в том же 1612 г. и по некотором времени, как видно из сохранившихся актов, была угнетаема особенно прежним вотчинником имения Крупцов Еленским, которым были забираемы все ее доходы. Впоследствии униаты, завладев Воскресенскою протопопиею в г.Минске завладели и принадлежавшею к ней Крупецкою церковию и Св. иконою Божией Матери. Но около 1818 г. усердием монахинь бывшего Минского Свято-Духова монастыря церковь возобновлена, а с воссоединением в 1839 г. унии возвратилась в недра Православной Церкви и причислена к Минскому городскому Екатерининскому собору” *).
А вот что рассказывается о переустройстве Крупецкой церкви: “По давности времени и оставаясь почти без поддержки, церковь пришла в крайнюю ветхость и разрушение. Приверженность христиан, поклоняющихся образу, возбудила усердное желание возобновить храм. Начальник губернии действительный статский советник Шкларевич Феодот Николаевич первый подал эту благую мысль и принял на себя труд, и в июле прошлого 1856 года благословением Высокопреосвященного Михаила, архиепископа Минского и Бобруйского, совершена была закладка церкви. Еще до сего времени при содействии губернатора бывшим содержателем акцизного откупа в Минской губернии надворным советником Ворониным Степаном Дмитриевичем пожертвовано 2500 руб., а при закладке, по примеру архипастыря и начальника губернии, все присутствовавшие военные и гражданские чиновники принесли посильное денежное пожертвование, и таким образом добавилось 813 руб., а заведующим Минским городским театром от данного артистами благотворительной цели спектакля представлено на украшение храма 113 руб. 31/2 коп. (…) Высокопреосвященным Михаилом разрешено употребить более годный материал от старой Воскресенской деревянной церкви в Минске, который доставлен на место усердием некоторых минских татар. Строителями храма назначены были староста городского собора, купеческий сын Александр Свечников и управляющий по доверенности надворного советника Воронина акцизным откупом коллежский ассесор Кракатица, а для наблюдения по искусственной части чиновник губернской строительной и дорожной комиссии Полонский”.
Как видим, существовавшая тогда традиция постройки храмов на всенародные пожертвования и здесь проявилась в полной мере. Вот почему архивист старается перечислить всех потрудившихся для этого благого дела, подробно описывает убранство вновь сооруженного храма и его торжественное освящение. Это действительно был праздник не только для минчан, но и жителей отдаленной округи.
“При усердном содействии церковь ныне воздвигнута на том же месте, пространством обширнее прежнего и обширностью своею удовлетворяет важности. В основании условий проекта лежало дать храму характер православный. Вход в церковь с трех сторон по особо устроенным крыльцам. Со входа на левой стороне в новоустроенном вызолоченном киоте поставлен чудотворный образ Божией Матери в том же облачении и рамке без всякого изменения, а на правой стороне в таком же киоте поставлена храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы. В иконостасе представляется нам живопись по образцам древним. Иконы эти пожертвованы купеческим сыном Александром Свечниковым и его супругою. При старании же Свечникова церковь украшается пожертвованными московскими купцами большим паникадилом, подсвечниками и прочею утварью. Супруга начальника губернии своим иждивением, большей частью, своими руками приготовила напрестольные облачения и все вообще принадлежности, служащие к украшению алтаря. 26 сентября в день праздника Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова назначено было освящение церкви, еще накануне сего дня вечером в присутствии начальника губернии совершена была Собором, по перенесении чудотворного образа в новоустроенный киот, всенощная, а назавтра, при собравшемся из города и окрестностей множестве чиновников, дворян и прочих, совершено было Высокопреосвященным Михаилом освящение церкви. По окончании церковного служения купеческим сыном Свечниковым были приглашены все на приготовленный здесь под открытым небом при церкви завтрак на покрытых белыми скатертями в длину более 6-ти сажен столах, а нижним чинам Минского гарнизонного батальона, прибывшим для парада, по распоряжению командовавшего в то время батальоном не мало также содействовавшего в постройке церкви майора Роговского, отпущено управляющим чарочным откупом евреем 5 ведер водки и роздано также 200 фунтовых белых булок. 1 октября в день храмового праздника Покрова Пресвятой Богородицы собрание народа было еще многочисленнее, поле кругом на большом пространстве темнелось, быв покрыто народом и рядами повозок и телег; за 70 и более верст прибыли узреть новый храм и поклониться святому образу в новом киоте”.
 
Таким образом, икона постоянно находилась в Крупцах до 1884 года, когда Преосвященный Варлаам, согласно желанию многих православных минчан, возбудил пред Святейшим Синодом ходатайство о разрешении переносить эту святыню с торжественнм крестным ходом в Минск, в построенную им Крестовую церковь архиерейского дома. Так как в зимнее время богослужение в Крупецкой церкви не совершалось, то желающие молиться перед иконой на полгода лишались этой возможности. Ходатайство было Синодом удовлетворено, и с тех пор Крупецкая икона Божией Матери ежегодно 6 мая (ст.стиль) торжественно переносилась в Крупцы, а 1 октября (ст.стиль) столь же торжественно возвращалась назад в Минск.
Шли годы. В 1924 году безбожными властями церковь была закрыта. Известно, что Крупецкая икона Божией Матери в 1925 году находилась в Свято-Екатерининской церкви, которая принадлежала тогда православным. В феврале 1927 года власти проверяли имущество Екатерининской церкви и обнаружили икону, не значившуюся в описи. Очевидно, православные верующие пытались укрыть свою святыню. Одновременно обновленцы, захватившие Свято-Петро-Павловский кафедральный собор, узнав о находке, потребовали ее передачи себе, что и было властями сделано. Таким образом, начиная с 1927 года, икона находилась в Свято-Петро-Павловском соборе до его уничтожения в 1936 году. Тогда же, в 1936 году, и Свято-Покровская церковь подверглась насильственному разрушению. Но не иссякал поток православных к целебному источнику.
Вот бесхитростные воспоминания Агафьи Яковлевны Коптенковой, 1917 года рождения, проживавшей в Минске по ул. Чкалова: “Я приехала в Минск в 1934 году. Тогда действующих церквей было мало, многие стояли закрытыми. Один храм взрывали на моих глазах. Когда я стала ходить на Криницу (1944-1946г.г.), храм уже был разрушен, а у подножия холма верующие находили обломки от икон, которые собирали и сжигали.
Сам источник находился внизу, вокруг росли деревья. Ходили к нему круглый год, обычно через дворы, приносили крест, в развилках деревьев ставили свечи.
На Кринице всегда находился один старичок. Он знал, что люди приезжали за целебной водой и каждое утро очищал источник, а один молодой человек осквернял его. Однажды старик не выдержал и в сердцах сказал: “Когда пойдешь в армию, чтоб первая пуля тебя убила”. Так все и случилось. Долго потом старик переживал, каялся, плакал на источнике перед людьми.
Еще был случай исцеления. Рано утром сын привез мать на источник ( у матери было заболевание глаз, уже назначен был день операции), женщина стала умываться, умылась три раза и говорит:”Сынок, я уже свет вижу”. Они приезжали еще несколько раз, и она полностью исцелилась.
Также исцелился младенец, ребенок был как парализован, искупали его в источнике, и он выздоровел. Было это в 1944 году”.
Во время войны почитаемая икона была утеряна, от деревни осталось всего несколько домов. Святое место еще совсем недавно находилось в запустении.
Но, к счастью, сохранило оно прежнюю живописность, уцелел и родник, вытекавший некогда из-под церковного алтаря. Сюда и пришли члены Братства во имя Архистратига Михаила.
…С упованием о Господе молятся братчики и прихожане возрожденного прихода. Власти города поддерживают начинания Братства, церковные владения на наших глазах возвращаются церкви, среди нынешних “сынов купеческих” отыскались люди, для которых чувство религиозное и чувство изящного не являются отвлеченными понятиями.
Православная Святыня возродилась, и наш город ныне украшает храмовый комплекс церкви Покрова Пресвятой Богородицы.
 
Строки летописи
21 ноября 1992 г., в день Архистратига Божия Михаила, силами Братства в Крупцах был установлен и освящен деревянный крест. Рядом, на чудотворном источнике, регулярно совершались водосвятные молебны, собирались средства на строительство храмового комплекса.
26 июня 1993 г. по случаю празднования 200-летия Минской епархии к Крупецкому источнику был совершен крестный ход от храма святой равноапостольной Марии Магдалины с участием представителей всех православных приходов г. Минска.
21 октября 1993 г. Минским горисполкомом был зарегестрирован приход Свято-Покровской церкви, что в Крупцах. В январе-феврале 1994 года там же был установлен железнодорожный вагон, преоборудованный под временное церковное сооружение, приобретена необходимая для богослужений церковная утварь, ноты и литература.
20 марта того же года на приходе возобновилось служение Божественной Литургии. В приход начали стекаться святыни. Из Свято-Преображенской церкви г.п. Раков Братству в дар был передан старинный список Крупецкой иконы Божией Матери. Позднее появились частицы мощей преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Александра Свирского. Сейчас в храме благоговейно сохраняются частицы мощей более 30 святых.
Совместно с “афганцами” братчиками был установлен и освящен памятный крест на Острове Слез у Троицкого предместья, где ныне сооружена часовня-памятник. Такой же крест поставлен у Свято-Петро-Павловского собора на Немиге в память 1000-летия Православия на Белой Руси. Члены Братства участвовали в работах по восстановлению этого собора и в богослужениях в нем. Тогда же была возобновлена и традиция паломничеств в Свято-Успенский Жировичский монастырь на праздник Успения Пресвятой Богородицы. Эти паломничества привлекают православных не только из Беларуси, но и наших собратьев из православной Белосточчины. Завязавшиеся дружеские отношения с ними помогли и делу восстановления Свято-Покровского храма. Совершались паломничества на Валаам, Соловки, в Дивеево, Иерусалим.
Одной из важнейших задач Братства является воспитание детей в православном духе, помощь в воцерковлении приходящей к Православию молодежи. Так с осени 1993 г. начала свою работу Воскресная школа Братства; функционирует церковный хор, получили распространение аудиокассеты и компактдиски с его записями, постоянно пополняет свои фонды братская библиотека; проводятся духовные беседы. Целый ряд церковно-общественных мероприятий, проведенных братством, нашел многочисленные отклики в средствах массовой информации.
Важным направлением работы Братства является издательская деятельность. С 1992 по 1996 год были изданы брошюры, катехизические листки и 15 книг, общий их тираж составил 55 тыс.экз. С 1997 по 1999 год включительно выпущено еще около пятидесяти наименований книг, среди которых весьма редкая работа священника Иоанна Флерова “О православных церковных братствах”, сборник стихов иеромонаха Романа, календари, молитвословы, акафисты.
Краткие строчки летописи Братства часто не могут в полной мере передать всю атмосферу истекших лет, все понесенные труды, все радости и искушения.
Главным событием 1995 г. стало начало постоянных богослужений в малом храме в честь Крупецкой иконы Божией Матери (первая Литургия совершена в нем 18 июля). Активно велось строительство вспомогательных помещений: Воскресной школы, гаража, склада, мастерских. А 22 июля того же года приход посетил Святейший Алексий II, Патриарх Московский и всея Руси, который освятил крест и памятный камень близ участка предполагаемого строительства Покровского храма.
14 октября 1997 г., в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, при большом стечении православных минчан и духовенства, была совершена торжественная закладка главного Свято-Покровского храма.
Год 1998-й: стройка набирает темпы, появились собственные автохозяйство и пасека. 24 апреля, на Светлой седмице, малый храм в честь Крупецкой иконы Божией Матери освящен митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом.
Год 1999-й: в сентябре начинает свою деятельность передвижная фотовыставка “Беларусь православная”, посвяшенная 2000-летию Рождества Христова. За год ее посетили свыше 150 тыс. человек, на основе ее материалов в 2006 г. был выпущен красочный фотоальбом.
Год 2000-й: главный храм подведен под крышу, в ноябре в минских вузах проведены Юбилейные Чтения, посвященные 2000-летию Рождества Христова.
В мае 2001 г. произведена закладка колокольни храмового комплекса Покрова Пресвятой Богородицы. 11 сентября, при служении Его Высокопреосвященства митрополита Минского и Слуцкого Филарета, совершено освящение и воздвижение креста на купол главного храма. В ноябре того же года в Минске проведены Вторые православные Чтения “Православие и современность”, организованные Братством Архистратига Михаила, ныне приобретшие статус традиционных.
В 2002-2007 годах были продолжены работы по строительству. В 2003 г. была издана книга “В послушании преданный”, посвященная 25-летию архипастыртского служения митрополита Филарета на белорусской земле.
В последующее десятилетие (2008-2017 г.г.) полностью завершены отделочные работы по Свято-Покровскому храму и колокольне с пристройкой, выполнены работы по благоустройству приходской территории. Активно работали братская столярная мастерская и автохозяйство. Среди многочисленных изданий Братства отметим выход в 2008г. красочного фотоальбома “Храмы и монастыри Минской епархии, а также книг известного православного писателя Бориса Ганаго.
 
В дальнейшем предусматривается завершение работ по обустройству пятиярусного иконостаса верхнего храма Покрова Пресвятой Богородицы, планируются расписные работы интерьера.
Год 2017-й — год 25-летнего юбилея нашего Братства. “Если угодно будет Господу и живы будем (Иак.4.15) — станем свидетелями еще многих и многих событий.
Господь да благословит труды братчиков на ниве духовного просвещения и возрождения нашего народа!
“Ты веришь, потому что Я тебе сказал…, увидишь больше сего” (Ин.1.50).
P.S. Являясь членом Братства со дня основания, автор приносит искреннюю благодарность его первому председателю О.В. Дихтиевскому и нынешнему председателю В.С. Каменкову за предоставленную информацию.
 
Протоиерей Павел Боянков