9 ноября день памяти Мученика Нестора Солунского (Фессалоникийского) (ок. 306).

09.11.2022

Свт. Феофан Затворник:

Господь убеждает к молитве обетованием услышания, поясняя его сердоболием естественного отца, благосклонного к прошениям детей своих. Но тут же намекает на причину и того, почему иногда бывают не услышаны или не исполняются молитвы и прошения. Отец не даст детям камня, вместо хлеба, и змеи, вместо рыбы. Если же естественный отец не делает так, тем более не станет так делать Отец Небесный. А прошения наши нередко походят на прошение змеи и камня. Нам кажется, что то хлеб и рыба, чего просим, а Отец Небесный видит, что просимое будет для нас камень или змея – и не дает просимого. Отец и мать изливают пред Богом теплые молитвы о сыне, да устроит ему лучшее, но вместе с тем выражают и то, что считают лучшим для своего сына, именно, чтобы был он жив, здоров и счастлив. Господь слышит молитву их и устраивает для сына их лучшее, только не по понятию просящих, а так, как оно есть на самом деле для сына их: посылает болезнь, от которой умирает сын. Для тех, у которых все кончается настоящею жизнью, это не услышание, а делание наперекор, или: предоставление лица, о котором молятся, его участи; для верующих же, что настоящая жизнь только приготовление к другой жизни, не может быть сомнения, что сын, о котором молились, заболел и умер именно потому, что услышана молитва и что для него лучше было отойти отсюда, чем оставаться тут. Скажешь: так на что же и молиться? Нет, не молиться нельзя, но в молитвах об определенных предметах всегда надо содержать в мысли условие: «если, Господи, Сам Ты находишь это спасительным». Св. Исаак Сирианин и всякую молитву советует сокращать так: «Тебе, Господи, ведомо, что для меня полезно: сотвори же со мной по воле Твоей».

 

Апостола Павла послание к колоссянам

Кол. 3:17 - 4:1

И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца.

Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе.

Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы.

Дети, будьте послушны родителям вашим во всем, ибо это благоугодно Господу.

Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали.

Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога.

И всё, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков,

зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу.

А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия.

Господа́, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах.

 

Евангелие по Луке

Лк. 11:9-13

И Я скажу вам: проси́те, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,

ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?

Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?

Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него.

 

Из Охридского Пролога за 27 октября

Рассуждение

Чудо, совершенное святым Димитрием Солунским. О том, что Божии святые жительствуют на небесах, облеченные в великую славу и силу, православный христианин знает не по неким собственным умозаключениям, а по истинной помощи [получаемой от них] и по явлениям святых [небожителей]. Иногда они являются так, что человек и видит их, и слышит; иногда он их только видит или слышит, а порой они незримо и неслышно влияют на наши мысли, на наше положение и на наш образ действий. В ряду многих чудес, сотворенных святым великомучеником Димитрием, отмечено и такое. В храме святого Димитрия в Солуни на должность пономаря был поставлен некий юноша Онисифор. Главным его делом было следить за свечами и лампадами. Сей юнец принялся воровать свечи, уносить их домой, а затем перепродавать. Явился ему святой Димитрий и сказал: «Брат Онисифор, не угодно мне твое дело, ибо крадешь ты свечи и наносишь этим ущерб другим, а больше всего – самому себе. Брось это и покайся!» Онисифор испугался и устыдился, так что некоторое время не похищал свечей. Но затем забыл обо всем и снова принялся за старое. Как-то раз утром некий знатный человек принес большие свечи на гробницу святого Димитрия, зажег их, помолился и вышел. Онисифор же приблизился к свечам и протянул руку, намереваясь их взять. Но в ту же минуту раздался голос, подобный [раскату] грома: «Неужели ты опять это делаешь?» Точно сраженный ударом молнии [в серб. букв.: как громом пораженный. – Ред.], Онисифор упал на землю и потерял сознание. Когда пришли люди, то подняли его, и он постепенно очнулся от обморока и поведал обо всем, что́ с ним произошло. И все ужаснулись и прославили Бога.

Проповедь о ревности по дому Божию

Ревность дому Твоего снеде́ мя, и поношения

поносящих Ти нападоша на мя.

Пс. 68:10

Небеса суть дом Божий. Церковь Божия – дом Божий. Тела верующих людей суть дом Божий. Там, где Бог, там дом Божий; а где дом Божий, там святыня. Оскверняют люди Божию святыню, и царственный пророк гневается и пылает ревностью. Все поношения Божией святыни принимает он на себя, и они падают на него как огонь, еще больше воспламеняющий его ревностью. Опорочивают люди небеса, если не верят тому и отрицают то, что Сам Бог открыл людям ради их спасения. Если же люди противятся истине, либо извращают ее, подобно еретикам, либо самовольно, своим плотским умом судят о Господе Иисусе Христе, либо сомневаются в бытии Ангелов и святых, а также в грядущем Суде, и в бессмертном Христовом Царствии, и в вечном наказании нераскаянных грешников, – во всех сих и сродных им случаях они словно разбойники нападают на дом Божий, оскверняя святыню этого дома. Тогда весь пыл праведного сердца восстает против богоборчества и богохульства. Точно так же ополчаются люди против дома Божией святыни, если недостойно относятся к Церкви Божий, нерадят об исполнении церковных канонов и правил, ленятся следовать церковным предписаниям, ожесточаются против священнослужителей. Тогда тоже воспламеняется ревность по святости дома Божия в сердце праведном и благочестивом. Наконец и унижение человеческого тела: предание его страстям, служение грехам, умыканию, убийству, грубости, пьянству и прочим неприглядным делам – [всё] это посягательство на святость дома Божия, всё это – хуление и поношение Бога и человека. И паки вскипает и вздымается рвение поборников святыни, освещая людям путь, подобно небесному пламени.

О братья мои, возьмем себе примером Христову ревность по святости дома Божия (Ин. 2:17), а также ревность Апостолов и Святых Отцов нашей Православной Церкви. Поревнуем о нашем спасении больше и усерднее, нежели диавол денно и нощно ревнует о нашей погибели.

О Господи Иисусе Христе, образец ревности к святыни, всади в нас искру Твоего рвения, дабы, ревнуя, походили мы на Тебя и спаслись Тобой. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

НЕСТОР СОЛУНСКИЙ (ФЕССАЛОНИКИЙСКИЙ), МУЧЕНИК

Юно­ша Нестор был уче­ни­ком свя­то­го Ди­мит­рия Со­лун­ско­го, при­хо­див­ший в тюрь­му слу­шать его на­став­ле­ния. По слу­чаю им­пе­ра­тор­ско­го при­бы­тия в Со­лу­ни про­ис­хо­ди­ли гла­ди­а­тор­ские иг­ры. Некий гер­ма­нец Лий, лю­би­мый си­лач им­пе­ра­то­ра, одоле­вал всех и сбра­сы­вал с по­мо­ста на ост­рые ко­пья. Нестор, ви­дя, как Лий уби­вал хри­сти­ан, ре­шил­ся всту­пить в борь­бу с ним и по­шел к Ди­мит­рию в тем­ни­цу про­сить его мо­лит­вы и бла­го­сло­ве­ния. Свя­тый осе­нил его крест­ным зна­ме­ни­ем и ска­зал: «Лия по­бе­дишь и сам по­ст­раж­дешь за Хри­ста!» Укреп­лен­ный все­мо­гу­щей си­лой Бо­жи­ей, юно­ша-хри­сти­а­нин, к по­срам­ле­нию языч­ни­ков, по­бе­дил Лия и сбро­сил его с по­мо­ста на ко­пья. Взбе­шен­ный им­пе­ра­тор, узнав, что Нестор – хри­сти­а­нин и уче­ник свя­то­го Ди­мит­рия, по­ве­лел немед­лен­но каз­нить свя­то­го, ко­то­рый был тот­час обез­глав­лен.

Тропарь мученику Нестору Солунскому, глас 4

Му́ченик Твой, Го́споди, Не́стор,/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́ Бо́га на́шего,/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости:/ того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Нестор подвигом своим венец нетленный получил от Тебя, Бога нашего; ибо он, имея силу Твою, мучителей низложил, сокрушил и демонов немощные дерзости. По молитвам его, Христе Боже, спаси души наши.

Кондак мученику Нестору Солунскому, глас 2

Страда́льчествовав до́бре, безсме́ртную сла́ву насле́довал еси́ ны́не,/ я́ко во́ин изря́дный Влады́ки был еси́, моли́твами Дими́трия му́ченика:// с ним у́бо, Не́сторе му́дре, моля́ не преста́й о всех нас.

Перевод: В мученичестве своем бессмертную славу наследовал ты сейчас, как воин превосходный Владыки ты был, по молитвам мученика Димитрия, с ним же, Нестор мудрый, не переставай молиться обо всех нас.

Ин кондак мученику Нестору Солунскому, глас 4

Благоче́стия непобеди́маго во́ина/ и и́стине согла́сника и ору́жника/ вси по достоя́нию восхва́лим Не́стора вели́каго днесь/ и к нему́ возопие́м:// моли́ Христа́ Бо́га о всех нас.

Перевод: Благочестия непобедимого воина и истины единомышленника и защитника, все достойно прославим Нестора великого сегодня и к нему воззовем: «Моли Христа Бога обо всех нас».