5 июня день памяти Преподобной Евфросинии, игуменьи Полоцкой

05.06.2022

 

Евангелие и Апостол дня

Ин.21:1-14

 После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так:

были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.

Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.

А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус.

Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет.

Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить сети от множества рыбы.

Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море.

А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою.

Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб.

Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали.

Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, которых было сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.

Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты? зная, что это Господь.

Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.

Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых.

 

Деян. 20:16-18, 28-36

ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,

и, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,

Итак, внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освященными.

Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:

сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.

Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать».

Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился.

 

Ин. 17:1-13

После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святой! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.

 

Из Охридского Пролога за 23 мая:

Рассуждение

Духовный человек изъясняет все предметы и все природные явления в духовном и символическом смысле, из всего извлекая пользу для своей души. Однажды братия, придя к преподобному Иоанну Колову, стала ему рассказывать, что прошел обильный дождь и полил пальмы, на пальмах начали пышно разрастаться молодые ветви, так что у монахов будет вдоволь материала для своего рукоделия. Преподобный Иоанн немного задумался, а потом сказал братии: «Точно так же и Дух Святой нисходит в сердца подвижников, отчего получают они новую силу и пускают отрасли страха Божия».

Проповедь о том, что не следует оскорблять Духа Божия

И не оскорбляйте Святаго Духа Божия,

Которым вы запечатлены в день искупления.

Еф.4:30

«Печать дара Духа Святаго!» – было произнесено, братья, над каждым из нас, крестившимся водою и Духом. Дух Божий дан нам не по нашей заслуге – да не помыслит никто сего! – а по милости Бога Живого. Ведь в обычных отношениях между людьми радуется как подающий, так и принимающий. Одаривание – это радость с обеих сторон. Чем больше дар – тем обильнее и радость. Радуется и Бог, подавая благодать Духа Своего Святого; как тогда не радоваться [и] людям, ее принимающим? Приемлющий [милостыню] бедняк обычно радуется больше подающего богача – как тогда не радоваться убогим людям, приемлющим величайший дар от щедрого Бога?

Чем оскорбляют [в серб. букв.: огорчают. – Ред.] люди Духа Божия? Апостол, заповедавший Духа Божия не оскорблять, тотчас поясняет, чем этот Дух оскорбляется: всяким раздражением, и яростью, и гневом, и криком, и злоречием (хулой, сквернословием) со всякою злобою. Все эти пороки да будут удалены от вас, – повелевает Апостол. Одним словом, Духа Божия оскорбляет любой наш грех. Да будет удален от нас всякий грех – и [тогда] Дух Божий будет радостен и мы исполнимся радости от Него. Приняв в свой дом какого-либо высокого гостя, мы стараемся делать всё то, что этому гостю угодно. Но разве может быть гость более почетный, нежели Святой Дух Божий? И если Он Высочайший и самый желанный наш Гость, то надлежит нам приложить все старания к тому, чтобы Ему угодить. Мы знаем, чем можно угождать Духу Божию, – тем же самым, чем и Владыке Христу. А Господь сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14:15). Итак, кто соблюдает Христовы заповеди, тот и имеет любовь к Сыну, храня заповеданное Им; тот угождает Отцу и Духу Святому. Особо советует Апостол быть друг ко другу добрыми, сострадательными и прощать друг друга. Если мы добры, если мы сострадательны, если прощаем мы друг друга, то этим угождаем Божиему Духу, гостящему в наших сердцах. Тогда радуется в нас Дух Божий, и всё наше существо [тогда] наполняется трепетом от некой неизреченной отрады.

О братья мои, будем стараться не оскорбить Высочайшего Гостя, приходящего к нам с пребогатыми дарами.

О Боже Душе Святый, прости нам небрежение к Твоему бессмертному величию и не оставь нас, окаянных и ничтожных, без Себя. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНАЯ ЕВФРОСИНИЯ, ИГУМЕНИЯ ПОЛОЦКАЯ

Преподобная Евфросиния, носившая в миру имя Предслава, происходила из древнего княжеского рода, истоки которого восходят к святому равноапостольному Владимиру и Рогнеде. Родилась Предслава в начале XII века в семье полоцкого князя Георгия и княгини Софии. Из жития преподобной известно, что годы своего отрочества она посвящала чтению Священного Писания и творений святых и имела такое прилежание к учению, которому удивлялся даже ее отец.

Слава о мудрости и красоте Предславы распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие именитые князья искали ее руки. Однако, достигнув совершеннолетия, Предслава не захотела вступать в брак. Чувствуя в своей душе горячее желание всецело посвятить себя служению Господу, княжна тайно от родителей ушла в один из монастырей, в котором в то время игуменией была ее родная тетя, вдова князя Романа.

Речи юной Предславы, ее намерение оставить мир и облечься в иноческие одежды поначалу привели игумению в трепет и смущение. Она стала уговаривать племянницу отказаться от задуманного. Но после беседы с Предславой, как повествует древнее житие, удивилась блаженная княгиня «разуму отроковицы и ее любви к Богу и повелела исполнить волю ее. И огласил ее иерей, и постриг ее; и нарекли ей имя Евфросиния…».

В скором времени святая Евфросиния по благословению епископа Илии перешла на жительство в келию при Полоцком Софийском соборе. Избрав для духовных подвигов это святое место, инокиня-княжна день и ночь славословила Бога, а в свободные от молитвы и богомыслия часы занималась переписыванием священных книг. «Вселившись же начала преподобная Евфросиния… книги писать своими руками и, плату взимая, отдавать нуждающимся».

Однажды в сонном видении преподобной явился Ангел и возвестил о том, что надлежит ей идти на место, называемое Сельцо, и основать там девическую обитель. В ту же самую ночь тот же Ангел явился и епископу Илии и сказал: «Введи рабу Божию Евфросинию в церковку Святого Спаса, что на Сельце, ибо место то святое, а она достойна Царства Небесного».

 

Следуя зову Божию, получив благословение епископа, преподобная с одной из черноризиц вскоре отправилась в путь, взяв с собой только книги и три хлеба. Придя в загородное Сельцо, она водворилась там и стала еще усерднее подвизаться в молитвах к Богу.

По прошествии некоторого времени начали приходить на жительство к преподобной девицы, искавшие спасения души и руководства опытной наставницы. Образовалась иноческая обитель. Желая приобщить к иноческой жизни свою младшую сестру Градиславу, преподобная Евфросиния взяла ее в монастырь для научения грамоте. Впоследствии Градислава не захотела возвратиться в мир и была пострижена с именем Евдокия. Вскоре и дочь князя Бориса Звенислава, двоюродная сестра преподобной, также пришла в обитель и принесла с собой богатое приданое, приготовленное ей к бракосочетанию.

Звенислава выразила желание избежать супружества и уневеститься Христу. С любовью приняла ее игумения Евфросиния и «повелела иерею постричь ее, – и нарекли ей имя Евпраксия».

Находясь под особым попечением Божиим, обитель «у церкви Спаса» духовно процветала и благоукрашалась. Когда в монастыре собралось много инокинь, преподобная захотела возвести на месте ветхого деревянного храма каменный. На это благое дело Господь призвал талантливого мастера, зодчего Иоанна, под руководством которого величественный храм в честь Всемилостивого Спаса был воздвигнут всего за тридцать недель.

Как повествует древнее житие, незадолго до окончания строительства Спасской церкви монастырские работники обнаружили, что количество приготовленной плинфы недостаточно. «…И поискав, не нашли ничего. И печалилась об этом Евфросиния и, вздохнувши, сказала: “Слава Тебе, Владыко, Вседержителю и Человеколюбче, даровавший нам большее, – подай же нам и меньшее, чем совершится церковь Твоя”. И так она помолилась, и поутру, по устроению Божию, в печи были найдены плинфы», благодаря чему и удалось завершить строительство в назначенный срок.

По благословению преподобной Евфросинии, в 1161 году для Спасского храма искусный мастер-ювелир Лазарь Богша изготовил напрестольный крест-ковчег. «Честное древо безценно», – гласила сделанная на нем надпись. Крест содержал в себе великие святыни: частицу Животворящего Древа с каплей Крови Спасителя, частицы камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, частицы мощей первомученика архидиакона Стефана, великомученика и целителя Пантелеимона и каплю крови великомученика Димитрия Солунского. Лазарь Богша в совершенстве владел приемами византийской техники перегородчатой эмали: тончайшими перегородками он написал на Кресте образы Иисуса Христа, Божией Матери и святых.

Неподалеку от Спасской обители преподобная Евфросиния воздвигла другую каменную церковь – в честь Пресвятой Богородицы. «И ее создав, украсила иконами и, освятив, передала монахам, – и был монастырь большой». Именно для Богородицкой обители пожелала святая испросить в Византии древний Эфесский образ Пречистой Девы, написанный, по преданию, самим апостолом и евангелистом Лукой. С этой целью отправила она в Царьград к императору Мануилу Комнину и Патриарху Луке Хрисовергу «слугу» своего Михаила со многими дарами. И ради усердной просьбы полоцкой игумении «послал [император – Ред.] в Эфес семьсот воинов своих; и те пошли и принесли икону Пресвятой Богородицы. Патриарх же Лука, собрав епископов и собор весь во Святой Софии и благословив всех, отдал икону слуге преподобной Евфросинии». Как только Эфесский образ был доставлен в Полоцк, преподобная «внесла его в церковь Пресвятой Богородицы, поставила и, воздев руки, молвила: “Слава Тебе, Господи, слава Тебе!..”. И то сказав, украсила она икону золотом и камнями драгоценными и установила каждый вторник носить ее по святым церквам».

Еще при жизни блаженной Евфросинии Господь прославил основанные ею обители. Они стали центрами книжности и просвещения Полоцкой земли. Из них, как из источников благодати, многие почерпали обильно духовные знание и мудрость. Святая же игумения, видя множество инокинь и иноков, собранных во имя Господне, «радовалась им, как своему спасению…» и прилагала неустанное попечение о вверенных ей душах.

Достигнув возраста маститой старости и высоты духовного совершенства, захотела преподобная совершить паломничество во Святую Землю и поклониться Гробу Господню. Отправляясь в Иерусалим, она поручила управление Спасским и Богородицким монастырями своей сестре - монахине Евдокии. Спутниками блаженной Евфросинии во Святой Град стали ее брат Давид и сестра Евпраксия.

Во время своего пребывания в Иерусалиме трижды приходила святая поклониться Живоносному Гробу Господню. Преподобная молила Бога, чтобы Он удостоил ее завершить земной путь на месте Его страданий и воскресения, и молитва ее была услышана. Вскоре святая «Божиим посещением впала в недуг и начала болеть». Перед кончиной Господь послал к ней Ангела Своего со словами: «Блаженна ты в женах, благословен труд твой. Вот уже отверсты тебе двери райские, и все Ангелы собрались, держа свечи, ожидая встречи с тобою…» И так сказав, Ангел отошел от нее. 23 мая (5 июня по н. ст.) 1173 года, причастившись Святых Христовых Таин, блаженная Евфросиния почила о Господе. Честное тело ее было погребено в монастыре преподобного Феодосия Великого, при паперти церкви Пресвятой Богородицы.

Спустя четырнадцать лет, в 1187 году, когда Иерусалим захватил египетский султан Салах-ад-Дин, иноки русского Богородицкого монастыря, покидая Святую Землю, взяли с собой нетленные мощи полоцкой княжны и перевезли их в свое отечество. Так как на Руси из-за частых княжеских междоусобиц было в те времена неспокойно, святыню не удалось доставить в Полоцк, на место земных подвигов угодницы Божией. Нетленные мощи преподобной Евфросинии были принесены в Киево-Печерскую Лавру. Впоследствии в Дальних Пещерах этой древней обители они почивали более семи столетий.

В период царствования благочестивого Российского Императора Николая II, в 1910 году, святые мощи преподобной были торжественно перенесены из Киева в Полоцк, в основанный ею Спасский монастырь. Здесь они покоятся и в настоящее время, нетлением и чудесами свидетельствуя нашим современникам об истинности православной веры, о любви к Богу, которая сильнее смерти, о великом дерзновении святых, ходатайствующих за нас пред Господом.

Преподобная Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.

Тропарь преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, глас 4

Подража́ющи дванадесятоле́тна дванадесятоле́тну Христу́,/ учи́вшему во святи́лищи Бо́жию сло́ву,/ после́довала еси́, Евфроси́ние./ Сла́ву вре́менную и земна́го обру́чника оста́вльши/ и вся мирска́я презре́вши/ красне́йшему па́че всех Христу́ себе́ уневе́стила еси́,/ крест взе́мши, путе́м а́нгельскаго жития́ ше́ствующи/ и мно́гия к Нему́ наставля́ющи,/ во благоуха́нии ми́ра, в Небе́сный Черто́г востекла́ еси́,/ иде́же моли́, Его́же возлюби́ла еси́,// о чту́щих благоче́стно па́мять твою́.

Перевод: В двенадцатилетнем возрасте, подражая двенадцатилетнему Христу, учившему в Храме слову Божию (Лк.2:41-49), ты последовала за Ним, Евфросиния. Временную славу и земного жениха оставив и все мирское презрев, ты обручила себя Тому, кто прекраснее всех - Христу. Подняв крест, шествуя путем ангельской жизни и многих к Нему наставляя, в благоухании мира ты поднялась в Царствие Небесное, где моли, Кого возлюбила ты, о почитающих благочестиво память твою.

Ин тропарь преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, глас 4

Бога́тство свое́ ни́щим расточи́вши/ и сла́ву кня́жескую ни во что же вмени́вши,/ обру́чника вре́меннаго, кра́сная де́во, возгнуша́лася еси́/ и, уневе́стившися Жениху́ Христу́,/ Тому́, я́коже ве́но, чистоту́ душе́вную и теле́сную принесла́ еси́, Евфроси́ние./ Ему́же ны́не в весе́лии предстоя́,// помина́й нас, чту́щих па́мять твою́.

Перевод: Богатство свое ты раздала нищим и славой княжеской пренебрегла, от временного жениха, прекрасная дева, ты отвратилась и, обручив себя Жениху Христу, Ему ты, как приданое, принесла свою душевную и телесную чистоту, Евфросиния. Ему же сейчас с радостью предстоя, вспоминай нас, почитающих память твою.

Кондак преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, глас 8

Избра́нней Бо́гом от самаго́ рожде́ния/ и призва́нней на служе́ние Ему́,/ в чи́не а́нгельстем Го́сподеви послужи́вшей свя́то,/ и преподо́бно пожи́вшей,/ и ны́не с Небе́сными си́лами Го́спода восхваля́ющей,/ о нас же, гре́шных, пред Го́сподем хода́тайствующей,/ с ра́достию и любо́вию воззове́м:// ра́дуйся, Евфроси́ние, неве́сто Христо́ва всечестна́я.

Перевод: К избранной Богом от самого рождения и призванной на служение Ему, в чине ангельском (в монашестве) Господу послужившей свято, и преподобно прожившей, и сейчас с Небесными силами Господа прославляющей, о нас же, грешных, перед Господом ходатайствующей, с радостью и любовью воззовем: «Радуйся, Евфросиния, невеста Христова, всеми почитаемая».

Ин кондак преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, глас 8

Чи́стое свое́ де́вство и честно́е/ ми́лостынею, я́ко свети́льник еле́ем, украси́вшую/ и с му́дрыми де́вами в пресве́тлый черто́г Христо́в вше́дшую,/ Евфроси́нию сла́вную ублажи́м/ и, припа́дше к честны́м ея́ моще́м, наслади́мся ея́ благоуха́ния/ и уми́льне к ней возопие́м:/ я́ко име́я дерзнове́ние ко Христу́ Бо́гу// моли́ изба́витися злово́ния страсте́й и спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Чистое и почитаемое свое девство снабдив делами милости, как светильник маслом, и с мудрыми девами в пресветлый чертог Христов вошедшую (Мф.25:1-10), Евфросинию славную прославим и, припав к почитаемым ее мощам, насладимся ее благоуханием и в сокрушении сердечном к ней воззовем: «Имеющая дерзновение ко Христу Богу, моли об избавлении нашем от зловония страстей и о спасении наших душ».

Ин кондак преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой, глас 4

Превита́вши от земли́ По́лотския,/ оте́чество свое́, я́ко Авраа́м, насле́довавши, Евфроси́ние,/ зе́млю высо́ку сообра́зну — Го́рний Сио́н,/ те́мже те́ло твое́ душе́вным благому́жествием, страда́нием по́стным/ я́ко же́ртву приноси́ла еси́// милосе́рдием Свои́м, Да́вшему Себе́ за челове́ки Же́ртву благоприя́тну.

Перевод: Странствуя от земли Полоцкой, отечество свое, как Авраам, ты унаследовала, Евфросиния, в земле возвышенной, подобной Небесному Сиону, потому что тело твое благоразумным мужеством, страданием в пощении, как жертву приносила ты  Отдавшему Себя по милосердию Своему за людей в благоприятную Жертву.

Молитва преподобной Евфросинии, игумении Полоцкой 

О, преподо́бная и приснопа́мятная, всехва́льная ма́ти Евфроси́ние, А́нгеле во плоти, Богоизбра́нный сосу́де Свята́го Ду́ха, Це́ркве Христо́вы похвало́ и украше́ние, мона́шествующих сла́во и утвержде́ние, оте́честву, оби́тели твое́й и всей стране́ по́моще, покро́ве и защи́тнице! Ты еси́, я́ко дре́во, насажде́нное при исхо́дищих вод, плоды́ доброде́телей твои́х и благода́тными дарова́нии Свята́го Ду́ха укра́шенная, наста́внице де́лом и сло́вом, избра́нная, непоро́чная и до́брая. Услы́ши ны, моля́щияся тебе́ и призыва́ющия и́мя твое́, и́маши бо дерзнове́ние у Го́спода. Испроси́ нам преспе́яние в жи́зни доброде́тельней, огради́ сердца́ на́ша ве́рою, наде́ждою и любо́вию и стра́хом Бо́жиим. Пода́й нам по́мощь в труде́х и ско́рбех на́ших и, я́коже попече́ние име́ла еси́ в житии́ твое́м о оби́тели твое́й и и́ночествующих, та́ко и ны́не потщи́ся о нас, благопоспеши́ти нам во всем: и оби́тель твою́ огради́ ми́ром и защити́ от враг ви́димых и неви́димых, да преуспева́ет и процвета́ет в доброде́телех. Изми́ ны от вся́кия ну́жды и тесноты́, от лю́тых боле́зней и от неча́янныя сме́рти и приведи́ ны ко и́стинному покая́нию при исхо́де из жи́зни сея́; испроси́ нам у Го́спода Бо́га кончи́ну ми́рну, безболе́зненну, непосты́дну, святы́х Та́ин прича́стну и преведи́ ны чрез мыта́рства возду́шная, да не похи́тят нас истяза́телие гро́знии по грехо́м на́шим, но да твои́м заступле́нием и по́мощию возмо́жем безбе́дно проити́ истяза́ние возду́шное, и ми́лость получи́ти, и предста́ти неосужде́нно стра́шному Престо́лу, и на Стра́шнем Суди́щи сподо́битися одесну́ю ста́ти Пра́веднаго Судии́, и насле́довати пра́ведных часть. Ей, госпоже́, всечестна́я ма́ти, преподо́бная Евфроси́ние, помози́ нам моли́твами твои́ми, огради́ нас и заступи́ от вся́ких ко́зней вра́жиих, да сподо́бимся прейти́ вре́мя жи́зни сея́ непреткнове́нно и спасе́ние получи́ти моли́твами твои́ми у Христа́ Го́спода, Его́же и сподо́бимся пе́ти и славосло́вити со Безнача́льным Отце́м и со Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.