4 сентября день памяти Грузинской иконы Божией Матери (1650).

04.09.2021

Доброго дня всем, здоровья, радости, настроения в пути, работе, учебе, лечении и иных делах во славу Божию, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Грузинская", архистратигов Михаила, Иегудиила, ангелов хранителей наших и проч. святых Небесных Сил, прп. Исаакия 1 Оптинского и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года:

Господь говорит, что брачный союз первоначально Сам Бог благословил, и вложил закон этот в естество наше; о тех же, кои хотят не жениться сказал: "Кто может вместить, да вместит". Ясно, что хоть и признал Он брак законом естественным, но не настолько необходимым и неизбежным, чтоб не было места безбрачию. И последнее Он разрешает, но ограждает условием, которое сближает его с законом естества. Скопец от рождения - безбрачен по закону естественному; но и тот, кто своим произволением поставляет себя в такое состояние, в каком естественный скопец находится по рождению без участия воли - становится на одной с ним линии в отношении к естественным потребностям. Следовательно, в этом отношении как первый, так и второй - естественные безбрачники. Отчего же духовное скопчество или безбрачие произвольное считают неестественным? Оттого, что не понимают естества. У них только то и естественно, что естественно телу, а что естественно духу и что вследствие воздействия его на тело становится естественным, того они не хотят считать естественным. И добро бы это были люди все из числа материалистов, а то нет: поговори с ними о чем-нибудь другом, резонно рассуждают.

1-е посл. к Коринфянам св. ап. Павла Гл. 1 (3-9):

благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, потому что в Нем вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием,- ибо свидетельство Христово утвердилось в вас,- так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа. Верен Бог, Которым вы призваны в общение Сына Его Иисуса Христа, Господа нашего.

От Матфея св. благовествование Гл. 19 (3-12):

И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано, ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного. Кто может вместить, да вместит.

Из Пролога: август, 22 день.

Пресвятая Богородица гонит от нас демонов. (Повесть об иконе Пресвятыя Богородицы «Грузинская»): В акафисте Пресвятой Богородице, между прочим, читаем: «радуйся, бесов многоплачевное поражение; радуйся, невидимых врагов мучение, радуйся, мучителя бесчеловечного изметающая от начальства, радуйся, низпадение бесов!» Что значат эти слова? То, что Пресвятая Богородица гонит от нас демонов и они боятся Ее. Это доказать нетрудно. Был один человек, говорится в Прологе, по имени Кодрат. Он был бесноватый, и бесы однажды гнали его через пустыню десять недель. Он погибал от голода и ждал себе смерти. Но Пресвятая Богородица в пустыне явилась ему, изгнала из него демонов, укрепила его, путь к дому родителей его показала, и он сделался совершенно здоровым. Еще: однажды преподобный Петр Афонский, обозрев многие горы и равнины на Афоне, расселины и пропасти, нашел, наконец, одну весьма глубокую и темную пещеру, очень удобную для помещения. В этой пещере гнездилось бесчисленное число змий и гадов, а еще более демонов. Лишь только демоны увидали святого, приближавшегося к их гнездилищу, явление его там почли великим для себя злом и восстали против него со всею своею злобою; но он, презирая злобу их, в этом Богосозданном убежище, призвав имя Его Пречистой Матери, дерзновенно вошел в пещеру, и множество бесов исчезли. (Аф. Пат. ч. 1, стр. 23). Затем и святителю Николаю Пресвятая Богородица про иноков Афонских говорила: «Я ослаблю вражескую против них брань, и имя их сделаю славным во всей подсолнечной». (Аф. Пат. ч. 1, стр. 21). Итак, несомненно, что Пресвятая Богородица гонит от нас демонов и они боятся Ее. К чему это обязывает нас? К тому, чтобы мы, помня, что Владычица есть для нас столп огненный, укрывающий нас от бесов, постоянно восстающих на нас, и что Она есть многоплачевное поражение их и низпадение, и что Она всегда их от нас гонит, вместе с сим и на будущее время просим Ее, чтобы Она покрывала нас кровом крил Своих, защищала нас от всех невидимых врагов и чтобы и в нас самих поражала внутреннего тлетворного змия, зияющего пожрати ны. Аминь.

Ко­гда в 1622 го­ду пер­сид­ский шах Аб­бас по­ко­рил Гру­зию, мно­гие хри­сти­ан­ские свя­ты­ни бы­ли по­хи­ще­ны, от­ве­зе­ны в Пер­сию и про­да­ны на­хо­див­шим­ся в то вре­мя в этой стране рус­ским куп­цам. Так Гру­зин­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри, укра­шен­ная се­реб­ром и зо­ло­том, по­па­ла к неко­е­му куп­цу Сте­фа­ну, ко­то­рый хра­нил ее с глу­бо­ким по­чи­та­ни­ем и бла­го­го­ве­ни­ем. В это же вре­мя в Яро­слав­ле ку­пец Ге­ор­гий Лыт­кин, по тор­го­вым де­лам ко­то­ро­го Сте­фан был в Пер­сии, по­лу­чил во сне от­кро­ве­ние о свя­тыне, при­об­ре­тен­ной Сте­фа­ном, и по­ве­ле­ние ото­слать ее в Чер­но­гор­ский мо­на­стырь Ар­хан­гель­ской епар­хии, ос­но­ван­ный в 1603 го­ду. Ко­гда в 1629 го­ду Сте­фан воз­вра­тил­ся на Ро­ди­ну и по­ка­зал ико­ну Ге­ор­гию Лыт­ки­ну, тот вспом­нил о сво­ем ви­де­нии и от­пра­вил­ся в Двин­ские пре­де­лы в Чер­но­гор­скую оби­тель (на­зва­на она так по­то­му, что бы­ла по­стро­е­на на го­ри­стом и мрач­ном ме­сте, из­дав­на име­но­вав­шем­ся Чер­ной го­рой; впо­след­ствии оби­тель бы­ла пе­ре­име­но­ва­на в Крас­но­гор­скую). Там ико­на и про­сла­ви­лась чу­до­тво­ре­ни­я­ми. В 1654 го­ду во вре­мя мо­ро­вой яз­вы ико­на бы­ла при­не­се­на в Моск­ву, и мо­лив­ши­е­ся пе­ред ней из­бе­га­ли смер­то­нос­ной яз­вы.

Ныне ико­на пре­бы­ва­ет в хра­ме Жи­во­на­чаль­ной Тро­и­цы в Ни­кит­ни­ках г. Моск­вы. Мно­же­ство спис­ков с Гру­зин­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, хра­ня­щи­е­ся и хра­нив­ши­е­ся ра­нее во мно­гих хра­мах Моск­вы, хра­ме свя­ти­те­ля Мар­ти­на Ис­по­вед­ни­ка (Воз­не­се­ния Гос­под­ня) в Алек­се­ев­ской но­вой сло­бо­де, Ра­иф­ской Бо­го­ро­дич­ной об­ще­жи­тель­ной пу­сты­ни Ка­зан­ской епар­хии, раз­ру­шен­ном в 1935 го­ду хра­ме в честь Гру­зин­ской ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы в Санкт-Пе­тер­бур­ге (при по­дво­рье Крас­но­гор­ско­го Бо­го­ро­диц­ко­го муж­ско­го мо­на­сты­ря Ар­хан­гель­ской епар­хии), сви­де­тель­ству­ют о ее глу­бо­ком по­чи­та­нии.

В 1658 го­ду по бла­го­сло­ве­нию Пат­ри­ар­ха Ни­ко­на бы­ло уста­нов­ле­но еже­год­ное празд­но­ва­ние Гру­зин­ской иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри. Служ­ба бы­ла со­став­ле­на в 1698 го­ду смот­ри­те­лем Мос­ков­ской ти­по­гра­фии Фе­о­до­ром По­ли­кар­по­вым.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской), глас 4

Днесь све́тло красу́ется оби́тель Красного́рская,/ и с не́ю ликовству́ет Раи́фская пу́стыня,/ я́ко зарю́ со́лнечную, от восто́ка возсия́вшую, восприи́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ е́юже разгоня́еши мглу искуше́ний и бед от вопию́щих ве́рно:/ изба́ви оби́тель на́шу и вся страны́ христиа́нския от всех наве́т вра́жиих// и спаси́ ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рдная Засту́пница ро́да христиа́нского.

Ин тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской), глас 5

Веселя́тся правосла́внии наро́ди,/ ви́дяще, Влады́чице Де́во Богоро́дице,/ Твою́ пречу́дную и чудотво́рную ико́ну,/ и прие́млют врачевство́ душе́вное и теле́сное Твое́ю ми́лостию всегда́./ Те́мже и мы, покланя́ющеся о́ней, усе́рдно Тебе́ вопие́м:/ поми́луй, Блага́я Ма́ти, смире́нныя рабы́ Твоя́/ и изба́ви нас от вся́каго зла и наве́та вра́жия,/ моля́щи Сы́на Твоего́, Го́спода Иису́са,/ да, спа́сшеся зде, Небе́сное жи́тельство получи́м// человеколю́бием и благода́тию Его́.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской), глас 8

Тебе́, Избра́нней от всех родо́в, Бо́жией Ма́тери,/ благода́рственная пе́ния прино́сим,/ прише́ствием честны́я Твоея́ ико́ны, раби́ Твои́, Богоро́дице, озаря́еми,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской), глас 6

А́ще попуще́нием Боже́ственным/ от рук неве́рных честна́я Твоя́, Влады́чице, ико́на/ поруга́нию подве́ржеся/ и копие́м ва́рвар прободе́на быстъ,/ оба́че во стране́ на́шей Правосла́вней/ любоче́стно все́ми прославля́ется/ и благогове́йно почита́ется,/ сего́ ра́ди Тобо́ю явля́ет слепы́м зре́ние,/ глухи́м слы́шание, немы́м глаго́лание,/ хромы́м хожде́ние, разсла́бленным укрепле́ние,/ ско́рбным утеше́ние и отра́ду./ Сих ра́ди мо́лим Тя, Ми́лосердная Ма́ти,// до конца́ проба́ви ми́лости Твоя́ на нас, я́ко Блага́я.

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Грузинской» (Красногорской)

Приими́, Всеблагомо́щная Пречи́стая Госпоже́, Влады́чице Богороди́тельнице, сия́ честны́я да́ры от на́с, недосто́йных рабо́в Твои́х, к Твоему́ цельбоно́сному о́бразу пе́ние возсыла́ющих со умиле́нием, я́ко Тебе́ Само́й су́щей ту́ и послу́шающей моле́ния на́ша, подаю́щи с ве́рою прося́щим по коему́ждо проше́нию исполне́ние: скорбя́щим ско́рби облегча́еши, немощны́м здра́вие да́руеши, разсла́бленных и неду́жных исцеля́еши, и от бе́сных бе́сы прогоня́еши, оби́димыя от оби́д избавля́еши, и наси́луемых спаса́еши, гре́шных проща́еши, прокаже́нных очища́еши, и ма́лых дете́й ми́луеши, и непло́дныя от непло́дства разреша́еши. Еще́, Госпоже́ Влады́чице, от у́з и темни́ц свобожда́еши, и вся́кия многоразли́чныя стра́сти исцеля́еши, и о́чныя боле́зни уврачу́еши, и от смертоно́сныя я́звы избавля́еши: вся́ бо возмо́жна су́ть хода́тайством Твои́м к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему. О, Всепе́тая Ма́ти, Пречи́стая Богоро́дице! Не преста́й моли́ти о на́с, недосто́йных рабе́х Твои́х, сла́вящих Тя́ и почита́ющих, и покланя́ющихся пречи́стому о́бразу Твоему́, и наде́жду иму́щих невозвра́тну и ве́ру несумне́нну к Тебе́, Присноде́ве, Пресла́вней и Непоро́чней, сла́вящих, и чту́щих, и пою́щих Тя́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.