3 ноября день памяти Преподобного Илариона Великого

03.11.2022

Доброго дня! Господи, какие бы я не получил известия в течение этого дня, научи принять их со спокойною душою и с твердым убеждением, что на все есть Твоя святая воля, во славу Твою, а мне грешному (-ной) во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Уриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., прп. Илариона Великого, сщмч. Павлина, архиеп. Могилевского, Аркадия, еп. Екатеринбургского и иже с ними, и иных святых сего дня!                                                                   

 

Свт. Феофан Затворник:

Как относиться к неверам, неисповедующим Господа? Так же как Господь отнесся к непринявшей Его веси. Юная ревность, являющая много жару, хотела бы огонь низвести на них с неба, но ее сдерживает Сам Господь: "не знаете, какого вы духа". . . Господь Спаситель, в принятии Которого состоит и самое спасение, ничего не сделал непринявшим Его, но, минуя их, пошел в другую весь, предоставив их самим себе. Так и ныне надобно: пусть неверы идут своею дорогою, а верующие своею. Есть Бог, Который всех разберет в свое время. О них жалеть и молиться надобно; надо желать, чтобы они познали истину и изыскивать случаи намекнуть им о ней, а когда гласно станут нападать на истину, дать им отпор любовный, но вразумительный - и довольно.

 

Кол. 4, 2-9:

Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением.

Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах,

дабы я открыл ее, как должно мне возвещать.

Со внешними обходитесь благоразумно, пользуясь временем.

Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому.

О мне всё скажет вам Тихик, возлюбленный брат и верный служитель и сотрудник в Господе,

которого я для того послал к вам, чтобы он узнал о ваших обстоятельствах и утешил сердца ваши,

с Онисимом, верным и возлюбленным братом нашим, который от вас. Они расскажут вам о всем здешнем.

 

Лк. 9, 49-56:

При сем Иоанн сказал: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами.

Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас.

Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим;

и послал вестников пред лицом Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него;

но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

Видя то́, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?

Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа;

ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.

 

Из Охридского Пролога за 21 октября

Рассуждение:

Всевидящее Божие око бодрствует над всеми людьми, чудесным образом руководствуя верных ко спасению. То, что верующему вначале представится невосполнимой утратой, с течением времени окажется великим прибытком. Случай с преподобным Филофеем и его братом, которых мать считала навсегда потерянными, подобен случаю, имевшему место с преподобным Ксенофонтом (память 26 января) и со святым великомучеником Евстафием Плакидой и его супругой и сыновьями. Когда преподобный Филофей вкупе с братом сидел в турецкой тюрьме в Македонии, явилась им Пресвятая Богородица в облике их матери и сказала: «Встаньте, мои дорогие дети, и пойдемте за мной!» И во мгновение ока юноши оказались в монастыре в малоазийском городе Неаполе. Когда рассказали они игумену о том, что с ними произошло, тот уразумел, что это от Бога, принял братьев в обитель и постриг их в иночество. Со времени сего события прошло много лет. Мать, горько сокрушаясь, пережила эту беду. В конце концов решила она удалиться в некую женскую обитель и посвятить себя Богу. Божий Промысл привел ее в окрестности монастыря, в котором находились ее сыновья. Однажды в престольный праздник пришла она в этот монастырь вместе с другими инокинями. Увидела своих сыновей в церкви, но не узнала их. Но вдруг один из братьев назвал другого по его мірскому имени. У матери ёкнуло сердце от сего дорогого для нее имени, и она пристально всмотрелась в их лица. И узнала она их, а они ее. Радость их была безмерной, и воздали они сердечное благодарение Богу. Верующий христианин даже при величайшей утрате не должен отчаиваться.

Проповедь о богодухновенном сердце и языке

Отрыгну сердце мое слово благо...

язык мой трость книжника скорописца.

Пс. 44:2

Вот наитие Духа Божия! Пророк желает говорить о Владыке Христе, и его сердце исполнилось силы и мудрости [букв.: взбухло силой и мудростью. – Пер.]. Посему не глаголет он: скажет или произнесет сердце мое благое слово, но – отрыгнет будто часть собственного своего сердца выносит он наружу. Это подобно струе из переполненного, преизливающегося источника. Нагнетенная вода теснится в подземных узких каналах, но, достигнув истоков родника, мощными струями вырывается наружу. Таково сердце пророка, когда хочет оно вещать о Христе. Такова сила благодати, утесненной в человеческом сердце. Если не проявится она в могучих словах либо в чудотворных делах, то будет сиять внутри человека, творя чудеса. А если исходит она в словах, то язык пророка становится похожим на трость, на перо книжника-скорописца. Ибо не мучится здесь человек, чтобы родить [букв.: составить. – Пер.] мысль, и не терзается над тем, как облечь мысли в слова, но сама благодать приливает к языку с готовыми мыслями и словами. Откуда такая сила в человеке? От Бога Духа Святого. К чему такая сила? К тому, что пророк намеревается говорить Царю о Самом Царе: Глаголю аз дела моя цареви. Дело и слово здесь отождествляются, как чаще всего это и бывает в Священном Писании. Где Дух говорит, там Он и действует; и где действует, там и говорит. Сильнее всего глаголет Он через дела. Пророк берет от Христа Царя и дает Христу Царю: говорит он, воодушевляясь любовью к Спасителю міра; вещает из сердца, изобилующего вдохновением Божественной любви. Из древности времен зрит он воплощенного Сына Божия, и его сердце играет от радости. [Это сродни тому] как путник, изнуренный ночным переходом, замечает алую зарю на востоке!

О Господи Боже Душе Святый, не лиши и нас Твоей святой и всесильной благодати, дабы могли мы очиститься от греха и удостоиться Царства Христова. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИЛАРИОН ВЕЛИКИЙ

Преподобный Иларион Великий родился в 291 году в палестинском селении Тавафа. Его послали для изучения наук в Александрию, где он познакомился с христианами и принял святое Крещение. Услышав об ангельской жизни преподобного Антония Великого (память 17 января), Иларион отправился к нему, чтобы научиться угождать Богу. Вскоре Иларион возвратился на родину. Родители его уже умерли. Раздав имущество родственникам и нищим, Иларион поселился в пустыне около города Маиума. Преподобный усиленно боролся с нечистыми помыслами, смущавшими ум и распалявшими плоть, побеждая их тяжелым трудом, постом и прилежной молитвой. Дьявол устрашал святого призраками и привидениями. Во время молитвы святой Иларион слышал плач детей, рыдание женщин, рев львов и других зверей. Преподобный понимал, что эти ужасы наводят бесы, чтобы прогнать его из пустыни, поэтому пересиливал страх с помощью усердной молитвы.

Однажды на преподобного Илариона напали разбойники, и он силой своего слова убедил их оставить преступную жизнь. Скоро о святом подвижнике узнала вся Палестина. Господь даровал преподобному Илариону власть изгонять нечистых духов. Этим благодатным даром он освободил от уз много недужных. Больные приходили для исцеления, и преподобный врачевал болезни бесплатно, говоря, что благодать Божия не продается. Через обоняние святой узнавал, какой страстью одержим тот или иной человек. Приходили к преподобному Илариону и желающие спасать свою душу под его руководством. С благословения преподобного по всей Палестине начали возникать монастыри. Переходя из одной обители в другую, он утверждал в них строгий подвижнический образ жизни. За семь лет до кончины († 371-372) преподобный Иларион поселился на Кипре, где подвизался в пустынном месте, пока Господь не призвал его к Себе.

Тропарь преподобному Илариону Великому, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нной, сия́я чудесы́,/ Иларио́не, о́тче наш:// моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню, и стенаниями из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Иларион, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Ин тропарь преподобному Илариону Великому, глас 8

Я́ко и́ноков утвержде́ние, наста́вник же гра́ждан пусты́нных,/ и чудотво́рец благода́тию Вели́кому Анто́нию подо́бяся,/ помо́щник в страсте́х бе́дствующим неотсту́пен, Иларио́не о́тче наш,// моли́ за чту́щия святу́ю па́мять твою́.

Перевод: Как сила монахов, наставник жителей пустыни и чудотворец по благодати подобный Великому Антонию, неотступный помощник бедствующим в страстях, Иларион отче наш, молись о почитающих святую память твою.

Кондак преподобному Илариону Великому, глас 3

Я́ко свети́льника незаходи́маго, у́мнаго тя Со́лнца,/ соше́дшеся днесь восхваля́ем в пе́снех,/ возсия́л бо еси́ су́щим во тьме неве́дения,/ вся возводя́ к Боже́ственней высоте́, Иларио́не./ Те́мже вопие́м:// ра́дуйся, о́тче, всех по́стников основа́ние.

Перевод: Как незаходящее светило - духовное солнце, собравшись сегодня прославим тебя в молитвенных песнопениях, ибо ты воссиял находящимся во тьме неведения, всех возводя на Божественную высоту, Иларион. Потому взываем: «Радуйся, отче, всех постников основание».