3 декабря день памяти Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского (446-447).

03.12.2023

С неделей 26-й по Пятидесятнице! С предпразднством Введения во храм Пресвятой Богородицы! С Рождественским постом! Доброго дня! Господи, во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой, во славу Твою, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Варахиила, Иеремиила, моего ангела хранителя и проч. Небесных сил,  прп. Григория Декаполита, свт. Прокла, архиеп. Константинопольского, мч. Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших, и иных святых сего дня.

     Свт. Феофан Затворник:

Сказав притчу о разбогатевшем, который собирался только есть, пить и веселиться, и за то поражен был смертью, не дожив до предположенных утех, Господь заключил: "Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет". "Так", то есть, таковы бывают, или такая участь постигает и тех и других. Богатеющие с богозабвением только и думают о плотских утехах. Желающие избежать этой горькой участи пусть "собирают" не "себе, а богатеют только в Бога". А так как богатство от Бога, то, когда оно течет, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному дает, Богу дает. Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, - богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который верного вмале поставляет над многими; богатеет в Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоят в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния.

     Еф. 5, 9-19:

Вы были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте, как чада света,

потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине.

Испытывайте, что́ благоугодно Богу,

и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте.

Ибо о том, что́ они делают тайно, стыдно и говорить.

Все же обнаруживаемое делается явным от света, ибо все, делающееся явным, свет есть.

Посему сказано: «встань, спящий, и воскресни из мертвых, и осветит тебя Христос».

Итак, смотри́те, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые,

дорожа временем, потому что дни лукавы.

Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что́ есть воля Божия.

И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом,

назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу,

     Лк. 12, 16-21:

И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

и он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?

И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,

и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.

Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?

Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

     Из дневника православного священника за 3 декабря:

Прошение.

«Просите, и дано будет вам» (Мф. 7:7).

Господь не требует от нас много знания, Ему нужна наша любовь. Он хочет, чтобы мы высказывались Ему, как родной матери. Лежит ли у нас на сердце забота о ком-либо, за кого мы хотели бы молиться, – назовем их всех Господу, будем просить Его помощи для каждого из них, будем молить о потоках благодати – Он изольет их обильно на наших дорогих.

Скажем Ему о тех бедных, неимущих, которым мы хотели бы помочь; о страждущих, требующих облегчения, о дальних, которых хотелось бы привести к Господу, о тех, которые от нас отвернулись и с которыми хотелось бы помириться. Откроем Ему и наши личные желания, принесем Ему все наши заботы, затруднения, стремления; раскроем перед Ним все наши грехи, недостатки, слабости, сознаемся в них – и Он исцелит.

Чего ищет душа наша сегодня? Чем мы озабочены? Принесем Ему все, отдадим все в Его руки – и Он совершит. Кроется ли в нашем сердце чувство горечи или неприязни – помолимся, чувство изменится, сердце обновится, и мы простим! Где была злоба, явится любовь.

Страшит ли нас будущее? Обратимся к Господу, Он знает и видит все, Он не оставит нас никогда, Он будет и там, где нас ожидает опасность. Случилась ли в нашей жизни неожиданная радость? Улыбнулось ли нам счастье? Поспешим и с этим к Господу, изольем перед Ним нашу благодарность, все послано Им, все Им предусмотрено.

Будем каждый день прибегать к Нему, открывая Ему все наше сердце, и каждый день будем получать от любящего Отца Небесного благословение, указание, утешение и силу, чтобы прожить этот день в сознании Его близости и Его помощи.

 

СВЯТИТЕЛЬ ПРОКЛ, АРХИЕПИСКОП КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ

Святитель Прокл, архиепископ Константинопольский, с юных лет все свое время отдавал молитве и изучению Священного Писания. Господь удостоил его великого счастья быть учеником святителя Иоанна Златоуста (+ 407, память 13 ноября), который рукоположил его сначала в сан диакона, а затем в сан пресвитера. Святой Прокл был свидетелем явления апостола Павла святителю Иоанну Златоусту. От своего учителя святой Прокл получил глубокие знания Священного Писания, научился в совершенной форме излагать мысли.

После изгнания и смерти святителя Иоанна Златоуста святой Прокл был рукоположен святым Патриархом Константинопольским Сисинием (426 - 427) в сан епископа города Кизика, но под влиянием еретиков-несториан паства изгнала своего святителя. Тогда святой Прокл вернулся в столицу и проповедовал Слово Божие в храмах Константинополя, укрепляя слушателей в Православной вере, обличая злочестивых еретиков. По смерти святителя Патриарха Сисиния, святитель Прокл был возведен во архиепископа. Став Патриархом Константинопольским, управлял Церковью в течение двенадцати лет (434 - 447). Стараниями святителя Прокла при святом царе Феодосии II (408 - 450) из Коман в Константинополь были перенесены мощи святителя Иоанна Златоуста.

Во время патриаршества Прокла империю постигло разрушительное землетрясение, продолжавшееся несколько месяцев. В Вифинии, Геллеспонте, Фригии рушились города, исчезали с лица земли реки, в безводных прежде местах возникали губительные наводнения. Константинопольцы во главе с Патриархом и императором выходили из города и совершали молебны о прекращении невиданного по силе бедствия. Во время одного молебна из толпы был невидимой силой поднят в воздух мальчик и унесен на такую высоту, где человеческий взгляд уже не мог его видеть. Затем, целым и невредимым, отрок был опущен на землю и рассказал, что там, в Вышине, он слышал и видел, как Ангелы, славя Бога, поют: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный". Весь народ запел трисвятую молитву, присоединив к ней: "помилуй нас" - и землетрясение прекратилось. Эту молитву Православная Церковь поет за Богослужением и до сего дня.

Константинопольская паства любила своего Патриарха за его подвижническую жизнь, за его заботу об обездоленных и за его проповеди. До наших дней дошли многие творения святителя. Наибольшей известностью пользуются направленные против несториан два слова святителя в похвалу Божией Матери и четыре слова на Рождество Христово, излагающие Православное учение о Воплощении Сына Божия. Всеобщее уважение снискала деятельность святого Патриарха по устройству благочиния во всех церковных делах. Окруженный любовью и почетом, Прокл отошел ко Господу в преклонном возрасте (+ 446 - 447).

Тропарь святителю Проклу, архиепископу Константинопольскому, глас 4

И́же Боже́ственным нача́лом прему́дрости,/ стра́хом Госпо́дним утве́рждся,/ отту́ду свяще́нными восхожде́нии возше́л еси́/ во учени́чество Златоу́ста,/ и архиере́йскаго того́ престо́ла досто́ин быв чистоты́ добро́тами,/ апо́стольским пра́вилом себе́ вообрази́в,/ не себе́ живы́й, но Христу́ и ста́ду твоему́./ Тем в нетле́нный живо́т апо́стольски всели́лся еси́,/ иера́рше Про́кле,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Божественным началом премудрости, страхом Господним укрепившись (Прит.1:7), священным восхождением взошел ты в ученичество к Иоанну Златоусту и его архиерейского престола стал достоин по чистоте и добродетелям, став образом апостольского правила, живущий не для себя, но для Христа и стада своего. Потому в нетленную жизнь апостольски вселился ты, иерарх Прокл, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Тропарь преподобному Григорию Декаполиту и святителю Проклу, архиепископу Константинопольскому, глас 4

Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Перевод:

Боже отцов наших, всегда поступающий с нами по Твоей кротости, не удали милости Твоей от нас, но по их мольбам мирно жизнью нашей управляй.

Кондак святителю Проклу, архиепископу Константинопольскому, глас 4

Досто́йно днесь торжеству́ет/ всех градо́в честне́йший вои́стинну в честно́м преставле́нии твое́м,// о́тче отце́в, Про́кле му́дре.

Перевод: По достоинству сегодня торжествует воистину почтеннейший из всех городов (Константинополь) в день почитаемого успения твоего, отче отцов, Прокл мудрый.

Ин кондак святителю Проклу, архиепископу Константинопольскому, глас 8

Всечестна́го святи́теля, Ца́рскаго гра́да престо́л украси́вшаго/ и сокро́вищем безце́нным того́ обога́щшаго, пречестны́ми мощми́ Златоу́стовыми,/ и́мже сло́во живо́тно стяжа́, просвеща́я ве́рно чту́щия его́,/ пе́сньми похвале́ния того́ ра́достно ублажи́м, зову́ще:// ра́дуйся, архиере́ю, о́тче свяще́нный.

Перевод: Почитаемого святителя, Царского города (Константинополя) престол украсившего и обогатившего бесценным сокровищем - драгоценными мощами Иоанна Златоуста, благодаря которому он обрел слова жизни, просвещающие с верой почитающих его, молитвенными славословиями с радостью прославим Прокла, взывая: «Радуйся, архиерей, отче священный».