29 декабря день памяти Преподобной Софии Суздальской (1542)

29.12.2021

Доброго дня всем, здоровья, радости, настроения в пути, работе, учебе, лечении и иных делах во славу Божию, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Рафаила и прочих Святых Небесных сил бесплотных, прор. Аггея, прп. Софии Суздальской и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Пригласив следовать за собою с крестом, Господь указывает при этом путь сей, устраняя главные к нему препятствия не внешние, а внутренние, коренящиеся в сердце человеческом. Хочешь, как бы говорит Он, идти вслед Меня, - во-первых, не жалей себя; ибо кто будет жалеть себя, тот погубит себя; во-вторых, не связывайся корыстолюбием, ибо "какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?" В-третьих, не стесняйся тем, что скажут или как смотреть на тебя будут другие: "ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми ангелами". Саможаление, корыстолюбие и стыдение лица человеческого главные цепи, которыми держится человек в жизни небогоугодной, на пути страстей и греха. они - главные препятствия к обращению грешника; они же главный предмет борьбы духовной в человеке кающемся и в начавшем уже приносить плоды покаяния. Пока эти нити не отрезаны, жизнь христианская в нас ненадежна, полна преткновений и падений, если не всегда внешних, то внутренних. Вот и присмотрись всякий к себе хорошенько, и если есть что в нем из сказанного - позаботься отрешиться от того: иначе не надейся взойти к совершенству о Христе, хоть внешне будешь и очень исправен.

Посл. к Евреям св. ап. Павла Гл. 10 (1-18)

Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними. Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи. Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне. Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе. Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что "ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех,- которые приносятся по закону,- Ты не восхотел и не благоизволил", потом прибавил: "вот, иду исполнить волю Твою, Боже". Отменяет первое, чтобы постановить второе. По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов. Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога, ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его. Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых. О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано: Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их и беззаконий их не воспомяну более. А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.

От Марка св. Благовествование Гл. 8 (30-34)

И запретил им, чтобы никому не говорили о Нем. И начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И говорил о сем открыто. Но Петр, отозвав Его, начал прекословить Ему. Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: || кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Из Пролога, 16 декабря: Не должно осуждать ближних и хвалиться собою (Слово, яко не подобает осуждати согрешающего)

Мы обыкновенно любим осуждать ближних и любим хвалиться собою. Согрешил при нас человек в чем-нибудь, мы сейчас и начинаем кричать: как-то он будет отвечать пред Богом? Горе ему! Худо ему! А если сами сделали что-нибудь доброе, то тотчас же и мысль фарисейская в нас является: «Несмь, якоже прочии человецы!» – говорим себе мысленно мы сами.

Так, братие, поступать нам не следует. А как нужно поступать, тому поучимся у святых отцов. Один из святых мужей, говорит слово церковное, увидев некоторого человека, впадшего на глазах его в грех, горько заплакал и сказал: «Он согрешил сегодня, а я завтра». Поэтому, христианин, никогда не осуждай согрешившего, даже если бы он был и неверным, и никогда не поноси его за содеянный им грех; а внимай самому себе и смотри, сам-то ты право ли ходишь и не падаешь ли? Молись Богу, чтобы отогнал от тебя помысл осуждения... И, если хочешь спастись, остерегайся хвалящих и возвышающих тебя, и не укоряй согрешившего. Не забывай, что благоразумный разбойник на кресте одним словом оправдался пред Господом, а фарисей за одно слово осужден был. И Иуда, причтенный к лику Апостолов, за одну ночь погубил весь труд свой и низринут во ад. И никогда не хвались собою, ибо все хвалившиеся собою пали. И если кого увидишь впадшим в грех, то не его осуждай, не его обвиняй, а победившего его дьявола. Про себя же говори так: «Вот, согрешивший, которого я осуждаю, не своей волей согрешил, а был вовлечен в оный дьяволом, а я волею и ведением согрешаю». При этом и плачь о своих грехах, и борись с самим собою, и помни, что никто, живущий в лености и небрежении, не одолеет дьявола, и никто из таковых не получит благ от Господа. И все мы тем или иным, живя в мире сем, прельщаемся. И поэтому, если будем радоваться о падении ближнего или осуждать его, то сами будем побеждены дьяволом. Если же крепко будем бороться с искушениями, то Бог будет помощником нашим.

Так вот, братие, как учат нас поступать в отношении к согрешающим, да, пожалуй, и в отношении к нам самим святые отцы. Согрешающих велят они не осуждать, а плакать о них. Самих же себя смирять пред Богом, считать себя грешниками, достойными всякого осуждения и наказания и изгнания из дома отеческого. И так и должно быть непременно. Какие мы судьи других, когда сами грешим на каждом шагу! Какие мы обличители, когда сами совершенно безответны пред Богом! Какие мы укорители, когда, оглянувшись назад, видим за самими собою лишь неоплаченный грех, непрощенное зло!Нет, братие, судить мы должны не других, а самих себя, и чаще просить Господа, чтобы Он даровал нам зрети наши собственные прегрешения, а не ближних наших. Даруй же, Господи, зрети ми моя прегрешения и не осуждати брата моего. Аминь.

 

 

ПРЕПОДОБНАЯ СОФИЯ

Преподобная София, в миру Соломония, великая княгиня, была дочерью боярина Юрия Константиновича Сабурова. В 1505 году на нее пал выбор наследника престола, будущего великого князя Василия Иоанновича. Брак их не был счастливым, так как Соломония оказалась бесплодной. Чтобы иметь наследника, великий князь Василий Иоаннович решил жениться вторично (на Елене Глинской) и 25 ноября 1525 г. велел постричь Соломонию в монахини. Насильно постриженная с именем София, Соломония была сослана под стражу в Суздальский Покровский монастырь, где подвигами изгнала из сердца мирские помыслы и всецело посвятила себя Богу. Князь Курбский называет блаженную княгиню "преподобною мученицею". В рукописных святцах она именуется как "Святая праведная княгиня София инокиния, яже бысть в Покровском монастыре девиче, чудотворница". При царе Феодоре Иоанновиче ее чтили как святую. Царица Ирина Феодоровна посылала в Суздаль "на великую княгиню Соломониду, а во иноцех Софию, бархатный покров с изображением Спасителя и святых". Патриарх Иосиф писал к Суздальскому архиепископу Серапиону о пении над Софией панихид и молебнов. Преподобная София преставилась к Богу в 1542 году. В описании Суздаля ключарь Анания приводит несколько случаев чудесных исцелений при гробнице преподобной Софии.

Тропарь преподобной Софии Суздальской, глас 4

Вы́шняго красото́ю я́вственно украша́яся,/ по́стническими бо труды́ подвиза́ся преподо́бная Софи́я,/ и бысть насле́дница Небе́сному Ца́рствию,/ и вни́де в Небе́сный Черто́г наслади́тися Христо́вы красоты́,/ Его́ же моли́ спасти́ся гра́ду Су́ждалю/ от пога́ных нахожде́ний и междоусо́бныя бра́ни// и пода́ждь душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак преподобной Софии Суздальской, глас 1

Но́щи стра́стныя избе́гши, Богому́драя Софи́е преподо́бная,/ к Незаходи́мому же Со́лнцу, Христу́, прише́дши,/ умертви́ла еси́ плотско́е мудрова́ние посто́м же, воздержа́нием и моли́твами,/ показа́ся равна́ А́нгелом,/ на земли́ бо поживе́ и ду́хи нечи́стыя от челове́к отгна́ла еси́,/ и разли́чная исцеле́ния подава́еши, от мно́гих бед и зол избавля́еши,/ Софи́е преподо́бная,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.