28 ноября день памяти Купятицкой иконы Божией Матери (1180).

28.11.2021

Со светлым воскресением и началом Рождественского поста! Доброго дня всем, здоровья, радости, настроения в пути, работе, учебе, лечении и иных делах во славу Божию, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Купятицкая", архистратигов Михаила, Варахиила и Иеремиила, прочих Святых Небесных сил бесплотных, прп. Паисия Величковского и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Вопрошавшему о том, как спастись, Господь с Своей стороны дал вопрос: "в законе что написано? как читаешь?". Этим Он показал, что за разрешением всех недоразумений надо обращаться к слову Божию. А чтоб и самих недоразумений не было, лучше всего всегда читать Божественное Писание со вниманием, рассуждением, сочувственно, с приложением к своей жизни и исполнением того, что касается мыслей - в мыслях, что касается чувств - в чувствах и расположениях, что касается дел - в делах. Внимающий слову Божию собирает светлые понятия о всем, что в нем, и что около и что выше его: выясняет свои обязательные отношения во всех случаях жизни, и святые правила, как драгоценные бисеры, нанизывает на нить совести, которая потом точно и определенно указывает, как когда поступить в угодность Господу, укрощает страсти, на которые чтение слова Божия действует всегда успокоительно. Какая бы ни волновала тебя страсть, начни читать слово Божие и страсть будет становиться все тише и тише, а наконец и совсем угомонится. Богатящийся ведением слова Божия имеет над собою столп облачный, руководивший израильтян в пустыне.

Посл. к Ефесянам св. ап. Павла Гл. 4 (1-6)

Итак я, узник в Господе, умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Одно тело и один дух, как вы и призваны к одной надежде вашего звания; один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас.

От Луки св. благовествование Гл. 10 (25-37)

И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что' мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.

Из Пролога, 15 ноября: И скорби полезны (Поучение Иоанна Златоустого)

В одном из церковных поучений в Прологе (ав. 7) между прочим говорится следующее: «Да не негодуем, но радуемся в печалях; ибо они суть врачевства, полезные в наших ранах, и хотя, с одной стороны, горьки, зато с другой сладки... Будем благодарны Богу и за скорби; ибо не без рассуждения Он посылает оныя, но соделывая чрез них полезное душам нашим». Справедливо ли так, братие, сказано в Прологе о скорбях? Правда ли, что они суть врачевства, полезные в наших ранах? Правда ли, что они, с одной стороны, горьки, а с другой сладки? Правда ли, наконец, и то, что Бог не без рассуждения посылает оныя, но соделывая чрез них полезное душам нашим? Да, все это сущая правда, братие, что мы сейчас и докажем вам от слов вселенского учителя св. Златоуста.

«Кто в сей жизни, учит он, не хочет терпеть скорбей и бед и всякие напасти, тот мал пред Богом; а кто, в вере и добродетели живя, терпит страдания и беды и всякие напасти принимает с радостью, тот велик пред Богом и человеками уважается, и от Ангелов славится. Те же, которые здесь согрешают, а бед никаких не принимают, те большие мучения примут. Терпящие же и за беды Бога хвалящие, те со святыми равный примут жребий. Вы не верите этому? Так, для того, чтобы увериться, помыслите о бедах Иова, о страданиях Апостолов и наипаче же о скорбях Павловых. Когда Иов милостыню творил и богоугодно жил, тогда мал был пред Богом; а когда беды принял, тогда стал великим пред Богом и между святыми славным. Также и Апостолы, когда только чудеса творили и добродетельно жили, тогда не славны были; а когда многие беды и страдания приняли, тогда были прославлены весьма. И Павел, поелику более всех понес скорбей, потому и больший из всех венец принял. Он избранник Божий, и чрез него все избранные спасение улучат, а некоторые уже и улучили. Помните же, что как золото делается блестящим через огонь, так и святые прославлены через страдания. Будем терпеть скорби, чтобы за оныя Бог в обилии подал нам блага небесные.

Итак, справедливо сказано в Прологе, что скорби суть врачевства, полезные в наших ранах, что они, хотя, с одной стороны, горьки, зато с другой сладки, и что мы должны быть благодарны Богу и за них, ибо не без премудрости Он их посылает. Да, как сейчас слышали от св. Златоуста, скорби сплетают нам венцы и ведут нас к вечной славе. Поэтому будем благодушествовать и в скорбях, не будем изнемогать в них, оставим малодушие и уныние и всегда будем помнить ту истину, что, чем сильнее бой, тем славнее победа и чем труднее подвиг, тем блистательнее за него следуют венцы. Аминь.

 

КУПЯТИЦКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Яв­ле­ние са­мой древ­ней на Бе­ло­рус­ской зем­ле Ку­пя­тиц­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри про­изо­шло в 1182 го­ду око­ло се­ла Ку­пя­ти­чи, рас­по­ло­жен­но­го на ре­ке Ясель­да в пре­де­лах быв­ше­го Пин­ско­го уез­да Мин­ской гу­бер­нии.

Инок Ки­е­во-Пе­чер­ской Лав­ры Афа­на­сий Каль­но­фой­ский в сво­ем тру­де «Те­ра­тур­ги­ма, или чу­де­са, со­вер­шив­ши­е­ся, как в са­мом Пе­чер­ском мо­на­сты­ре, так в обе­их его пе­ще­рах», опуб­ли­ко­ван­ном в 1638 го­ду в Ки­е­ве, по­вест­ву­ет о том, что свя­тая ико­на бы­ла об­ре­те­на в ле­су кре­стьян­ской де­воч­кой Ан­ной, пас­шей скот. Об­раз – в ви­де кре­ста – из­лу­чал необы­чай­но яр­кий свет меж­ду де­ре­вья­ми. Ра­дост­ная де­воч­ка, от­не­ся ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри до­мой, спря­та­ла ее в сун­дук. Вер­нув­шись на преж­нее ме­сто, она сно­ва уви­де­ла си­я­ние меж­ду де­ре­вья­ми. Ду­мая, что это дру­гой крест, де­воч­ка по­ло­жи­ла его за па­зу­ху. Ве­че­ром, же­лая по­ка­зать сво­е­му от­цу Ва­си­лию най­ден­ные ею кре­сты, Ан­на не смог­ла их най­ти. Ко­гда же они вме­сте при­шли на паст­би­ще, то уже из­да­ли уви­де­ли си­я­ние во­круг де­ре­ва, на ко­то­ром ра­нее чу­дес­ным об­ра­зом был яв­лен крест. При­не­сен­ная в дом ико­на на сле­ду­ю­щий же день сно­ва ока­за­лась на преж­нем ме­сте в ле­су. По­ра­жен­ные эти­ми со­бы­ти­я­ми, мест­ные жи­те­ли по­стро­и­ли на ме­сте чу­дес­но­го яв­ле­ния ико­ны цер­ковь во имя Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, где по­ста­ви­ли об­ре­тен­ную ико­ну. С это­го вре­ме­ни бла­го­дать Бо­жия про­сла­ви­ла свя­той об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри раз­лич­ны­ми чу­до­тво­ре­ни­я­ми.

В 1240 го­ду во вре­мя на­бе­га та­та­ры ра­зо­ри­ли и со­жгли се­ло и Ку­пя­тиц­кую цер­ковь, но чу­до­твор­ный об­раз со­хра­нил­ся в пеп­ле непо­вре­жден­ным. Вто­рич­но свя­тая ико­на бы­ла об­ре­те­на в кон­це XV ве­ка на ме­сте сго­рев­ше­го хра­ма стран­ни­ком-бо­го­моль­цем по име­ни Иоаким, воз­вра­щав­шим­ся на ро­ди­ну из Иеру­са­ли­ма через По­ле­сье. Не дерз­нув взять с со­бой об­ре­тен­ный об­раз, он со­об­щил о чу­дес­ной на­ход­ке мест­ным жи­те­лям. Кре­стьяне, с ве­ли­кой ра­до­стью вос­при­няв­шие весть о вто­рич­ном яв­ле­нии чу­до­твор­ной ико­ны, в со­про­вож­де­нии свя­щен­ни­ка пе­ре­нес­ли крест-ико­ну в сель­скую цер­ковь, по­стро­ен­ную на ме­сте сго­рев­ше­го хра­ма. Иоаким же остал­ся при хра­ме по­но­ма­рем.

В 1629 го­ду при церк­ви был устро­ен Ку­пя­тиц­кий Свя­то-Вве­ден­ский Пре­об­ра­жен­ский муж­ской мо­на­стырь, в сте­нах ко­то­ро­го под­ви­за­лись бу­ду­щие свя­тые пре­по­доб­но­му­че­ни­ки Афа­на­сий, игу­мен Брест­ский (†1648) и Ма­ка­рий Ка­нев­ский, игу­мен Пин­ский (†1678).

Игу­мен Ку­пя­тиц­кой оби­те­ли Ила­ри­он Де­ни­со­вич на­пи­сал со­чи­не­ние «Опи­са­ние чу­дес Ку­пя­тиц­кой ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри», в из­да­нии ко­то­ро­го участ­во­вал так­же и Афа­на­сий Каль­но­фой­ский, до­пол­нив его сво­и­ми тол­ко­ва­ни­я­ми.

Во вто­рой по­ло­вине XVII ве­ка мо­на­стырь был за­хва­чен сна­ча­ла ка­то­ли­че­ски­ми, а за­тем уни­ат­ски­ми мо­на­ха­ми. В 1655 го­ду пра­во­слав­ные ино­ки во гла­ве с на­мест­ни­ком, ар­хи­манд­ри­том Ла­за­рем Ба­ра­но­ви­чем, по­ки­дая мо­на­стырь, взя­ли с со­бой свя­тую ико­ну Бо­го­ро­ди­цы и пе­ре­нес­ли чу­до­твор­ный об­раз в Ки­ев­ский Со­фий­ский со­бор, где и по­ме­сти­ли в ря­ду мест­ных икон юж­но­го при­де­ла апо­сто­ла Ан­дрея Пер­во­зван­но­го.

К чу­до­твор­но­му Ку­пя­тиц­ко­му об­ра­зу Бо­жи­ей Ма­те­ри при­бе­га­ли с бла­го­го­ве­ни­ем и по­чи­та­ни­ем не толь­ко укра­ин­ские пра­во­слав­ные, но не за­бы­ва­ли о сво­ей свя­тыне и бе­ло­рус­ские ве­ру­ю­щие. В се­ре­дине XIX сто­ле­тия при­хо­жане Ку­пя­тиц­ко­го при­хо­да об­ра­ти­лись в Свя­тей­ший Пра­ви­тель­ству­ю­щий Си­нод с про­ше­ни­ем о воз­вра­ще­нии из Ки­ев­ско­го Со­фий­ско­го со­бо­ра Ку­пя­тиц­кой чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри. Од­на­ко про­ше­ние бы­ло от­кло­не­но. От­каз был мо­ти­ви­ро­ван тем, что ико­на «при­над­ле­жа­ла не при­ход­ской церк­ви, по­стро­ен­ной в 1822 го­ду, а мо­на­сты­рю, ныне уже несу­ще­ству­ю­ще­му, и пе­ре­не­се­на в Ки­е­во-Со­фий­ский со­бор не пред­ка­ми про­си­те­лей, но пра­во­слав­ны­ми быв­ше­го мо­на­сты­ря мо­на­ха­ми 200 лет на­зад».

Су­ще­ству­ют све­де­ния, что в Со­фий­ском со­бо­ре чу­до­твор­ный об­раз пре­бы­вал до кон­ца 20-х го­дов XX сто­ле­тия. Даль­ней­шая его судь­ба неиз­вест­на.

Точ­ный спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны, на­пи­сан­ный в XVII ве­ке, на­хо­дит­ся в на­сто­я­щее вре­мя в Свя­то-Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви се­ла Ку­пя­ти­чи Пин­ско­го рай­о­на Брест­ской об­ла­сти. Для по­кло­не­ния свя­той Ку­пя­тиц­кой иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри сю­да еже­год­но сте­ка­ют­ся па­лом­ни­ки со всей Бе­ла­ру­си.

Ку­пя­тиц­кая ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы пред­став­ля­ет со­бой неболь­шо­го раз­ме­ра мед­ный крест. На од­ной сто­роне кре­ста ре­льеф­но изо­бра­же­на Бо­го­ма­терь с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ле­вой ру­ке, на дру­гой – Рас­пя­тие.