28 декабря день памяти Священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского

28.12.2019

Священномученик Иларион (Троицкий), архиепископ Верейский

Иларион (Троицкий Владимир Алексеевич), архиепископ Верейский, викарий Московской епархии.
Родился в 1866 году в семье священника с. Липицы Серпуховского уезда Московской губернии.
День Ангела 28 марта.
В 1910 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом.
В 1913 году получил степень магистра богословия.
28 марта 1913 г. пострижен в монашество в Троице-Сергиевской Лавре, а через несколько дней рукоположен во иеромонаха и определен исполняющим должность доцента Московской духовной академии. Пострижение доставило иеромонаху Илариону великую духовную радость, о которой он писал впоследствии: “думаю, что не придется еще в жизни пережить такой радости”. По его словам, эта радость, это ликование продолжалось у него два месяца, так что он порою думал, - не прелесть ли это? И только перемена, происшедшая в его судьбе 30 мая “надолго отогнала эту радость, но не изгнала совсем”. В день, на который указывает архимандрит Иларион, 30 мая 1913 г., он был назначен инспектором Московской духовной академии с возведением в сан архимандрита. Странно думать, чтобы назначение, являвшееся естественным этапом на избранном им жизненном пути, могло “надолго отогнать радость”. Скорее, кажется, можно предположить, что в этот же день он узнал о другом назначении, которое могло показаться ему очень неприятным. Летом 1913 года архимандрит Иларион (профессор Троицкий), вместе с епископом Никоном Вологодским, был командирован на Афон для догматического разрешения спора между монахами, часть которых неправильно судили об Иисусовой молитве (Имясловцы).
3 декабря 1913 г. архимандрит Иларион утвержден в звании экстраординарного профессора по Священному Писанию Нового Завета. Был доктором богословия, хотя дата получения степени неизвестна.
Был членом Поместного Собора 1917-1918 гг., на котором выступал, как сторонник патриаршества.
12 мая 1920 г. был хиротонисан во епископа Верейского, викария Московской епархии.
В июне 1923 г. Патриарх Тихон возвал его в сан архиепископа.
Архиепископ Иларион славился, как выдающийся, неутомимый оратор. Как оратора его ставили наравне с Луначарским и Алекс. Введенским и даже выше.
Он был молодой, физически очень сильный человек, высокого роста, красивый. Большая русая борода, тонкие черты лица, привлекали своей величавостью, строгим изяществом, своеобразной картинностью. Любимец народа, архиепископ Иларион пользовался большим авторитетом также среди духовенства и своих собратий - епископов, называвших его за его ум и твердость в вере - Великим.
В журнале “Церковное Обновление” (№ 7-8 за 1930 г., с. 30) был сделана попытка выставить архиепископа Илариона как сочувствовавшего обновленцам, но эта попытка не имела под собой оснований. Наоборот, он был горячим, убежденным борцом против обновленчества и обновленцев, о которых отзывался, подчас, очень резко. Например, о митр. Антонине он говорил: “Антонин был сначала заштатным епископом, потом сделался митрополитом Московским, потом митрополитом всея России, а потом епископом не всего Заиконоспасского монастыря”.
В другой раз, уже в начале октября 1925 г., ему пришлось спорить о Живой Церкви с обновленческим епископом Гервасием (Малининым). Ему Преосвящн. Иларион сказал: “Восточные патриархи с нами, это я знаю документально; обновленцы врут; Введенский ваш изолгался. Ведь я с ним на диспутах в Москве выступал, я его к стенке прижимал, мне все его хитрости прекрасно известны”.
В этом же споре епископ Гервасий употребил выражение - “тихоновцы”. Обновленцы любили этот эпитет и всячески старались ввести его в общее употребление, но православные протестовали против него, выдвигая вместо того наименование “староцерковники”. Несколько изменяя слова апостола Павла, - “разве Павел распялся за вас, или во имя Павлово вы крестились?” - Они говорили: “Мы веруем в Христа, а не в Тихона”.
И на этот раз архиепископ Иларион возразил: “Какие мы тихоновцы? Что вы треплете имя покойного Святейшего Патриарха Тихона? Мы православные”.
В сентябре 1923 г. архиепископ Иларион вместе с архиепископом Серафимом (Александровым) Тверским и архиепископом Тихоном (Оболенским) Уральским, участвовал в переговорах с председателем ВЦУ митрополитом Евдокимом о возможности соединения.
Если даже в 1925 году многие не понимали, что соединение с обновленцами невозможно без канонических уступок им, то в 1923 году такое недопонимание замечалось даже среди лиц, близких к патриарху. Недопонимал этого и архиепископ Иларион. Но среди архипастырей, собравшихся в количестве 28 человек, на совещание по этому вопросу 29 сентября 1923 г. в Донском монастыре, - нашлись такие, которые ясно видели опасность. Они дружно высказались против соединения. Выслушав их соображения и архиепископ Иларион отказался от своей мысли о возможности соединения, как от неправильной.
С конца 1923 года архиепископ Иларион епархией не управлял.
В 1924 году он выехал в Ярославль, а в 1925 году - на Соловецкие острова.
Авторитет его в церковном мире в это время был так велик, что летом 1926 года архиепископ Григорий Екатеринбургский сделал несколько попыток использовать его для укрепления клонившегося к упадку григорианства. В начале июня 1927 года, едва началась навигация на Белом море, архп. Иларион был привезен в Москву для переговоров с архиепископом Григорием. Последний, в присутствии светских лиц, настойчиво упрашивал архиепископа Илариона “набраться мужества” и возглавить все более терявший значение григорианский ВВЦ Совет. Архиепископ Иларион категорически отказался, объяснив, что дело ВВЦС несправедливое и пропащее, задуманное людьми, не сведущими ни в церковной жизни, ни в церковных канонах, и что это дело обречено на провал. При этом архиепископ Иларион братски увещевал архиепископа Григория оставить ненужные и вредные для Церкви замыслы.
Подобные встречи повторялись несколько раз. Владыку Илариона и умоляли, и обещали ему полную свободу действий и белый клобук, но он твердо держался своих убеждений. Был слух, что однажды он сказал своему собеседнику: “Хотя я и архипастырь, но вспыльчивый человек, очень прошу Вас уйти, ведь я могу потерять власть над собой”.
“Я скорее сгнию в тюрьме, а своему направлению не изменю”, - говорил он в свое время епископу Гервасию.
В таком же духе он держался и дальше. Всегда он был в бодром настроении и поддерживал бодрость в других. В смутное время после обновленческих расколов, когда разногласия проникли и в среду окружавших его архипастырей, он являлся настоящим миротворцем среди них, сумев объединить и сплотить их на почве православия. Он был в числе епископов, выработавших в сентябре 1927 г. текст так называемого “Послания соловецких старцев” - послания, имевшего громадное значение в борьбе с возникшими тогда разделениями.
В ноябре 1927 г. некоторые из соловецких епископов начали было колебаться в связи с иосифлянским расколом. Архиепископ Иларион сумел собрать до пятнадцати епископов в келии архимандрита Феофана, где все единодушно постановили сохранять верность Православной Церкви, возглавляемой митрополитом Сергием. - “Никакого раскола!” - возгласил архиепископ Иларион. - “Что бы нам не стали говорить, будем смотреть на это, как на провокацию!”.
21 июня 1928 г. Владыка Иларион писал своим близким, что до крайней степени не сочувствует всем отделяющимся и считает их дело неосновательным, вздорным и крайне вредным. Такое отделение он считал “церковным преступлением”, по условиям текущего момента весьма тяжким”.
“Я ровно ничего не вижу в действиях митрополита Сергия и его Синода, чтобы превосходило меру снисхождения и терпения”, заявляет он, а в письме от 12 августа 1928 г. развивает свою мысль, - “Везде писаны пустяки, кто напротив пишет. Какую штуку выдумали. Он, мол, отступник. И как пишут, будто без ума они. Сами в яму попадают и за собой других тащат”. - При этом он делает заключение, что митр. Иосифу ничего не докажешь, “хоть лбом об стенку бейся”, - что он, как допустивший грех отделения по злобе, останется до конца жизни при своих взглядах.
Много трудов положил архиепископ Иларион и для того, чтобы переубедить епископа Виктора (Островидова) Глазовского, близкого по направлению к иосифлянам.
- “Говорить с ним не приведи Бог”, - пишет владыка в том же письме от 28 июня 1928 г. - “Ничего слушать не хочет и себя одного за правого почитает”.
Несмотря на эту характеристику, архиепископ Иларион добился того, что епископ Виктор не только сознал свою неправоту, но и написал своей пастве, увещевая ее прекратить разделение.
Архиепископ Иларион скончался 15/28 декабря 1929 г.
  

Тропарь священномученику Илариону Троицкому         глас 4

Воине Христов Иларионе, славо и похвало Церкве Русския, пред гибнущим миром Христа исповедал еси, кровьми твоими Церковь утвердися, разум Божественный стяжал еси, людем верным возглашаше: без Церкви несть спасения.

Кондак священномученику Илариону Троицкому   глас 6

Иларионе, священномучениче Христов, служителей грядущаго антихриста не убоялся еси, Христа мужески исповедал еси, за Церковь Божию живот твой положи. Красо новомученик Российских, Руси святыя похвало, ты Церкве нашея слава и утверждение.

Молитва

О преславный угодниче Божий священномученниче Иларионе, отче наш, ты во дни маловременного жития земнаго посреде гонений и скорбей многих веру сохранив, духа не угасил еси и верныя научил еси, како подобает в дому Божии жити, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины. Сего ради к тебе припадающе молимся: помози нам твоими молитвами догматы и каноны церковныя твердо хранити, зрение согрешений своих духом смиренным стяжати, всякаго человека яко нетленный образ Христов по глаголу евангельскому возлюбити, ниединаго же презирающе или отревающе, но всем по силе служаще, и тако Господеви работающе, да сподобимся с тобою и со всеми новомученики российскими воспевати Святую Троицу во веки веков. Аминь.

Молитва иная, составлена в Соловецком монастыре

О великий угодниче Божий и преславный чудотворче, святителю Иларионе! От дальних и ближних градов и весей сошедшеся, во еже на месте подвигов твоих помолитися и многоцелебныя мощи твоя облобызати, из глубины сердца взываем к тебе: жезлом благости, якоже пастырь добрый, упаси заблуждшыя овцы стада Христова, во дворы Господни сия всели, огради нас от соблазна, ересей и расколов, научи во странствии суших горняя мудрствовати: разсеянный ум наш просвети и на путь истины направи, охладевшее сердце согрей любовию ко ближнему и ревностию ко исполнению велений Божиих, грехом и нерадением ослабленную волю нашу оживотвори благодатию Духа Всесвятаго: да твоему пастырскому гласу последующе, сохраним в чистоте и правде души наша, и тако, Богу помогающу, Небеснаго Царствия достигнем, идеже купно с тобою воспрославим пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Духа Святаго во веки веков. Аминь.