27 октября день памяти Яхромской иконы Божией Матери (XV).

27.10.2021

Доброго дня Вам и Вашим родным, здоровья, радости, настроения в пути, работе, учебе, лечении и иных делах во славу Божию, а нам грешным во спасение, с молитвенной и иной помощью иконы Б.М. "Яхромская", архистратигов Михаила и Рафаила, ангелов хранителей наших и проч. святых Небесных Сил, прп. Николы Святоши кн. Черниговского, Печерского чуд. и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Садясь в лодку, чтоб переплыть на другую сторону озера, думали ли апостолы, что встретят бурю и подвергнут жизнь свою опасности? Между тем, вдруг поднялась буря и они не чаяли уже остаться живыми. Таков путь жизни нашей! Не знаешь, как и откуда налетит беда, могущая уничтожить нас. То воздух, то вода, то огонь, то зверь, то человек, то птица, то дом, словом, всеокружающее вдруг может превратиться в орудие смерти нашей. Отсюда закон: живи так, чтоб каждую минуту быть готовым встретиться со смертью и небоязненно вступить в ее область. Сию минуту жив ты, а кто знает, будешь ли жив в следующую? По этой мысли и держи себя. Делать все делай, что следует по порядкам жизни твоей, но никак не забывай, что можешь тотчас переселиться в страну, откуда нет возврата. Непамятование о сем не отдалит определенного часа, и намеренное изгнание из мысли этого решительного переворота не умалит вечного значения того, что будет с нами после него. Предав жизнь свою и все в руки Божии, час за часом проводи с мыслью, что каждый из них час последний. В жизни от этого умалится число пустых утех, а в смерти неисчетно будет вознаграждено это лишение радостью, которой ничего нет равного в радостях жизни.

Посл. к Филиппийцам св. ап. Павла Гл. 1 (12-20):

Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования, так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим, и бо́льшая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие. Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа. Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих; а другие - из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование. Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться, ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа, при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.

От Луки св. благовествование Гл. 8 (22-25):

В один день Он вошел с учениками Своими в лодку и сказал им: переправимся на ту сторону озера. И отправились. Во время плавания их Он заснул. На озере поднялся бурный ветер, и заливало их волнами, и они были в опасности. И, подойдя, разбудили Его и сказали: Наставник! Наставник! погибаем. Но Он, встав, запретил ветру и волнению воды; и перестали, и сделалась тишина. Тогда Он сказал им: где вера ваша? Они же в страхе и удивлении говорили друг другу: кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?

Из Пролога: Одна из причин, по которым Бог попускает злым духам неистовствовать и в телах человеческих, и подвергать человека болезням (Чудо св. Симеона о пресвитере)

Известно, что злые духи не только стараются губить души людей, возбуждая, поддерживая и умножая между ними заблуждения, суеверия и всякое нечестие, но, как видим на бесноватых и других страдальцах, неистовствуют иногда и в телах человеческих и подвергают людей и болезням телесным. Для чего же Господь попускает злым духам это последнее? И для чего им дается власть не только над духом, но даже и над плотью? Знайте, братья, что, в этом последнем случае злые духи бывают орудиями гнева Божия и Бог попускает им наносить болезни людям за грехи их, чтобы они, хотя через скорби и страдания тела, пришли в сознание себя, раскаялись в грехах своих и исправились. Однажды некоторый пресвитер сидел в церковном притворе и читал святое Евангелие. Во время чтения вдруг он почувствовал, что как будто бы какое-то темное и мрачное облако окружило его и, с этим вместе, свет померк в очах его, и разум его помрачился, и во всех членах он почувствовал расслабление, и стал нем. И пробыл он в такой ужасной болезни девять лет и страдал так, что, лежа на одре, не мог обратиться со стороны на сторону без посторонней помощи. Между тем случилось, наконец, так, что родные его, услыхав о чудесах, которые творил преподобный Симеон Столпник, взяли пресвитера и понесли к Преподобному. Когда же они, не дошедши несколько до монастыря, в котором жил Симеон, легли отдохнуть, в это время последнему, стоявшему на молитве, было открыто свыше о болезни пресвитера и о приближении его. Тогда Преподобный призвал одного из своих учеников, дал ему святой воды и сказал: «Возьми эту воду и спеши скорее из монастыря. Около него ты увидишь несомого на одре больного пресвитера, окропи его святою водою и скажи ему следующее: грешный Симеон говорит тебе: «Во имя Господа нашего Иисуса Христа встань и оставь одр твой и приди к Симеону сам». Ученик пошел и поступил так, как указал ему Преподобный. Пресвитер тотчас же стал здоровым, пришел к святому и пал к ногам его. Симеон сказал ему: «Встань и не бойся. Если дьявол и нанес тебе, девятилетнею скорбь, но зато человеколюбие Божие не забыло тебя и не дало тебе погибнуть до конца. Знай, что дьяволу попущено озлобить тебя за то, что ты бесстрашно и неблагоговейно стоял во св. алтаре, слушал клеветников и оклеветанных ими, не доискавшись истины, лишал Св. Причастия. Этим ты печалил Бога и весьма радовал дьявола, которому и попал под темную его власть. Но вот теперь, видя, что человеколюбие и щедроты Божии умножились на тебе, тех, которых ты опечалил отлучениями, разреши, и как Господь сотворил милость с тобою, так и ты сотвори с ними». После этих слов пресвитер с великою радостию вышел от Преподобного и исполнил все повеленное ему (Пролог Сент. 1).

Из этого повествования, кажется, ясно, братие, что злые духи подлинно бывают иногда как бы исполнителями гнева Божия и что Бог попускает им наносить болезни людям именно за грехи их, чтобы они хотя чрез скорби и страдания телесные раскаялись в грехах своих и исправились. Упомянутый пресвитер как нельзя лучше доказывает эту истину. За что он подпал под власть дьявола, который поразил его болезнью? За грехи. Для чего это допущено было? Для того, чтобы пресвитер, как говорил ему Симеон, сознался в своих грехах и загладил их. – Но это пример не единственный.  А отсюда какой же может быть урок и для нас, братие?  Аминь.

 

ЯХРОМСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Яхром­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри[1] яви­лась от­ро­ку Кос­ме (па­мять 18 фев­ра­ля), со­про­вож­дав­ше­му боль­но­го. Кос­ма оста­но­вил­ся на бе­ре­гу ре­ки Яхро­мы, неда­ле­ко от Вла­ди­ми­ра, и боль­ной уснул. Вне­зап­но Кос­ма уви­дел яр­кий свет и услы­шал го­лос: "Внем­ли и ра­зу­мей гла­го­лы жиз­ни, яви жи­тие бо­го­угод­ное и по­же­лай ра­до­сти пра­вед­ных, да на­сла­дишь­ся веч­ных благ". Свет ис­хо­дил от ико­ны Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, явив­шей­ся на де­ре­ве. От­рок Кос­ма снял ико­ну, под­нес к боль­но­му, и тот немед­лен­но ис­це­лил­ся. По­сле это­го Кос­ма на­пра­вил­ся в Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель, где был по­стри­жен и воз­рос для са­мо­сто­я­тель­ных ду­хов­ных по­дви­гов. По тай­но­му вну­ше­нию Бо­жию пре­по­доб­ный Кос­ма взял с со­бой чу­до­твор­ную ико­ну и уда­лил­ся на бе­рег Яхро­мы в то ме­сто, где об­рел этот об­раз. Пре­по­доб­ный Кос­ма со­ору­дил храм, в честь Успе­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри, в ко­то­ром по­ста­вил Яхром­скую ико­ну. Впо­след­ствии там об­ра­зо­ва­лась оби­тель.

 

 

В не­ко­то­рых источ­ни­ках Яхром­скую ико­ну на­зы­ва­ют Ахрен­ской (Яхренской).

В XVII в., ве­ро­ят­но при ца­ре Алек­сее Ми­хай­ло­ви­че, из Кос­ми­на мо­на­стыря был взят в Моск­ву «чу­до­твор­ный мед­ный ли­той» об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы. В ска­за­нии о нем го­во­рит­ся: «Об­раз Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы Яхром­ския чу­до­твор­ный мед­ный ли­той в Шах­ма­ти­цы яви­ся в ле­то 6990 (1482) ок­тяб­ря в 14 день пре­по­доб­но­му игу­ме­ну Козь­ме Яхром­ско­му чу­до­твор­цу близ гра­да Юрье­ва Польско­го за 15 по­прищ, на дре­ве вя­зу. Яви­ся об­раз мед­ный, ме­рою чет­верть ар­ши­на. Пре­по­доб­ный бе то­г­да во мла­до­сти и не по­стри­жен...».

Со­глас­но ска­за­нию, об­раз был воз­вра­щен в оби­тель в 1685 г., даль­ней­шая судь­ба его не­яс­на.

В XVIII—XIX вв. «Яхром­ской» в Кось­ми­ном мо­на­сты­ре на­зы­ва­ли два изоб­ра­же­ния Бо­жи­ей Ма­те­ри: об­раз Бо­го­ро­ди­цы с Мла­ден­цем, по ико­но­гра­фи­че­ско­му ти­пу «Уми­ле­ние», и древ­нюю ико­ну Успе­ния - и тор­же­ствен­но празд­но­ва­ли яв­ле­ние прп. Кос­ме Яхром­ской ико­ны (14/27 ок­тяб­ря) и па­мять Успен­ской ико­ны (в де­вя­тую пят­ни­цу по Па­схе).

Обе эти свя­ты­ни Кос­ми­ной оби­те­ли не со­хра­ни­лись.

Еще од­на чти­мая мо­на­стыр­ская ико­на Яхром­ской Бо­жи­ей Ма­те­ри, изоб­ра­жен­ная на се­реб­ря­ном ков­че­ге-мо­ще­ви­ке на­ча­ла XVI ве­ка, ны­не на­хо­дит­ся в му­зее в г. Суз­да­ле.

В крем­лев­ском Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре со­хра­ни­лась ико­на XIV ве­ка Бо­го­ро­ди­цы с Мла­ден­цем точ­но та­кой же ико­но­гра­фии, как и «Яхром­ская», но с изоб­ра­же­ни­ем Мла­ден­ца Ии­су­са на пра­вой, а не на ле­вой сто­ро­не.

Со­вре­мен­ные ис­сле­до­ва­те­ли по­ла­га­ют, что этот древ­ний об­раз был ро­до­вой свя­ты­ней ли­бо са­мо­го пре­по­доб­но­го Кос­мы, ли­бо ис­це­лен­но­го «бо­яри­на» из знат­но­го ро­да Се­ке­ри­ных. В те­че­ние двух ве­ков он хра­нил­ся в Кос­ми­ной оби­те­ли, а в XVII в. вме­сте с яв­лен­ным «чу­до­твор­ным мед­ным ли­тым об­ра­зом» был взят в Моск­ву и остал­ся в цар­ском хра­ме Бла­го­ве­ще­ния.

Примечание

[1] В ряде источников указано, что Косме явилась икона Успения Пресвятой Богородицы, однако до наших дней сохранился только предположительный список явленной иконы, изображающий Божию Матерь по одному из основных типов изображения в русской иконописи "Умиление".