19 марта день памяти Преподобного Иова Анзерского, Ченстоховской иконы Божией Матери

19.03.2022

Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью икон Б.М. "Ченстоховская, "Благодатное Небо", "Шестоковская", архистратигов Михаила, Иегудиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, 42 мчч. в Амморее и иных святых сего дня! Поминовение усопших.

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Вышел (Иисус) и удалился в пустынное место и там молился" (Мк. 1, 35). Господь молится, как человек, или, лучше, как вочеловечившийся человеческим естеством. Его молитва ходатайственная за нас, а вместе образовательная для Его человечества, которому надлежало входить ограниченным путем в обладание Божественным. В последнем значении она для нас образец и пример. Апостол Павел учит, что у приявших Духа, Дух молится и, конечно, не Сам от Себя, но возбуждая молитвенные устремления к Богу в духе человеческом. И вот у нас настоящая молитва - молитва духодвижная. Но такова она на верхней ступени. Путь к ней - труд молитвенный у ищущих очищения и освящения. Уединение, ночь - приличнейшая этому труду обстановка; самый же труд - множество поклонов с сердечными воздыханиями. Трудись и трудись, леность всякую отогнавши. Сжалится над тобою Господь и подаст тебе дух молитвы, который начнет действовать в тебе так же, как действует дыхание в теле. Начинай! Се ныне время благоприятно.

Посл. к Евреям св. ап. Павла Гл. 3: 12 - 16

Смотрите, братия, чтобы не было в ком из вас сердца лукавого и неверного, дабы вам не отступить от Бога живаго.

Но наставляйте друг друга каждый день, доколе можно говорить: "ныне", чтобы кто из вас не ожесточился, обольстившись грехом.

Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца, 

доколе говорится: "ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота".1

Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем.

От Марка св. Благовествование Гл. 1: 35 - 44

А утром, встав весьма рано, вышел и удалился в пустынное место, и там молился.

Симон и бывшие с ним пошли за Ним 

и, найдя Его, говорят Ему: все ищут Тебя.

Он говорит им: пойдем в ближние селения и города, чтобы Мне и там проповедовать, ибо Я для того пришел.

И Он проповедовал в синагогах их по всей Галилее и изгонял бесов.

Приходит к Нему прокаженный и, умоляя Его и падая пред Ним на колени, говорит Ему: если хочешь, можешь меня очистить.

Иисус, умилосердившись над ним, простер руку, коснулся его и сказал ему: хочу, очистись.

После сего слова проказа тотчас сошла с него, и он стал чист.

И, посмотрев на него строго, тотчас отослал его 

и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им.

Из Охридского Пролога за 6 марта: 

Рассуждение

Пока ты на земле, считай себя гостем в доме Хозяина, Христа. Если ты за трапезой – Он тебя угощает. Если вдыхаешь воздух – Его воздух вдыхаешь. Если купаешься – в Его воде купаешься. Если путешествуешь – по Его земле путешествуешь. Если собираешь имение – Его [богатство] собираешь, если расточаешь – расточаешь то, что принадлежит Ему. Если могуч ты – Он позволяет тебе обладать силой. Если пребываешь в обществе людей – находишься среди таких же Его гостей. Если выехал ты на природу – вошел в Его сад. Если ты наедине с собой – Он тебе соприсутствует. Куда бы ты ни поехал – Он тебя видит. Что бы ни сделал – Он об этом помнит. Он самый внимательный Хозяин, у Которого ты когда-либо гостил. Будь и ты почтителен к Нему. У доброго хозяина и гость должен быть добрым. Это простые слова, но они возвещают тебе великую истину. Все святые знали эту истину и по ней управляли жизнь свою. За это бессмертный Хозяин и наградил их вечной жизнью на небе и славой на земле.

Проповедь о наследнике и о рабе

Наследник, доколе он в детстве, 

ничем не отличается от раба.

Гал. 4:1

Пока царевич в колыбели, чем отличается он от сына раба? Ни тело его не лучше, ни мысли не возвышеннее, ни желания не чище. Каков сын царя, таков и сын раба, а равно и сын последнего нищего... Когда же царский сын подрастет и с полным сознанием своего достоинства примет власть над царством, а сын раба, придя в возраст, с полным сознанием взвалит на себя иго рабства, тогда станет очевидной огромная между ними разница. Тогда ясно обнаружится, что наследник и раб не равны: рабу предлежит рабство, а царю – господство.

Так [обстоит дело] и с христианином и нехристианином, хочет сказать Апостол. Нехристианин рабствует природе, христианин властвует над ней. Весь нехристианский период истории человечества свидетельствует о том, что человек был рабом стихий, рабом плоти, рабом идолов и тварей. А христианский период истории человеческого рода являет человека господином и властелином, вельможей царского рода и наследником всего.

Даже и те, кто ведал единого истинного Бога, каковыми были израильтяне, не стояли по отношению к Богу как дети и наследники к Отцу своему, но оставались рабами перед лицом своего Господина и Судии. Когда же наступила полнота времен и пришел на землю Единородный Сын Божий, Он сделал то, что приняли мы усыновление, так что Духом Божиим взываем к Богу: Авва Отче!

Для чего, братья, пришел Христос на землю? Чтобы сделать нас лучшими рабов, вручить нам право сынов и должность господ. Право сынов [предполагает], что именем Христовым именуют они Бога Отцом, а должность господ – то, что владычествуют они над собой, над своим телом, над своими мыслями и желаниями и над всей окружающей их природой.

Сыне Божий Единородный, Твоей милостью и жертвой восприняли мы усыновление. Но ниспосли нам Твою помощь, дабы в чистоте и истине выстояли мы до конца. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПРЕПОДОБНЫЙ ИОВ АНЗЕРСКИЙ

Преподобный Иов Анзерский, в миру Иоанн, родился в Москве в 1635 году. Свое пастырское служение начал священником в одном из приходских храмов. Он жил строго, по-монашески, в посте и постоянной молитве: "Помилуй мя, Господи! Пощади мя, Господи!". Любовь к людям была у него удивительная: он всегда искал случая сделать ближнему добро. С полным участием отец Иоанн помогал всем нуждающимся, заботился об обиженных и невинно страдающих, духовно слабых подкреплял, заблудших - ласково и мудро вразумлял, утешал и наставлял. Дом его всегда был открыт для бедных - накормив, отечески побеседовав, он отпускал утешенных, наделяя их в дорогу, чем мог. Если сам нечаянно кого-нибудь обижал, то тут же каялся и немедленно просил прощения.

Слава о добром пастыре дошла до самого царя Петра I – преподобный был призван для священнослужения в придворной церкви и избран духовником царя и царствующего дома. Пользуясь своим влиянием при дворе, преподобный старался еще более быть полезным бедствующим. Посещая заключенных в тюрьмах, он через Слово Божие благотворно влиял на преступников, невинно осужденных укреплял в терпении, тому же, кто отбывал срок за долги, помогал расплачиваться.

С годами отец Иоанн, посвятив себя Богомыслию, выходил из дома только на церковные службы, не прекращая благотворений через доверенных лиц.

В 1701 году, по ложному доносу царю (якобы, узнав о злоумышлении, "он яко духовник не открыл начальству"), преподобный был сослан в Соловецкий монастырь и пострижен в монашество с именем Иов. После многих испытаний старец Иов был освобожден от послушаний и уединился на безмолвие в своей келлии. Узнав о святой жизни подвижника и удостоверившись, что старец был оклеветан, царь Петр I хотел возвратить духовника к себе, но преподобный Иов отказался. В 1702 году для большего безмолвия он перешел в Анзерский скит Святой Троицы, где вскоре по смерти Анзерского строителя Елеазара был назначен настоятелем.

Помня слова Господни: "Ему же дано будет много, много и взыщется от него" (Лк. 12, 48), – на новом поприще священноинок Иов положил много труда и забот. Мудрый наставник всех учил смиренному послушанию Богу и начальникам как первой добродетели, без которой не может быть спасения; приучал к постоянному труду и заботе о ближних. Он сам посещал больных, омывал и перевязывал им раны, а нередко исцелял их недуги своей молитвой. При этом церковных служб и келейного правила он никогда не опускал.

В 1710 году преподобный Иов принял великий Ангельский образ с именем Иисус. Вскоре Сама Матерь Божия определила дальнейший путь иеросхимонаху Иисусу: Она явилась ему во сне вместе с первоначальником и покровителем скита преподобным Елеазаром Анзерским (память 13 января) и сказала, что на горе, отныне называемой второй Голгофою, на Анзерском острове, будет устроена церковь Распятия Иисуса Христа и учредится скит. Приняв этот чудесный сон за благословение Божие, старец Иисус в 1714 году переселился на жительство на гору Голгофу и с помощью учеников, схимонаха Матфея и монаха Макария, основал Голгофо-распятный скит, где продолжил свой многотрудный подвиг.

В 1715 году была построена деревянная церковь в честь Распятия Господня.

Сам престарелый строитель, в пример братии, нередко рубил дрова, носил на гору воду, в пекарне затворял тесто. В своей келлии старец постоянно занимался рукоделием, а деньги, которые за это выручал, делил на три части: на нужды церковные, на нужды братии, на милостыню нищим. Себе он не оставлял ничего, имея при себе лишь несколько духовных книг.

За Богоугодную жизнь преподобный был удостоен особенных откровений. По его горячим молитвам Сама Пресвятая Богородица явилась ему в келлии и назвала место на горе, где можно рыть колодец и получить воду, столь необходимую для нужд монастыря. Когда был открыт чудесный источник, преподобный вразумил братию: "Никогда не скорбите, не малодушествуйте, но всегда уповайте на Бога. Помните обещание Его: "Мать исчадие свое скорее забудет, нежели Аз вас". Святой угодник с помощью Божией сумел предвидеть злые намерения пришедших однажды к нему чужих людей и своей молитвой: "Господи, пошли сон рабам Твоим, утрудившимся в суетном угождении врагу", – усыпил злоумышленников на пять дней и ночей и этим привел их к искреннему раскаянию. В другой раз он наказал воров, заставив простоять их неподвижно под тяжестью награбленного два дня, пока те не взмолились о пощаде.

Святому Иисусу Бог открыл время приближавшейся кончины. Еще задолго до смерти святой известил братию, что умрет он в воскресный день до восхода солнца. Всю жизнь посвятив служению Богу и ближним, смиренный подвижник, готовясь к назначенному часу, сокрушенно каялся, что слишком мало угождал Господу.

Преставился преподобный, как и предсказывал, в воскресный день, – в Неделю Православия, – утром, до восхода солнца 6 марта 1720 года.

В предсмертные минуты святого келлия его озарилась необыкновенным светом, разлилось благоухание и слышна была псаломская песнь: "Яко пройду в место селения дивна даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующих" (Пс. 41, 5).

Тропарь преподобному Иову, в схиме Иисусу, Анзерскому, глас 5

Показа́вый о́браз доброде́телей, ве́сь стра́ха Бо́жия и Ду́ха Свя́та испо́лнен бы́сть, Преподо́бне о́тче И́ове, безмо́лвия и́стинный рачи́тель яви́лся еси́, страсте́м Госпо́дним покланя́яся, и́мже и оби́тель воздви́гл еси́ во ото́це А́нзерстем. Пустынножи́телей наста́вниче, моли́ Христа́ Бо́га спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак преподобному Иову, в схиме Иисусу, Анзерскому, глас 8

Любо́вь Христо́ву в се́рдце стяжа́, ея́же ра́ди мно́ги ско́рби претерпе́вый, приста́нище обре́л еси́ в морсте́м ото́це, Преподо́бнаго Елеаза́ра заве́тов ве́рный прее́мник яви́лся еси́, покро́вом Бо́жия Ма́тере осеня́емый: достоблаже́нне о́тче И́ове, помина́й на́с, чту́щих святу́ю па́мять твою́.

 

ЧЕНСТОХОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Чен­сто­хов­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри от­но­сит­ся, по пре­да­нию, к тем 70-ти ико­нам Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рые на­пи­сал свя­той еван­ге­лист Лу­ка (па­мять 18 ок­тяб­ря). Она бы­ла на­пи­са­на в Иеру­са­ли­ме, в Си­он­ской гор­ни­це. В 66–67 го­дах, во вре­мя на­ше­ствия рим­ских войск под пред­во­ди­тель­ством Вес­па­си­а­на и Ти­та, хри­сти­ане бе­жа­ли в ме­стеч­ко Пел­лу. Вме­сте с дру­ги­ми свя­ты­ня­ми они со­хра­ня­ли в пе­ще­рах и Чен­сто­хов­ский об­раз Бо­го­ма­те­ри. В 326 го­ду, ко­гда свя­тая ца­ри­ца Еле­на (па­мять 21 мая) хо­ди­ла в Иеру­са­лим для по­кло­не­ния свя­тым ме­стам и об­ре­ла Крест Хри­стов, она по­лу­чи­ла в дар от хри­сти­ан эту ико­ну, при­вез­ла ее в Кон­стан­ти­но­поль и по­ста­ви­ла во двор­цо­вой ча­совне, где свя­ты­ня на­хо­ди­лась в те­че­ние пя­ти ве­ков.

В Рос­сию чу­до­твор­ный об­раз с ве­ли­кой че­стью был при­не­сен ос­но­ва­те­лем го­ро­да Льво­ва (Лем­бер­га — 1268–1270), га­лиц­ко-во­лын­ским кня­зем Львом Да­ни­ло­ви­чем, и по­ме­щен в Бельз­ском зам­ке под ве­де­ни­ем пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ства.

Впо­след­ствии, при за­во­е­ва­нии За­пад­ной Укра­и­ны по­ля­ка­ми, чу­до­твор­ная ико­на до­ста­лась поль­ско­му пра­ви­те­лю кня­зю Вла­ди­сла­ву Ополь­ско­му. Та­та­ры, вторг­нув­шись в пре­де­лы Рос­сии, оса­ди­ли за­мок Бельз. Упо­вая на по­мощь Ма­те­ри Бо­жи­ей, князь Вла­ди­слав вы­нес свя­ты­ню из церк­ви и по­ста­вил на го­род­ской стене. Прон­зен­ный вра­же­ской стре­лой, чу­до­твор­ный об­раз со­хра­нил на­все­гда сле­ды ис­тек­шей кро­ви. Спу­стив­ша­я­ся то­гда на та­тар­ское вой­ско вре­до­нос­ная мгла за­ста­ви­ла их снять оса­ду зам­ка и уда­лить­ся в свои пре­де­лы. За­ступ­ни­ца Небес­ная в сон­ном ви­де­нии по­ве­ле­ла кня­зю пе­ре­не­сти чу­до­твор­ную ико­ну на Яс­ную го­ру Чен­сто­хов­скую. Ос­но­вав в 1352 го­ду мо­на­стырь на Яс­ной го­ре — (го­ре "сви­де­ния" — так ее на­зы­ва­ли за мно­же­ство про­ис­хо­див­ших там чу­дес), князь Вла­ди­слав пе­ре­нес в него чу­до­твор­ную свя­ты­ню, вве­рив ее на хра­не­ние мо­на­хам Па­у­лин­ско­го ор­де­на. Через несколь­ко лет оби­тель бы­ла ограб­ле­на гу­си­та­ми. Ли­шив ее всех со­кро­вищ, они хо­те­ли по­хи­тить и чу­до­твор­ный об­раз, но неви­ди­мая си­ла удер­жи­ва­ла ко­ней, и во­зок со свя­ты­ней не тро­нул­ся с ме­ста. В яро­сти один из гра­би­те­лей сбро­сил свя­тую ико­ну на зем­лю, а дру­гой уда­рил ме­чом по ли­ку. Тут же спра­вед­ли­вая ка­ра по­стиг­ла всех: пер­во­го разо­рва­ло на ча­сти, у вто­ро­го от­сох­ла ру­ка, осталь­ные упа­ли за­мерт­во или по­ра­же­ны бы­ли сле­по­тою.

В се­ре­дине XVII ве­ка швед­ский ко­роль Карл Х Гу­став, взяв Вар­ша­ву и Кра­ков, по­тер­пел по­ра­же­ние под Чен­сто­хов­ским мо­на­сты­рем на Яс­ной го­ре. По­мощь и за­ступ­ле­ние Ца­ри­цы Небес­ной обод­ри­ли по­ля­ков, а ко­роль Ян Ка­зи­мир, воз­вра­тясь во Львов, об­на­ро­до­вал ма­ни­фест, по ко­то­ро­му по­ру­чал свое го­су­дар­ство по­кро­ви­тель­ству Бо­жи­ей Ма­те­ри, на­зы­вая Чен­сто­хов­ский Ее об­раз "Поль­ской Ко­роле­вой". Вой­на со шве­да­ми в 1656 го­ду за­кон­чи­лась для Поль­ши успеш­но.

Мно­же­ство чу­дес от Чен­сто­хов­ско­го чу­до­твор­но­го об­ра­за бы­ло за­сви­де­тель­ство­ва­но в осо­бой кни­ге, хра­ня­щей­ся в хра­ме Чен­сто­хов­ско­го мо­на­сты­ря. С этой ико­ны сде­ла­но бы­ло мно­го спис­ков как для ка­то­ли­че­ских, так и для пра­во­слав­ных хра­мов.

В 1813 го­ду, ко­гда рус­ские вой­ска во­шли в Чен­сто­хов­скую кре­пость, на­сто­я­тель и бра­тия Лав­ры под­нес­ли ге­не­ра­лу Са­ке­ну спи­сок с чу­до­твор­но­го об­ра­за. Впо­след­ствии Чу­до­твор­ная ико­на бы­ла по­став­ле­на в Санкт-Пе­тер­бур­ге в Ка­зан­ском со­бо­ре.