13 сентября день памяти Положения честного Пояса Пресвятой Богородицы (395-408).

13.09.2022

Доброго дня! С днем положения честного Пояса Пресвятой Богородицы!  Господи дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня, во славу Твою, а мне грешному во спасение с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Гавриила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплот., сщмч. Киприана еп. Карфагенского и иных святых сего дня!

 

Свт. Феофан Затворник:

Притча о постепенном возрастании из семени пшеницы изображает в отношении к каждому человеку постепенное возрастание потаенного в сердце человека, благодатью Божией засеменяемого и соблюдаемого, а в отношении к человечеству - постепенное увеличение тела Церкви или общества спасаемых в Господе Иисусе Христе, по чину Им установленному. Этою притчею разрешается вопрос: отчего до сего времени христианство не всеобъемлюще? Как человек, бросив семя в землю, спит и встает, семя же прозябает и растет само собою без его ведома, так и Господь, положив на земле семя Божественной жизни, дал ему свободу о себе разрастаться, подчинив его естественному течению событий и не насилуя этих последних; блюдет только семя, содействует ему в частных случаях и дает общее направление. Причина этому в свободе человека. Господь ищет, чтобы человек сам себя подчинил Ему и ждет склонения его свободы; дело и длится. Если бы все зависело только от воли Божией, давно бы все были христианами. Другая мысль: созидаемое тело Церкви созидается на небе; с земли поступают только материалы, образуемые тоже небесными деятелями. Слово с неба проходит по земле и привлекает хотящих. Внявшие и последовавшие поступают, как сырцовый материал, в лабораторию Божию, в Церковь, и здесь переделываются по образцам с неба данным. Переделанные, по исходе из этой жизни, переходят на небо и там поступают в здание Божие, каждый куда годен. Это идет непрерывно и, следовательно, дело Божие не стоит. Всеобщая торжественность христианства и не требуется для сего. Здание Божие созидается невидимо.

 

2 Кор. 12, 20-13, 2:

Ибо я опасаюсь, чтобы мне, по пришествии моем, не найти вас такими, какими не желаю, также чтобы и вам не найти меня таким, каким не желаете: чтобы не найти у вас раздоров, зависти, гнева, ссор, клевет, ябед, гордости, беспорядков,

чтобы опять, когда приду, не уничижил меня у вас Бог мой и чтобы не оплакивать мне многих, которые согрешили прежде и не покаялись в нечистоте, блудодеянии и непотребстве, какое делали.

В третий уже раз иду к вам. При устах двух или трех свидетелей будет твердо всякое слово.

Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь, отсутствуя, пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу.

 

Мк. 4, 24-34:

И сказал им: замечайте, что слышите: какою мерою мерите, такою отмерено будет вам и прибавлено будет вам, слушающим.

Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет.

И сказал: Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю,

и спит, и встает ночью и днем; и ка́к семя всходит и растет, не знает он,

ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе.

Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва.

И сказал: чему уподобим Царствие Божие? или какою притчею изобразим его?

Оно – как зерно горчичное, которое, когда сеется в землю, есть меньше всех семян на земле;

а когда посеяно, всходит и становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные.

И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать.

Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все.

 

Из Охридского Пролога за 31 августа

Рассуждение:

Христианин не верит в фатум, в судьбу, в рок. Если Бог и определяет главные перспективы нашей жизни, то, по нашей молитве и заслугам, Он может их и изменить. Так, царю Езекии (Ис. гл. 38) и преподобному Дию (см. 19 июля) приложил Он пятнаддать лет жизни. [Святителю] Василию Великому, по его [святительской] молитве, Бог продлил жизнь на один день, чтобы успел он крестить своего врача, еврея Иосифа. Но как по молитве Бог может продлить жизнь, так вследствие греха способен Он ее и сократить. Император Анастасий придерживался Севировой [так называемой акефалитской] ереси, сторонники которой распространяли безумное [учение о том], что Церкви якобы не нужны епископы и священники, но каждый сам для себя – епископ и священник и всякий имеет право по-своему толковать Священное Писание и учить других [так], как знает он и верует. Тщетно святой патриарх увещал царя вернуться к православной истине – царь не только не внял его советам, но и всячески издевался над патриархом и искал повода к его изгнанию. Однажды ночью царь видел во сне некого страшного мужа, [восседающего] на возвышенном престоле; в руке у него была книга. Муж оный раскрыл книгу, нашел в ней имя царя Анастасия и сказал: «Хотел Я дозволить тебе еще долго пожить, но за твое неправоверие – вот, стираю Я четырнадцать лет твоей жизни». И изгладил нечто из книги. Ужаснувшийся царь вскочил с одра и рассказал сей сон своим приверженцам. Спустя несколько дней в царский дворец ударила молния и убила царя Анастасия.

Проповедь о Христовой силе и миссии, как предрек [пророк]

Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня

благовествовать нищим, послал Меня исцелять

сокрушенных сердцем, проповедывать пленным

освобождение и слепым прозрение, проповедывать

лето Господне благоприятное и день мщения.

Ис. 61:1–2

Сие великое пророчество, раскрывающее всю суть Его миссии на земле, Господь Иисус привел в самом начале Своих спасительных трудов – в Назарете, пред иудеями. Процитировав [его], Он сел и сказал: Ныне исполнилось писание сие (Лк. 4:16–21). Прочел Он одно из наименее ясных пророчеств для книжников и иудейских священников, закрыл книгу и сказал: Ныне исполнилось писание сие. К этому пророчеству никто из иудеев не смел прикоснуться, ибо никто не ведал, к кому оно относится. Семь столетий минуло с тех пор, когда сие пророчество было изречено и записано, и [за всё это время] оно не стало яснее. Но когда пришел Тот, к Кому относилось сие предречение, то прочел Он его и применил к Самому Себе. Так Всевышний Господь наш оправдал Своего пророка и явил Себя міру.

Дух Господень на Мне. Почему говорит Он так, если равен Он Духу, как и Отцу? Для свидетельства людям, поясняет святой Златоуст. Не говорит: благодать Духа, но Дух, ибо благодать Духа – на людях верующих, а на Нем – Сам Дух, как обнаружилось [сие] на Иордане. Дух – свидетель Сына, и ни одного мгновения Сын не был без Духа. Господь [наш] Иисус [Христос] часто упоминает Отца и Духа Святого: во-первых, из безграничной любви к Отцу и Духу, так как любовь всегда приписывает свое другим; а во-вторых – для назидания людей горделивых, чтобы не выпячивали они себя, но воздавали честь другим, равным себе.

Всё прочее, [из]реченное в сем дивном пророчестве, Господь дословно исполнил Своими досточудными делами. Пришел Он главным образом [для того,] чтобы явить Божию милость людям и в то же время [возвестить] Страшный Суд тем, кто отнесется к этой милости с презрением и отвергнет [ее].

Сие видение Исаии, сына Амосова, пророка Божия, пророка истинного.

Поклонимся, братья, Исаии, чьи богодухновенные уста предрекли Спасителя и спасение наше, и не перестанем [по]клониться достославному Спасителю нашему, Господу Иисусу Христу.

Тебе кланяемся, Господи и Спасителю наш, и Тебя благодарим за премудрое устроение спасения нашего. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

ПОЛОЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО ПОЯСА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОМ ВЛАХЕРНСКОМ ХРАМЕ

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.

Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью.

В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Частицы святого пояса Богоматери находятся в Афонском Ватопедском монастыре, в Трирском монастыре и в Грузии.

Тропарь Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 8

Богородице Приснодево, человеков покрове,/ ризу и пояс пречистаго Твоего телесе,/ державное граду Твоему обложение даровала еси,/ безсеменным рождеством Твоим нетленна пребывающи,/ о Тебе бо и естество обновляется и время./ Темже молим Тя мир граду Твоему даровати/ и душам нашим велию милость.

Перевод: Богородица Приснодева, людям покров, одежду и пояс с пречистого тела Твоего, как крепкую ограду, даровала городу Твоему, в бессеменном рождении Твоем оставаясь целомудренной, ибо в Тебе и природа обновляется, и время. Потому молим Тебя мир народу Твоему даровать и душам нашим великую милость.

Кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 4

Честнаго пояса Твоего положение/ празднует днесь Твой, Препетая, храм/ и прилежно взывает Ти:/ радуйся, Дево,/ христиан похвало.

Перевод: Почитаемого пояса Твоего положение празднует ныне Твой, Воспеваемая, храм и настойчиво взывает к Тебе: радуйся Дева, христиан слава.

Ин кондак Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, глас 2

Богоприя́тное Твое́ чре́во, Богоро́дице,/ объе́мший по́яс Твой честны́й,/ держа́ва гра́ду Твоему́ необори́ма/ и сокро́вище есть благи́х неоску́дно,// еди́на ро́ждшая, Присноде́во.

Перевод: Принявшее Бога чрево Твое, Богородица, объявший пояс Твой почитаемый есть сила городу Твоему непобедимая и неоскудеваемое сокровище благ, единственная родившая Непорочная Дева.