13 марта Праздник Торжества Православия

13.03.2022

С Торжеством Православия! Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью икон Б.М. "Девпетерувская", "Кипрская", архистратигов Михаила, Варахиила, Иеремиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, блж. Николая Саллоса, Христа ради юродивого, Псковского и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Православие. Не забудь правого слова, которое сказал ты Богу, возобновляя с Ним завет, нарушенный с твоей стороны не добросовестно. Припомни, как и почему нарушил и старайся избежать новой неверности. Не слово красное славно (далее - сами).

Посл. к Евреям св. ап. Павла Гл. 11: 24 - 40

Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, 

и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, 

и поношение Христово почел большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние...

И что еще скажу? Недостанет мне времени, чтобы повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Самсоне и Иеффае, о Давиде, Самуиле и (других) пророках, 

которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, 

угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; 

жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; 

другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, 

были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; 

те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли. 

И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, 

потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства. 

Гл. 12: 1 - 2

Посему и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и запинающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащее нам поприще, 

взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия.

От Иоанна св. благовествование Гл. 1: 43 - 51

На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. 

Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. 

Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. 

Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. 

Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. 

Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. 

Нафанаил отвечал Ему: Равви'! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. 

Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. 

И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

Из Охридского Пролога за 28 февраля: 

Рассуждение

Редким бесстрашием отличались Христа ради юродивые. Блаженный Николай бегал по улицам Пскова, притворяясь безумным, обличая в людях их тайные грехи и прорицая будущие события. Когда царь Иван Грозный вступил в Псков, весь город был объят страхом и ужасом при виде грозного владыки. Перед каждым домом стояли хлеб и соль как приветствие царю, но народ не появлялся. Когда градоначальник перед церковью поднес царю на подносе хлеб и соль, царь оттолкнул поднос, и хлеб с солью упали наземь. Тогда появился перед царем блаженный Николай в длинной рубахе, опоясанный веревкой, скача на палке, как дитя, и воскликнул: «Иванушка, Иванушка, ешь хлеб да соль, а не людскую кровь». Воины помчались за ним, чтобы его схватить, но он убежал и скрылся. Узнав о сем блаженном, кто он и чем занимается, царь пришел в его тесное жилище. Была первая неделя Великого поста. Услышав, что царь грядет к нему с визитом, Николай нашел кусок сырого мяса и, когда царь переступил порог его кельи, то, поклонившись самодержцу, Николай предложил царю мясо со словами: «Ешь, Иванушка, ешь!» Грозный царь сердито ему ответил: «Я христианин и не ем мяса в пост». Тогда Божий человек скоро ему ответил: «Да ты поступаешь и хуже: питаешься человеческим мясом и кровью, забывая не только о посте, но и о Боге!» Этот урок вошел глубоко в сердце царя Ивана, и он, постыженный, тотчас оставил Псков, где намеревался учинить великую расправу.

Проповедь о душевной пище

Я есмь хлеб жизни.

Ин. 6:48

Так сказал Господь Иисус алчущему человеческому роду. И слово это сбывалось во все века в бесчисленных Христовых последователях, принявших Господа как пищу своей души. Некий отчаявшийся юноша, уже стоявший на грани самоубийства, однажды исповедался духовнику. Внимательно его выслушав, духовник сказал: «Сын мой, ты сам виноват в своем горе. Душа твоя изголодалась до смерти. Всю жизнь ты учился только тому, как бы насытить тело, никогда даже не подумав, что и душа требует своей пищи, причем более обильной и частой, нежели это нужно телу. Твоя истощенная душа лежит на смертном одре. Ешь и пей Христа, сын мой. Только это может вернуть твою душу из смерти. Каждый день и непрестанно ешь и пей Христа; Он животворящий Хлеб душ наших». Послушал юноша старца – и возвратился к жизни.

Да насыщаем, братья, свою душу Христом, дабы была она живой и здоровой. Да питаем ум наш Христовыми мыслями, чтобы быть ему просвещенным и бодрым. Да вбираем непрестанно и в сердце наше Христову любовь, чтобы было оно сытым и радостным. Да наполняем без устали и волю нашу Христовыми заповедями и Христовым примером, чтобы ежеминутно творила она добрые дела. Пусть Христовы мысли станут нашими мыслями, Христова любовь – нашей любовью и Христова добрая воля – нашей доброй волей. Да насыщаем непрестанно души наши Христом Господом, да не утомимся душой постоянно вкушать и пить Его. Нет более питательного хлеба и более сладкого питья, нежели Он. В святом Причащении Он весь преподается нам: Телом и Кровью. Но Причащение – это напоминание о том, что души наши непрерывно должны мы насыщать Им. Непрерывно есть Его и пить – так же, как непрестанно мы дышим.

О благий и сладчайший Господи наш, пробуди наши души, дабы неустанно питались они Тобою и были живы. Ты наш Хлеб жизни. Тебе слава и похвала вовеки. Аминь.

 

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ

Праздник установлен Церковью по случаю восстановления практики почитания святых и честных икон в 842 году после длительного периода иконоборчества (VIII – IX вв.).

«В сей день, в первую Неделю святого поста,  – сообщает «Синаксарь», – Церковью принято праздновать восстановление почитания святых и честных икон, совершенное царем Михаилом и его матерью, блаженной царицей Феодорой, а также святым патриархом Константинопольским Мефодием»

Традиция создания христианских священных изображений восходит к первым временам существования Церкви. Создавая священные изображения, Церковь чтила Бога, Его святых, важнейшие события её истории. Между тем, во времена императора Льва Исавра и при его активном участии, развернулась масштабная борьба против святых икон. Иконы подвергались уничтожению, а их защитники – иконопочитатели – притеснениям и гонениям. Движение против почитания святых икон продолжалось довольно долго, пока, наконец, стараниями императрицы Ирины и Патриарха Тарасия, в 787 г., не был созван  VII Вселенский Собор, утвердивший догмат об иконопочитании. Он состоялся в Никее.

После Собора движение против почитания икон было угашено, однако не прекращено и всё ещё оставалось в силе. Иконоборцы продолжали нарушать внутрицерковный мир. В 842 году, после смерти императора Феофила (бывшего гонителя святых икон), при его трехлетнем сыне, Михаиле III, пребывавшем под опекой его матери,  Феодоры, в Константинополе состоялся Поместный Собор, где второй Никейский Собор  (787 года) был признан Вселенским.

По просьбе царицы Патриарх Мефодий и иные пастыри Церкви, а также сама царица совершали в первую седмицу поста молебны  о её почившем муже, Феофиле. После усердных молитв Богу о восстановлении иконопочитания и поминальных о Феофиле отцы Церкви, в воскресный день этой седмицы, совершили крестный ход. Крестный ход был торжественным, осуществлялся в присутствии царицы, её сына, множества народа. В это день (11 марта в 843 г. (по другим данным: 19 февраля)), опять же торжественно, были произнесены слова благословения в адрес поборников и почитателей икон; в адрес же врагов была произнесена анафема.

Стоит заметить, что чинопоследование этого богослужения со временем менялось, дополнялось новыми текстуальными вставками.

 

Одна из наиболее ранних, дошедших до нас икон Торжества Православия, датируется XIV  веком. Она хранится в Британском музее.

В центральной верхней части иконы представлено изображение Божией Матери (иконографический тип – Одигитрия, Путеводительница), расположенное на престоле. Его поддерживают два ангела. С одной стороны, такое иконографическое решение указывает на литургический характер почитания икон Пресвятой Богородицы, а с другой, напоминает об историческом факте моления перед иконой Девы Марии Константинопольского Патриарха Мефодия, царицы Феодоры, её сына Михаила, прочих верующих, состоявшемся в первое воскресение Великого поста, 11 марта, в 843 году.

Слева от изображения иконы Божией Матери (если смотреть со стороны зрителя) – императрица Феодора с её сыном, Михаилом (он отмечен здесь как фактический участник исторического события); справа – святитель Мефодий и преподобный Феодор Студит (много потрудившийся на ниве защиты иконопочитания и много пострадавший за этот подвиг веры).

В нижней части иконы также представлены защитники иконопочитания. В центре – святой Феофан Сигрианский (согласно его житию, участник Седьмого Вселенского собора) и Стефан Новый. Они держат  икону Христа. Справа от них — Феофилакт Исповедник, епископ Никомидийский. Сбоку от него — два брата, Феодор и Феофан Начертанные (это наименования было усвоено им в связи с тем,  что на их лицах, по приказанию императора Феофила, были выжжены оскорбительные стихи).

В левой части представлена мученица Феодосия с образом Эммануила в руках (в своё время, согласно преданию,  она не позволила воину сбросить медный образ Спасителя, располагавшийся на воротах Константинополя более 4 веков, за что была убита). Фигуры монахов, изображенных между Феодосией и Феофаном идентифицировать не удалось.

Праведники, изображенные на иконе, послужили Торжеству Православия.  Вместе с тем можно сказать, что они представляют и прочих праведников, отстоявших истинность учения о почитании святых икон.

Тропарь Недели Торжества Православия, глас 2

Пречи́стому Образу Твоему́ покланя́емся, Благи́й,/ прося́ще проще́ния прегреше́ний на́ших, Христе́ Бо́же;/ во́лею бо благоволи́л еси́ пло́тию взы́ти на крест,/ да изба́виши я́же созда́л еси́ от рабо́ты вра́жия./ Тем благода́рственно вопие́м Ти:/ ра́дости испо́лнил еси́ вся, Спа́се наш,// прише́дый спасти́ мир.

Кондак Недели Торжества Православия, глас 2

Неопи́санное Сло́во Отчее,/ из Тебе́, Богоро́дице, описа́ся воплоща́емь:/ и оскве́рншийся о́браз в дре́внее вообрази́в,/ Боже́ственною добро́тою смеси́./ Но испове́дающе спасе́ние,// де́лом и сло́вом, сие́ вообража́ем.