12 января день памяти Апостола от 70-ти Тимона Бострийского, епископа

12.01.2023

Доброго дня! Господи, не дай меня на произвол врагам моим, но ради имени Твоего святого Сам води и управляй мною, во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью, архистратигов Михаила, Уриила, моего ангела хранителя и проч. Св. Неб. сил бесплотных, мц. Анисии, свт. Макария, митр. Московского, ап. от 70-ти Тимона, и иных святых сего дня.

 

Свт. Феофан Затворник:

Спаситель доказывает Свое небесное посланничество свидетельством Иоанна Предтечи, - молчат, ибо нечего было сказать против, а все не веруют. В другой раз делами Своими то же доказывал, - придумали изворот: "о князе бесовском". Но когда этот изворот был выставлен совершенно неуместным, - тоже замолчали, а все-таки не уверовали. Так и всегда неверы не верят, что им ни говори и как убедительно ни доказывай истину: ничего не могут сказать против, а все не веруют. Сказать бы: ум у них параличем разбит, так ведь о прочих предметах они рассуждают здраво. Только когда о вере зайдет речь, начинают путаться в понятиях и словах. Путаются также, когда выставляют воззрения свои в замену положений веры, от Бога данных. Тут у них сомнение возводится в такую опору, что твой крепкий утес. Прослушайте всю их теорию - дитя разберет, что это сеть паутинная, а они того не видят. Непостижимое ослепление! Упорство неверов можно еще объяснить нехотением верить, но откуда само нехотение? И отчего оно берет в этом случае такую власть, что заставляет человека умного сознательно держаться нелогичного образа мыслей? Тут тьма - уж не от отца ли она тьмы?

 

Иак., 51 зач., I, 19-27:

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,

ибо гнев человека не творит правды Божией.

Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.

Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.

Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:

он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.

Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.

Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.

Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.

 

Мк., 52 зач., XI, 27-33:

Пришли опять в Иерусалим. И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины

и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?

Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном, отвечайте Мне; тогда и Я скажу вам, какою властью это делаю.

Крещение Иоанново с небес было, или от человеков? отвечайте Мне.

Они рассуждали между собою: если скажем: с небес,- то Он скажет: почему же вы не поверили ему?

а сказать: от человеков - боялись народа, потому что все полагали, что Иоанн точно был пророк.

И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Тогда Иисус сказал им в ответ: и Я не скажу вам, какою властью это делаю.

 

Из Охридского Пролога за 30 декабря

Рассуждение:

Вот еще два примера, как милостивый Бог помогает в беде тем, кто с верой на Него уповает. Блаженная Феодора Кесарийская родилась в доме патриция и была отдана в обитель святой Анны на воспитание. Не только воспитывалась Феодора, но и подвизалась, готовясь к принятию монашеского пострига. Царь Лев Исаврянин насильно забрал ее из обители и обручил одному из своих воевод. Феодора противилась браку, однако была бессильной, словно ягненок в волчьих лапах. Скорбя сердцем, неустанно молилась она Богу, чтобы Господь ее не оставил. В самый день венчания, когда гости пировали, внезапно принесли царю весть о том, что в его владения вторглись скифы. Царь приказал своему воеводе немедленно идти с войском против неприятеля. Воевода отправился, но назад не вернулся, потому что погиб на войне. Так, с Божией помощью, святая Феодора освободилась [от нежеланного мужа] и чистой девицей снова вернулась в свою обитель, где приняла постриг и как монахиня изрядно прославилась своими подвигами.

Вот другой пример. Однажды в голодный год монахи обители «Неусыпающих» терпели большие лишения. Святой игумен Маркелл в один из дней принял каких-то нищих, угостил их и захотел к тому же дать им содержание на дорогу. Спросил он монастырского эконома, сколько всего у них денег. Тот ответил: десять сребреников. Игумен приказал отдать все эти десять сребреников тем нищим. Эконом отдал не все десять, а только девять, а один удержал для монастырских нужд. И был эконом весьма озабочен судьбой обители, так как [во всем] чувствовалась крайняя нехватка. Однако вдруг посетил монастырь некий богатый человек и принес игумену 90 талантов золота. Тогда проницательный Маркелл призвал эконома и сказал ему: «Вот, Бог хотел руками этого благочестивого человека послать нам 100 талантов, но так как ты ослушался меня и удержал один сребреник, то за это всеобщий Промыслитель лишил нас десяти талантов».

Проповедь о царстве святых

Потом примут царство святые Всевышнего

и будут владеть царством вовек и во веки веков.

Дан. 7:18

Уничижаемые и угнетаемые в царствах земных, святые будут вечно владычествовать в Царстве Небесном. Последние на земле, они первыми будут веселиться на небе. Терпящие голод и жажду, босые и раздетые в царствах тленных, они окажутся царскими сыновьями, насыщенными и облеченными в царственные одежды в Царстве нетленном. Чужаки и пришельцы в царствах преходящих, они будут господами в Царстве своем, в Царстве нескончаемом. Сие последнее Царство и есть, собственно, то, которое можно назвать царством. Всё другое – мимолетно: школа тления, обмана и суеты. В вечное царство святых призываются на земле граждане из всех земных государств и из всех времен. Это сыны и дщери Христа Спасителя, чада живого Бога. Они из тех, кто преставился из этой жизни в жизнь оную и ныне [уже] царствует, но еще не проявился весь блеск и все величие их владычества. Это станет очевидным после Второго пришествия Христа, Судии живых и мертвых. Тогда явится все сияние и все великолепие царства святых. Это – вечное Царство Христа, Бога нашего. Этому царству не будет ни смены, ни конца вовек и во веки веков.

О Господи Иисусе, Созидатель Царства святых, смилуйся над нами, грешными, и приготовь нас к вечному Царству Твоих святых праведников. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь.

 

АПОСТОЛ ТИМОН

Святой апостол Тимон был одним из 7 диаконов, поставленных апостолами для помощи бедным христианским вдовам. Впоследствии он был избран епископом в городе Бостре Аравийском, многих привел к христианству и мученически скончался: его бросили в раскаленную печь.

Тропарь апостолам, глас 3

Апо́столи святи́и,/ моли́те Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод:

Апостолы святые, молите милостивого Бога, да подаст душам нашим прощение прегрешений.

Кондак апостолам Прохору, Никанору, Тимону и Пармену, диаконам, глас 1

Диа́кони честни́и,/ и самови́дцы Сло́ва,/ и сосу́ди избра́ннии яви́стеся ве́ры,/ Никано́р, Про́хор, Парме́н и Ти́мон, сла́внии,/ те́мже днесь свяще́нную па́мять ва́шу пра́зднуем,// в весе́лии се́рдца вас ублажа́юще.

Перевод:

Диаконы почтенные и очевидцы Слова, вы стали избранными сосудами веры, Никанор, Прохор, Пармен и Тимон, славные, потому сегодня священную память вашу празднуем, с радостным сердцем вас прославляя.