11 марта день памяти Святителя Порфирия, архиепископа Газского

11.03.2022

Господи, дай мне вполне предаться Твоей Святой воле, на всякий час этого дня во всем наставь и поддержи меня, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все его события, благослови все мои выхождения и вхождения, деяния дел, слова и помышления, удостой меня всегда радостно прославлять, воспевать и благословлять Тебя во всей жизни моей во славу Твою, а мне грешному во спасение, с молитвенной и иной помощью архистратигов Михаила, Селафиила, моего Ангела хранителя и прочих Святых Небесных сил бесплотных, свт. Порфирия архиеп. Газского, сщмчч. Иоанна Рыльского (Мозырского) и Иоанна пресв. и иных святых сего дня!

Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

"Господь гордым противится, смиренным же дает благодать" (Прит. 3, 34). Припомни особенно слова эти, когда идешь на исповедь. Ничто так, как гордость, не вяжет языка сказать: грешен. Смирись же перед Господом, не пощади себя, не убойся лица человека. Раскрой срамоту свою, да омоешься; покажи раны свои, да исцелеешь; расскажи все неправды твои, да оправдаешься. Чем безжалостнее будешь к себе, тем больше жалости явит к тебе Господь, и отойдешь ты с сладким чувством помилования. Это и есть благодать Господа нашего Иисуса Христа, даваемая от Него тем, которые смиряют себя искренним исповеданием грехов своих.

Бытие Гл. 2: 4 - 13

Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо, 

и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли, 

но пар поднимался с земли и орошал все лице земли. 

И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. 

И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. 

И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла. 

Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки. 

Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото; 12и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс. 

Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш. 

Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.

И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

 

Притчи Соломона Гл. 3: 1 - 18

Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое; 

ибо долготы дней, лет жизни и мира они приложат тебе. 

Милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего, 

и обретешь милость и благоволение в очах Бога и людей. 

Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. 

Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. 

Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: 

это будет здравием для тела твоего и питанием для костей твоих. 

Чти Господа от имения твоего и от начатков всех прибытков твоих, 

и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином. 

Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; 

ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему. 

Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум,- 

потому что приобретение ее лучше приобретения серебра, и прибыли от нее больше, нежели от золота: 

она дороже драгоценных камней; [никакое зло не может противиться ей; она хорошо известна всем, приближающимся к ней,] и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. 

Долгоденствие - в правой руке ее, а в левой у нее - богатство и слава; [из уст ее выходит правда; закон и милость она на языке носит;] 

пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные. 18Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее,- и блаженны, которые сохраняют ее!

Из Охридского Пролога за 26 февраля: 

Рассуждение 

О [в серб. букв:, против. – Ред.] тех, кто в церкви шумит и выходит из храма до окончания богослужения, святой Златоуст пишет так: «Некоторые приступают (ко Причащению) не с трепетом, а с толчеей, тесня друг друга, возгораясь гневом, крича, ругаясь, отпихивая своего ближнего, полные смятения. Об этом я часто говорил и говорить не перестану. Неужели не видите, какое благочиние царит на (языческих) олимпийских играх, когда распорядитель проходит по ристалищу с венцом на голове, облеченный в длинную одежду, держа в руке трость, а глашатай призывает к тишине и порядку! Не отвратительно ли это, что там, где властвует диавол, бывает такая тишина, а там, где к Себе призывает Христос, царит такой шум и гвалт. На ристалище молчание, а в храме крик! На море штиль, а в пристани буря!.. Если приглашен ты на обед, то не смеешь выйти раньше других, хотя бы и прежде других насытился, а здесь, пока еще совершается страшная тайна Христова, пока еще продолжается священнодействие, ты в самой середине оставляешь всё и выходишь! Как можно это простить? Как оправдать? Иуда, причастившись на конечной вечере в ту последнюю ночь, быстро вышел, тогда как все остальные были за трапезой. Вот чьему примеру следуют и те, кто спешит выйти прежде заключительного благодарения!» (Из проповеди на Богоявление.)

Проповедь о внутренней милостыне

Подавайте лучше милостыню из 

того, что у вас есть, тогда всё будет у вас чисто.

Лк. 11:41 

Человеку приличествует внешняя чистота. Но это малая чистота. Несопоставимо важнее внешней чистоты чистота внутренняя. Это великая чистота. Тот или иной сосуд может послужить на пользу только тогда, если изнутри он омыт и чист, хотя бы снаружи и был он закоптелым и покрытым пеплом. Если чаша внутри грязна, ее внешняя чистота никого не привлечет к тому, чтобы из нее пить. Если миска внутри полна копоти и нагара, кто решится из нее есть? В міре сем больше учителей и примеров внешней, нежели внутренней чистоты. Ведь и внешней чистоте легче поучать, и демонстрировать ее легче, нежели внутреннюю. 

Но посмотрите, братья, как Учитель и Образец великой чистоты ставит эту великую чистоту в зависимость от внутренней милостыни. Милостыня, творимая от сердца, очищает сердце человека. Милостыня, творимая от души, очищает человеческую душу. Милостыня, творимая от всего разума, очищает человеческий ум. Одним словом – внутренняя милостыня очищает всего человека. Но если милостыня подается только рукой, то не очищает она даже руку, а тем более сердце, и душу, и ум. Необходима милостыня и от руки, но она очищает подающего только тогда, когда к этой милостыни руку побуждает сердце. Впрочем, помимо этой милостыни, совершаемой рукой, имеются и другие виды милостыни. Молитва за людей – это милостыня внутренняя, а равно и сострадание к людской боли и сорадование чужому счастью. Это милостыня, идущая от сердца и созидающая чистоту и в сердце, и в душе, и в уме. 

Пречистый Господи, помоги нам истинной милостыней стяжать великую чистоту. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 

 

СВЯТИТЕЛЬ ПОРФИРИЙ, АРХИЕПИСКОП ГАЗСКИЙ

Святитель Порфирий, архиепископ Газский, родился около 346 года в Фессалониках, в Македонии. Родители его были людьми состоятельными, и это позволило святителю Порфирию получить хорошее образование. Имея склонность к иноческой жизни, в двадцать пять лет он оставил родину и отправился в Египет, где подвизался на горе Нитрийской под руководством преподобного Макария Великого (память 19 января). Там он встретился с блаженным Иеронимом, посещавшим в то время египетские монастыри. И вместе с ним отправился в Иерусалим на поклонение святым местам и Животворящему Кресту Господню (память 14 сентября), после чего поселился в пустыне Иорданской для молитвенного и постнического подвига. Там святой Порфирий впал в тяжкий недуг. Для исцеления он решил идти к святым местам Иерусалима. Однажды, когда он в полном расслаблении и забытьи лежал у подножия Голгофы, Господь посетил Своего раба в спасительном сновидении. Святой Порфирий увидел Иисуса Христа, сошедшего с Креста и обратившегося к нему со словами: "Приими это Древо и храни его". Проснувшись, он почувствовал себя здоровым. Слова Спасителя вскоре исполнились: Патриарх Иерусалимский посвятил святого Порфирия в пресвитерский сан и поставил хранителем Честного Древа Креста Господня. В то время святой Порфирий получил свою часть родительского наследства – 4 тысячи золотых монет. Все их он роздал нуждающимся и на украшение храмов Божиих.

В 395 году скончался епископ города Газы (в Палестине). Местные христиане отправились в Кесарию к митрополиту Иоанну с просьбой поставить им нового епископа, который мог бы противодействовать язычникам, преобладавшим в их городе и притеснявшим христиан. Господь внушил митрополиту призвать иерусалимского пресвитера Порфирия. Со страхом и трепетом принял подвижник святительский сан, со слезами поклонился Животворящему Древу и отправился для исполнения нового послушания.

В Газе он обнаружил всего три христианские церкви, а языческих капищ и идолов – великое множество. В то время случилось бездождие и великая засуха. Жрецы приносили жертвы идолам, но бедствие не прекращалось. Святитель Порфирий назначил для всех христиан пост, совершил всенощное бдение и обошел с крестным ходом весь город. Сразу же небо покрылось тучами, загремел гром и пролился обильный дождь. Видя такое чудо, многие язычники восклицали: "Один Христос есть Бог Истинный!" После этого события к Церкви присоединились, приняв святое Крещение, 127 мужчин, 35 женщин и 14 детей, а вскоре и еще 110 человек.

Однако язычники по-прежнему притесняли христиан, устраняли их от общественных должностей, обременяли налогами. Святитель Порфирий и митрополит Кесарии Иоанн отправились в Константинополь, чтобы просить защиты у императора. Их принял святитель Иоанн Златоуст (память 14 сентября, 27, 30 января) и оказал действенную помощь.

Святители Иоанн и Порфирий были представлены императрице Евдоксии, которая в то время ждала ребенка. "Потрудись за нас, – сказали епископы императрице, – и Господь пошлет тебе сына, который воцарится при твоей жизни". Евдоксия очень желала иметь сына, ибо прежде у нее рождались дочери. И действительно, в императорском семействе, по молитве святителей, родился наследник. В 401 году последовал указ императора о разрушении в Газе идольских капищ и предоставлении христианам привилегий. Кроме того, императрица дала святителям средства на построение нового храма, который был построен в Газе на месте самого главного капища.

Святитель Порфирий к концу жизни полностью утвердил христианство в Газе и совершенно оградил свою паству от притеснений язычников. По молитвам святителя совершались многочисленные чудеса и исцеления. В течение 25 лет наставлял архипастырь словесное стадо и преставился в преклонном возрасте, в 420 году.

Тропарь святителю Порфирию, архиепископу Газскому, глас 4

Труды́ и боле́зни твоя́, я́же по благоче́стию,/ кто испове́сть, о́тче?/ день бо и ночь не преста́л еси́ трудя́ся,/ до́ндеже от нече́стия Га́зу очи́стив, благоче́стие насади́л еси́,/ тем я́ко всегда́ еси́ предста́тель о ста́де твое́м,/ та́ко, свя́те Порфи́рие,// моли́ Христа́ Бо́га да спасе́т ду́ши на́ша.

Ин тропарь святителю Порфирию, архиепископу Газскому, глас 4

Пра́вило ве́ры и о́браз кро́тости,/ воздержа́ния учи́теля/ яви́ тя ста́ду твоему́,/ я́же веще́й и́стина:/ сего́ ра́ди стяжа́л еси́ смире́нием высо́кая,/ нището́ю бога́тая,/ о́тче Порфи́рие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спасти́ся душа́м на́шим.

Кондак святителю Порфирию, архиепископу Газскому, глас 2

Свяще́ннейшими твои́ми нра́вы украша́емь,/ свяще́нства оде́ждею озари́лся еси́,/ всеблаже́нне Богому́дре Порфи́рие,/ и исцеле́ний удобря́еши возвыше́ньми,// моля́ся непреста́нно о всех нас.